Научная статья на тему 'ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ'

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология / технология обучения / образовательная технология / игровая технология / научное образование / образовательный процесс / алгоритм взаимодействия / способ совместной деятельности / technology / learning technology / educational technology / game technology / scientific education / educational process / interaction algorithm / method of joint activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева Лариса Викторовна, Приятелева Яна Александровна, Шипицина Надежда Михайловна

В данной статье описывается природа образовательных технологий, их возможности для формирования мотивации у обучающихся. Представлены характеристики образовательных технологий и разъяснена их сущность. Обоснованы критерии педагогической эффективности новых технологий с позиции личностно-ориентированного образования. Выделены основные цели внедрения образовательной технологии, их актуальность. Проведено экспериментальное исследование педагогической эффективности современной образовательной технологии по критериям личностно-ориентированной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерофеева Лариса Викторовна, Приятелева Яна Александровна, Шипицина Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the nature of educational technologies, their possibilities for the formation of motivation among students. The characteristics of educational technologies are presented and their essence is explained. The criteria of pedagogical effectiveness of new technologies from the perspective of personality-oriented education are substantiated. The main objectives of the introduction of educational technology and their relevance are highlighted. An experimental study of the pedagogical effectiveness of modern educational technology according to the criteria of personality-oriented pedagogy was conducted.

Текст научной работы на тему «ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»

Технологическую основу составляют сетевые технологии в профессионально-управленческой деятельности, направленные на эффективное сетевое взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса, а также с социальными партнерами и заинтересованными лицами.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы и современных публикаций по обозначенной проблеме позволил установить, что информационно-сетевая компетентность руководителя колледжа обеспечивает его готовность решения профессиональных и личных задач в сетевой среде. Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией системы образования и обновленными требованиями к руководителю колледжа. Необходимость развития информационно-сетевой компетентности подтверждается нормативно-правовыми документами, определяющими государственную и образовательную политику, а также результатами сравнительных и аналитических исследований.

Определено, что информационно-сетевая компетентность руководителя колледжа рассматривается как интегративное качество личности, обеспечивающее эффективность профессионально-управленческой деятельности в современных условиях. Содержание раскрывается такими формами, как сетевая готовность, сетевая активность, сетевая коммуникативность, сетевая инновационность.

Выводы. Сетевая готовность и сетевая активность тесно связаны между собой. Без активности - не может быть готовности к деятельности. Поэтому активность - становится предпосылкой готовности и, соответственно, развития информационно-сетевой компетентности руководителя колледжа. Сетевая готовность, в первую очередь, выражается осознанием необходимости изменений, желанием включиться в деятельность по сетевому взаимодействию и коммуникации в сети, обогащению информацией и развитию соответствующих умений. Сетевая активность проявляется в направленности содержания, продуктах познания, участии в мероприятиях, получении и использовании опыта деятельности, самостоятельности в поиске и нахождение необходимой информации. Включение руководителя в общее информационное поле сетевой среды не возможно без выстраивания активного диалога и установления взаимодействия. Сетевая коммуникативность позволяет воспринимать и передавать информацию, чувства, эмоции и умозаключения. Сетевая инновационность как качество личности руководителя выражает способы поведения и существования совместной деятельности, характеризуется высокой степенью восприятия деятельности, видением своей роли и места в ее проведении, полноценным задействованием потенциала и развитием творческих качеств.

Литература:

1. Ахаян, A.A. Сетевая личность как педагогическое понятие: приглашение к размышлению [Электронный ресурс] / A.A. Ахаян // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - 2017. - № 8. -Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2017/2560.htm

2. Ерёмина, А.П. Возможности сетевой образовательной среды колледжа в карьерном проектировании / А.П. Ерёмина, Е.С. Батырбаев // Личность. Профессия. Карьера. Сборник научных трудов психолого-педагогического профориентационного форума с международным участием. - 2020. - С. 97-102

3. Каптерев, А.П. Формирование информационно-сетевой компетентности школьников: системно-деятельностный подход: монография / А.П. Каптерев. - М.: Онто-принт, 2018. - 194 с.

