Научная статья на тему 'ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА'

ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-сетевая компетентность / сетевая готовность / сетевая активность / сетевая коммуникативность / сетевая инновационность / сетевое взаимодействие / сетевая среда / information and network competence / network readiness / network activity / network communication / network innovation / network interaction / network environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмина Анастасия Павловна, Абдреев Анатолий Вячеславович

В статье представлено содержание информационно-сетевой компетентности руководителя колледжа. Определено, что с целью успешного решения профессиональных задач в сетевой среде руководителю колледжа необходимо быть готовым осознавать информационные потребности и работать с информационными данными, потоками в профессиональных сетевых сообществах, обеспечивать использования сервисов Интернет в целях построения коммуникативного взаимодействия, а также оценки, интерпретации, анализа информации. На основе научных исследований выявлены формы информационно-сетевой компетентности: сетевая готовность, сетевая активность, сетевая коммуникативность, сетевая инновационность. В работе раскрывается содержание, направления и способы развития этих форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерёмина Анастасия Павловна, Абдреев Анатолий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the content of the information and network competence of the head of the college. It is determined that in order to successfully solve professional tasks in a network environment, the head of the college must be ready to understand information needs and work with information data, flows in professional network communities, ensure the use of Internet services in order to build communicative interaction, as well as evaluation, interpretation, analysis of information. Based on scientific research, the forms of information and network competence have been identified: network readiness, network activity, network communication, network innovation. The paper reveals the content, directions and ways of development of these forms.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА»

отношений между участниками образовательных отношений; привлечение интерактивного контента; привлечение студентов к планированию образовательной деятельности.

Складывание такой архитектуры, в свою очередь, требует глубокой модернизации существующей системы подходов к обучению будущих профессионалов, в т.ч. педагогов.

В этой связи, прежде всего, следует упомянуть некоторое смещение акцентов в ходе преподавания педагогических дисциплин. Ведущими с точки зрения эффективности указанного процесса становятся новые ориентиры. Их можно условно разделить на три группы: ориентиры организационного характера; ориентиры содержательного характера; ориентиры контролирующего характера.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на вышеперечисленные факторы способствует существенным изменениям в вузовской образовательной практике. Методика преподавания педагогических дисциплин, таким образом, приобретает ряд небезынтересных с точки зрения раскрытия темы нашей статьи, особенностей. К ним относятся: практикоориентированность; широкое применение педагогических кейсов; работа в группах; интеграция в образовательный процесс информационных и телекоммуникационных технологий; формирование у будущих профессионалов понимания ценности карьерного развития.

В данной связи определённый интерес вызывают процессы цифровизации преподавания педагогических дисциплин студентам современных российских вузов. Характерная для настоящего этапа развития системы высшего образования глубокая интеграция ИКТ во все сферы её существования требует внесения в коренных преобразований.

Если ранее активность субъектов образовательных отношений сосредотачивалась, прежде всего, на вооружении будущих профессионалов системой необходимых знаний, умений и навыков, то теперь у выпускников вузов должны быть сформированы и другие характеристики. Важнейшая из них - способность осуществлять эффективный поиск, критическую оценку и обработку больших объёмов информации. Кроме того, современный педагог должен уметь эффективно использовать возможности, предоставляемые цифровыми образовательными технологиями.

Литература:

1. Васина, Е.А. Профессионально-деятельностный подход в обучении синхронных переводчиков в вузе / Е.А. Васина // Мир науки, культуры и образования. - 2023. - № 2(99). - С. 7-11

2. Догнак, Н.А. Применение проектных технологий в высших учебных заведениях / Н.А. Догнак // Молодой учёный. - 2019. - № 389(276). - С. 151-153

3. Ерина, И.А. Кейс-метод как ведущая технология формирования коммуникативной компетентности / И.А. Ерина, С.П. Черкашина, В.А. Лапшин // Мир науки, культуры и образования. - 2022. - № 2(93). - С. 266-268

4. Круглова, Н.Р. Некоторые аспекты анализа опыта цифровизации высшего образования / Н.Р. Круглова, И.В. Сартаков // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - Т.10. - № 1. - С. 3499-3507

5. Обухова, Л.Ю. Слияние академических и цифровых навыков при обучении студентов английскому языку в контексте multitasking / Л.Ю. Обухова // Мир науки, культуры и образования. - 2022. - № 5(96). - С. 120-122

6. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении / И.Р. Лазаренко, Н.А. Матвеева, С.В. Колесова [и др.]. - Барнаул: АлтГПУ, 2021. - 40 с.

