Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных учебных действий у школьников на уроках физической культуры'

Развитие коммуникативных учебных действий у школьников на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкратович Т. М., Панкратович Ю. Г., Агеев С. Л., Купцова В. Г.

В статье теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития коммуникативных учебных действий у школьников на уроках физической культуры, представлены практико-ориентированные задания, спо собствующие эффективности их развития в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панкратович Т. М., Панкратович Ю. Г., Агеев С. Л., Купцова В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT COMMUNICATION TRAINING FOR ACTION IN SCHOOLCHILDREN AT PHYSICAL TRAINING LESSONS

The paper theoretically grounded and experimentally tested pedagogical conditions of development of communicative learning activities at the school on physical training lessons, presented practice-oriented tasks, contributing to the efficiency of their devel opment in the educational process.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных учебных действий у школьников на уроках физической культуры»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Панкратович Т.М.

Оренбургский государственный педагогический университет, доцент

Панкратович Ю.Г.

Оренбургский государственный педагогический университет,ассистент

Агеев С.Л.

Оренбургский государственный педагогический университет, ст.преподаватель

Купцова В.Г

Оренбургский государственный педагогический университет, доцент

DEVELOPMENT COMMUNICATION TRAINING FORACTION IN SCHOOLCHILDREN AT PHYSICAL TRAINING LESSONS Pankratovich T.M., Orenburg State Pedagogical University, docent Pankratovich J.G., Orenburg State Pedagogical University, assistant Ageev S.L., Orenburg State Pedagogical University, Senior Lecturer Kyptsova V.G., Orenburg State Pedagogical University, docent

АННОТАЦИЯ

В статье теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития коммуникативных учебных действий у школьников на уроках физической культуры, представлены практико-ориентированные задания, способствующие эффективности их развития в учебно-воспитательном процессе.

ABSTRACT

The paper theoretically grounded and experimentally te&ed pedagogical conditions of development of communicative learning activities at the school on physical training lessons, presented practice-oriented tasks, contributing to the efficiency of their development in the educational process.

Ключевые слова: школьники, практико-ориентированная коммуникативная деятельность, образовательные технологии, урок физической культуры.

Keywords: sschoolchildren, practice-oriented communicative activities, educational tech-nology, physical education class.

Современные условия выдвигают новые требования к подготовке подрастающего поколения. Сегодня ориентация педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Отражением этого стало принятие федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, утвержденного 17 декабря 2010г. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование и развитие универсальных учебных действий, которые выступают некой основой образовательно-воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями на уроках физической культуры создает возможность самостоятельного успешного овладения новыми знаниями, умениями, формирование компетентностей. Стандарт устанавливает социальный заказ на выпускника основной школы как личности, уважающей других людей, умеющей выстраивать общение на основе диалога, открытости и уважения, достигать взаимопонимания для достижения результатов. Очевидно, что реализация данного направления находится в прямой зависимости от сформированности у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий - общение, взаимодействие и сотрудничество в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой, спортивной и др. видов деятельности со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

В результате изучения базовых учебных предметов, в том числе и «Физическая культура», у учащихся должны быть сформированы коммуникативные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. В связи с этим следует обратить осо-

бое внимание на поиск методик и технологий, направленных на развитие коммуникативных учебных действий и их реализацию на различных уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Актуальность находящейся в центре нашего внимания проблемы повышения эффективности процесса развития коммуникативных учебных действий у школьни-ков на уроках физической культуры обусловливается необходимостью разрешения противоречий между:

- социальным заказом на выпускников школ с достаточно развитыми коммуникативными универсальными действиями и недостаточным вниманием к их развитию в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура»;

- потребностью практики в теоретическом обосновании и методическом обеспечении процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников в процессе освоения предмета «Физическая культура» и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.

Цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития коммуникативных универсальных учебных действий у школьников 5-х классов на уроках физической культуры.

Приоритетное направление в развитии универсальных учебных действий в подростковом возрасте приобретают коммуникативные учебные действия т.к. именно в этом возрасте межличностное общение является ведущей деятельностью для школьника. Из этого следует, что одной из ве-дущих задач для педагога в основной школе является научить ученика не просто учиться, что свойственно задачам начальной школы, а научить учиться в общении. Именно поэтому педагоги должны уделять особое внимание формированию и развитию у учащихся основной школы ком-

му-никативных универсальных учебных действий.

Коммуникативная деятельность формируется с младенчества и активно развивается на протяжении всего школьного периода. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности, которую можно рассматривать как личностную характеристику, отражающую готовность и способность человека создавать диалоговые модели коммуникации во взаимодействии с другими людьми [3 с.32]. Именно эту модель коммуникации В.А. Сухомлинский называл диалогом, выделяя его как приоритетный стиль общения. От уровня раз-вития коммуникативной компетентности во многом будет зависеть благополучие развития личности и ее социализация.