4. Ксенофонтова, А.Н. Содержание и структура информационно-сетевой компетентности руководителя нефтегазового сектора / А.Н. Ксенофонтова, A.B. Абдреев // В сборнике: Роль нефтегазового сектора в технико-экономическом развитии Оренбуржья. Материалы научно-практической конференции, посвященной 2021 году - году науки и технологий. Труды РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Оренбургский филиал. - Саратов, -2021. - С. 96-103

5. Леденева, A.B. Стратегия развития профессиональной активности обучающегося / A.B. Леденева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2016. -№7. - С. 82-86

6. Никитин, М.В. Сетевые образовательные сообщества СПО как инновационный субъект непрерывного образования / М.В. Никитин // Professional Education in Russia and Abroad. - №3. - 2017. -C. 25-29

7. Орлов, A.A. Портрет «сетевой личности» в контексте теории поколений / A.A. Орлов // Педагогика. - 2019. -№ 10. - С. 5-17

8. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней: аналитический доклад / Н.Б. Шугаль, Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова и др.; нац исслед ун-т «Высшая школа экономики». - М : НИУ ВШЭ, 2023 - 164 с.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Ерофеева Лариса Викторовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Приятелева Яна Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань) преподаватель Шипицина Надежда Михайловна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В данной статье описывается природа образовательных технологий, их возможности для формирования мотивации у обучающихся. Представлены характеристики образовательных технологий и разъяснена их сущность. Обоснованы критерии педагогической эффективности новых технологий с позиции личностно-ориентированного образования. Выделены основные цели внедрения образовательной технологии, их актуальность. Проведено экспериментальное исследование педагогической эффективности современной образовательной технологии по критериям личностно-ориентированной педагогики.

Ключевые слова: технология, технология обучения, образовательная технология, игровая технология, научное образование, образовательный процесс, алгоритм взаимодействия, способ совместной деятельности.

Annotation. This article describes the nature of educational technologies, their possibilities for the formation of motivation among students. The characteristics of educational technologies are presented and their essence is explained. The criteria of pedagogical effectiveness of new technologies from the perspective of personality-oriented education are substantiated. The main objectives of the introduction of educational technology and their relevance are highlighted. An experimental study of the

pedagogical effectiveness of modern educational technology according to the criteria of personality-oriented pedagogy was conducted.

Key words: technology, learning technology, educational technology, game technology, scientific education, educational process, interaction algorithm, method of joint activity.

Введение. В современной ситуации быстрой модернизации знаний старые знания теряют свою актуальность. Чтобы достичь высокого уровня компетентности и поддерживать его на профессиональном уровне, необходимо овладеть педагогическими технологиями, формирующими позитивную личность, овладеть профессиональными навыками работы независимо от большого объема информации [2, С. 21]. Ученые полагают, что термин «технология» впервые появился в научной литературе в 1772 году с развитием машиностроения, а затем использовался в образовании как процесс промышленных инноваций.

Изложение основного материала статьи. Образовательная технология - это совокупность методов, форм и средств, используемых для последовательного формирования познавательного процесса и структуры взаимодействия между обучающимися и обучающего. Буквальный перевод слова «образовательная технология» - это наука об искусстве. Однако в педагогических определениях такого общего понятия нет. На сегодняшний день существует более 300 определений термина «образовательная технология». Рассмотрим несколько:

1. Образовательная технология - это система, в которой непрерывно реализуется заранее спланированный образовательный проект, обеспечивающий достижение педагогических целей», - так считает A.A. Байкова.

2. По мнению Г.Н. Ксензова: «Образовательная технология - это системная и последовательная модернизация в практике заранее запланированного образовательного процесса».

3. Такие исследователи как В.П. Беспалько и В.Т. Фоменко связывают образовательные технологии с наиболее важными аспектами обучения: «Образовательные технологии - это наиболее важный способ реализации образовательного процесса» или «механизм, который способствует функционированию образовательного контента», «обеспечивает содержание, имеющее педагогическую значимость».

4. Иные считают, что главной и важной характеристикой образовательной технологии достижении гарантированных целей:

- «решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, решение которых должно поддаваться четкому описанию и определению» [1, С. 29];

- «технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа...Технологияразрабатывается на основе конкретных условий и ориентирована на данный результат, а не на прогнозирование» (А. Кушнир);

- «...разрабатывается на основе конкретных условий и ориентирована на данный результат, а не на прогнозирование» (В.Г. Гульчевская).

Суть образовательной технологии заключается в изменении характера и стиля образования.

Помимо развития умственных способностей обучающихся происходит личностное развитие, то есть сам процесс обучения предполагает различное поведение обучающего и обучаемого: они выступают равноправными партнёрами образовательного процесса [3, С. 58].

