Научная статья на тему 'Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников «Уроки творчества»'

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников «Уроки творчества» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7398
714
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ / ПСИХОМОТОРНЫЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиглазова Надежда Ивановна, Васильев Сергей Николаевич

Авторы описывают программу дополнительного образования, направленную на развитие креативных способностей учащихся, основанную на принципах: доступности предлагаемого материала, соответствия возрастным особенностям детей; систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений; личностно-ориентированного подхода к детям. Программа состоит из разделов: «Формирование познавательной активности, развитие мелкой моторики, познавательных способностей (наглядно-образного, действенного мышления)» и «Развитие творческого мышления, воображения, фантазии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спиглазова Надежда Ивановна, Васильев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников «Уроки творчества»»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Спиглазова Надежда Ивановна

Педагог-психолог МБОУ «Лицей № 34» Васильев Сергей Николаевич

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦД (ю) ТТ «Флагман E-mail: SNI-60-7@yandex.ru г.Новокузнецк

J ^

ПРОГРАММА дополнительного ОБРАЗОВАНИЯ

по развитию творческих способностей младших школьников «уроки творчества»

S_______________________________________________________________________________г

Аннотация. Авторы описывают программу дополнительного образования, направленную на развитие креативных способностей учащихся, основанную на принципах: доступности предлагаемого материала, соответствия возрастным особенностям детей; систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений; личностно-ориентированного подхода к детям.

Программа состоит из разделов: «Формирование познавательной активности, развитие мелкой моторики, познавательных способностей (наглядно-образного, действенного мышления)» и «Развитие творческого мышления, воображения, фантазии».

Ключевые слова: интеллектуально-личностный потенциал обучающихся; интеллектуальные, психомоторные, художественно-конструкторские способности; дополнительно образование.

пояснительная записка

На протяжении многих лет проблема развития творческих (креативных) способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа» [7, с.4].

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «... комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов» [13, с.32].

Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Ф.В. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Ж.А. Зайцева, А.А. Кирсанов, А.А. Малахов, РА. Петросова и др.) через использование средств изобразительного искусства (РА. Гильман, В. Плюхин и др.); через применение разнообразных методов воспитания и обучения (Г.В. Безюлева, С.Н. Дорофеев, В.Д. Путилин, В.П. Ушачев и др.).

Психологи (Д.Е. Богоявленская, А.Н. Леонтьев. Я.А. Пономарев и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности, как один из важнейших механизмов развития личности.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Отечественные психологи и педагоги подчеркивают значение учебной и внеурочной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся. [2, с.54].

Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности благодаря творческой внеурочной деятельности,- в отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), где одной из центральных идей является развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; развитие самостоятельности, инициативы и ответ-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

49

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ственности личности как условия её самоактуализации актуальным становится создание психолого-педагогических программ во внеурочной деятельности, направленных на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся.

Целью программы является развитие творческих способностей - интеллектуальных, психомоторных, художественно-конструкторских.

В процессе достижения цели реализуются следующие задачи:

1. Развивать познавательный интерес к творческой деятельности.

2. Тренировать моторику рук.

3. Развивать творческое мышление; воображение, фантазию.

Категория участников: учащиеся начальных классов, в возрасте 6-11 лет.

Программа среднесрочная, рассчитана на 1 учебный год (32 учебных часа). Длительность занятия -40мин., частота встреч -1 раз в неделю. Работа осуществляется с группой численностью от 6 до 10 человек.

Программа состоит двух разделов:

Раздел I. Формирование познавательной активности, развитие мелкой моторики, познавательных способностей (наглядно-образного, действенного мышления). Раздел включает 4 темы (всего 16 часов).

Раздел II. Развитие творческого мышления, воображения, фантазии. Раздел рассчитан на 4 темы (всего 16 часов).

Принципы реализации программы:

• доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

• систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;

• личностно-ориентированный подход к детям.

В программе применяются инновационные, нетрадиционные методы: проблемно-поисковые, элементы изотерапии; моделирование, манипулятивный рисовальный конструктор, защищенные патентами № № 2378709, 2378710, 2378711, 2378712, 89901, которые способствуют развитию наглядно-образного мышления и сенсомоторики младших школьников. Эта универсальная форма, плод поисков её автора, Васильева С.Н., позволяющая конструировать любой персонаж,образ.

