Aniskin Vladimir Nikolaevich, Dobudko Tatiana Valerianovna, Zamara Elena Viktorovna STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION ...
pedagogical sciences
УДК 37.013.46
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0026
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА В КОЛЛЕДЖЕ
© 2019
Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики, заведующий кафедрой физики, математики и методики обучения Добудько Татьяна Валерьяновна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького, д. 65/67, e-mail: [email protected]) Замара Елена Викторовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна (443099, Россия, Самара, ул. Галактионовская, д. 37, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье с позиции цифровизации системы образования предлагается поэтапная модель формирования и развития информационной компетентности будущих менеджеров туризма в колледже путем адаптации и трансформации их информационной подготовки, как одного из основных компонентов содержания основных образовательных профессиональных программ техникумов и колледжей, готовящих специалистов этого направления, к новым требованиям социального заказа и потенциальных работодателей. Показана зависимость современных квалификационных требований к уровню профессиональной компетентности специалистов сферы туризма не только от новых условий цифровой экономики, а и от изменения содержания теоретических и практических задач их подготовки, характеризующейся системным, междисциплинарным и метапредметным характером, нестандартностью, глобальностью вызовов и возможных последствий. Обоснована целесообразность поэтапного формирования информационной компетентности будущих менеджеров туризма в колледже посредством специальной алгоритмизации целей, задач, содержания, методов, форм, условий, технологий обучения и управления, в том числе информационно-коммуникационных, а также оценки результатов на каждом этапе. Предполагается, что в качестве наиболее оптимального варианта для достижения цели исследования может быть использована модель, распределяющая действия субъектов образования колледжа по учебным семестрам и курсам на три основных этапа: адаптивно-формирующий, проектировочно-исследовательский и информационно-конструкторский, которые рассматриваются как временные периоды учебно-воспитательного процесса колледжа, происходящего на субъект-субъектном уровне. Приводятся характеристики каждого из этапов формирования и развития информационной компетентности у студентов колледжа. Определяются основные условия эффективности реализации алгоритмической последовательности для оптимизации исследуемых процессов. Доказывается, что выполнение отмеченных условий в рамках предложенной трехэтапной модели формирования и развития информационной компетентности у обучающихся по основным профессиональным образовательным программам подготовки менеджеров туризма в системе среднего профессионального образования обеспечивает высокий уровень данной компетентности у будущих специалистов.
Ключевые слова: цифровизация экономики; информационная компетентность; студент колледжа; система среднего профессионального образования; менеджер туризма; информационно-коммуникационные технологии; информационное обучение; поэтапное формирование и развитие информационной компетентности.
STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE MANAGERS OF TOURISM COLLEGE
© 2019
Aniskin Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of Department of Mathematics, Physics and Computer Science, head of the Department of Physics, Mathematics and Teaching Methods Dobudko Tatiana Valerianovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, st. Maxim Gorky, 65/67, e-mail: [email protected]) Zamara Elena Viktorovna, the teacher of General Professional Disciplines Samara State College of Service Technologies and Design (443099, Russia, Samara, st. Galaktionovskaya, 37, e-mail: [email protected])
Abstract. The article from the position of digitalization of the education system proposes a step-by-step model of formation and development of information competence of future tourism managers in the College by adapting and transforming their information training as one of the main components of the content of the main educational professional programs of technical schools and colleges, training specialists in this direction, to the new requirements of social order and potential employers. The dependence of modern qualification requirements to the level of professional competence of tourism specialists not only on the new conditions of the digital economy, but also on changes in the content of theoretical and practical problems of their training, characterized by systemic, interdisciplinary and metasubject nature, non-standard, global challenges and possible consequences. The expediency of step-by-step formation of information competence of future managers of tourism in College by means of special algorithmization of the purposes, tasks, contents, methods, forms, conditions, technologies of training and management, including information and communication, and also an assessment of results at each stage is proved. It is assumed that as the most optimal option to achieve the goal of the study, a model can be used that distributes the actions of the subjects of College education in terms of academic semesters and courses into three main stages: adaptive-forming, design-research and information-design, which are considered as the time periods of the educational process of the College, taking place at the subject-subject level. The characteristics of each of the stages of formation and development of information competence of College students are given. The basic conditions for the effectiveness of the algorithmic sequence for the optimization of the processes are determined. It is proved that the implementation of these conditions in the framework of the proposed three-stage model of formation and development of information competence of students in the main professional educational programs of tourism managers in the system of secondary vocational education provides a high level of this competence in future professionals.