Отличительными признаками образовательной технологии являются: эффективность, алгоритмичность, прогнозируемость, системность, оптимальность, диагностичность, воспроизводимость, иерархичность.

Для понимания сути данных признаков, рассмотрим ещё одно определение образовательной технологии. «Образовательная технология» - это вид общей деятельности обучающего и обучаемого, для которых присущи:

- алгоритмичность - последовательность в выполнении действий;

- диагностичность - постоянное и систематическое измерение уровня образовательных достижений и сформированности воспитательных качеств;

- системность - взаимосвязь основных элементов технологии, какими являются цель, содержание, формы, методы, средства взаимодействия участников педагогического процесса. Соотношение результата и количества затраченных ресурсов определяет эффективность образовательной технологии;

- оптимальность - предполагает получение максимального результата при минимальных затратах;

- иерархичность - означает, что существуют образовательные технологии разного ранга, т.е. главные, например, концепции развития образования, и второстепенные, которые используются в пределах одного или нескольких учебных дисциплин или тем;

- прогнозируемость образовательной технологии ориентирована на заранее определенный результат.

Однако отличительной особенностью любой образовательной технологии является то, что она ориентирована на характ ер деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса, и только потом на содержание, предмет, обстановку.

Итак, можно сделать вывод: образовательная технология - это алгоритм совместных действий обучающего и обучаемых, направленный на обеспечение соответствия результатов и целей. При этом на всех этапах реализации данной технологии систематически проводятся педагогические измерения, то есть текущая (коррекционная) и итоговая (обобщающая) педагогическая диагностика.

Органичное сочетание эффективных методов обучения и профессиональных качеств педагога позволяет добиться высоких результатов. Применяя те или иные образовательные технологии, педагог должен стремится уйти от шаблонного построения занятия, нерационального распределения времени на занятии, отсутствия самостоятельности, пассивности или видимости активности обучающихся, слабой обратной связи, отсутствия индивидуального обучения [4, С. 90].

Использование образовательных технологий в своей работе позволяет постоянно улучшать качество преподавания, повышать эффективность обучения, выступать организатором самостоятельной и активной деятельности обучающихся, быть консультантом и помощником. Но эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении, и требует от педагога высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

Согласно ФГОС нового поколения современное обучение отличается от традиционного тем, что определяется как приобретение предметных знаний и умений с помощью активных познавательных методов и применение этих знаний в качестве результата в нестандартных жизненных ситуациях. С применением новых технологий можно устранить монотонность и однообразие образовательного процесса и создать условия для смены видов деятельности обучающихся.

Для выполнения требований ФГОС 3++ наиболее подходят следующие образовательные технологии: технология развития критического мышления; информационно - коммуникационная; технология развивающего обучения; проектная; модульная; технология проблемного обучения; игровые технологии; кейс-технология; технология интегрированного обучения; педагогика сотрудничества; технологии уровневой дифференциации; групповые технологии и др.

Подробнее рассмотрим игровые технологии.

В настоящее время использование этих технологий в образовательном процессе в ВУЗах встречается редко.

Эти технологии являются одним из интерактивных методов обучения. Преимущества использования игровых технологий на занятиях заключаются в активизации процесса обучения, повышение интереса к дисциплине, снятие усталости, развитие внимания, творческое понимание преподаваемого материала.

Игровая активность стимулирует запоминание и понимание изучаемого материала и способствует повышению мотивации. Игра влияет на развитие обеих частей мозга: правая отвечает за интуицию и воображение, левая - за анализ, математику и логику. Обучающиеся очень заинтересованно и внимательно принимают предложение преподавателя «поиграть на занятии».