7. Панина, Е.А. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях / Е.А. Панина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2020. -№ 3(46). - С. 60-67

8. Саркисян, P.P. СДО Moodle как средство концепции смешанного обучения (на примере обучения русскому языку в экономическом ВУЗе) / P.P. Саркисян // Русское слово в международном образовательном пространстве: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. - Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2021. - С. 420-425

9. Староверова, Н.П. Использование цифровых и информационных технологий в процессе обучения профессиональному английскому языку / Н.П. Староверова, Н.Г. Кондрахина, О.Н. Петрова // Самоуправление. - 2019. -Т. 2. -№2(115). - С. 189-191

10. Ярычев, Н.У. Диалог поколений в культурно-цивилизационной системе современной России / Н.У. Ярычев. -Кисловодск: Магистр, 2015. -292 с.

11. Ярычев, Н.У. Историко-культурологические основания феномена толерантности / Н.У. Ярычев // 5 Ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава чеченского государственного университета. Гуманитарные науки. - Грозный: Чеченский государственный университет, 2016. - С. 297-300

12. Ярычев, Н.У. Место и роль молодёжи в контексте государственной молодёжной политики Российской Федерации / Н.У. Ярычев, Е.В. Маликова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-10. - С. 2265-2269

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы Ерёмина Анастасия Павловна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); аспирант кафедры педагогики высшей школы Абдреев Анатолий Вячеславович

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье представлено содержание информационно-сетевой компетентности руководителя колледжа. Определено, что с целью успешного решения профессиональных задач в сетевой среде руководителю колледжа необходимо быть готовым осознавать информационные потребности и работать с информационными данными, потоками в профессиональных сетевых сообществах, обеспечивать использования сервисов Интернет в целях построения коммуникативного взаимодействия, а также оценки, интерпретации, анализа информации. На основе научных исследований выявлены формы информационно-сетевой компетентности: сетевая готовность, сетевая активность, сетевая коммуникативность, сетевая инновационность. В работе раскрывается содержание, направления и способы развития этих

Ключевые слова: информационно-сетевая компетентность, сетевая готовность, сетевая активность, сетевая коммуникативность, сетевая инновационность, сетевое взаимодействие, сетевая среда.

Annotation. The article presents the content of the information and network competence of the head of the college. It is determined that in order to successfully solve professional tasks in a network environment, the head of the college must be ready to

understand information needs and work with information data, flows in professional network communities, ensure the use of Internet services in order to build communicative interaction, as well as évaluation, interprétation, analysis of information. Based on scientific research, the forms of information and network compétence have been identified: network readiness, network activity, network communication, network innovation. The paper reveals the content, directions and ways of development of these forms.

Key words: information and network compétence, network readiness, network activity, network communication, network innovation, network interaction, network environment.

Введение. Развитие цифрового общества предопределяет системные изменения в сфере образования и качественных характеристиках субъектов образовательного процесса. Деятельность руководителя образовательной организации обновляется в аспекте влияния многочисленных непрерывных социокультурных, государственно-политических и личностно-профессиональных тенденций, что влечет за собой обновление задач профессионально-управленческой деятельности и требований к ее эффективной реализации, в том числе в системе профессионального образования. Наряду основными функциями управления, становится важным определить новый функционал деятельности руководителя колледжа, отражающий умения воспринимать и передавать информацию, чувства, эмоции и умозаключения; способность выстраивать активный диалог, пользоваться профессионально-значимой информацией; готовность использовать свой потенциал и воспринимать совместную сетевую деятельность, видеть свою роль и место в ее организации. В сложившихся условиях возникает функция «сетевой личности» руководителя колледжа, обуславливающая поиск новых подходов к взаимодействию с субъектами образовательного процесса. Поэтому значительная роль в профессиональном развитии руководителя колледжа в условиях цифровой трансформации принадлежит информационно-сетевой компетентности.