Структура занятий предполагает:

1. Приветствие. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию). Разминочные упражнения, направленные на повышение познавательной активности, снятие эмоциональных зажимов, создание атмосферы для творчества.

2. Основная (рабочая) часть (в ней используются упражнения на развитие творческих способностей изобразительной деятельностью, конструированием, сочинением сказок, составлением фантастических

сюжетов, образов; пассивный характер перемешивается с подвижными играми - и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением).

3. Рефлексия занятия. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему). Резюмирование ведущего (по необходимости).

4. Прощание.

В групповой работе с детьми используется сочетание разнообразных методов:

• Игровые, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации (сюжетно-ролевые);

• Сказка, где создаются такие условия, где ребенок учится преодолевать барьеры, находить выходы из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости;

• Проблемно-поисковые методы, способствующие развитию творческого, эвристического мышления;

• Упражнения с практическими видами деятельности -изобразительной деятельностью, конструированием, моделированием фантастических сюжетов, образов.

Материалы: рисунки, шаблоны, художественные принадлежности: листы ватмана (А3), бумага белая, цветная, клей - карандаш, стиплер со скобами, клей ПВА, кисточки для клея, ножницы, фломастеры (маркеры), простые и цветные карандаши.

Предполагаемый результат:

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников возрастет познавательного интерес, потребности в творческой деятельности и могут быть сформированы следующие способности:

• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи).

Личностные универсальные учебные действия будут способствовать формированию:

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

• учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные универсальные учебные действия помогут ребенку:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные универсальные учебные действия научат ребенка:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

50

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Динамика, результативность: проверяется с помощью психодиагностических тестов, с использованием методик:

• анкеты «Оценка познавательной и творческой активности»;

• методики Бурдона для исследования особенностей внимания;

• «Заучивания 10 слов» А.Р Лурия;

• методик «Кубика Рубика», «Лабиринт», «Графический диктант» для исследования уровня развития наглядно-действенного мышления, наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук;

• теста П. Торренса «Завершение рисунков», «Гибкость мышления» (творческие задания) для исследования творческого мышления, воображения, фантазии.

В реализации программы могут участвовать: педагоги-психологи; педагоги начальной школы, дополнительного образования, имеющие теоретическую подготовку в используемых формах и методах, прошедшие курсы повышения квалификации, умеющие осуществлять групповую работу с детьми.

Особенности организации учебного процесса:

Занятия должны осуществляться в отдельном, хорошо проветренном (по возможности, звукоизолированном) помещении.

Содержание курса.

Раздел I.

Формирование познавательной активности и развитие творческого мышления. (16 часов).

Цель: Формирование познавательной активности, развитие наглядно-образного, действенного мышления.

Тема Знакомство (2часа).

Цель: Формирование мотивации на предстоящую работу, ознакомление с целями, задачами, формами работы.

Занятие 1.1 Знакомство. Правила группы. (1час).

Цель: Формирование интереса к коллективной творческой деятельности, активация внимания, развитие произвольности внимания.

Разминка. Настрой на работу. «Все люди разные».

Основная часть.

Упражнение 1. Правила занятий.

Упражнение 2. Ласковое имя.

Упражнение 3. Игры «Запрещенное движение», «Ералаш».

Упражнение 4. Найди своего брата.

Рефлексия занятия.

Занятие 1.2 Познавательные игры. (1час).

Цель: формирование познавательной активности, развитие объёма внимания.

Разминка «Вспышка».

Основная часть.

Упражнение 1. «Внимательно слушаем и отвечаем».

Упражнение 2. Игра «Комплект».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упражнение 3. «Найди клоуна».

Упражнение 4.»Найди слотом».

Рефлексия занятия.

Тема. Наглядно-образное мышление (5 часов).

Цель: Развитие интеллектуальных способностей, наглядно-образного мышления.

Занятие 1.3. Игры с шаблонами.

Цель: развитие образной памяти, воображения, мелкой моторики рук, глазо-двигательной координации.

Разминка. Подвижная игра «Слушай хлопки».

