Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Панцева Елена Юрьевна

В статье рассматривается вопрос всестороннего внедрения и широкого использования в образовательном процессе педагогических технологий обучения. Авторы раскрывают, и анализирую сущность основных звеньев педагогической технологии, которые позволят вовлечь обучающихся в процесс учебного и профессионального развития, что позволит повысить уровень подготовленности выпускников высших учебных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Панцева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES - THE BASIS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the issue of comprehensive implementation and wide use of pedagogical learning technologies in the educational process. The authors reveal and analyze the essence of the main links of pedagogical technology that will allow students to be involved in the process of educational and professional development, which will increase the level of preparedness of graduates of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Педагогика. - 2014.- №1.- С. 70-74.

3. Красинская Л.Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? / Л.Ф. Красинская // Высшее образование в России. - 2015. - №1. - С. 37-46.

4. Круглов В.И., Горленко О.А., Можаева Т.П. Становление и развитие систем качества образовательных учреждений / В.И. Круглов, О.А. Горленко, Т.П. Можаева // Высшее образование в России. - 2015. - №12. - С. 46-51.

5. Лазарев В.С. К проблеме модернизации педагогического образования / В.С. Лазарев // Педагогика. - 2018. - № 1. -С. 3-13.

6. Мартыненко О.О., Якимова З.В., Николаева В.И. Методический аспект к оценке компетенций выпускников / О.О. Мартыненко, З.В. Якимова, В.И. Николаева // Высшее образование в России. - 2015. - №12. - С. 35-45.

7. Окрепилов В.В. Создание многоуровневой системы образования в области качества как фактор устойчивого развития / В.В. Окрепилов // Высшее образование в России. - 2015. - №12. - С. 5-12.

8. Прохоров В.А. Профессиональный стандарт и ФГОС бакалавриата / В.А. Прохоров // Высшее образование в России. - 2018. - №1. - С. 33-36.

9. Саранцев Г.И. О гармонизации профессионального образования педагога / Г.И. Саранцев // Высшее образование в России. - 2015. - №11. - С. 150-154.

10. Столбова Е.А. Формирование профессионального имиджа будущего педагога / Е.А. Столбова // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. - 2017. - Том 6. - №4 (21). - С. 206-209.

11. Тахохов Б.А. О направлениях совершенствования профессионально-педагогической компетентности преподавателя / Б.А. Тахохов // Высшее образование в России. - 2015. - №10. - С. 97-104.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос всестороннего внедрения и широкого использования в образовательном процессе педагогических технологий обучения. Авторы раскрывают, и анализирую сущность основных звеньев педагогической технологии, которые позволят вовлечь обучающихся в процесс учебного и профессионального развития, что позволит повысить уровень подготовленности выпускников высших учебных учреждений.

Ключевые слова: инновационные технологии, технологи проблемного обучения, игровые технологии, технология сотрудничества, модульные технологии.

Annotation. The article deals with the issue of comprehensive implementation and wide use of pedagogical learning technologies in the educational process. The authors reveal and analyze the essence of the main links of pedagogical technology that will allow students to be involved in the process of educational and professional development, which will increase the level of preparedness of graduates of higher educational institutions.

Keywords: innovative technologies, technologies of problem-based learning, game technologies, technology of cooperation, modular technologies.

Введение. Педагогическая наука - наука, которая находится в постоянном поиске новых методов и средств для подготовки высококвалифицированных специалистов в конкретной предметной области [1].

Сегодня педагогика, как наука имеет немалое число действенных методик, которые позволяют обучающимся не только получить знания с теоретической, но и приобрести навыки с практической точки зрения, что способствует более глубокой усвояемости изучаемого материала в конкретной предметной области.