Наиболее часто игровые методы применяются для текущего контроля знаний. Рассмотрим пример такого контроля. Преподавателями предметно-методической комиссии для контроля знаний по теме «Аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве» была разработана интеллектуальная игра «Сапёр». Данная игра проверяет знания теоретического материала. Обучающиеся готовятся к игре самостоятельно с помощью учебных пособий, конспектов лекций и практических занятий. На проведение данной игры отводится 30 минут. Обучающиеся распределяются на две команды (первый и второй ряд). Роль ведущего может выполнять не только преподаватель, но и обучающийся. Ведущий обязательно знакомит с правилами игры. Правила игры такие: на игровом поле, представляющем собой квадрат, состоящий из 10 столбцов (обозначенных буквами русского алфавита) и 10 строк (обозначенных цифрами), размещаются 15 «мин», обозначаемые крестиком. Они не могут «касаться» друг друга (находиться в соседних клетках). Главная цель - «обезвредить» минное поле соперника. Каждая команда самостоятельно располагает «мины» на своем поле. Рабочие листы передают преподавателю. За клеточками, в которых расположены «мины» закреплены вопросы. Капитаны команд на доске рисуют поля. Каждый участник команд поочередно выходит к полю соперника и делает «ход», называя координаты клетки. Команда имеет право подсказывать игроку, куда стрелять. Ведущий комментирует результаты: «мина» или «безопасная клетка». При по попадании на «мину», ходившему задается вопрос, если он отвечает на этот вопрос, то «мина обезврежена», если нет, то участник «подрывается» и выбывает из игры и ход передаётся другой команде. Бели участник попадает на «безопасную клетку», то ход переходит следующему участнику этой же команды.

Пример возможных теоретических вопросов:

- определение скалярного произведения векторов;

- формула вычисления скалярного произведения векторов в координатной форме;

- определение векторного произведения;

- формула вычисления векторного произведения векторов в координатной форме;

- определение смешанного произведения векторов;

- формула вычисления смешанного произведения векторов в координатной форме;

- условие перпендикулярности двух векторов;

- условие коллинеарности двух векторов;

- условие компланарности трех векторов;

- если скалярное произведение двух векторов равно нулю, то векторы называются...;

- если векторное произведение двух векторов равно нулю, то векторы называются...;

- если смешанное произведение трех векторов равно нулю, то векторы называются...;

- перечислите геометрические приложения скалярного произведения двух векторов;

- перечислите геометрические приложения векторного произведения двух векторов;

- перечислите геометрические приложения смешанного произведения трех векторов.

Таким образом, каждой команде может быть задано 15 вопросов. Игра завершается после того, как участники «разминируют», всё поле соперника. Побеждает команда, которая это сделала первой. Эта игра помогает выявить степень усвоения программного материала и готовность к изучению последующих тем.

Рассмотрим пример игры, не требующей затрат аудиторного времени. Предварительно обучающиеся готовят вопросы на изучаемую тему. На занятии все по цепочке задают подготовленные вопросы друг другу, оценивая при этом правильность полученных ответов. Цель проведения такой игры - выявление степени усвоения теоретического материала. Такую игру можно проводить не только на практическом занятии для повторения или закрепления наиболее сложного материала, но и на лекции для связи нового материала с ранее изученным.

Положительным моментом такой игры является то, что обучающиеся одновременно учатся говорить, слышать, исправлять ошибки других, тем самым, закрепляя и свои знания.

Для проверки домашнего задания можно применить такую игру как «Домино». Обучающиеся работают в группах. Одна группа работает у доски. Каждой группе раздаётся свой комплект карточек «Домино». Карточки перемешиваются и делятся поровну между участниками группы. Раскладывать домино начинает тот участник, у которого в карточке заполнена только правая часть. Далее участникам группы на другой карточке необходимо найти ответ на задание. В результате получается цепочка. «Домино» считается разложенным, если все карточки использованы крайние половинки первой и последней карточки пустые. Выигрывает та команда, которая соберёт правильную цепочку первой.

Данная игра позволяет развивать память, внимание, наблюдательность, работу в команде.

В конце семестра на консультации при подготовке к экзамену или зачёту можно провести обобщение материала по пройденным темам используя правила игры «Слабое звено». Данная игра требует тщательной подготовки обучающихся. Участвует вся группа. Ведущий задает каждому игроку поочередно по одному вопросу одинаковой сложности. Игрок, который даёт не верный ответ выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся два игрока. Оставшимся игрокам задаётся три пары вопросов. Победителем становится тот игрок, который даст больше верных ответов на вопросы. Эта игра поможет определить «пробелы» в знаниях и придаст уверенности в прочности уже изученного материала.

Положительные результаты дают «пятиминутки», проводимые на занятие для решения различных логических задач на мышление и сообразительность. При высокой плотности занятия требуется небольшой перерыв в работе. Уместными становятся задания игрового характера. Большой интерес у обучающихся вызывают математические парадоксы или софизмы. Они интересны и поучительны, с их помощью прочнее и надолго запоминается терминология при изучении темы «Теория вероятностей и математическая статистика».