Основная часть. Работа с шаблонами

Упражнение 1. «На что это похоже», «Дополни до...», «Догадайся, кто нарисован...».

Упражнение 2. Игра «Карандаш искал (линии, формы).

Рефлексия занятия.

Занятие 1.4. Волшебные превращения.

Цель: развитие умения видеть цельно, воспринимать объекты изображения и находить основные цветотоновые пятна и отношения.

Разминка. Найди и прикоснись (красный, желтый, синий).

Основная часть. Работа с шаблонами.

Упражнение 1. Что я вижу? Волшебные превращения.

Упражнение 2. «Придумай и изобрази». Рисование фантастических образов.

Рефлексия занятия.

Занятие 1.5. Волшебные фрукты.

Цель: Развитие ощущения, восприятия, образного мышления, внимания, творческой фантазии, мелкой моторики рук, навыки работы с бумагой и графическими материалами, аккуратность.

Разминка. «Пробуждение» чувства.

Основная часть. Работа с шаблонами.

Упражнение 1. Что я вижу? Волшебные фрукты.

Упражнение 2. «Придумай и изобрази». Виды транспорта.

Рефлексия занятия.

Занятие 1.6. Игры с формой и цветом.

Цель: Совершенствование элементарных основ изобразительной грамоты; развитие образных представлений, памяти, мелкой моторики рук; формирование творческой самостоятельности.

Разминка. «Где что?» Хлопки.

Основная часть. Работа с шаблонами.

Упражнение 1. Игры с формой, цветом.

Упражнение 2. Волшебные овощи, фрукты. Разукрашивание образов.

Рефлексия занятия.

Занятие 1.7. Игры с цепочками.

Цель: Развитие образного представления, памяти, проектного мышления, наблюдательности, мелкой моторики рук.

Разминка. «Вспышка».

Основная часть. Работа с шаблонами.

Упражнение 1. Игры с цепочками.

Упражнение 2. «Посмотри и изобрази». Рисование портрета.

Рефлексия занятия.

Тема Наглядно- действенное мышление (4 часа).

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

51

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Цель: Развитие активного, самостоятельного наглядно-действенного мышления, увеличение самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях.

Занятие 1.8 Создание нового образа.

Цель: Развитие восприятия, представления образов предметов с новыми свойствами, наглядно-действенного мышления.

Разминка. Игра «Сделай так же».

Основная часть.

Упражнение 1. Сделай сам фигуру и раскрась (шаблоны).

Упражнение 2. «Дорисуй до...» «Найди отличие между двумя образами», «Создай новый образа на основе уже известного».

Рефлексия занятия.

Занятие 1.9. Узнавание предмета.

Цель: Знакомство с геометрическими формами и линиями, развитие линейно-графической, цветовой, тональной организации материи на плоскости, в объеме, в пространстве.

Разминка. «Внимательно слушаем и отвечаем» Игра «Сны».

Основная часть.

Упражнение 1. Форма. Линии. Цвет.

Упражнение 2. «Узнавание предметов», «Сделай так же».

Рефлексия занятия.

Занятие 1.10. Создание нового образа на основе известного.

Цель: Развитие умения видеть цельно, создавать объемные формы, тренировать память, внимание.

Разминка. Игра « Слушай и исполняй».

Основная часть.

Упражнение 1. Транспорт. Изображение. Реальность и Фантазия. (Волшебные превращения).

Рефлексия занятия.

Занятие 1.11. Волшебные превращения.

Цель: Развитие проектного мышления, создание нового образа на основе уже известного.

Разминка. Игра «Вспышка».

Основная часть.

Упражнение 1. Насекомые. Геометрическая фантазия. Объемные формы (Волшебные превращения).

Рефлексия занятия.

Тема. Творческое мышление. (5 часов).

Цель: Развитие способности творчески мыслить, ориентироваться в пространстве, задавать неоднозначные вопросы, создавать продукт, решать творческие задачи.

Занятие 1.12. Копирование образов по-новому.

Цель: развитие интереса к процессу творчества, развитие мелкой моторики рук.

Разминка. Игра «Волны».

Основная часть.

Упражнение 1. Копирование образов.

Упражнение 2. Круги.

Рефлексия занятия.