Тем не менее, проблемы есть, они заключаются в нестабильности образовательного процесса, которые диктует время. В таких условиях педагогические технологии могут служить инструментом для более качественно преподавания изучаемых дисциплин, и именно они позволят осуществить комплексный подход к организации учебной деятельности. Следовательно, появляется необходимость совершенствования методик преподавания при внедрении в учебный процесс современных образовательных технологий с целью достижения более качественных учебно-профессиональных результатов подготовки специалистов в конкретной предметной области. Именно это и делает педагогические технологии актуальной темой для научного исследования.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая технология - это системная совокупность научно обоснованных приемом, методов, способов и средств, направленные на создание образовательного процесса, основой которого является учебно-воспитательная деятельность образовательного учреждения [1]. Ее основой следует считать:

- инновационные технологии;

- технологи проблемного обучения;

- игровые технологии;

- технология сотрудничества;

- модульные технологии;

- проектные технологии;

- информационно-телекоммуникационные технологии.

В основе инновационных технологий закладываются новые способы и методы взаимодействия преподавателя с обучающимися, что позволяет достичь большей эффективности в учебной деятельности.

Технологии проблемного обучения изучаются давно, но и сегодня мы не можем сказать, что данная проблема нашла свое полное решение. Это обуславливается тем, что педагогика, как наука постоянно развивается и находится в постоянном поиске новых методов, способов и средств.

Д. Дьюи, американский филолог и педагог, заложил основу проблемного обучения. Именно он:

- начал разрабатывать и изучать проблему развития мышления в образовательной деятельности;

- утверждал, что каждый обучающийся должен пройти определенный путь, который прошел ученый, совершивший то или иное открытие;

- обучающийся самостоятельно должен развиться в тех или иных гипотезах и проблемах и искать пути для их решения;

- утверждал, что с каждым новым этапом развития науки характерно сближение учебного и научного познания [2].

В России данной проблеме уделяли не малое внимание такие исследователи, как Леонтьев А.Н. Рубинштейн С.Л. Они считали, что в основе процесса мышления лежит процесс решения проблемы, а также закономерность мышления и усвоения знаний. По их мнению, главным условием проблемного обучения, которое обеспечивает развитие мышления, является специальное создание проблемных ситуаций и их решение [1].

Создание в учебном процессе обучения ситуаций, которые вызывают интеллектуальное затруднение - способствуют эффективной активизации мыслительной деятельности обучающегося, формированию нестандартных подходов к решению проблем, а также развитию творческого мышления.

Проблемная ситуация - источник интеллектуального затруднения, способствующий развитию мышления и побуждению к мотивации в процессе обучения.

Важно помнить и о педагогических возможностях проблемного обучения, а именно:

- развитие внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности обучающихся;

- развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности;

- развитие эвристических и творческих способностей обучающихся;

- закрепление полученных знаний.

В основе игровых технологий подразумевается совокупность методов, средств и приемов организации образовательного процесса в форме педагогических игр по изучаемой дисциплине. На сегодняшний момент именно они занимают одно из важных мест в педагогической практике. Такая ситуация объясняется тем, что с использованием игровых технологий повышается эффективность воспитательного и познавательного процесса обучения. Игровые технологии позволяют:

- тренировать память;

- способствуют выработке речевых умений и навыков общения;

- способствуют развитию умственной активности;

- развивают внимание, познавательную активность и интерес к изучаемому предмету;

- способствуют активности обучающихся в процессе учебного занятия;

- развивают чувство ответственности и умение работать в коллективе (малые группы).

Игровые технологии включат в себя следующие функции:

- развлекательная функция - способствует активизировать интерес и позволят посмотреть на изучаемый материал другими глазами, что приводит к развитию более глубокой познавательной деятельности обучающихся по данной дисциплине;

- коммуникативная функция - способствует развитию коммуникативных умений и навыков, а также овладение диалектикой общения;

- функция самореализации - позволят проявить обучающегося свои способности в практической деятельности.

Игровые технологии имеют определенную структуру за счет чего достигается больший эффект усвояемости

изучаемого материала. Они включают:

- целеполагание - строгая постановка цели, ее научное и педагогическое обоснование;

- планирование - подбор и выбор методов, форм и средств достижения поставленной цели;

- реализация цели - достижение поставленной цели в соответствии с составленной целью;

- анализ полученных результатов по результатам игры.

