Научная статья на тему 'Коммуникация в семье: традиции семейного чтения в России'

Коммуникация в семье: традиции семейного чтения в России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
615
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА / КНИЖНЫЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ / ЧТЕНИЕ КАК ОБЩЕНИЕ / ТРАДИЦИИ ЧТЕНИЯ В СЕМЬЕ / КОММУНИКАЦИЯ В СЕМЬЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / BOOK CULTURE / BOOK TRADITIONS / FAMILY READING CULTURE / READING AS COMMUNICATION / READING TRADITIONS IN THE FAMILY / COMMUNICATION IN THE FAMILY / INTERPERSONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Микрюкова Т. А.

В условиях нарушения эмоциональных и духовных связей между поколениями в современном российском обществе произошли изменения в отношении к традиции совместного чтения в семье. В статье рассматриваются коммуникативные аспекты традиции семейного чтения в России, изменение организации коммуникации на основе совместного чтения в семье вследствие влияния социально-исторических факторов. Цель статьи выявить возможности организации внутрисемейной коммуникации, основанной на совместном чтении в современных семьях, определить степень актуальности семейного чтения для формирования эмоциональной и духовной культуры семьи. Методология исследования построена на базисных принципах, методах и понятиях теории чтения; концепции чтения как общения; идее семейной коммуникации как источника коллективного смыслопорождения. Использован метод эмпирического исследования семей учащихся Лингвистической гимназии города Кирова, направленного на выяснение актуальности семейного чтения в современных условиях, выявление наличия семейной коммуникации, выстраиваемой посредством чтения. Гипотеза исследования предполагала, что в современном обществе традиции семейного чтения практически утрачены. Опрос позволил обнаружить, что семейное чтение не является исключительным явлением в современном обществе и может служить основой для семейной коммуникации. Основные результаты заключаются в выявлении факта, что семейное чтение является образцовой семейной коммуникацией, в основе которой диалог с книгой, мотивирующий активное взаимодействие между членами семьи и порождающий обмен нравственными и духовными ценностями. Именно это определяет необходимость сохранения традиции семейного чтения как одной из важнейших традиций российского общества. В заключении статьи указывается на перспективу изучения репертуара чтения современной семьи и его влияния на формирование читательских интересов подростков, возможность разработки рекомендаций по организации способов семейного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication in the family: traditions of family reading in Russia

In the conditions of violation of emotional and spiritual ties between generations in modern Russian society, there have been changes in the attitude to the tradition of joint reading in the family. The article discusses the communicative aspects of the family reading tradition in Russia, changes in the organization of communication based on joint reading in the family due to the influence of socio-historical factors. The purpose of the article is to identify the possibilities of organizing intra-family communication based on joint reading in modern families, to determine the degree of relevance of family reading for the formation of emotional and spiritual culture of the family. The research methodology is based on the basic principles, methods, and concepts of reading theory; the concept of reading as communication; and the idea of family communication as a source of collective meaning generation. The method of empirical research of families of students of the Linguistic gymnasium of the city of Kirov, aimed at finding out the relevance of family reading in modern conditions, identifying the presence of family communication, built through reading, is used. The hypothesis of the study suggested that in modern society, the tradition of family reading is almost lost. The survey revealed that family reading is not an exceptional phenomenon in modern society and can serve as a basis for family communication. The main results are to identify the fact that family reading is an exemplary family communication, which is based on a dialogue with the book, motivating active interaction between family members and generating an exchange of moral and spiritual values. This is what determines the need to preserve the tradition of family reading as one of the most important traditions of Russian society. In conclusion, the article points to the prospect of studying the reading repertoire of the modern family and its influence on the formation of reading interests of teenagers, the possibility of developing recommendations for the organization of family reading methods.

Текст научной работы на тему «Коммуникация в семье: традиции семейного чтения в России»

УДК 028.4 DOI: 10.25730/VSU.7606.19.059

Коммуникация в семье: традиции семейного чтения в России

Т. А. Микрюкова

аспирант кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций, Вятский государственный университет, учитель русского языка и литературы, Лингвистическая гимназия города Кирова. Россия, г. Киров. E-mail: tale70@mail.ru

Аннотация. В условиях нарушения эмоциональных и духовных связей между поколениями в современном российском обществе произошли изменения в отношении к традиции совместного чтения в семье. В статье рассматриваются коммуникативные аспекты традиции семейного чтения в России, изменение организации коммуникации на основе совместного чтения в семье вследствие влияния социально-исторических факторов.

Цель статьи - выявить возможности организации внутрисемейной коммуникации, основанной на совместном чтении в современных семьях, определить степень актуальности семейного чтения для формирования эмоциональной и духовной культуры семьи.