При определении педагогических условий мы ориентировались на требования, предъявляемые обществом к выпускнику школы в контексте рассматриваемой проблемы; понимание сущности понятия коммуникативные универсальные учебные действия; ведущие идеи личностно-ори-ентированного, системнодеятельностного подходов.

Анализ изучаемой проблемы позволил нам выделить следующие педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у школьников 5-х классов на уроках физической культуры, эффективность которых проверялась в экспериментальной работе:

- содержание, формы, методы развития коммуникативных универсальных учебных действий применять с учетом возрастных особенностей учащихся;

- включение учащихся на уроках физической культуры в практико-ориентированную коммуникативную деятельность.

Обоснуем первое педагогическое условие - содержание, формы, методы развития коммуникативных универсальных учебных действий применять с учетом возрастных особенностей учащихся. Эффективность построения учебно-воспитательного процесса во многом зависит от реализа-ции закономерностей возрастного развития детей с учетом их способностей и возможностей на каждом этапе. В детском и юношеском возрасте организм человека находится еще в стадии формирования. Поэтому для правильного планирования осуществления учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать возрастные особенности формирования организма детей, подростков и юношей; закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем. В педагогике школьный возраст принято разделять на младший (7-10 лет), подростковый (11-14 лет) и юношеский (15-18 лет).

Подростковый возраст характеризуется следующим: в этом возрасте школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно их утомляют однообразные упражнения и привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки. Именно быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности. Этим обусловлено некоторое равнодушие к учебе в этом возрасте.

Подростки склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес к занятиям, формирует мотивацию к дальнейшим занятиям физическими упражнениями.

Этот период характеризуется началом полового созревания. При этом наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания мальчиков и девочек. Для подрост-

ка становится важно, как он выглядит, как его оценивают сверстники. В одном классе могут заниматься дети с разной степенью полового созревания. Следовательно, в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального и диффиринцированного обучения в условиях коллективных форм воспитания [3].

Рассматривая специфику психического развития подростков можно отметить, что ведущим видом деятельности в этом возрасте остается игра. Подростки 11-12 лет очень легко переключаются с одного вида деятельности на другой, им присуще постоянно соревноваться «кто лучше», «кто быстрей», «кто сильней». Такое стремление важно не оставлять без внимания, умело использовать в учебно-воспитательном процессе.

В подростковом возрасте возникают новые условия для лич-ностного роста школьника, возникает стремление к самоутверждению в среде одноклассников. Приоритет подростком отдается общению со сверстниками. Подросток начинает пробовать себя в разных социальных ролях, оценивает реакцию окружающих на ту или иную роль. При этом по отношению к взрослым все больше проявляется желание независимости. Поэтому подростки стремятся любыми силами противостоять суждениям взрослых. Для подростков очень важен переход на новый этап взаимоотношений с взрослыми - на позициях доверия и дружбы. Поэтому для педагога и родителей важно в это время перестроить взаимоотношения от наставничества к сотрудничеству и взаимоуважению.

Для подростка характерна повышенная критичность к себе и окружающим. В этот период особо остро проявляется чувство собственного достоинства. Однако самооценка подростка в основном складывается от тех школьных взаимоотношений, которые сложились у него со сверстниками. В этот период важно создавать для подростка воспитывающую среду, где есть положительные идеалы для подражания, возможность проявить свои лучшие качества. Это необходимо всячески стимулировать и поощрять, создавая ситуацию успешности.

Следует также отметить, что у подростков 11-12 лет хорошо выражена рефлексия - качественно новое свойство человеческой психики, которое проявляется в возможности выделять особенности своих действий и делать их предметом анализа. Школьник может ставить самостоятельно перед собой цель учебного действия и находить средства для ее достижения, его поведение получает характеристики подлинной произвольности. Но при этом испытывает трудности в оценке результатов своих действий из-за малого словарного запаса или пока ограниченного представления об окружающем мире.

Обоснуем второе педагогическое условие - включение учащихся на уроках физической культуры в практико-о-риентированную коммуникативную деятельность. Анализ научно-педагогической литературы показал, что для развития коммуникативных универсальных учебных действий в школьной практике используются различные технологии обучения. Наша задача состояла в том, чтобы найти, такие технологии обучения, которые в наибольшей степени будут способствовать созданию различных ситуаций, заданий, обеспечивающих включение учащихся на уроках физической культуры в практико-ориентированную коммуникативную деятельность на основе разных форм сотрудничества и общения.

Выбор технологий обучения должен содействовать развитию коммуникативных универсальных учебных действий у школьников 5-х классов на уроках физической культуры, а именно:

1. Развитие у школьников готовности и способности учитывать позицию других людей.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Развитие умения слушать, вести диалог, участвовать в коллективных дискуссиях, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества, взаимоуважения.

4. Развитие умения планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; оценка действий партнеров по коммуникации).

5. Развитие умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Развитие умения владения вербальными и невербальными способами коммуникации [1; 3].