Keywords: digitalization of the economy; information competence; College student; system of secondary vocational education; tourism Manager; information and communication technologies; information training; step-by-step formation and development of information competence.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В ус-
педагогические науки
Аниськин Владимир Николаевич, Добудько Татьяна Валерьяновна, Замара Елена Викторовна ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...
ловиях перехода всех отраслей российской экономики на цифровые основы, предопределенного Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2024 года [1] одной из актуальнейших проблем среднего профессионального образования (СПО) продолжает оставаться задача формирования и развития информационной, социально-технологической, цифровой компетентности будущих специалистов всех направлений подготовки, в том числе и сферы сервиса, включая менеджеров туризма. Наряду с этим, поэтапная информационная подготовка менеджеров туристских и гостиничных услуг, как один из основных компонентов содержания основных образовательных профессиональных программ (ОПОП) техникумов и колледжей, готовящих специалистов этих направлений нуждается в коррекции и адаптации к условиям цифрового общества. Включение обучающихся в решение профессиональных и личностных задач в этих условиях требует модернизации информационно-образовательной среды образовательных учреждений (ИОС ОУ) высшего и СПО и совершенствования традиционных, современных и перспективных образовательных и иных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Очевидно, что это требование особенно актуально для качественной подготовки будущих специалистов в ОУ высшего и СПО, в том числе и менеджеров сферы сервиса как одной из наиболее быстро меняющихся отраслей социальной жизни, что подтверждается Национальной доктриной образования Российской Федерации до 2025 года [2] и закреплено федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм (ФГОС СПО) [3].
Изменение квалификационных требований к уровню профессиональной компетентности специалистов сферы сервиса обусловлено не только необходимостью их подготовки к работе в гостиничных, туристических и иных компаниях и организациях в условиях цифровой экономики, а и дополнительной актуализацией задач формирования и развития информационной грамотности, компетентности и, в конечном счете, информационной культуры работников-профессионалов, в том числе, сервис-менеджеров, результаты деятельность которых будут соответствовать социальному заказу цифрового общества. При этом, под информационной компетентностью специалиста мы понимаем его способность находить, аккумулировать, систематизировать, интерпретировать, анализировать, критически оценивать информацию, получаемую как посредством ИКТ, так и другими способами, с позиции решаемых профессиональных задач, делать аргументированные выводы, эффективно и продуктивно использовать ее при планировании и реализации своей деятельности в конкретной производственной ситуации, в соответствии с запросами потребителей [4]. Стоит также отметить, что помимо достижения будущим менеджером туризма необходимого уровня сформированности информационной компетентности в процессе его подготовки в ОУ СПО, для успешной самореализации его общего профессионально-личностного потенциала в условиях цифровой экономики, появления перспективных средств ИКТ, изменения социально-экономических условий и отношений, оказывающих существенное влияние на туристическую индустрию, сервис-менеджер туризма должен обладать и такими компетенциями, как личностно-профессиональная, социально-культурная и коммуникационная, входящими в общую информационную компетентность специалиста.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вышеприведенные размышления для обоснования актуальности темы нашего исследования, вынесенного в заголовок статьи, и ее связи с важными научными и практическими задачами,
основаны на положениях ныне действующих законодательных и директивных документов. Достаточно убедительным их подтверждением можно считать результаты монографических, диссертационных и других исследований, отраженные в работах таких ученых и специалистов в области высшего и СПО, как: Е.А. Алилуйко [5], А.Г. Веденеев [6], Д.Д. Донев [7], А.Н. Завьялов [8], А.С. Карпеченко [9], О.А. Кизик [10], Т.М. Лобышева [11; 12], Г.Б. Паршукова [13], Е.В. Положевец [14], К.А. Стародуб [15], C.B. Тришина [16], Я.М. Хаштыров [17] и др.
Анализ и теоретическое осмысление проблем формирования и развития информационной компетентности менеджеров туризма в системе СПО, с позиции подходов указанных авторов к исследованию и выявлению специфики и закономерностей ее формирования в условиях личностно-ориентированной парадигмы образования, предопределили целесообразность поэтапного формирования и развития данной компетентности у будущих менеджеров туризма в период их подготовки в колледже посредством специальной алгоритмизации последовательности целей, задач, методов, форм, условий и технологий обучения [18-21], в том числе ИКТО, а также поэтапной оценки результатов обучения на каждом этапе.