Государственная политика в области развития образования активно поддерживает различные формы цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности человека, уделяя особое внимание социальным сферам. Развитие социально значимых профессиональных компетенций работников образования становится одной из основных задач в отечественных стратегических документах. Это находит свое отражение в обновлении нормативно-правовой базы, разработке, принятии и реализации федеральных проектов национального проекта «Образование», а также стратегических целевых программ на федеральном и региональном уровне. Особо стоит выделить Указ Президента РФ №203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы», направленный на развитие цифрового образования в Российской Федерации, в котором актуализирована задача обеспечения готовности субъектов образования ц сетевому взаимодействию.

Аналитические исследования подтверждают необходимость развития информационно-сетевой компетентности руководителя колледжа. Так, согласно аналитическому докладу НИУ ВШЭ 2023г. большинство преподавателей и, соответственно, руководителей в сфере СПО обладают базовым уровнем цифровых навыков, в частности, они могут выполнять основные операции при сетевой коммуникации, работе с контентом и с информацией в сетевой среде [8].

Степень изученности проблемы. Проблема развития информационной компетентности, в том числе руководителя, менеджера раскрывается в исследованиях А.А. Ахаяна, А.М. Акимова, Р.М. Красовского, В.В. Базелюк, Е.А. Гнатышиной, Е.В. Гнатышиной, Л.И. Дудиной, C.B. Тришиной, А.В. Хуторского и др. Авторы раскрывают анализируемое понятие как ключевую компетентность современного человека; умение работать с информацией; составляющую профессиональной компетентности; способность ориентироваться в современном потоке и готовность к отбору информационных средств; интегративное качество личности.

Информационно-сетевая компетентность как комплекс способностей личности исследуется А.И. Каптеревым. Автор в своей работе [3] останавливается на подробном анализе данного понятия, включающего психологические, структурно-функциональные, экономические, технические и этические способности. Владение высоким уровнем информационно-сетевой компетентности определяет возможности использования личностью информационных средств и технологий в сетевой жизнедеятельности [3, С. 8].

Цель исследования: раскрыть формы информационно-сетевой компетентности руководителя колледжа.

Изложение основного материала статьи. На основе анализа научных публикаций под информационно-сетевой компетентностью руководителя колледжа мы понимаем интегративное качество, представляющее собой готовность осознавать информационные потребности и работать с информационными данными, потоками в профессиональных сетевых сообществах, обеспечивающее эффективное использование сервисов Интернет в целях построения коммуникативного взаимодействия.

Мы придерживаемся позиции А.И. Каптерева в определении форм информационно-сетевой компетентности и выделяем сетевую готовность, сетевую активность, сетевую коммуникативность, сетевую инновационность. Остановимся на содержании данных форм информационно-сетевой компетентности подробнее.

Сетевая готовность понимается нами как настроенность к действию, «активно-деятельностное состояние», определяющее мотивацию, смысл, отношение к деятельности. По мнению А.И. Каптерева сетевая готовность связана, прежде всего, с ценностно-мотивационной сферой личности и наличием устойчивых компетенций, раскрывающее предрасположенность в триаде «хочу, знаю, умею», что необходимо для информационного обмена, построения взаимодействия в сетевой среде.

Развитие сетевой готовности как формы информационно-сетевой компетентности в нашем понимании проходит через все ее компоненты. Мотивационно-ценностный компонент раскрывается в мотивах личности, активизирующие ее отношение к деятельности в сетевых профессиональных и образовательных сообществах, а так же в ценностях (информация как ценность, сеть как ценность, взаимодействие как ценность), определяющих мотивационные побуждения и ценностные ориентации в профессионально-управленческой деятельности. Данный компонент отвечает за элемент «хочу». Когнитивный компонент включает в себя систему осознанных знаний о профессионально-управленческой информации и источниках ее получения, методах и формах работы с информацией в сети профессиональных сообществ, а также ее представления, позволяющих решать задачи, стоящие перед руководителем колледжа. Деятельностный компонент отражает совокупность приемов, способов и методов, позволяющих работать с информацией в условиях сетевой среды [4].