Среди технологий, позволяющих на уроке включить учащихся в коммуникативную деятельность через организацию их совместной работы, мы выделили следующие технологии:

Технология проблемного обучения - это обучение, при котором учитель последовательно и целенаправленно создает перед обучаемыми проблемные ситуации в виде познавательных задач и организует деятельность учащихся по их решению [2; 4]. Это дает возможность оптимально сочетать самостоятельную поисковую деятельность школьников с усвоением готовых выводов науки. Основным элементом проблемного обучения является проблемная ситуация. Она рассматривается как состояние умственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов деятельности для решения возникшей познавательной задачи. Технология проблемного обучения предполагает как индивидуальную, так и групповую деятельность, в зависимости от поставленных задач. В аспекте нашего исследования предпочтение отдаем групповой деятельности.

Технология проектного обучения. Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую), направленную на создание ими новых продуктов, обладающих некой новизной (субъективной или объективной) и имеющих практическую значимость. Эта технология учит подростков работать во взаимодействии с другими сверстниками, взрослыми через обсуждение проблемы, планирование деятельности и ее организацию, получение результата этой деятельности [2; 5]. При этом учителю сначала отводится роль организатора совместной работы с учениками, направленной на сотрудничество, а затем учитель выступает уже в роли независимого консультанта. Технология проектного обучения требует от подростков проявления различных коммуникативных умений для достижения общей цели проекта:

• умение устанавливать с одноклассниками отношения взаимопонимания и взаимоуважения;

• умение участвовать в групповых обсуждениях, а не просто быть созерцателем;

• умение создавать бесконфликтную совместную работу в группе, уважать мнение других, аргументировать свое;

• умение поиска информации, ее обмена и обсуждения с членами группы, выбора на ее основе продуктивных совместных решений;

• умение адекватно реагировать на нужды других.

Игровые технологии. Общеизвестно, что игра для учащихся 11-12 лет остается одним из ведущих видов деятельности. Именно во время проведения игры ярко проявляется активность и самостоятельность, инициатива и творчество подростков, возможность проявить себя с лучшей стороны. В игре подросток изменяет характер действий и поведение (например, в зависимости от правил и необходимости их соблюдения). Игра всегда эмоциональна, поскольку дает возможность удовлетворить потребность ребенка не только в движении, но и в общении. При решении задач нашего исследования наиболее рационально использовать ролевые игры, где отрабатывается тактика поведения, действий, функций и обязанностей, участвующих в игре школьников и деловые игры, в которых разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой ситуации [2; 3; 5].

Технология кооперативного обучения представляет собой форму обучения, при которой школьники работают в группе по 3-4 человека. Каждой группе даются задания, которые предполагают самостоятельное их выполнение, подбор методов, средств выполнения своей работы. Отличительной особенностью технологии кооперативного обучения является то, что она сочетает в себе индивидуальную, групповую и коллективную формы работы обучающихся. Кроме того, в этой технологии удачно могут использоваться средства и методы вышеперечисленных технологий. Технология кооперативного обучения способствует формированию у школьников умения общаться и взаимодействовать с другими детьми [2; 3]. Эта технология создает положительный эмоциональный фон на занятиях за счет использования соревновательных форм организации деятельности учащихся. Кооперативная технология позволяет расширить характер взаимоотношений между подростками: они учатся слушать других, аргументировать свою точку зрения, начинают лучше понимать друг друга; совместная работа дает возможность подростку оценивать свои возможности и возможности товарищей, растёт самокритичность, ответственность и самоконтроль, приобретаются умения строить свое поведение с учетом позиции сверстников.

Выбор той или иной технологии обучения в качестве ведущей в процессе развития коммуникативных универсальных учебных действия на уроках физической культуры у школьников 5-х классов не исключает возможность использования и других технологий или методов этих технологий. При этом предполагается некая их совместимость и гибкость.

• Технология кооперативного обучения. Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Для организации работы в этой технологии класс делился при выполнении заданий на микрогруппы по 4-5 человек. Задание предлагалось группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могли проходить в форме соревнования команд (в данном случае использовалась и игровая технология), что усиливало мотивацию и интерес к выполняемой деятельности. Во время работы учеников по группам учитель выступал как эксперт, отслеживающий и оценивающий ход и результаты групповой работы. Перед началом

работы мы объясняли школьникам, что такое группо-вая работа, давали инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы, о ролях, которые могут выполнять дети в группе; о необходимости обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Обращали внимание детей на необходимость взаимодействия со всеми членами группы (внимательно выслушать товарища, обсудить все точки зрения, обратить внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными примерами, не поддаваться сиюминутным эмоциям - нравится, не нравится). При организации совместной работы школьников мы меняли состав групп. Этим обеспечивался переход к качественно новым отношениям со сверстниками - к партнёрским отношениям. Предлагаем примеры разработанных нами заданий, которые школьники выполняли в группах:

Задание 1. Подобрать упражнения для воспитания силы, используя вес собственного тела. Каждая группа получает карточку-задание на какие группы мышц подобрать упражнения (3 упражнения). Подготовка - 2-3 мин. Демонстрация каждой группы задания с одновременным объяснением, выполнение задания всем классом. Подведение итогов, оценка каждой группы.