Методология исследования построена на базисных принципах, методах и понятиях теории чтения; концепции чтения как общения; идее семейной коммуникации как источника коллективного смыслопорождения. Использован метод эмпирического исследования семей учащихся Лингвистической гимназии города Кирова, направленного на выяснение актуальности семейного чтения в современных условиях, выявление наличия семейной коммуникации, выстраиваемой посредством чтения. Гипотеза исследования предполагала, что в современном обществе традиции семейного чтения практически утрачены. Опрос позволил обнаружить, что семейное чтение не является исключительным явлением в современном обществе и может служить основой для семейной коммуникации.

Основные результаты заключаются в выявлении факта, что семейное чтение является образцовой семейной коммуникацией, в основе которой - диалог с книгой, мотивирующий активное взаимодействие между членами семьи и порождающий обмен нравственными и духовными ценностями. Именно это определяет необходимость сохранения традиции семейного чтения как одной из важнейших традиций российского общества.

В заключении статьи указывается на перспективу изучения репертуара чтения современной семьи и его влияния на формирование читательских интересов подростков, возможность разработки рекомендаций по организации способов семейного чтения.

Ключевые слова: книжная культура, книжные традиции, культура семейного чтения, чтение как общение, традиции чтения в семье, коммуникация в семье, межличностное взаимодействие.

Одной из проблем современного общества в области межличностного взаимодействия стала утрата эмоциональных и духовных связей между поколениями. Эта ситуация определенным образом повлияла на существенные изменения в отношении к традициям русской книжной культуры, в том числе к семейному чтению, на протяжении столетий являвшемуся важным фактором формирования духовно-нравственного сознания российского общества.

Феномен традиции чтения в семье рассматривала в своих трудах А. С. Павлова, определившая понятие семейного чтения как «добровольную и целенаправленную совместную познавательно-коммуникативную и эмоционально-эстетическую деятельность членов семьи», в процессе которой осуществляется развитие личности [16, с. 28].

Семейное чтение исследовалось в работах Е. И. Голубевой, И. А. Зеткиной, Е. А. Николаевой, Т. В. Холодницкой и др. авторов, считающих необходимым сохранение традиций чтения в семье как способа осуществления преемственности в наследовании духовной культуры поколений и предлагающихвозможные пути возрождения и развития этих традиций через целенаправленную деятельность библиотек и учебных заведений, проводимую в данном направлении [5; 7; 19; 24].

Взгляд на книгу как важнейшее средство социализации представлен в трудах Ю. П. Ме-лентьевой [10; 11; 12]. О диалогическом характере чтения как опыта смыслопорождения говорится в работах Л. А. Мосуновой [13; 14; 15]. Е. О. Галицких рассматривает осмысленное чтение как интегрирующее начало развития мышления человека и его духовных практик [4; 25].

Исследуя чтение в семье, важно обратиться к истории семейного чтения как истока формирования одной из важнейших национальных книжных традиций. Интересно рассмот-

© Микрюкова Т. А., 2019

реть в историческом разрезе и на примере организации чтения в современных семьях традицию семейного чтения как диалог поколений, в центре которого - книга как смыслообразую-щее начало, формирующее нравственное и общественное сознание человека.

Семейное чтение возникло еще в Древней Руси, когда оно носило в основном религиозно-нравственный характер. Советы по организации семейного чтения можно найти в «Домострое» и «Поучении князя Владимира Мономаха к детям». Это свидетельствует о том, что чтение формировало моральные устои семьи и влияло как на взаимоотношения в семье, так и на отношение к миру и обществу.

В петровскую эпоху важной составляющей семейных чтений становятся дискуссии по поводу прочитанного. Это формирует новое отношение к книге, она для семьи теперь не только способ принятия мира и его ценностей как данности, а толчок к собственной интеллектуальной и эмоциональной активности.

В период правления Екатерины II развивается женское чтение, книги, прочитанные матерью, оставляют в душе ребенка особый эмоциональный отклик. Материнское чтение в данную эпоху формирует образец отношения к образованию как атрибуту просвещенного человека.

Культура семейного чтения в России окончательно сложилась в конце XVIII - начале XIX века, серьезным образом повлияв на формирование русского национального сознания. В дворянских семьях читались и обсуждались новинки книжных и журнальных изданий. О традиции чтения вслух в семейном кругу можно прочитать в мемуарной и художественной литературе. Семейные чтения формировали творческое и интеллектуальное начало многих русских писателей. Чтение отца вспоминал Д. И. Фонвизин. Ф. М. Достоевский упоминал о том, что о событиях родной истории он узнал благодаря прочитанной вслух отцом книге Н. М. Карамзина. О привычке собираться всей семьей для чтения вновь опубликованных произведений писали Н. С. Лесков, А. П. Чехов, И. А. Бунин [9, с. 50]. Совместное чтение книг придавало общению особую событийность, порождало стремление к творчеству. Старшие члены семьи через выбор для совместного чтения своих любимых книг формировали особым образом связь между поколениями через эмоциональную и духовную общность.