Развитие сетевой готовности руководителя колледжа предполагает создание атмосферы позитивного отношения к профессиональной деятельности в сетевой среде, осознание необходимости изменений, желание включиться в деятельность по сетевому взаимодействию и коммуникации в сети, обогащению информацией и развитию соответствующих умений. Прояснение мотивов и потребностей, жизненных целей, развитие самосознания, понимание собственной ответственности за свои профессиональные мотивы становятся целями при проведении тренинговых занятий, презентации успешных практик саморазвития, ведения портфолио.

Готовность, компетентность и активность - связанные друг с другом понятия. Многие авторы отождествляют понятия готовность и компетентность, и определяют, что это результат профессиональной подготовки в профессиональной образовательной организации или организации высшего образования. Мы под компетентностью понимаем интегративное качество личности, а готовность - состояние личности, позволяющие проявить данное качество при решении

профессиональных задач. Без активности - не может быть готовности к деятельности, и соответственно, овладения компетентностью. Поэтому активность - становится предпосылкой готовности и, соответственно, развития компетентности [4].

Сетевая активность связана с такими компетенциями личности, как «умею, делаю», Развитие сетевой активности руководителя колледжа возможно через включение его в сетевое взаимодействие. По мнению A.A. Ахаян реализовать взаимодействие в современном образовании невозможно без интерактивного сотрудничества в онлайн и офлайн режимах. Сетевая организация образовательного процесса становится главной особенностью развития информационного общества. Руководитель организует и управляет совместной деятельностью всего педагогического коллектива. Создание необходимого пространства обеспечивает возможность профессионального развития через получение субъектного опыта сетевой деятельности.

Раскрывая понятие «активность» мы придерживаемся точки зрения A.B. Леденевой, которая отмечает, что «важной особенностью активности является интенсивная деятельность, обязательно сопряженная с усилием воли человека». Активность рассматривается автором как личностное качество, проявляющееся в ценностном отношении, инициативности и самостоятельности. Это проявляется в направленности содержания, продуктах познания, участии в мероприятиях, получении и использовании опыта деятельности, самостоятельности в поиске и нахождение необходимой информации [5].

Говоря о сетевой активности, отметим, что технологическое обеспечение сетевого взаимодействия определяют технологии, базирующиеся на использовании ресурсов Интернет, диалоговые технологии, технологии сетевого сотрудничества и кооперации. Основными сетевыми технологиями в настоящее время являются: средства для хранения закладок, социальные сетевые сервисы для хранения мультимедиа ресурсов, блоги, социальные геосервисы, социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов, карты знаний, площадки для проведения вебинаров.

Третья форма информационно-сетевой активности, на которой останавливаемся - сетевая коммуникативность. Она выражается компетенциями «знакомлюсь, взаимодействую», содержание которых определяется контактами, спектром общения, аккаунтами, сетевыми сообществами. Сетевая коммуникативность - важное современное качество личности, которое становится неспецифической ключевой компетентностью цифровой экономики. Коммуникативность в целом определяет готовность и способность личности воспринимать и передавать информацию, чувства, эмоции и умозаключения. Важны умения «слушать и слышать», а также излагать свои мысли. Большое значение приобретает овладение высоким уровнем речевой культуры.

Руководитель, владея данным качеством, легко встраивается в общее информационное коммуникативное поле сети, которая включает разные виды организационных коммуникаций между участниками управленческого взаимодействия. Обладая сетевой коммуникативностью, руководитель включается в активный профессиональный диалог, выражает альтернативные точки зрения, согласовывает представления участников о перспективах развития, способах достижения поставленных целей.

Необходимость развития сетевой коммуникативности подчеркивается идеями A.A. Ахаян о развитии сетевой личности. Автор выделяет важность удовлетворения современной личностью (сетевой личностью) коммуникативной и познавательной потребности на пике интереса [1].