Организационно-методические указания: задание включается в основную часть урока. Подготовить карточки-задания.

Задание 2. Подобрать упражнения для воспитания гибкости. Каждая группа получает карточку-задание на какие группы мышц подобрать упражнения (3 упражнения). Подготовка - 2-3 мин. Демонстрация каждой группы задания с одновременным объяснением, выполнение задания всем классом. Подведение итогов, оценка каждой группы.

Организационно-методические указания: задание включается в основную часть урока. Подготовить карточки-задания. Различные снаряды: резиновые амортизаторы, гимнастические маты, гимнастические палки и т.п.

Задание 3. Задание «Совместное рисование». Школьникам предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию по круговой тренировке из 6 станций (общая физическая подготовка). Время выполнения 3-4 мин. Демонстрация каждой группы задания с одновременным объяснением. Подведение итогов, оценка каждой группы. Критерии оценивания:

- низкий уровень - рисунок не имеет общего замысла, распадается на самостоятельные части, сделанные каждым членом группы; учащиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;

- средний уровень - рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;

- высокий уровень - рисунок представляет собой целостное изображе-ние; дети активно обсуждают возможные варианты иллюстрирования темы, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в процессе совместного рисования, следят за реализацией принято-го замысла.

Группа-победительница проводит круговую тренировку по своему проекту в основной части урока.

Организационно-методические указания: задание проводится в начале урока. Подготовить листы ватмана на ка-

ждую группу, карандаши, фломастеры на каждого члена группы (т.к. предполагается одновременное рисование сразу всех школьников в группах)

• Технология проблемного обучения. Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

При проведении проблемных заданий необходимо напомнить школьникам правила общения в группе: найти общее решение, выход; с уважением относитесь к мнению другого человека; любое высказываемое мнение должно быть аргументировано; придерживайтесь дружелюбного тона; не спорьте ради спора! Предлагаем примеры разработанных нами проблемных задач:

Тема 1. Значение разминки.

Проблемная ситуация: для чего нужна разминка на уроках физической культуры?

1. Чем поможет нам разминка?

2. Что с нами происходит во время разминки?

3. Как определить свою готовность к предстоящей деятельности (например: готов ли я пробежать 60м., а 1000м.?)

4. Самостоятельное проведение тестирования: определение показателей ЧСС в покое, гибкости (наклон вперед), скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места).

5. Из каких частей состоит разминка?

6. Проведение разминки.

7. Повторное тестирование показателей. Сравнение своих показателей.

8. Что дала нам разминка?

9. Разминка дарит нам бодрость, силу, поднимает настроение. Так для чего полезна и необходима разминка?

10. Вывод.

Организационно- методические указания: проблемная ситуация включается в подготовительную часть урока. Подготовить инвентарь для тестирования. Класс разделить на 5 подгрупп для проведения тестирования, в каждой группе назначить командира и помощника. При подведении итогов поощрять детей за взаимопомощь и сотрудничество, за умение аргументировано высказывать свое мнение, за умение сравнивать, делать выводы.

Тема 2. Правила безопасности на занятиях по легкой атлетике

Проблемная ситуация: Внимание! Травма связок голеностопного сустава (растяжение). Наши действия?

- покой пострадавшему или покрутить поврежденный сустав, «поставить его на место»?

- тепло или холод на пострадавшее место?

- вызвать врача? как это сделать?

- что сделать для ограничения движения сустава? (на место растяжения наложить давящую повязку и сустав крестообразно забинтовать для ограничения движения);

- если вызвать врача не удалось, как транспортировать пострадавшего?

- разучить варианты транспортировки;

- провести игру-эстафету «транспортировка пострадавшего»

- выводы, подведение итогов.

Организационно-методические указания: проблемная ситуация включается в основную часть урока. Подготовить бинты, пакет со льдом, носилки. Поощрять критическое мышление детей, умение принимать решения и действовать в команде, не быть пассивным наблюдателем.

Тема 3. Правила самостоятельного выполнения упражнений (нагрузка и отдых на занятиях физической культурой)

Проблемная ситуация: необходимо определить - сколько раз нужно выполнить упражнение. Как это сделать? Следует ли повторить упражнение? Если да, то через какой промежуток времени?

1. Какие правила самоконтроля ты знаешь?

2. Умеешь ли ты считать пульс? Как это сделать?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Как определить нагрузку?