Занятие 1.13. Графические диктанты по-своему.

Цель: Развитие пространственной ориентации, внимания, мелкой моторики рук.

Разминка. Игра «Четыре стихии».

Основная часть.

Упражнение 1. Игра «Волшебные фрукты».

Упражнение 2. Графические диктанты. Игра «Муха».

Рефлексия занятия.

Занятие 1.14. Игры «Больше, меньше».

Цель: Развитие зрительной памяти, внимания, отработка умения выделять признаки, описывать, развитие речи.

Разминка. Игра «Внимательный художник».

Основная часть.

Упражнение 1. «Кто больше?» (предметы по какому-либо признаку).

Упражнение 2. «Что лишнее?».

Упражнение 3. «Сравни несхожее»

Рефлексия занятия.

Занятие 1.15. Игра «Догадайся».

Цель: Развитие беглости и гибкости мышления, умения выделять признаки предмета.

Разминка. Игра «Систематизация».

Основная часть.

Упражнение 1. Игра «Догадайся.»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упражнение 2. Игра «Кто больше.»

Рефлексия занятия.

Занятие 1.16. Причина. Альтернатива.

Цель: Развитие гибкости мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, отражать их с помощью синтаксических конструкций, развитие воображения, речи.

Разминка. Игра «Волны».

Основная часть.

Упражнение 1. Игра «Причина».

Упражнение 2. «Альтернативное использования предмета» (по-другому).

Рефлексия занятия.

Раздел II.

Развитие творческого воображения, фантазии (16 часов)

Цель: Развитие творческого мышления. Пробуждение и выявления творческих способностей ребенка, вовлечение его в практическую работу, сопряженную с решением задач.

Тема. Знакомство (1час).

Цель: Создание атмосферы психологической безопасности и доверия, творчества.

Занятие 2.1.

Цель: Развитие способности к совместной творческой деятельности.

Разминка. «Волны».

Основная часть.

Упражнение 1. Давай, познакомимся. Интервью.

Упражнение 2. Путаница.

Упражнение 3. Индивидуальное восприятие.

Рефлексия занятия.

Тема. Воображение (6 часов)

Цель: Развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения.

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Занятие 2.2.

Цель: Развитие творческого воображения.

Разминка. Передача воображаемого предмета.

Основная часть.

Упражнение 1. «Дорисуй и раскрась...»

Упражнение 2. «На что похожи облака?»

Рефлексия занятия.

Занятие 2.3.

Цель: Развитие ощущения, восприятия, воображения, способности фантазировать, понимать эмоциональное состояние свое и другого.

Разминка. «Волны».

Основная часть.

Упражнение 1. Настроение в цвете.

Упражнение 2. Игра « Кляксы».

Рефлексия занятия.

Занятие 2.4.

Цель: формирование творческой самостоятельности, интереса к творческой деятельности, развитие творческого мышления, способности фантазировать.

Разминка. «Коллективный счет».

Основная часть.

Упражнение 1. Совместная история «Жил-был кот.».

Упражнение 2. Создание мультика из образов (из шаблонов).

Рефлексия занятия.

Занятие 2.5.

Цель: Развитие концентрации и объема внимания, объема кратковременной слуховой памяти, способности представлять пространственные объекты, находить альтернативные решения.

Разминка. «Снежный ком».

Основная часть.

Упражнение 1. «Что можно сделать из.».

Упражнение 2. Игра «Хорошо - плохо».

Рефлексия занятия.

Занятие 2.6.

Цель: Развитие способности находить новые связи между системами; создавать, преобразовывать в новом качестве объекты, ситуации, явления.

Разминка. «Покажу, что назову.».

Основная часть.

Упражнение 1. «Придумай и изобрази».

Упражнение 2. Рисуем персонажи к сказке (по шаблонам).

Рефлексия занятия.

Занятие 2.7.

Цель: Развитие творческой фантазии, способности делать самостоятельный выбор, обобщать.

Разминка. «Назови своего соседа справа».

Упражнение 1. «На что похоже.».

Упражнение 2. Узнай объект по описанию.

Рефлексия занятия.

Тема. Творческие игры.

Цель: Развитие творческого мышления, овладение приемами межличностного общения, вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Занятие 2.8.