Семейное чтение было традиционным времяпрепровождением не только в дворянских семьях. В конце XIX века, когда начальное образование становится доступным для более широких слоев российского населения, традиция семейного чтения книг проникает в крестьянскую среду. О чтении книг в семье своих родителей вспоминает А. Т. Твардовский: «Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое знакомство с "Полтавой" и "Дубровским" Пушкина, "Тарасом Бульбой" Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина произошло таким именно образом» [22, с. 20].

Здесь мы наблюдаем, что семейное чтение утверждало традиционные крестьянские идеалы, сообщало книге роль особой культурной ценности, укрепляло авторитет отца как носителя образцовых нравственных представлений, которые необходимо передавать новым поколениям.

Социальные изменения, произошедшие в связи с социалистической революцией, не отвергают чтения в семье, но приводят к иному его пониманию. В период ликвидации безграмотности семейные чтения приобретают пропагандистский характер, и это не только пропаганда умения читать, но и пропаганда нового общественного и политического сознания [6]. Перемены произошли и в организации чтения как способа коммуникации, теперь читающий - это не обязательно старший в семье, а тот, кто умеет читать, и чаще всего грамотой первыми в семье овладевали дети. Это будет вести к изменению в семейных взаимоотношениях, смещению значимости и безусловности авторитета старших перед младшими, демократизации отношений в семье.

Определенным образом на традиции семейных чтений повлияли годы Великой Отечественной войны и периода восстановления страны. С одной стороны, суровые условия военных лет разрушали семейные связи и традиции. В то же время существуют многочисленные свидетельства того, что совместное общение с книгой помогало сохранять ощущение ценности жизни, становилось источником веры в завтрашний день.

Традиции семейного чтения продолжали сохраняться в 50-60-е годы XX века. По воспоминаниям моих родителей, выросших в рабочей среде, в их семьях хотя бы раз в неделю отцы читали вслух произведения русской классики, и это чтение осталось одним из важнейших воспоминаний детства. В этот же период появляется альтернатива семейному чтению - радиоспектакли по литературным произведениям, для прослушивания которых тоже собирались всей семьей.

В 70-е годы центральное место в досуге семей занимает телевидение, что не могло не повлиять на снижение интереса к семейному чтению. Но данная культурная традиция утрачивается лишь отчасти. Именно в этот период появляется мода на домашние библиотеки, содержащие большое количество книг (далеко не всегда прочитанных владельцами], библиотеками организуются обсуждения новых злободневных произведений.

Интерес к совместному обсуждению прочитанного оставался актуальным до конца восьмидесятых годов, особенно в период, когда достоянием широкой общественности становятся произведения, ранее не разрешенные к публикации в нашей стране.

Деформация общественного сознания и перестройка нравственных ориентиров, произошедшие в 90-е годы ушедшего столетия, не могли не повлиять как на отношение к семейному чтению, так и к книге как социально-культурному явлению [27].

О возвращении к традициям чтения можно говорить уже с первых десятилетий нового века, когда становится более стабильной экономическая и политическая ситуация в стране. У российских семей появляется возможность возрождения эмоциональной и духовной коммуникации, осуществляемой посредством чтения. Однако отношение современного общества к книге изменилось. Она перестала выполнять функции основного источника информации [1]. Да и сама книга претерпела изменения, приобретя электронный формат. В то же время современное общество не отказывается от книги как носителя нравственного и культурного начала, как возможности осуществлять передачу духовного, эмоционального и творческого опыта предыдущих поколений. В этом смысле семейное чтение может стать важнейшим средством организации диалога поколений и формирования внутрисемейных связей.

Насколько сегодня актуально семейное чтение, можно судить по результатам исследования, проведенного в сентябре 2019 года.

Целью данного исследования явилось выявление качества семейной коммуникации, выстраиваемой посредством совместного чтения. Гипотеза исследования предполагала, что в современном обществе традиции семейного чтения утрачены. Объектом исследования стали семьи, дети из которых учатся в 5-х классах Лингвистической гимназии города Кирова (возраст детей 11-12 лет].

В эксперименте участвовали 42 семьи. В рамках внеурочной деятельности по программе «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом», разработанной под руководством Т. Г. Галактионовой [23], была предложена подготовленная автором статьи анкета, состоящая из 15 вопросов, разделенных на три группы: на 5 вопросов нужно было ответить членам семьи совместно, 5 вопросов предназначались только для родителей, на 5 вопросов дети отвечали самостоятельно. Заполнить анкету нужно было в семейном кругу, готовые варианты ответов не предлагались.

Результаты анкетирования приведены в таблицах.