4. Выполнить пробу с приседаниями. Просчитать пульс до упражнения за 6 сек., умножить на 10, выполнить 20 приседаний в ритме одно приседание за 1 сек.. Еще раз просчитать пульс, он должен возрасти до 120-140 уд. в мин. Затем каждую последующую минуту считать пульс, пока не определите, через какое время он вернулся к исходному уровню. Если пульс восстановился за 1-3 мин. то школьнику можно продолжить заниматься - его организм справляется с нагрузкой. Если пульс не приходит к исходной величине, то следует на время прекратить занятие, или снизить нагрузку (например, выполнить 10 приседаний).

5. Подведение итогов, выводы

Организационно-методические указания: проблемная ситуация разбирается в начале урока, а затем повторяется в ходе урока в виде заданий - определи свою нагрузку в упражнении.

Тема 4. Физические качества человека. Сила.

Проблемная ситуация: кто сильнее тяжелоатлет или гимнаст?

1. Что такое сила?

2. Понятие абсолютная сила.

3. Понятие относительная сила.

4. Вывод

5. Кто сильнее ты или твой младший брат (сестра)? Почему?

6. Как можно воспитывать силу? Что для этого нужно делать?

7. Подготовить упражнения для воспитания силы. Класс разделить на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает карточку. В карточке указано задание: подготовить 4 упражнения для воспитания силы на определенные группы мышц, указан инвентарь, который необходимо исполь-зо-вать. Подготовка задания 3-4мин. Демонстрация задания группой с одновременным объяснением.

8. Подведение итогов задания.

9. Как измерить силу? Кто самый сильный в подгруппе? Проведение тестирования в группе.

10. Согласны ли вы с пословицей «сила есть ума - не надо»?

11. Подведение итогов по теме.

Организационно-методические указания: проблемная ситуация включается в основную часть урока. Класс разделить на подгруппы (по 4-5 человек), использовать кооперативную технологию. Оценить работу каждой группы. Отметить лучшее взаимодействие, провести анализ слабо-го взаимодействия. Подготовить карточки-задания. Подготовить различные снаряды: набивные мячи, гантели, скакалки, маты.

Тема 5. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.

Проблемная ситуация: Можно ли управлять своими эмоциями?

1. Что такое эмоции и для чего они нужны человеку?

2. Положительные и отрицательные эмоции. Мимическая гимнастика (упражнения на передачу выразительного жеста, удивления, радости, удовольствия, восторга и т.д.);

3. Можно ли с помощью физических упражнений управлять эмоциями? Примеры использования принципов «переключения в работе», саморегуляция и настройка.

5. Выводы.

Организационно-методические указания: проблемная ситуация включается в подготовительную часть урока, а затем разбирается еще раз в основной - оценивается умение использовать приемы саморегуляции при взаимодействии с окружающими.

• Технология проектного обучения. Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

В нашем исследовании эта технология использована для развития коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображе-нию предметного содержания деятельности. Работа в этой технологии предполагала использование и кооперативной технологии. Школьники распределялись по 2 человека и получали задания по выполнению информационного проекта - создать компьютерную презентацию по определённой теме (предложенной нами или выбранной самостоятельно). Полученные презентации демонстрировались всему классу. Проект необходимо представить в течение четверти. Очередность представления проектов определяли сами школьники. Примерные тематики информационных проектов:

- современные зимние Олимпийские игры;

- современные летние Олимпийские игры;

- современные паралимпийские игры;

- знаете ли вы, что...(что такое триатлон, современное пятиборье, спортивное ориентирование и т.п.)

- наши олимпийцы (паралимпийцы);

- реклама своей секции (вида спорта, каким занимаюсь или хотел бы заниматься);

- спортивные объекты нашего города;

- лучшие спортсмены (команды) нашей школы;

- спортивные традиции школы;

- народные игры и забавы;

- современные игры для современных детей;

- мифы или реальность (движение - жизнь; сила есть -ума не надо; выше головы не прыгнешь и т.п.)

Организационно-методические указания: для проведения презентации приготовить необходимое оборудование. Презентация проекта проводится либо в начале урока, либо в его заключительной части. Оценивается понятность и полнота представления темы (время презентации 3 мин.). Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности;

- способность строить понятные высказывания, учитывающие, что знают, а что не знают слушатели-одноклассники;

- способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

• Игровые технологии. Цель: расширение и обогащение

позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся. Предлагаем примеры разработанных игровых заданий:

1. Дидактическая игра «Самостоятельное путешествие». Из пункта «А» в пункт «Б» каждый учащийся должен добраться, преодолев полосу препятствий (способы преодоления препятствий каждый выбирает сам). Начало движения каждого учащегося определяют сами дети (по договоренности). Добравшись до пункта «Б» нужно выполнить отметку о прибытии (решить задачу с простыми математическими действиями) и вернуться в пункт «А» по тому же маршруту. При этом участники не должны друг другу мешать. Если учащийся самостоятельно не может справиться с зада-ни-ем он должен попросить помощи либо у товарищей, либо у учителя. Поощряется взаимная поддержка и помощь. Если в процессе прохождения маршрута участник сбивается с пути он сходит с дистанции и начинает ее заново.