Отметим также материалы доклада A.A. Орлова, в котором он определяет, что интернет и социальные сети меняют формы взаимоотношений между людьми, влияя на становление их субъектности. Коммуникация в сетевом сообществе прочно вошла в жизнь современного школьника и студента. Кроме того, автор выделяет коммуникативную стороны взаимодействия, связывая ее с достижением ценностно-смыслового понимания. Это особенно важно при цифровой трансформации общества и распространения влияния Интернета, когда постоянная изменчивость затрагивает ценностно-смысловую сторону [7].

Значимыми ресурсами в проявлении сетевой коммуникативности обладают сетевые образовательные и профессиональные сообщества. По мнению М.В. Никитина, сетевое образовательное сообщество колледжа - коллективный субъект непрерывного профессионального образования, который участвует в проектировании образовательного процесса, за счет имеющихся ресурсов обеспечивает качество персональных профессиональных квалификаций, коллективные результаты по освоению нового опыта деятельности, воспроизведение новых социально-ценностных и экономических укладов [6].

Важным становится подготовка платформы взаимодействия и информационное насыщение сетевой среды контентом и ресурсами. Они способствуют освоению, закреплению, применению знаний, умений и навыков в условиях осуществления коммуникации, осознанию социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений, рассматриваемых в условиях использования информационного ресурса Интернет [2].

Большую значимость на современном этапе приобретают облачные сервисы. Популярным в сфере образования стал Yandex. Облачные сервисы используются для поиска информации в интернете (поисковик), наглядного представления (таблица), разработки тестов, опросов (форма), создания творческих образовательных продуктов, общения, хранения информации и совместного доступа к ней, создания трехмерного видеоряда для визуализации информации, коллективной деятельности и др. Блоги и технологии Вики-Вики позволяют публиковать, редактировать учебно-методические и научные материалы. Дают возможность организовать площадку для консультаций, для научных дискуссий, применения элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Площадкой для проведения мероприятий становятся сервисы Яндекс.Телемост, Webinar.ru, платформы Сферум, для проведения онлайн совещаний, семинаров, занятий.

Сетевая инновационность как форма информационно-сетевой компетентности характеризуется в исследованиях А. И. Каптерева как «созидаю, творю» [3, С. 25]. Сетевая инновационность как качество личности руководителя выражает способы поведения и существования совместной деятельности, характеризуется высокой степенью восприятия управленческой деятельности, видением своей роли и места в ее проведении, полноценным задействованием управленческого потенциала и развитием творческих качеств менеджера. Высокий уровень сетевой инновационности зависит от уровня методологической культуры и развития творческих способностей, инновационного стиля мышления, а также от ярко выраженного стремления к саморазвитию.

Включение в совместную деятельность реализуется через участие в сетевых образовательных проектах, реализации соответствующих образовательных программах и мероприятиях, что в свою очередь способствует развитию сетевой инновационности. Сетевая инновационность проявляется в создании различных продуктов деятельности, таких как проекты и программы развития образовательных организаций, комплекты методических материалов, базы данных инновационного методического опыта, тематические сайты и другое. Руководители могут размещать в пространстве свои разработки и успешные практики, проводить обучающие мероприятия, тренинги и мастер-классы, сетевые мероприятия, а также процедуры аттестации в сети. Основными механизмами функционирования становятся самоорганизация и коммуникация.

Технологическую основу составляют сетевые технологии в профессионально-управленческой деятельности, направленные на эффективное сетевое взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса, а также с социальными партнерами и заинтересованными лицами.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы и современных публикаций по обозначенной проблеме позволил установить, что информационно-сетевая компетентность руководителя колледжа обеспечивает его готовность решения профессиональных и личных задач в сетевой среде. Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией системы образования и обновленными требованиями к руководителю колледжа. Необходимость развития информационно-сетевой компетентности подтверждается нормативно-правовыми документами, определяющими государственную и образовательную политику, а также результатами сравнительных и аналитических исследований.

Определено, что информационно-сетевая компетентность руководителя колледжа рассматривается как интегративное качество личности, обеспечивающее эффективность профессионально-управленческой деятельности в современных условиях. Содержание раскрывается такими формами, как сетевая готовность, сетевая активность, сетевая коммуникативность, сетевая инновационность.