Таблица 1

Читательская коммуникация в семье_

Вопрос Варианты ответов Число данных ответов (%]

1. Есть ли у вас семейная библиотека? Да 98

Нет 2

2. Если в вашей семье есть книги, каково их ко- В семье нет книг 2

личество? До 100 штук 62

100-250 штук 34

20 полок книг 2

3. Читаете ли вы книги всей семьей? Да 67

Читаем только младшим детям 19

Нет 14

4. Обсуждаете ли вы в семье прочитанные книги? Да Нет 83 17

5. Какую еще информацию вы обсуждаете в семье? (Возможно несколько вариантов] Телепередачи Фильмы 33 36

Новости из интернета 33

Журналы 24

Мультфильмы 7

События дня 38

Целью вопросов для всей семьи было выявление базовых условий для семейного чтения: наличия семейной библиотеки; количества книг, которые ее составляют; наличия в семьях коммуникации на основе чтения; наличия коммуникации, имеющей иные основы.

Таблица 2

Читательские установки взрослых членов семьи_

Вопрос Варианты ответов Число данных ответов (%)

1. Какую литературу предпочитаете вы? (Возможно несколько вариантов) Классическую литературу Публицистику Фэнтези 7 12 14

Приключения 19

Женские романы 36

Детективы 38

Интернет-источники 43

2. Вы предпочитаете читать электронную или бумажную книгу? Электронную Бумажную 29 38

В зависимости от ситуации 33

3. До какого возраста ребенка нужно читать Можно читать детям любого возраста 24

ему книги вслух? До 12-14 лет 24

До тех пор, пока сам не научился чи- 52

тать

4. Любую ли книгу можно давать ребенку Любую, соответствующую возрасту 76

читать? Родители должны быть уверены, что книга не навредит ребенку 24

5. Рекомендуете ли вы ребенку книги для Рекомендую 57

прочтения? Следуем рекомендациям учителя Ребенок имеет право сам выбирать для себя книги 24 19

Вопросы для родителей предполагали выявление читательских предпочтений взрослых членов семьи, их мнение о возможностях совместного с ребенком чтения, возможность влияния родителей на читательские интересы детей.

Таблица 3

Читательские запросы детей_

Вопрос Варианты ответов Число данных ответов (%)

1. Нравится ли тебе, когда родители читают Да 69

тебе книги вслух? Нет 31

2. Нравится ли тебе читать книги вслух для Да 74

родителей? Нет 26

3. Интересно ли тебе обсуждать с родителями Да 71

прочитанные тобой книги? Нет 29

4. Интересно ли тебе обсуждать книги, кото- Да 57

рые прочитали сами родители? Нет 43

5. Книги какой тематики тебе интересны? Приключения 29

(Возможно несколько вариантов) Детективы 38

Фэнтези 24

Энциклопедии 24

Вопросы, заданные детям, были призваны выявить заинтересованность детей в семейной коммуникации на основе совместного чтения, их активность в процессе данной коммуникации, а также определяли читательские предпочтения пятиклассников.

В процессе анкетирования опрошенные показали различное отношение к семейному чтению как способу организации совместного общения.

В большинстве опрошенных семей существует интерес к совместному чтению как важному способу внутрисемейного взаимодействия и средству воспитательного воздействия на интеллектуальный и нравственный мир ребенка. Достаточно высокий процент семей, где чтение является способом совместного досуга, может быть объяснен тем, что дети из них

обучаются в Лингвистической гимназии, то есть семьи мотивированы на получение ребенком уровневого гуманитарного образования и изначально создают условия для интеллектуального, в том числе и читательского, развития.

Подавляющее большинство опрошенных утвердительно ответили на вопрос: «Обсуждаете ли вы в семье прочитанные книги?» В одной из анкет было указано, что после прочтения книги вслух ее содержание обсуждается членами семьи, а особо понравившиеся отрывки еще раз перечитываются. Семейное чтение не воспринимается респондентами только как совместное прочтение книги вслух. Произведение, прочитанное в кругу семьи, выступает в качестве повода для общения, предмета коммуникации, источника коллективного смыслопо-рождения. Говоря иначе, члены семьи становятся обладателями нового интеллектуального и нравственного знания, полученного в процессе совместной читательской деятельности. Общий читательский опыт становится опытом семейного взаимодействия.

Более половины родителей считают для себя необходимым рекомендовать своему ребенку книги для прочтения. Многими родителями были указаны произведения, которые в свое время произвели на них сильное впечатление, и именно эти книги опрошенные считали необходимым рекомендовать для прочтения своему ребенку. В списке таких произведений семь раз встречаются сказки А. М. Волкова; повести Э. Н. Успенского «Дядя Федор, пес и кот» и Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» указаны по пять раз; четырежды упоминаются книги «Три толстяка» Ю. К. Олеши, «Остров сокровищ» Р. Стивенсона и повести В. П. Крапивина. По три раза респонденты упомянули в качестве книг, которые они рекомендовали для прочтения своим детям, «Приключения барона Мюнхаузена» Р. Распе, «Приключения Бурати-но, или Золотой ключик» А. Н. Толстого, «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен, стихотворения А. Л. Барто и С. А. Михалкова. Также родители предполагают в дальнейшем, когда ребенок достигнет соответствующего произведению возраста, предложить прочитать следующие книги: «Старик и море» Э. Хемингуэя, «Матерь человеческая» В. А. Закруткина, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Требование указать произведения, которые родители хотели бы рекомендовать ребенку для прочтения, не входило в формулировку вопроса. Однако желание взрослых членов семьи поделиться рекомендательным списком книг говорит о том, что данные родители считают необходимым влиять на формирование читательских интересов своих детей, что крайне важно, так как это может способствовать воспитанию читательской культуры у представителей молодого поколения, дефицит которой остро ощущается в наши дни [8; 26].