Организационно-методические указания. Подготовить полосу препятствий. При построении полосы препятствий необходимо постоянно менять направления передвижения (влево, назад, прямо, вправо и т.д.), снаряды (с тем, чтобы были прыжки, лазание, ползание, бег, ходьба и т.д.). Подготовить карточки (по 2-е на каждого учащегося с простыми математическими заданиями - это может быть домашним заданием для детей). Это задание необходимо повторить через один урок. При этом маршрут нужно немного изменить.

2. Игра-эстафета «Веселые животные». Школьники учатся невербальным средствам общения, выполняют различные роли. Класс делится на команды. По сигналу первый школьник из команды бежит до ориентира, там находятся карточки (по количеству игроков в команде) с заданием изобразить животное. Взять первую карточку, прочесть, вернуться бегом к своей команде, передать информацию о животном без слов (мимикой, жестами) следующему игроку. Второй игрок определяет животное, если ответ правильный он бежит до ориентира за следующим заданием. Если игрок не справляется с заданием, он может попросить помощь у своей команды. Побеждает команда, которая быстрее всех выполнила все задания.

Организационно-методические указания. Судейство за действиями команд осуществляют представители из других команд. Штрафные очки даются командам за: передачу информации словами; за работу всей команды над вопросом, без просьбы участника об этом. За каждое штрафное действие игрок, или вся команда (второй случай нарушения правил) наказывается штрафным кругом (бег до ориентира и назад). При подведении итогов оценить работу судей, обратить внимание на умение просить помощь, на умение быстро реагировать на просьбу. По окончании эстафеты, поменять судей, карточки и сыграть еще раз.

3. Игра «Флюгер». Ребята учатся слушать друг друга и ведущего, быстро реагировать, развивают внимание и память. Класс делится на команды по 4-6 человек. Каждая команда выстраивается «флюгером». По сигналу «Ветер дует с севера» (юга, запада и т.п.), вся команда должна быстро повернуться спиной к той стороне, откуда дует ветер. Оценивается согласованность действий всей команды. Участники могут общаться и принимать совместное решение. Варианты проведения:

- поворачиваться «навстречу ветру»;

- направление флюгера определяет только капитан, если он сомневается, просит помощи у команды.

Организационно-методические указания: игра включается в начале урока или в конце.

4. Игра «Земля, вода, воздух». Игра актуализирует представления учащихся о природе, способствует расширению знаний, даёт им возможность убедиться в правильности собственных ответов. Класс делится на команды по 4-6 человек. В каждой команде игроки рассчитываются по порядку, получая свой номер. На расстоянии примерно 12 м. от команд разложены обручи: синий - вода, зеленый - земля, желтый -воздух. Ведущий называет животное и номер игрока, игрок должен добежать до соответствующего заявленной теме обруча. Участник команды, добежавший первым, получает очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Участники команды могут обмениваться мнениями. Варианты проведения:

- добежать до обруча нужно, изображая животного (птица - взмахи крыльев, лягушка - прыжки из приседа и т.п.)

Организационно-методические указания: игра включается в подготовительную часть урока

5. «Ниточка и иголочка». Игра направлена на формирование сплочённости школьников, умения согласовывать свои действия с действиями других участников, достигать группового успеха за счёт слаженных индивидуальных усилий. Эта игра даёт возможность участникам обнаружить, проявить, а при регулярном обращении к ней развить и сформировать в себе такие качества, как контактность, организованность и собранность, логика и сообразительность, быстрота реакции. Выбрать «иголочек». Желательно, чтобы это были менее активные ребята. Тогда им удастся побыть в роли ведущего, лидера и понять хотя бы в игре, что от них что-то зависит. Затем к «иголочкам» прикрепляются «ниточки». Желательно, чтобы количество детей в «ниточке» у каждой «иголочки» было одинаково. По команде ведущего начинается движение. Задача участников - не отцепить-ся друг от друга, иначе «ниточка» порвётся. Задача «иголочки» - не пересекаться с другими «иголочками». Направление движения произвольное. По окончании игры дети проводят анализ, выделяя наиболее крепкую «ниточку» и самую размышляющую «иголочку».

Варианты игры:

- предлагается двигаться, преодолевая различные препятствия: грибы, которые нужно собрать в лукошко; большая гора, которую нужно обойти; самолёт, летящий в небе, на звук которого нужно посмотреть в небо;

- речка, которую нужно переплыть; ёжик, которого так хочется потрогать, а он колючий; ручеёк, из которого хочется попить воды; пенёк, на который можно присесть, бревно, по которому нужно перейти и т.п.

- «иголочка» управляет ниткой без слов.

Организационно-методические указания: игра включается в подготовительную или основную часть урока.