В основе проектно-исследовательской технологии лежит система специальных процедур, которые так необходимы в образовательном процессе учебного учреждения. Система включает в себя широко известные и используемые методы и соответствующие способы, которые призваны активизировать обучение, такие как:

- проектный метод;

- погружение в проблему;

- сбор и обработка полученной информации и данных;

- исследование;

- поиск проблем;

- анализирование справочного и литературного материала;

- опытно-исследовательская деятельность;

- анализ полученных результатов и возможные пути их усовершенствования.

Данная технология, впервые была применима в XIX веке в САШ, успешно используется преподавателями в учебной деятельности, так как позволяет получить не только теоретические, но и практические навыки и умения [1]. Проектное обучение это когда:

- обучающийся и его творческие способности являются центром внимания со стороны преподавателя;

- с целью повышения мотивации у обучающегося образовательный процесс строиться по логической цепочке в русле проектной деятельности;

- работа над проектом ведется строго по индивидуальному темпу работы;

- комплексный подход к разработке проекта способствует расширению полученных знаний;

- полученные базовые знания закрепляются, что позволяет использовать их в дальнейшей учебной деятельности.

Введение в образовательный процесс проектной деятельности по изучаемой дисциплине однозначно подразумевает

совместную работу преподавателя и обучающегося, где первая роль отводится обучающемуся, а преподаватель только указывает направление. Такое сотрудничество позволяет создать условия, при которых:

- обучающийся более охотно начинает приобретать недостающие знания по теме проекта, черпая их из различных научных источников;

- обучающийся изучает не только с теоретической, но и с практической точки зрения материал, который будет отражен в его проекте;

- у обучающегося происходит процесс развития исследовательской деятельности;

- у обучающегося начинает развиваться системное мышление.

Педагоги всего мира ищут всевозможные пути для повешения эффективности уровня обучения. На сегодняшний момент считается, что технология сотрудничества не только является альтернативой традиционных методов, но обеспечивает все необходимые потребности обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Инновационные подходы в педагогике - часть педагогических технологий. Основой технологии сотрудничества -

звенья которые взаимосвязаны, взаимообусловлены и являются основой современной дидактической системы. На ее основе реализуются:

- демократизм;

- равенство;

- партнерство;

- сотрудничество.

Технология сотрудничества классифицируется по следующим характеристикам:

- общепедагогическая технология - уровень применения;

- гуманистическая технология - философская основа;

- всесторонне гармоничная технология - ориентирована на личную структуру;

- обучающая, воспитательная, общеобразовательная, проникающая - ориентируется по характеру содержания;

- проблемно-поисковая, творческая, диалогическая технология - ориентируется на преобладающий метод;

- гуманная, личностная - ориентирована на нахождение индивидуального подхода к обучающемуся.

Технологии сотрудничества служат основой обучения и как следствие способствуют интеллектуальному, духовному и физическому развитию, а также развивают интерес, мотивируют и вырабатывают мировоззрение на уровне научно-материалистическом уровне [1]. Такое обучение не приемлет знания, получаемые на уровне программ и материалов учебника. Их основой является новые подходы к освоению новых способов познания и личностное преобразование.

Основным направлением технологии сотрудничества является создание таких условий, которые позволят активизировать совместные действия обучающихся при различных ситуациях, создаваемых в процессе образовательной деятельности. Из выше сказанного можно утверждать, что основными методами работы являются, такие компоненты как: совместная деятельность, поиск оптимальных решений, что приводит к более тесному сотрудничеству преподавателя и обучающихся.

Обучение которое подразумевает наличие блок-молулей - модульное обучение и оно подразумевает, что весь материал образовательной программы разделен на модули. Такое обучение следует относить к самостоятельному, так как обучающиеся самостоятельно пользуются и изучают рабочие программы и методические разработки, предлагаемые профессорско-преподавательским составом в рамках изучаемых дисциплин. Как правило каждый из модулей включает в себя такие компоненты, как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- строго сформулированная учебная цель;

- наличие полной информации по изучаемой теме (дисциплине);

- методические рекомендации и руководства по изучению предлагаемого материала;

- наличие практических заданий с целью приобретения необходимых навыков и умений;

- контрольные, проверочные и диагностирующие задания.