Цель: Интенсивное развитие самостоятельного творческого мышления.

Разминка. Веселые ладошки.

Упражнение 1. Создаем пятно.

Упражнение 2. Создаем образ.

Рефлексия занятия.

Занятие 2.9.

Цель: Создание позитивного настроя, развитие способности к получению нового опыта.

Разминка. «Мы один цветок».

Упражнение 1. Игра «В поисках сильных решений».

Упражнение 2. Презентация.

Рефлексия занятия.

Занятие 2.10.

Цель: Развитие тактильной памяти, внимания, способности включения в естественную деятельность, требующую речевых действий.

Разминка. Кот в мешке.

Упражнение 1. Сказки перепутались.

Упражнение 2. Играем сказку.

Рефлексия занятия.

Занятие 2.11.

Цель: Развитие способности осуществлять самостоятельные творческие задумки и начинания, речи.

Разминка. Большая семья.

Упражнение 1. Составим историю.

Упражнение 2. Презентация.

Рефлексия занятия.

Занятие 2.12.

Цель: Развитие умения устанавливать причинно-следственной связи, преобразовывать, реализовывать продукты деятельности.

Разминка. Испорченный телефон.

Упражнение 1. Преобразование объектов.

Упражнение 2. Презентация.

Рефлексия занятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятие 2.13.

Цель: Развитие способности самостоятельного выбора, решать творческие задачи.

Разминка. Веселые ладошки.

Упражнение 1. Использование в новом качестве.

Упражнение 2. Найди ему замену.

Упражнение 3. Дай ему совет.

Рефлексия занятия.

Тема. Сочинительство.

Цель: Развитие способности к быстрой смене видов деятельности, к созданию комфортной психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, терпимости, активизация внимания, интереса к работе, овладению приемами межличностного об-щения,речи.

Занятие 2.14.

Цель: Развитие памяти, речи, способности увлекаться процессом фантазирования.

Разминка. «Пишущая машинка».

Упражнение 1. Расскажи историю по схеме.

Упражнение 2. Нарисуй схему к рассказам.

Рефлексия занятия.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

53

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Занятие 2.15.

Цель: Активизация внимания, развитие кратковременной слуховой памяти, отработка приема «схематизация», развитие речи.

Разминка. «Встаньте - сядьте».

Упражнение 1. Составьте предложения. Упражнение 2. Игра в рассказчики.

Рефлексия занятия.

Занятие 2.16. Мое творчество.

Цель: Развитие памяти, творческого воображения, фантазии, мышления, речи.

Разминка. «Бабушка укладывала свой чемодан...».

Упражнение 1. Использование предмета. Упражнение 2. Игры в рассказчики «Я начну, а ты продолжи.».

Заключение. Иллюстрации своих рассказов. Показ рисунков.

Рефлексия занятия.

Литература

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа,- 1998. № 4, с.100

2. Алан Д. Ландшафт детской души / Д. Алан - СПб.- Минск,

1997, с.41

3. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев - М., 1998, с.144

4. Бермус А.Г Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии, 2004 г- № 2, с.120

5. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе / М.Р Битянова, Т.В. Азарова.- М.,

1998, с.272

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: 1981, с.56

7. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии.- М.: 1987, с.350

8. Гамеза М.В., Герасимова, В.С, Орлова, Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития.- М.- Воронеж: 1998, с.125

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: 1986, с.250

10. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология.- М.: 1973, с.56

11. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Бе-личевой, ГФ. Кумариной.- М.: 1993, с.12-18

12. Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка / И.В. Ежов.- Тула: 1997, с.473

13. Зак А.З. Методы развития способностей у детей.- М.: 1994, с.80

14. Ильичев Л.Ф., Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь.- М.: 1983.- с.649

15. Кореневская В.А. Комфортно ли ребенку в школе? - Кемерово: 1997, с.123

16. Крутецкий В.Н. Психология.- М.: Просвещение, 1986, с.203

17. Курс развития творческого мышления, для детей 8-12 лет.- СПб.; М., 2001, с.84

18. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами // Научно-практический журнал - 2002, № 1, с.36-42.