6. «Клуб по интересам». Игра направлена на умение учиться познавать других, вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость. По заданию учителя дети организуются в группы. Сначала задания простые, например, образовать круги по цвету волос, глаз. Затем задания усложняются, например, разместиться на гимнастических скамейках по любимому виду спорта, любимому школьному предмету и т.п. Время на организацию мини-группы ограничено

(примерно 10 сек.). Подведение итогов.

Организационно-методические указания: игра включается в подготовительную часть урока

7. Урок комплиментов. Обучение навыкам позитивного общения, развитие самопознания и рефлексии; освоение навыков культуры поведения. Обоснование темы: чем комплимент отличается от лести? Кто достоин комплимента? В ходе урока любой школьник может сделать комплимент своему однокласснику. Основное правило: не повторяться. Оценивается искренность (а не лесть), умение говорить обосновано. Каждый школьник, сделавший комплимент получает цветной стикер. Выигрывает тот, кто наберет большее количество стикеров. Подведение итогов в конце урока.

Варианты проведения:

- урок похвалы

- «ты не прав, потому, что.....»

8. Игра «Не перебивай!». Обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов и проблем общения; освоение навыков культуры поведения. В начале урока устанавливается правило: тому, кто перебивает другого в ходе урока весь класс выражает неодобрение, например, звуком «Ууу..!» и аплодисментами. Подведение итогов в конце урока (кто «собрал больше всех аплодисментов», в чем проблема?) - высказываются сами дети.

Варианты игры:

- «Грубость запрещена»;

- «Не кричи, разговаривай спокойно!»

9. Игра «Афиша». Школьники развивают вербальные и невербальные средства общения, умения договариваться. Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа должна представить афишу кинофильма или мультфильма через «ожившую картинку». Все остальные отгадывают. За правильный ответ - очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Дополнительное очко присуждается командам, изобразившим афишу оригинально, понятно.

Организационно-методические указания: игра включается в заключительную часть урока. Время обсуждения 2мин., представления 15 сек.

10. Игра «Точно по отметкам». Школьники учатся быть толерантными, работать в команде, определяя роль каждого члена команды. Класс делится на группы по 4 человека. Каждый выполняет бросок малого мяча на дальность отскока по зонам. За попадание в зону - очко. Всего четыре зоны. Каждую зону можно использовать только один раз. Необходимо распределить силы команды так, чтобы каждый мог принести очко команде. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Варианты игры:

- прыжки по отметкам в длину;

- прыжки по отметкам в высоту;

- броски набивного мяча

Организационно-методические указания: игра включается в основную часть урока.

11. «Ярмарка вакансий». Школьники учатся взаимодействовать друг с другом, «примеряя» различные социальные роли, учатся ответственности в принятии решений. В ходе проведения различных заданий, спортивных и подвижных игр на уроке школьникам предлагаются различные роли: капитан команды, судья, организатор, член команды и т.п. По правилам школьник не должен отказываться от предложенной ему роли.

Организационно-методические указания: обязательное подведение итогов исполнения роли (рефлексия, мнения школьников, учителя), оценка.

12. Урок самооценки. Школьники учатся критически мыслить, аргументировано излагать свою позицию. На этом уроке школьники оценивают себя сами. Они выставляют друг другу оценки и обязательно их комментируют.

Результативность развития коммуникативных универсальных учебных действий у школьников 5-х классов на уроках физической культуры проверялась в ходе формирующего эксперимента. Она отражалась в сравнение показателей оценки развития коммуникативных универсальных учебных действий у школьников 5-х классов, полученных в опытной и контрольной группах на окончание эксперимента. В результате формирующего педагогического эксперимента получены статистически достоверные различия между оценками развития коммуникативных универсальных учебных действий у школьников 5-х классов опытной и контрольной групп (при 1=2,017 Р < 0,05). Выявлена значительная положительная динамика состояния уровней развития коммуникативных универсальных учебных действий у школьников 5-х классов опытной группы в сравнении с контрольной группой: на 16 % уменьшилось количество школьников опытной группы, имеющих низкий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий, против 4% - в контрольной группе. На 12 % увеличилось количество школьников опытной группы, имеющих средний уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий, против 4 % в контрольной группе. Количество учащихся опытной группы, имеющих высокий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий увеличилось на 4%, в контрольной группе осталось без изменений. Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют о результативности развития коммуникативных универсальных учебных действий у школьников 5-х классов на уроках физической культуры при реализации заявленных педагогических условий.

Литература

1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М. Просвеще-ние, 2010. - 152 с.

2. Панкратович, Т.М., Купцова, В.Г. Оптимизация процесса развития познавательной активности школьников на уроках физической культуры. Международная науч.-практ. конференция «Современное пространство: риски и безопасность» 16-17 октября 2014г.: сборник статей /ФГБОУ ВПО «ОГПУ». - Оренбург, 2014. - С.234-239

3. Панкратович, Т.М. Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя физической культуры. Учебно-методическое пособие. Мин-во образования и науки РФ, Оренбург. Гос. Пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. - 92 с.