В основу этого процесса положена логика и стратегия, заключающаяся в комплексном формировании всех компонентов через поэтапное и строго последовательное формирование их составляющих [11-17]. Это объясняется тем, что специфика подготовки менеджеров туризма такова, что, начиная с первого курса их обучения в колледже, необходимо постепенно формировать все компоненты исследуемой компетентности, поскольку они отчетливо проявляются в процессе предметного обучения и организации поисково-исследовательской работы студентов. Подобная иерархическая упорядоченность [19-21] способна обеспечить последующую интеграцию освоенных компетенций и дать общий ожидаемо-про-гнозируемый результат информационной подготовленности специалиста туристской отрасли.
Формирование целей статьи (постановка задания). Исходя из такого предположения, основную цель нашей статьи можно сформулировать как определение наиболее оптимальных этапов формирования и развития информационной компетентности будущих менеджеров туризма в процессе их подготовки в колледже. Считаем, что для достижения поставленной цели наилучшим вариантом может стать трехэтапная модель формирования исследуемой компетентности, распределяющая действия преподавателей и обучающихся колледжа по учебным семестрам и курсам следующим образом:
- первый этап (адаптивно-развивающий) - 1 учебный семестр (1 курс обучения);
- второй этап (проектировочно-исследовательский) -2-3 учебные семестры (1-2 курсы обучения);
- третий этап (информационно-конструкторский) - 4 учебный семестр (2 курс обучения).
Эти этапы учебно-воспитательного процесса (УВП) проходят на субъект-субъектном уровне, что позволяет определить особенности совместной деятельности преподавателя и обучающихся. Такая пошаговая алгоритмическая последовательность [20; 21] позволяет в условиях ОУ СПО оптимизировать процесс формирования и развития информационной компетентности менеджера туризма.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
1. Адаптивно-формирующий этап. На данном этапе происходит адаптация студентов-первокурсников колледжа к новым условиям обучения, активное формирование и совершенствование у обучающихся базы новых знаний и умений в области ИКТ. Известно, что основными факторами адаптации считаются те условия и обстоятельства, которые существенно влияют на темпы
Aniskin Vladimir Nikolaevich, Dobudko Tatiana Valerianovna, Zamara Elena Viktorovna pedagogical
STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION ... sciences
и результаты деятельности человека в конкретных условиях. Применимо к учебной деятельности студентов колледжа, можно выделить две группы таких факторов: субъективные и средовые.
К субъективным факторам относятся пол, физиологические и психологические характеристики личности, а к средовым факторам - условия учебы, режим и характер учебной и внеучебной деятельности, особенности социальной среды и т.д. [19-22]. Ведущая роль в структуре личностных факторов адаптации отводится мотивации достижения успеха, когда личностный потенциал индивида проявляется в деятельности. Не менее значимое место среди психологических механизмов адаптации занимает самооценка, неадекватность самооценки часто становится препятствием на пути адаптации [22-24].
Адаптационные процессы всегда связаны с определенной перестройкой привычных устое личности: переходом человека в новый режим и ритм жизнедеятельности, вхождением в новые социальные роли и т.п. В условиях начального этапа обучения студентов-первокурсников в колледже следует различать следующие формы их адаптации к новым условиям:
- формальную, как познавательно-информационное приспособление к структуре ОУ СПО, новому коллективу учащихся и преподавателей, содержанию обучения в системе СПО, новым требованиям, правам и обязанностям обучающихся;
- социально-психологическую, определяющую новые социально-личностные и психологические отношения и условия;
- дидактическую, определяемую новыми учебно-педагогическими условиями: средствами педагогической коммуникации, уровнем требовательности обучающих, методами и технологиями оценки результатов и т.д.;
- поисково-исследовательскую;
- коммуникативную;
- учебно-воспитательную, определяющую формированию у студентов гуманистических взглядов;
- профессиональную, связанную с процессом адаптации в условиях производственных практик [4; 22].