Выводы. Сетевая готовность и сетевая активность тесно связаны между собой. Без активности - не может быть готовности к деятельности. Поэтому активность - становится предпосылкой готовности и, соответственно, развития информационно-сетевой компетентности руководителя колледжа. Сетевая готовность, в первую очередь, выражается осознанием необходимости изменений, желанием включиться в деятельность по сетевому взаимодействию и коммуникации в сети, обогащению информацией и развитию соответствующих умений. Сетевая активность проявляется в направленности содержания, продуктах познания, участии в мероприятиях, получении и использовании опыта деятельности, самостоятельности в поиске и нахождение необходимой информации. Включение руководителя в общее информационное поле сетевой среды не возможно без выстраивания активного диалога и установления взаимодействия. Сетевая коммуникативность позволяет воспринимать и передавать информацию, чувства, эмоции и умозаключения. Сетевая инновационность как качество личности руководителя выражает способы поведения и существования совместной деятельности, характеризуется высокой степенью восприятия деятельности, видением своей роли и места в ее проведении, полноценным задействованием потенциала и развитием творческих качеств.

Литература:

1. Ахаян, A.A. Сетевая личность как педагогическое понятие: приглашение к размышлению [Электронный ресурс] / A.A. Ахаян // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - 2017. - № 8. -Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2017/2560.htm

2. Ерёмина, А.П. Возможности сетевой образовательной среды колледжа в карьерном проектировании / А.П. Ерёмина, Е.С. Батырбаев // Личность. Профессия. Карьера. Сборник научных трудов психолого-педагогического профориентационного форума с международным участием. - 2020. - С. 97-102

3. Каптерев, А.П. Формирование информационно-сетевой компетентности школьников: системно-деятельностный подход: монография / А.И. Каптерев. - М.: Онто-принт, 2018. - 194 с.

4. Ксенофонтова, А.Н. Содержание и структура информационно-сетевой компетентности руководителя нефтегазового сектора / А.Н. Ксенофонтова, A.B. Абдреев // В сборнике: Роль нефтегазового сектора в технико-экономическом развитии Оренбуржья. Материалы научно-практической конференции, посвященной 2021 году - году науки и технологий. Труды РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Оренбургский филиал. - Саратов, -2021. - С. 96-103

5. Леденева, A.B. Стратегия развития профессиональной активности обучающегося / A.B. Леденева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2016. -№7. - С. 82-86

6. Никитин, М.В. Сетевые образовательные сообщества СПО как инновационный субъект непрерывного образования / М.В. Никитин // Professional Education in Russia and Abroad. - №3. - 2017. -C. 25-29

7. Орлов, A.A. Портрет «сетевой личности» в контексте теории поколений / A.A. Орлов // Педагогика. - 2019. -№ 10. - С. 5-17

8. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней: аналитический доклад / Н.Б. Шугаль, Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова и др.; нац исслед ун-т «Высшая школа экономики». - М : НИУ ВШЭ, 2023 - 164 с.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Ерофеева Лариса Викторовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Приятелева Яна Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань) преподаватель Шипицина Надежда Михайловна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В данной статье описывается природа образовательных технологий, их возможности для формирования мотивации у обучающихся. Представлены характеристики образовательных технологий и разъяснена их сущность. Обоснованы критерии педагогической эффективности новых технологий с позиции личностно-ориентированного образования. Выделены основные цели внедрения образовательной технологии, их актуальность. Проведено экспериментальное исследование педагогической эффективности современной образовательной технологии по критериям личностно-ориентированной педагогики.

Ключевые слова: технология, технология обучения, образовательная технология, игровая технология, научное образование, образовательный процесс, алгоритм взаимодействия, способ совместной деятельности.

Annotation. This article describes the nature of educational technologies, their possibilities for the formation of motivation among students. The characteristics of educational technologies are presented and their essence is explained. The criteria of pedagogical effectiveness of new technologies from the perspective of personality-oriented education are substantiated. The main objectives of the introduction of educational technology and their relevance are highlighted. An experimental study of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.