4. Панкратович, Ю.Г. Роль проблемного обучения в формировании мотивации школьников к занятиям физической культурой. Молодежь. Наука. Будущее. Международная студенческая науч.-практ.конференция. Оренбург, 21-23 мая 2014г.: сб.статей /Мин-во образования и науки Рос.Федера-ции, ФГБОУ ВПО «Оренб.гос.пед.ун-т». - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. - 344 с. С.281-282

5. Панкратович, Ю.Г. Формирование у школьников устойчивой мотивации к проявлению самостоятельности

и активности на уроках физической культуры. Евразийское конференции (15-16 октября 2015 г.) - Оренбург, 2015. - 452 образовательное пространство: приоритеты, проблемы и ре- с. С.126-128 шения: Сборник статей к Международной научно-практич.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Стародубцев М.П.

Институт кино и телевидения в г. Санкт-Петербурге, доцент

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL SELF-IMPROVEMENT A TEACHER Starodubtsev M.P., The film and television Institute in St. Petersburg, associate Professor

АННОТАЦИЯ

Целью исследования явилось изучение черт особенностей педагогической технологии, культуры, мастерства и творчества педагога с учетом результатов специальных исследований и опыта работы военно-учебных заведений.

ABSTRACT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The aim of the &udy was to inve^igate features of features of pedagogical technology, culture, craftsmanship and creativity of the teacher based on the results of special Sudies and the experience of military educational in^itutions.

Ключевые слова: педагог, формирование, совершенствование, деятельность.

Keywords: teacher, development, improvement, operation.

Целенаправленная и активная самостоятельная работа - непременное условие совершенствования человеческой личности, овладения тем или иным видом человеческой деятельности. Из истории известно - все великие люди стали таковыми потому, что они постоянно, целеустремленно и активно занимались самообразованием и самовоспитанием. Исследования профессиональной деятельности педагогов-новаторов, преподавателей-мастеров педагогического труда показали, что при всем различии стиля их деятельности, уровня развития и проявления педагогических способностей, методов и приемов труда - общим для них является не успокоенность души, постоянная целеустремленная работа над собой, стремление самостоятельно дойти до истины, поиск путей эффективного решения каждой педагогической задачи.

В педагогическом плане самосовершенствование преподавателя выступает многопланово: во-первых, оно является непременным условием профессионального роста, развития педагогической культуры; во-вторых, преподаватель, как учитель и воспитатель, обязан постоянно учить слушателей самостоятельно учиться, целенаправленно работать над собой; в-третьих, занимаясь самосовершенствованием, педагог показывает нравственный пример для слушателей, как надо постоянно работать над собой, повышать уровень собственной общей и профессиональной культуры.

Под самосовершенствованием понимается целенаправленная, активная деятельность преподавателя, способствующая формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств, установок, привычек в соответствии с требованиями учебно-воспитательного труда и на основе общечеловеческих, профессиональных и личностных ценностей. По своей сущности самосовершенствование педагога - явление социальноличностное, в котором проявляется профессиональный долг и моральная ответственность за качество и результаты своего труда, за личную подготовленность как учителя и воспитателя.

Под влиянием объективных требований к профессиональной деятельности и личности педагога создаются и закрепляются внутренние предпосылки для самообразования и самовоспитания в виде потребностей, мотивационных

установок, взглядов, навыков и умений, формируются или уточняются цели и идеалы, которыми преподаватель руководствуется в целенаправленной работе над собой.

Самообразование и самовоспитание, как специфические процессы в человеческой деятельности, прежде чем стать важнейшими средствами самосовершенствования личности педагога, одним из основных путей его всестороннего и гармонического развития, предполагают определенный уровень подготовленности, готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самоанализу и самооценке самого себя, к сравнению и сопоставлению своих поступков, действий с поступками и действиями коллег по работе, самокритичному отношению к своей деятельности, способности вырабатывать устойчивые установки на постоянное самосовершенствование в различных сферах своего развития.

Как самостоятельная и систематическая деятельность человека, самосовершенствование направлено не только на формирование и развитие необходимых для жизнедеятельности качеств, способностей, возможностей преподавателя, но и на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, в отношениях с окружающими, поведении, выступая как внутренняя основа процесса самосовершенствования.

Исследования В.И. Вдовюка показали, что более 60% начинающих преподавателей одной из военных академий важной функцией самовоспитания считают само перевоспитание. Необходимость постоянно заниматься «переделкой своего характера» они связывают непосредственно с устранением у себя «дурных привычек», «речевых штампов», «слов паразитов» и других негативных явлений[3].

Самосовершенствование - сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе его осуществления требуется: глубокое осознание и самокритичное отношение педагога как к самому себе, так и к действиям окружающих его людей, отношениям между ними; соответствующие чувства переживания от сознания недостатка культуры, общей или профессиональной подготовленности; большие волевые усилия в достижении поставленной цели по само изменению, по саморазвитию[1]. В тех же случаях, когда изменения происходят неосознанно, стихийно или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.