Можно сделать вывод о репертуаре рекомендуемых родителями книг, который включает произведения как русской, так и зарубежной литературы, на протяжении многих десятилетий традиционно предлагаемых для детского и подросткового чтения, а также книги, включенные в школьную программу по литературе. При этом в списке книг отсутствуют произведения, созданные в последние десятилетия. Данный факт может говорить о том, что родители недостаточно знакомы с современными книгами для детей и подростков и могут быть не готовы к оценке читательских предпочтений детей.

Мнение детей о том, нравится ли им, когда родители читают вслух книги, разделились. Большинство учеников пятых классов любят слушать чтение родителей: «Они интересно читают»; «Семейное чтение сближает»; «Родители сразу объяснят, если что-то непонятно»; «Мы можем поделиться впечатлениями, можем читать по ролям»; «Когда читают другие, интереснее представлять то, о чем говорится в книге». Треть пятиклассников ответили на вопрос отрицательно: «Я сам могу читать»; «Когда читаешь сама, запоминаешь, как слова пишутся»; «Самой читать быстрее».

Для части детей чтение книг является способом реализации личностной и познавательной самостоятельности, и потому они считают участие в этой деятельности родителей излишним. Большая же часть пятиклассников воспринимает чтение в семейном кругу как совместную с родителями деятельность, которая для них обретает особую важность. Чтение родителей выступает не только как образец чтения вслух, но и как образец семейного поведения.

Обсуждать прочитанные книги с родителями нравится многим детям: «Родители приучили меня к этому»; «Я прислушиваюсь, даже когда родители обсуждают книги, которые они прочитали сами, без меня, бывает очень интересно». Стремление обсуждать прочитанное говорит о том, что для ребенка не только важно услышать, что думают о произведении родители, но и ощутить значимость собственного мнения, удовлетворить потребность в коммуникативной реализации внутри семьи.

Более половины пятиклассников ответили положительно и на вопрос: «Интересно ли тебе обсуждать книги, которые прочитали сами родители?» Интерес к книгам, которые чита-

ют родители, особенно важен. Сам по себе факт обсуждения взрослыми членами семьи прочитанных ими произведений литературы благотворно влияет на развитие у ребенка потребности в чтении. Интерес к непрочитанным еще книгам - это перспективное знание, завтрашний читательский и интеллектуально-нравственный опыт, который можно реализовать благодаря традициям чтения в семье.

Исследование показало, что семейное чтение не является исключительным явлением в современных семьях. Оно обоюдно интересно как детям, так и родителям. В семейном чтении его участников, как это всегда и было, привлекает возможность эмоционального и интеллектуального общения, стремление ощутить единение, душевное и духовное родство. Совместное чтение осмысливается его участниками как событийное явление, способствующее выстраиванию и укреплению внутрисемейных связей.

Тем самым семейное чтение можно рассматривать как уникальную коммуникацию внутри семьи, как тип активного взаимодействия между ее членами, предполагающий информационный обмен особого рода - обмен нравственными и духовными ценностями, способ сохранения культуры [17]. Подобное взаимодействие вызывает взаимное обогащение и изменение взаимодействующих субъектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основе такой коммуникации лежит деятельность, и эта деятельность совместна. В центре коммуникативного действия - книга, которая в данном случае является не столько источником информации, сколько фактором, мотивирующим совместное смыслопорождение, вызванное творческой мыслью [18; 20; 21].

Семейное чтение - это образец выстраивания диалога с книгой, диалога с миром, в котором участвует и ребенок, и родители [1]. Диалог в нашем исследовании выступает как форма человеческого взаимодействия и условие эффективной коммуникации. Обязательными предпосылками диалога являются: наличие контакта между людьми, общность их языка и общность тезаурусов - запасов смысловой информации [25; 15]. Семейное чтение - не столько досуг, сколько активная совместная эмоциональная и интеллектуальная деятельность членов семьи, способ духовного и нравственного единения поколений.

При этом видится необходимой работа по созданию специальных условий, разработка методик, способствующих сохранению семейного чтения как способа коммуникации и реализуемых через деятельность школ и библиотек [2; 6].