19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М.: 1983, с.230

20. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004, № 6, с.33-42

21. Немов Р.С. Психология.- М.: 2000, с.679

22. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: 1996, с.270

23. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: 2000, с.757

24. Организация коррекционной психолого-педагогической помощи детям при трудностях адаптации школе.- СПб., Минск: 1998, с.84

25. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: 1998. с.570

26. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: 1998, с.473

27. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: 1999, с.178

28. Психология: Учебное пособие для начальной школы / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: 1998, с.127

29. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: 2000, с.160

30. Самоукина Н.И. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.- М.: ИНТОР, 1997, с.192

31. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса. // Завуч начальной школы.- 2003,-№ 3.

32. Тагильцева Н.Г Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 6.

33. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.- Ярославль: 1996, с.196

34. Тюников Ю. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии. // Педагогическая техника.- 2004.- № 2, с.87-88

35. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия / Под ред. Ю.З. Гильбу-ха.- Киев: 1993, с.230.

36. Фурсов М.В. Учебно-методический комплекс как средство развития продуктивной творческой деятельности учащихся. // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.-№ 4.

37. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей.- Ярославль: 1997, с.130.

38. Шванцара И. Диагностика психического развития.- Прага: 1978.

39. Школьный психолог- 1998, 2003, 2005, № 5,17, с.10-18.

40. Шумакова Н.Б., Щебалнова Е.И., Щербо Н.П. // Вопросы психологии.- 2001.- № 1, с.27-32

41. Шумакова Н.Б., Щебалнова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников.- 2002, с.180.

54

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Рекомендуемый список литературы (для педагогов и родителей)

1. Круглова Л. Что делает человека счастливым? // Народное образование.- 1996.- № 8, с.26-28

2. Ксензова ГЮ. Успех рождает успех. // Открытая школа.-2004.- № 4. с.52

3. Мерлин З.С. Психология индивидуальности.- М.: 1996, с. 36

4. Панова В.М. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами искусства. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 3.

5. Соловьева Н.С. Творческая мастерская: «Колорит и композиция произведений живописи» // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2008.- № 1.

6. Субботина ЛЮ. Развитие воображения у детей.- Ярославль: - 1997, с.138

7. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М.: 1988, с.171-174

8. Теряева И.П. Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. // Инновационные проекты и программы в образовании-2011.- № 2.

9. Фельдшерова Е.Г Развитие творческих способностей учащихся в издательской деятельности. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 2.

10. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника.- М.: 1961, с.75-76

11. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей.- М.: Владос, 2000, с.22

12. Шадриков В.Д. Развитие способностей. // Начальная школа.- 2004, № 5, с.6-12

13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: 1989, с.450

14. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М.: 1979, с.98

Бузмакова Алена Анатольевна

педагог-психолог МБОУ Лицей № 88 E-mail: trualena@pochta.ru г.Екатеринбург

J V.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА

Л

г

Аннотация. На примере реализованного образовательного проекта автор статьи иллюстрирует подход по обоснованию, разработке и апробированию программ дополнительного (факультативного) образования, в частности, психологического. Разработанная автором программа курса «Психологическая культура школьника» направлена на обеспечение поддержки и сохранение психологического здоровья и апробирована на базе МБОУ Лицей № 88 г. Екатеринбурга в 2007-2011 г.г.

Ключевые слова: психологическая культура, психологическое здоровье, психология, коммуникация, здоровье.

«Удивительно и непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Человек знает о быте древних спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания в интересах других людей».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.А. Сухомлинский

В современных документах об образовании декларируется курс на повышение базовой культуры личности и гуманизацию образования. В основе ФГОС

нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает построение образовательного процесса с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся для их личностного, социального и познавательного развития, а фактически сохранения и поддержки психологического здоровья школьников. Основной результат образования - воспитание и развитие личности школьников, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Важно создание образовательной среды, ориентированной на интересы каждого ребенка; с целью подготовки личности, профессионально и социально осведомленной, мобильной, умеющей делать осознанный жизненный выбор и нести за него ответственность. Обучение в школе направлено на развитие универсальных способностей ребенка - понимания, воображения, коммуникации, мышления, рефлексии, действия. Оно призвано помочь подготовить к решению практических задач в реальной жизни.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.