Каждый модуль строится строго по определенной схеме (название, цель, план, наличие необходимой информации, входной контроль, необходимые объяснения по новому материалу, повторение, закрепление материала, контроль лученных знаний по модулю), что позволяет обучающимся быстро ориентироваться в процесс его изучения.

Преподаватель приобретает опыт в подготовке и проведении современного урока с использованием информационно-коммуникационных технологий, а обучающийся формирует навыки и умения учиться, самостоятельно получая все необходимые знания с теоретической и практической точки зрения в рамках изучаемой дисциплины.

Сегодня сложно представить учебный процесс без информационных технологий. Именно они позволяют использовать все возможные средства и методы сбора, обработки и передачи информации.

Предмет изучения, средство обучения, инструмент автоматизации учебной деятельности - информационные технологии в образовательном процессе.

Именно информационные технологии позволяют:

- расширить формы представления предлагаемой информации;

- обладают высокой степенью наглядности, что способствует эффективной усвояемости материала;

- представление и моделирование разнообразных процессов;

- организация всестороннего контроля и помощи со стороны преподавателя.

Выводы. В постоянно меняющейся внешней и внутренней среде, основой высшего образования, является качественная подготовка специалистов в конкретной предметной области. Сегодня от выпускников высших учебных учреждений ожидают полную готовность быстрого реагирования на всевозможные изменения в рамках их профессиональной деятельности. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе учебного учреждения позволит добиться наиболее слаженной работы в учебной деятельности, и как следствие, повысить эффективность, улучшить управление образовательным процессом и спрогнозировать конечный результат обучения. Постоянный процесс развития основных компонентов педагогических технологий позволит сформировать у обучающихся как профессионально направленные навыки, так и основные приемы работы в конкретной предметной области. Именно такие качества так необходимы не только в дальнейшей профессиональной деятельности, но и обеспечат конкурентоспособность и востребованность выпускников на рынке труда.

Литература:

1. Тойшева О.А., Крайнова Е.А., Снадченко С.В., Тихонов Ю.А., Александрова О.Б., Панцева Е.Ю., Кислинский В.Б., Шалугина Т.В., Фименкова Л.П., Дудка Л.С., Шипицина Н.М., Артюхина О.Ф., Пелевина А.П., Кислякова О.П., Курилова И.С., Клеймёнова Т.Н., Снежкина Л.П., Бугрова Л.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса в рамках изучения дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе. Коллективная монография / Киров, 2019.

2. Тойшева О.А., Панцева Е.Ю. Роль информационных технологий в учебно-воспитательной работе высшего учебного учреждения. Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 220-223.

Педагогика

УДК 37.08

кандидат исторических наук, доцент Федоров Олег Дмитриевич

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Новосибирск)

АНДРАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО НАСТАВНИКА

МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В рамках данной статьи автор предпринимает попытку проанализировать функции наставников в процессе сопровождения профессионального становления молодого учителя. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил сформировать целостную картину личностно-профессиональных дефицитов и трудностей начинающих педагогов. В рамках изучения типичных практик (кейс-стади) были выявлены ключевые запросы, артикулируемые молодыми специалистами своим наставникам в период первых двух лет работы. Собранный теоретический и эмпирический материал позволил сделать вывод о необходимости разработки программ сопровождения в логике андрагогического подхода к практикам полисубъектного наставничества.

Ключевые слова: молодой учитель, андрагогический подход, профессиональное становление молодого учителя, наставничество.

Annotation. The author attempts to analyze the functions of mentors in the process of professional development of a young teacher. The analysis of domestic and foreign studies allowed us to form a holistic picture of personal and professional deficits and difficulties of novice teachers. As part of the study of typical practices (case study), the key requests articulated by young specialists to their mentors during the first two years of work were identified. The collected theoretical and empirical material allowed us to conclude that it is necessary to develop support programs in the logic of polysubject mentoring in the logic of the andragogical approach.

Keywords: a young teacher, andragogical approach, professional development of a young teacher, mentoring.