Перспективой исследования в данном направлении будет изучение репертуара чтения современной семьи, его влияния на формирование и изменение читательских интересов подростков в процессе взросления. Предполагается разработать рекомендательный список произведений для семейного чтения, важной составляющей частью которого должны стать произведения современных авторов, в чьих книгах находят отражение реалии и проблемы сегодняшнего дня, актуальные для подростков и их родителей. В пилотный список произведений, предложенный для чтения в семьях подростков 11-13 лет, вошли, например, произведения С. В. Востокова «Фрося Коровина» и Н. Н. Назаркина «Изумрудная рыбка: палатные рассказы», Д. В. Вильке «Грибной дождь для героя». Повесть Н. Ю. Абгарян «Манюня» и ее продолжение видится интересной для чтения в семьях подростков любого возраста. Понять интересы 1315-летних школьников родителям смогут помочь книги разных жанров: «Школа на спичке» М. А. Ботевой, «Помощница ангела» Ю. Н. Кузнецовой, «Утраченная реликвия» С. С. Сухинова, «Записка с сюрпризом» С. А. Лубенец, О. Раина «Слева от солнца». Книги А. В. Жвалевского, Е. Б. Пастернак «Гимназия № 13» и Е. В. Мурашовой «Класс коррекции», поднимающие проблемы социализации и нравственного становления, предполагается обсудить в семьях, воспитывающих подростков 14-16 лет. Важнейшей частью дальнейшей работы над данной темой станет также разработка научно обоснованных рекомендаций по организации способов действия, реализующих коммуникативные и воспитательные возможности семейного чтения.

Важность совместного чтения как общения между родителями и детьми, выстраиваемого посредством книги, неоспорима. Именно поэтому так необходимо сохранять и развивать традицию семейного чтения как одну из важнейших традиций российского общества.

Список литературы

1. Белина Е. В. О развитии понятия «культура чтения» в русской культуре и науке // Человек и образование. 2014. № 3 (40]. С. 61-65.

2. Бородина В. А. Воспроизводство культуры чтения в России: современное состояние и перспективы // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России : сборник науч.-практ. работ. М. : МЦБС, 2007. С. 19-30.

3. Галактионова Т. Г., Казакова Е. И. Приобщение к чтению путем освоения текстов новой природы // От Года литературы - к веку чтения : коллективная монография / науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова. М. : Межрег. центр библ. сотрудничества, 2016. 568 с.

4. ГалицкихЕ. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М. : Библиомир, 2016. 272 с.

5. Голубева Е. И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов // Недетские проблемы детского чтения. М. : Российская государственная библиотека, 2012. С. 15-19.

6. Граник Г. Г. Когда книга учит / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. М. : Педагогика, 1991. 256 с.

7. Зеткина И. А., Николаева Е. А. Семейное чтение в России: в поисках утраченных традиций // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 3 (27). С. 6-10.

8. Кутейникова Н. Е. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2016. 220 с.

9. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб. : Искусство, 1994. 195 с.

10. Мелентьева Ю. П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения). М. : Канон+,

2014. 184 с.

11. Мелентьева Ю. П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире. М. : Наука, 2007. 355 с.

12. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Отделение историко-филол. наук РАН ; Науч. совет РАН «История мировой культуры». М. : Наука, 2010. 182 с.

13. Мосунова Л. А. К вопросу о понимании текстов классической литературы // Вестник ВятГГУ.

2015. № 6. С. 69-76.

14. Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественных текстов. М. : ПЕР СЭ-Пресс, 2006. 336 с.

15. Мосунова Л. А. Управление чтением художественных текстов как процессом порождения смысла // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 135152. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1802.08.

16. Павлова А. С. Методика изучения семейного чтения // Библиосфера. 2007. № 2. С. 28-31.

17. Плотников С. Н. Читательская культура в России // Homo Legens. Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995 г.). М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. 272 с.

18. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика // Смысловое чтение и работа с текстом : учебное пособие. М. : Форум, 2016. 368 с.

19. Пространство детства в семейной повседневности России XIX - начала ХХ вв. / И. А. Зеткина [и др.] / / Вестник Пятигорского лингвистического университета. 2011. № 2. С. 236-240.

20. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС : пособие для учителя. М. : Баласс, 2011. 128 с.

21. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие. СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 2002. 461 с.

22. Твардовский А. Т. Автобиография // А. С. Твардовский. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 1. М. : Художественная литература, 1976. С. 19-28.

23. Учимся успешному чтению / Галактионова Т. Г. [и др.]. // Уч.-метод. комплект для реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в начальной школе. М. : Просвещение, 2012. 96 с.

24. Холодницкая Т. В. Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры // Новая библиотека. 2003. № 9. С. 16-18.

25. Чтение как искусство: герменевтический аспект : коллективная монография / сост. и науч. ред. Е. О. Галицких. Киров : Радуга-ПРЕСС, 2013. 470 с.

26. Щербакова Н. А. Мотивы чтения современной молодежи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 5 (31). С. 190-195.