Стоит отметить, что на адаптивно-формирующем этапе студенты-первокурсники неизбежно сталкиваются и с проблемой адаптации к новой для них электронной ИОС ОУ и условиям обучения в ней. К основным трудностям, которые усложняют процесс адаптации студентов на первом этапе формирования информационной компетентности можно отнести те же, что отмечены выше применимо к адаптационным формам, добавив к ним психофизиологические факторы, базирующиеся на недостаточной сформированности необходимых психологических качеств личности обучающихся. При этом, главная задача социально-психологической и дидактической адаптаций состоит в приобретении студентами умений и навыков творческой учебно-научной деятельности через их привлечение к информационно-исследовательской работе. Однако, определяющую роль для формирования информационной компетентности на этом этапе будет играть адаптация студентов к особенностям применения ИКТ в сфере туристического менеджмента, которая охватывает их профессиональную сферу деятельности [7-9; 19-24]. Также, начиная с первого семестра в учебно-воспитательной и профессиональной адаптации обучающихся постепенно выделяется аспект прикладной адаптации к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, который оказывает влияние на все иные формы адаптации.
Как мы видим, на данном этапе происходит первоначальное, но уже весьма активное формирование системных обобщенных знаний в области ИКТ в профессиональной деятельности. При этом, все изучаемые студентами-первокурсниками дисциплины: математические, естественнонаучные, гуманитарные и общепрофессиональные имеют направленность на формирование и последовательное развитие информационной компетент-110
ности у обучающихся, так как они преподаются с обязательным повседневным применением ИКТ в условиях электронной ИОС [25] колледжа. Поэтому реализация всего цикла учебных дисциплин обеспечивает одновременное комплексное формирование всех компонентов профессиональной и информационной компетентности будущего менеджера туризма. Формирование информационной компетентности у студентов первого курса начинается с изучения ими дисциплины «Информатика», а продолжается этот процесс на втором курсе при изучении дисциплины «ИКТ в профессиональной деятельности», т.е., учебный план ОПОП подготовки менеджеров туризма в системе СПО составлен таким образом, что овладение информационной компетентностью обучающимися происходит непрерывно на протяжении всего периода обучения.
Очевидно и то, что первый этап формирования информационной компетентности у студентов колледжа -будущих менеджеров туризма имеет определенную развивающую направленность в плане совершенствования базы знаний и умений в области ИКТ. Большинство из них в начале своего обучения воспринимают компьютеры, ноутбуки и другую компьютерную технику лишь как средства общения в социальных сетях, игр и развлечений. Это обуславливает необходимость адаптации и даже определенной трансформации личностных качеств студентов в процессе изучения ими информатики и ИКТ в направлении развития способностей обучающихся, необходимых для успешного предметного обучения ИКТ вообще и их применению в профессиональной сфере, в частности. Поэтому данный этап можно рассматривать как подготовительный для дальнейшего успешного профессионального становления студентов [26].
2. Проектировочно-исследовательский этап. На втором этапе формирования и развития информационной компетентности будущих менеджеров туризма в процессе их подготовки в колледже реализуется стратегия интеграции профессионально- и личностно-ориентиро-ванного обучения, в основу которой положено: предоставление свободы выбора образовательных траекторий обучающимися в соответствии с их индивидуальными способностями, интересами, потребностями и возможностями; учет потребностей потенциальных работодателей в подготовке необходимых им специалистов; развитие ОУ СПО, выстраивающих интегрированные образовательные программы [19-21], ориентированные на формирование и развитие информационной компетентности будущих менеджеров туризма в процессе их подготовки.
Стоит подчеркнуть, что необходимым, и достаточно высоким, потенциалом для формирования и развития ведущих компонентов информационной компетентности у студентов колледжа на характеризуемом проектировоч-но-исследовательском этапе обладает профессионально-ориентированная технология [4; 26]. В этот период обучения (второй и третий учебные семестры) у студентов колледжа происходит активное формирование и развитие таких основных компонентов информационной компетентности, как:
- знания в области специальных и ИКТ-дисциплин, таких как «Информационный менеджмент», «Информационный маркетинг», «ИКТ в профессиональной деятельности», «География туризма» и т.д.;
- умения использовать информационно-справочную литературу и добывать необходимую информацию;
- знания по методам и средствам защиты интеллектуальной собственности и информационных ресурсов;
- теоретические знания и практические умения и навыки по ИКТ, связанные с профессиональной предметной областью и информационным сопровождением объектов профессиональной деятельности;
- мотивационно-ценностное отношение к ИКТ-деятельности в сфере туризма;
- оптимизация умений и навыков использования ИКТ
педагогические науки
Аниськин Владимир Николаевич, Добудько Татьяна Валерьяновна, Замара Елена Викторовна ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...