Введение. Наши исследования показывают, что значительное (более 80%) число молодых педагогов на этапе начала карьеры вовлечены в практики наставничества. Однако изучение вопросов эффективности и результативности наставничества свидетельствует об их недостаточной роли в процессе развития профессионального мастерства. Исследователи МГППУ утверждают: «в России наставничество пока существует по большей части в виде неформальных, стихийных практик. Начинающие учителя по своему усмотрению обращаются к опытному специалисту, который, в свою очередь, на добровольных началах оказывает помощь. При этом существенной заинтересованности во взаимодействии друг с другом у обеих сторон не наблюдается, с одной стороны, из-за недостаточного осознания молодыми специалистами своих профессиональных дефицитов (в условиях отсутствия профессионального экзамена для выпускников программ подготовки педагогических кадров), с другой - из-за непроработанности финансовых, нормативных и методических основ привлечения опытных учителей к супервизии их молодых коллег» [9, c. 158].

Зарубежные исследователи также указывают на то, что среди факторов ухода молодых учителей из профессии является «неадекватная система профессиональной социализации» внутри образовательного учреждения, [2] а также «недостаточная поддержка со стороны школьных администраций» [4].

При этом есть свидетельства о том, что «молодые учителя предъявляют высокие запросы на профессиональный рост и совершенствование» [3]. Это означает существование объективной потребности на саморазвитие в процессе адаптации в школе. Однако в этом же исследовании говорится о том, что молодые учителя «точнее оценивают свои профессиональные дефициты».

Таким образом, перед научно-педагогическим сообществом стоит довольно актуальная задача разработки не только фундаментальных основ практик наставничества, но и прикладных методических решений для них.

В рамках настоящей статьи мы предпринимаем попытку обосновать необходимость осуществления сопровождения молодого учителя в процессе его профессионального становления полисубъектным наставником на основе андрагогических принципов.

Под процессом профессионального становления мы будем понимать этап карьеры от трудоустройства в образовательную организацию до осознанного решения о закреплении в профессии, характеризующийся развитием профессионализма и ориентированным на формирование авторской педагогической позиции. Сопровождение, в данном контексте, это комплексная программа поддержки личностно-профессионального развития в процессе профессионального становления. Что касается дефиниции понятия наставничество, то мы согласны с профессором мичиганского университета Фaйман-Немсером, которая утверждает, что «наставничество - это стратегия поддержки начинающего учителя и навигации его профессиональных маршрутов» [1].

Изложение основного материала статьи. Наиболее освящённой и изученной в науке, является проблема психологической адаптации молодых учителей. Вероятно, адаптация должна начинаться уже в вузе, где преподаватели помогают студентам «снять страх перед педагогической деятельностью, помочь поверить в себя, показать пути профессиональной самореализации, создать позитивную установку на становление профессиональной зрелости» [11].

Ключевыми задачами первых лет карьеры будут являться: «адаптация к условиям профессиональной деятельности; мотивация к личностно-профессиональному развитию; вовлечение в инновационную деятельность; освоение профессиональной документации; выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе рефлексии своих личностных и индивидных особенностей; составление программы личностно-профессионального развития» [11].

Многие авторы обращаются к методическим аспектам (формам) поддержки профессиональной адаптации, к которым относя «педагогический тренинг, активное участия в заседаниях методических объединений, проведение и посещение открытых уроков, воспитательные мероприятия коллег, индивидуальные беседы с педагогом-наставником, профессиональные конкурсы и т.д.», при этом отмечается, что адаптация не сводится, исключительно к накопление профессиональных знаний и навыков, но предполагает «формирование сложных психических систем регуляции ее социального поведения», столь необходимого для молодого преподавателя [8].

Мы рассматриваем адаптацию как процесс социально-психологического характера, который является условием, контекстом для личностно-профессионального развития. Ключевой же смысл этого периода карьеры сводится к формированию индивидуального педагогического стиля, авторской позиции.

Размышляя в этом направлении стоит обратить внимание на многочисленные работы, диагностирующие профессиональные дефициты молодых специалистов. Авторы этих исследований отмечают «недостаток методических знаний», «умений в сфере воспитания учащихся» [5], «неумение применять теоретические знания на практике, затруднения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.