27. Якимов Г. Р. Читательское поведение времен перестройки // Библиотека и чтение: Проблемы и исследования : сб. науч. трудов / сост. В. Д. Стельмахи [и др.]. СПб., 1995. С. 99-111.

Communication in the family: traditions of family reading in Russia

T. A. Mikryukova

postgraduate student of the Department of journalism and integrated communications, Vyatka State University, teacher of Russian language and literature, Linguistic gymnasium of Kirov.

Russia, Kirov. E-mail: tale70@mail.ru

Abstract. In the conditions of violation of emotional and spiritual ties between generations in modern Russian society, there have been changes in the attitude to the tradition of joint reading in the family. The article discusses the communicative aspects of the family reading tradition in Russia, changes in the organization of communication based on joint reading in the family due to the influence of socio-historical factors.

The purpose of the article is to identify the possibilities of organizing intra-family communication based on joint reading in modern families, to determine the degree of relevance of family reading for the formation of emotional and spiritual culture of the family.

The research methodology is based on the basic principles, methods, and concepts of reading theory; the concept of reading as communication; and the idea of family communication as a source of collective meaning generation. The method of empirical research of families of students of the Linguistic gymnasium of the city of Kirov, aimed at finding out the relevance of family reading in modern conditions, identifying the presence of family communication, built through reading, is used. The hypothesis of the study suggested that in modern society, the tradition of family reading is almost lost. The survey revealed that family reading is not an exceptional phenomenon in modern society and can serve as a basis for family communication.

The main results are to identify the fact that family reading is an exemplary family communication, which is based on a dialogue with the book, motivating active interaction between family members and generating an exchange of moral and spiritual values. This is what determines the need to preserve the tradition of family reading as one of the most important traditions of Russian society.

In conclusion, the article points to the prospect of studying the reading repertoire of the modern family and its influence on the formation of reading interests of teenagers, the possibility of developing recommendations for the organization of family reading methods.

Keywords: book culture, book traditions, family reading culture, reading as communication, reading traditions in the family, communication in the family, interpersonal interaction.

References

1. Belina E. V. O razvitii ponyatiya "kul'tura chteniya" v russkoj kul'ture i nauke [On the development of the concept of "reading culture" in Russian culture and science] // Chelovek i obrazovanie - Human and education. 2014. No. 3 (40). Pp. 61-65.

2. Borodina V. A. Vosproizvodstvo kul'tury chteniya v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Reproduction of reading culture in Russia: current state and prospects] // Podderzhka i razvitie chteniya v bibliotech-nom prostranstve Rossii: sbornik nauch.-prakt. rabot - Support and development of reading in the library space of Russia : collection of scientific- pract. works. M. ICBC. 2007. Pp. 19-30.

3. Galaktionova T. G., Kazakova E. I. Priobshchenie k chteniyu putem osvoeniya tekstov novoj prirody [Introduction to reading by mastering texts of a new nature] // Otgoda literatury - k veku chteniya : kollektivnaya mono-grafiya - From the year of literature - to the age of reading : collective monograph / scient. ed.-comp. V. Y. Aska-rova. M. Interreg. center of bibl. cooperation. 2016. 568 p.

4. Galickih E. O. Chtenie s uvlecheniem: masterskie zhiznetvorchestva [Reading with passion: workshops of life creation]. M. Bibliomir. 2016. 272 p.

5. Golubeva E. I. Podderzhka semejnogo chteniya - obshchaya zadacha specialistov [Support for family reading - a common task of specialists] // Nedetskie problemy detskogo chteniya - Non-child problems of children's reading. M. Russian state library. 2012. Pp. 15-19.

6. Granik G. G. Kogda kniga uchit [When the book teaches] / G. G. Granik, S. M. Bondarenko, L. A. Konceva. M. Pedagogika. 1991. 256 p.

7. Zetkina I. A., Nikolaeva E. A. Semejnoe chtenie v Rossii: v poiskah utrachennyh tradicij [Family reading in Russia: in search of lost traditions] // Vestnik Chelyabinskojgosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv - Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 2011. No. 3 (27). Pp. 6-10.

8. Kutejnikova N. E. Formirovanie chitatel'skoj kompetencii shkol'nika. Detsko-podrostkovaya literatura XXI veka : ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizacij [Formation of the student's reading competence. Children's and adolescent literature of the XXI century : tutorial for general education organizations]. M. Pros-veshchenie. 2016. 220 p.

9. Lotman Yu. M. Besedy o russkoj kul'ture. Byt i tradicii russkogo dvoryanstva (XVIII - nachalo XIX veka) [Conversations about Russian culture. Life and traditions of the Russian nobility (XVIII - early XIX century)]. SPb. Iskusstvo. 1994. 195 p.

10. Melent'eva Yu. P. O chtenii (Razmyshleniya o teoreticheskih aspektah chteniya) [On reading (Reflections on the theoretical aspects of reading)]. M. Kanon+. 2014. 184 p.