для решения целевых задач, связанных с их применением в туристическом бизнесе;
- приобретение навыков эффективного взаимодействия с информационными системами и сетями, использования их возможностей в решении прикладных задач;
- приобретение опыта проведения поисково-исследовательской работы с использованием компьютерных средств и современного программного обеспечения [22] путем активного участия в них;
- профессиональная мобильность, гибкость мышления и коммуникативность.
Активное формирование и развитие перечисленных составляющих на данном этапе происходит посредством изучения общепрофессиональных и ИКТ-дисциплин и профессиональных модулей, а также интенсивным и масштабным приобщением студентов к поисково-исследовательской работе и проектно-исследовательской деятельности [21], что обеспечивает специфические особенности формирования информационной компетентности у студентов, обучающихся по ОПОП подготовки менеджеров туризма в системе СПО. Необходимо отметить, что особую значимость на втором этапе формирования и развития информационной компетентности у будущих менеджеров туризма в колледже приобретает их поисково-исследовательская деятельность, направленная на творческое развитие личности обучающегося, формирование профессиональной и личностной мобильности, гибкости мышления и способности оценивания качественных характеристик используемых ИКТ, программных средств, других цифровых интерактивны и мультимедийных компьютерных средств, в полной мере способствующих приобретению необходимого опыта и развитию компетенций для рационального и эффективного применения ИКТ в профессиональной деятельности.
Как мы видим, на проектировочно-исследователь-ском этапе происходит интенсификация процессов формирования и развития информационной компетентности у будущих менеджеров туризма в иных субъективно и объективно изменяемых условиях, с другими целевыми задачами и установками, что, в свою очередь, обусловливает необходимость применения новых ИКТ-средств педагогической коммуникации [19; 20], помимо используемых на предыдущем этапе. Тем самым обеспечивается последовательное развитие ранее сформированных компонентов (компетенций) информационной компетентности у обучающихся, изучение динамики которого выступает как важный элемент мониторинга деятельности субъектов образования по повышению качества УВП колледжа.
3. Информационно-конструкторский этап. Данный этап является завершающей фазой процессов формирования и развития информационной компетентности у будущих менеджеров туризма в колледже и проходит в четвертом учебном семестре второго курса, во многом отличаясь от предыдущих двух этапов. Можно констатировать, что на этом этапе у студентов колледжа продолжается активное формирование и развитие следующих основных составляющих компонентов информационной компетентности:
- знаний и умений эффективного применения информационного и программного обеспечения на основе современных методов, средств и технологий, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования;
- мотивационно-ценностного отношения к использованию ИКТ в профессиональной деятельности в сфере туризма, критериям эффективности информационно-значимых решений для эффективной туроператорской и турагентской деятельности и самообразования;
- выполнению курсовых проектов и дипломных работ с применением ИКТ и профессионального программного обеспечения, а также учебных проектов исследовательского характера и др. [19-22; 26-35]._
На информационно-конструкторском этапе формирования и развития информационной компетентности у студентов колледжа активно применяется диагностическая карта мониторинга их учебных достижений, а результаты мониторинга являются основой для принятия решений по совершенствованию содержания теоретического и практического обучения. Стоит отметить при этом, что в качестве форм и методов эффективного контроля, способствующих активизации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых [20] в плане формирования и развития компонентов информационной компетентности выступают компьютерные развивающие игры предметного содержания, сетевые проектные и конкурсные мероприятия социально-значимой направленности, учебные и научные олимпиады, презентации новых возможностей перспективных средств ИКТ, различные формы компьютерного тестирования (групповое тестирование, самотестирование, тренинги) и т.д.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Данные мониторинга всех трех охарактеризованных нами этапов формирования и развития компонентов информационной компетентности у будущих менеджеров туризма в период их подготовки в колледже показали, что достижение эффективности этих процессов и получение необходимого результата вполне возможно с помощью специально организованной совместной учебно-воспитательной, учебно-методической и творческо-исследовательской работы преподавателей и студентов как систематической, целенаправленной, взаимосвязанной и последовательно изменяющейся деятельности в соответствии с поставленными целью и задачами подготовки специалиста сферы туристического бизнеса, соответствующего социальному заказу цифрового общества. Результаты опытно-экспериментальной части исследования подтвердили, что выполнение отмеченных условий в рамках трехэтапной модели формирования и развития информационной компетентности обучающихся обеспечивают весьма высокий уровень данной компетентности у будущих менеджеров туризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017. № 1632-р) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/ files/.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4.10.2000. N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2000/10/11/ doktrina-dok.html.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70683774/.