Мотивация к изучаемому предмету зависит не только от методических приемов, но и от умелого построения учебной работы. Основная задача обучающего - найти новые и эффективные способы обучения, чтобы стимулировать мышление обучающихся и побудить из к самостоятельному приобретению знаний. Игровые технологии повышают работоспособность, внимание, настойчивость. Подготовка и проведение занятий с применением игровых технологий

требует приложения немалых усилий и занимает много времени, но это того стоит, когда видишь, с каким азартом и интересом работают обучающиеся.

Выводы. Современные образовательные технологии - это система обучения с использованием методов, форм и средств в образовательном процессе для достижения желаемого результата.

Признаки образовательных технологий нового поколения:

- характер и последовательность действий обучаемого отвечает конкретному педагогическому замыслу, основанном на деятельностном подходе к обучению;

- организационная цепочка действий строго согласована с целями для обеспечения намеченных результатов;

- педагог отказывается от практики объект-субъектного взаимодействия с обучающимися в пользу субъект-субъектного;

- процесс обучения основан на моделировании ситуаций поиска, открытия знаний и анализа их практической ценности;

- формирует целеполагание, рефлексию, адекватную оценку результатов деятельности;

- формирует личностные качества для адаптации в социуме;

- значительной частью технологии являются диагностические процедуры, позволяющие системно проводить само- и взаимоконтроль знаний.

И уже сегодня мы можем выделить очень много организационных и педагогических моделей образовательной практики для повышения эффективности образования по всей стране. Ожидаемые результаты: обеспечение высокого качества образовательного процесса, овладение обучающимися ключевыми компетентностями, сформированность потребности в здоровом образе жизни - возможны при деятельностном подходе к сочетанию в педагогической практике традиционных и современных образовательных технологий.

Литература:

1. Загвязинский, В.И. и др. Педагогический словарь: учебное пособие / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008 - 343 с.

2. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. - М.: Проспект, 2009. - 21 с.

3. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей / Е.С. Полат. - М., 2010,- 58 с.

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2009. - 217 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность / В.А. Сластенин. - М.: Издательство Мастер. -2011.-90 с.

Педагогика

УДК 37.013.74

старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков Игнатьева Екатерина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Базарнова Надежда Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА НАД МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ В РОССИИ И США

Аннотация. Цель данного исследования заключается в сравнении содержательно-технологического аспекта реализации наставничества над молодыми педагогами в России и США. Данная статья отражает основные сходства и различия в рассматриваемом аспекте наставничества в изучаемых странах. В статье приведены аргументы, подкрепляющие тезис о важности роли наставника в процессе профессионального становления молодого педагога. Выявленные в ходе исследования особенности могут стать основой для совершенствования локальных программ наставничества в образовательных организациях.

Ключевые слова: наставничество, менторинг, молодой педагог, начинающий учитель, наставник.

Annotation. The purpose of the study is to compare the content-technological aspects of novice teachers mentoring in Russia and the United States. This article contains the description of the main peculiarities and common aspects in the considered aspect of mentoring in the studied countries. The article presents arguments confirming the thesis about the importance of the role of a mentor in the process of a novice teacher professional development. The features revealed in the course of the study can be used while working out local mentoring programmes in schools.

Key words: mentoring, mentor, mentee, novice teacher, young teacher.

Введение. В настоящее время наставничество используется в образовании как эффективный способ ввода и адаптации молодого учителя к профессии. Наставник помогает молодому педагогу справиться с профессиональными и психологическими трудностями, возникающими в начале карьерного пути, и приобрести необходимые практические навыки непосредственно на рабочем месте. Сравнительный анализ реализации наставничества в различных странах обеспечивает теоретическую базу для создания новых и совершенствования имеющихся программ наставничества в России. Содержательно-технологический аспект реализации наставничества включается в себя: тип сопровождения, субъектность участников, формы реализации наставничества и применяемые технологии, квалификационные требования и мотивацию наставников, а также личностно-профессиональные характеристики наставников и наставляемых как критерий отбора для участия в реализации наставничества.

Изложение основного материала статьи. Общими чертами в составе содержательно-технологического аспекта реализации наставничества в России и США является тип сопровождения и двусторонний характер наставнических отношений. Исследования феномена наставничества показали, что наставничество включает в себя психолого-педагогическое и информационно-методическое сопровождение молодого педагога в период его адаптации к профессиональной деятельности. Информационно-методическое сопровождение включает в себя работу по подготовке к урокам, помощь при оформлении документов, составлении рабочих программ, помощь в отборе дополнительной и справочной литературы и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.