11. Melent'eva Yu. P. Chtenie, chitatel', biblioteka v izmenyayushchemsya mire [Reading, reader, library in a changing world]. M. Nauka. 2007. 355 p.

12. Melent'eva Yu. P. Chtenie: yavlenie, process, deyatel'nost' [Reading: phenomenon, process, activity] / Department of Historical and Philological Sciences of the Russian Academy of Sciences. Council of RAS "History of world culture". M. Nauka. 2010. 182 p.

13. Mosunova L. A. K voprosu o ponimanii tekstov klassicheskoj literatury [To the question about the understanding of texts of classical literature] // Vestnik VyatGGU - Herald of VyatSHU. 2015. No. 6. Pp. 69-76.

14. Mosunova L. A. Struktura i razvitie smyslovogo ponimaniya hudozhestvennyh tekstov [Structure and development of semantic understanding of artistic texts]. M. PER SE-Press. 2006. 336 p.

15. Mosunova L. A. Upravlenie chteniem hudozhestvennyh tekstov kak processom porozhdeniya smysla [Management of reading artistic texts as a process of generating meaning] // Vestnik Novosibirskogo gosudar-

stvennogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2018. No. 2. Pp. 135-152. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1802.08.

16. Pavlova A. S. Metodika izucheniya semejnogo chteniya [Methodology for the study of family reading] // Bib-liosfera - Bibliosphere. 2007. No. 2. Pp. 28-31.

17. Plotnikov S. N. Chitatel'skaya kul'tura v Rossii [Reader's culture in Russia] // Homo Legens. Pamyati Sergeya Nikolaevicha Plotnikova (1929-1995 g.) - Homo Legends. In memory of Sergei Nikolaevich Plotnikov (1929-1995). M. House of intellectual books. 1999. 272 p.

18. Prancova G. V., Romanicheva E. S. Sovremennye strategii chteniya: teoriya i praktika [Modern reading strategy: theory and practice] // Smyslovoe chtenie i rabota s tekstom : uchebnoe posobie - Semantic reading and working with text : tutorial. M. Forum. 2016. 368 p.

19. Prostranstvo detstva v semejnoj povsednevnosti Rossii XIX - nachala XX vv. - The space of childhood in family everyday life in Russia of the XIX - early XX centuries / I. A. Zetkina [et al.] / / Herald of the Pyatigorsk Linguistic University. 2011. No. 2. Pp. 236-240.

20. Smetannikova N. N. Obuchenie strategiyam chteniya v 5-9 klassah: kak realizovat' FGOS: posobie dlya uchitelya [Teaching reading strategies in grades 5-9: how to implement the FSES : teacher's guide]. M. Balass. 2011. 128 p.

21. Sokolov A. V. Obshchaya teoriya social'noj kommunikacii: ucheb. posobie [General theory of social communication : tutorial]. SPb. V. A. Mikhailov publishing house. 2002. 461 p.

22. Tvardovskij A. T. Avtobiografiya [Autobiography] // A. S. Tvardovskij. Sobranie sochinenij : v 6 t. [Collected works : in 6 vol]. Vol. 1. M. Hudozhestvennaya Literatura. 1976. Pp. 19-28.

23. Uchimsya uspeshnomu chteniyu - Learning to read successfully / Galaktionova T. G. [et al.] // Uch.-metod. komplekt dlya realizacii mezhdisciplinarnoj programmy "Strategii smyslovogo chteniya i raboty s tekstom" v nachal'noj shkole - Tutorial-method. set for the implementation of the interdisciplinary program "Strategies for semantic reading and working with text" in primary school. M. Prosveshchenie. 2012. 96 p.

24. Holodnickaya T. V. Vozrozhdenie tradicij semejnyh chtenij i ih rol' v formirovanii lichnosti rebenka, vospi-tanii nravstvennosti i kul'tury [Revival of traditions of family readings and their role in the formation of the child's personality, education of morality and culture] // Novaya biblioteka - New library. 2003. No. 9. Pp. 16-18.

25. Chtenie kak iskusstvo:germenevticheskij aspekt: kollektivnaya monografiya - Reading as art: the herme-neutical aspect : collective monograph / comp. and scient. ed. E. O. Galickih. Kirov. Raduga-PRESS. 2013. 470 p.

26. Shcherbakova N. A. Motivy chteniya sovremennoj molodezhi [Motives for reading modern youth] // VestnikMoskovskogogosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - Herald of the Moscow State University of Culture and Arts. 2009. No. 5 (31). Pp. 190-195.

27. Yakimov G. R. Chitatel'skoe povedenie vremen perestrojki [Reader's behavior during perestroika] // Biblioteka i chtenie: Problemy i issledovaniya : sb. nauch. trudov - Library and reading: Issues and studies : collection of scientific works / comp. V. D. Stelmah [et al]. SPb. 1995. Pp. 99-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.