4. Аниськин В.Н., Замара Е.В. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности сервис-менеджеров туризма в системе среднего профессионального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 9-12.
5. Алилуйко Е.А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 148 с.
6. Веденеев А.Г. Формирование педагогической компетентности менеджеров социально-культурной сферы: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 177 с.
7. Донев Д.Д. Анализ компонентной структуры информационной компетентности будущих менеджеров //Педагогика высшей школы. 2017. №2. С. 30-33.
8. Завьялов А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): автореф. дис. ... канд. пед. наук Тюмень, 2005 17 с.
9. Карпеченко А.С. Формирование информационной компетентности современного менеджера: дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2012. 180 с.
10. Кизик О.А. К вопросу о становлении информационной компетентности как составляющей профессиональной компетентности выпускника профессионального лицея // Университеты в образовательном пространстве региона: материалы научно-методической конференции. Петрозаводск, 2003. Ч. 1. С. 23-25.
11. Лобышева Т.М. Информационная компетенция — основа профессиональной компетентности современного менеджера по туризму //Педагогическая информатика. 2011. № 4. С.57-67.
_12. Лобышева Т.М. Педагогические условия эффективного форми-
Aniskin Vladimir Nikolaevich, Dobudko Tatiana Valerianovna, Zamara Elena Viktorovna STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION ...
pedagogical sciences
рования базисных профессиональных компетенций у будущих специалистов индустрии туризма // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. Ч. 3. С. 619-624.
13. Паршукова Г.Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография. Новосибирск: НГТУ, 2006. 253 с.
14. Положевец Е.В. Формирование в вузе межэтнической толерантности менеджеров сферы туризма: дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 237 с.
15. СтародубК.А. Формирование практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в вузе: дис. ... канд. пед. наук. М, 2007. 171 с.
16. Тришина C.B. Информационная компетентность как педагогическая категория //Интернет-журнал «Эйдос». 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm.
17. Хаштыров Я.М. Формирование этнокультурной компетентности будущих менеджеров в условиях среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 158 с.
18. Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. Содержание и пути формирования информационной компетентности педагогов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 200-203.
19. Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Проектирование и реализация андрагогической модели обучения студентов-заочников в технических вузах // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5 (2). С. 372-375.
20. Овчинникова Л.П. Модель самоуправляемой самостоятельной работы студентов // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-5. С. 1253-1256.
21. Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Проблемы организационно-методического обеспечения и поддержки инклюзивного онлайн образования //Молодой ученый. 2016. №16.1. С. 29-33. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/120/33330/.
22. Нехожина Е.П. Формирование профессиональной компетентности инженеров по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем: дис. ... канд. пед. наук. Димитровград, 2009. 267 с.
23. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). Изд. 3. М.: «Консультант плюс — новые технологии», 2011. 320 с.
24. Галкина И.А. Взаимосвязь особенностей самооценки личности и исполнительской деятельности //Проблемы педагогики и психологии. 2008. № 4. С. 134-138.
25. Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Добудько Т.В., Пугач В.И. Деятельность преподавателя в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза: особенности и проблемы адаптации // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы XIII международной научно-практической конференции. Самара: СГСПУ, 2018. С. 8-14.
26. Замара Е.В. Концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования (СПО) // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 55-59.
27. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Развитие коммуникативного интегративного компонента профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 269-272.
28. Кургина С.О., Копцева М.Г., Суржиков В.И. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионного продукта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 231234.
29. Локша А.В., Марченко О.Г. Анализ возможностей создания современных объектов в системе туристских предложений на территории Приморского края //Вестник НГИЭИ. 2016. № 11 (66). С. 65-72.
30. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 46-50.
31. Гордиенко С.В. Определение технологического подхода исследования потенциала территории при создании регионального турпро-дукта //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 72-76.
32. Белецкая И.А. Этапы формирования готовности будущих специалистов сферы туризма как педагогический процесс //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 215-217.
33. Ильичева Е.В. Роль социально-культурного сервиса как носителя национальных ценностей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 54-56.
34. Еремина А.П. Развитие информационной компетентности будущего менеджера (направление 44.04.01 «Педагогическое образование») при реализации сетевой образовательной программы // Педагогика и психология: перспективы развития: материалы III международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 67-71.
35. Царева М.И. Информационная компетентность: теория и технология развития //Молодой ученый. 2015. № 17. С. 580-583.
Статья поступила в редакцию 26.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019