DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.158 Наврось А.Г.1, Орешко А.П.2
1 Дальневосточный федеральный университет, Приморский краевой институт развития образования, 2Старший научный сотрудник, кандидат физико-математических наук, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Приморский краевой институт развития образования ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА ДВФУ
Аннотация
В статье обобщается практический опыт по формированию информационной компетентности студентов профессионального колледжа Дальневосточного федерального университета. Современное общество ожидает, что выпускник должен владеть широким диапазоном информационно-коммуникационных технологий, иметь практические навыки по использованию систем связи и передачи информации, уметь оценивать информационные ресурсы для принятия профессиональных решений и самореализации в жизни. Авторы приходят к выводу, что использование разнообразных информационных технологий и сетевых сообществ в совместной исследовательской деятельности позволяют добиваться эффективных результатов при обучении студентов.
Ключевые слова: информационная компетентность, информационно-коммуникационные технологии, совместная деятельность в сетевых сообществах, сервисы Веб 2.0.
Navrosy A.G.1, Oreshko A.P.2
1Far Eastern Federal University, Seaside Regional Institute of a Development of Education, 2Senior researcher, PhD in Physics and Mathematics, Pacific Institute of Geography, Far-Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Seaside Regional Institute of a Development of Education INFORMATION COMPETENCE AS ONE OF THE PRIORITIES OF TRAINING STUDENTS
OF PROFESSIONAL COLLEGES OF FEFU
Abstract
The article summarizes practical experience in the formation of information competence of vocational college students of the Far Eastern Federal University. Modern society expects that the graduate should possess a wide range of information and communication technology, have practical skills in the use of communication and transmission of information, to be able to evaluate information resources for professional decision-making and self-fulfillment in life. The authors conclude that the use of a variety of information technology and network communities in joint research activities allow to achieve effective results in teaching students.
Keywords: information competence, information and communication technologies, joint activity in online communities, Web 2.0 services.
Переход к информационному обществу и принятие новых Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования вносят изменения к требованиям, предъявляемых к современному специалисту.
Выпускник системы среднего профессионального образования специальностей «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Пожарная безопасность» должен владеть широким диапазоном информационно-коммуникационных технологий, иметь практические навыки по использованию систем связи и передачи информации, уметь оценивать информационные ресурсы для принятия профессиональных решений, самореализации на разных этапах жизни.
Информационная компетентность определяется как поиск, анализ, отбор, преобразование, сохранение и передача необходимой, информации при помощи технических средств и информационных технологий [2].
Расширение информационного пространства открывает возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, способствуют формированию рефлексии своей деятельности, повышают развитие познавательной самостоятельности и создают возможности для творчества. Применение ИТ технологий повышает познавательную активность и эффективность самообразования [1].
Интенсификация образовательного процесса позволяет включать студентов в разнообразные виды деятельности и отношения: интернет коммуникация, сетевые сообщества, исследовательская работа, как индивидуальная, так и совместная. При этом студенты:
1) знакомятся со многими Интернет сервисами и социальными сетями (видео сервисами, фото сервисами, закладками, блогами, вики, форумами, чатами и пр.), готовятся к осуществлению их осознанного выбора в целях организации образовательного процесса и эффективной реализации задач общения, действия;
2) развивают готовность использовать Интернет сервисы для собственного самообразования и роста;
3) развивают способность инициировать организацию студенческих сообществ и принимать участие в их работе, реализовать сетевые проекты, участвовать в олимпиадах, конкурсах;
4) готовятся к «несинхронной» работе с другими людьми;
5) развивают умения коллективно вырабатывать нормативы поведения в сетевых сообществах, способность модерировать деятельность участников этих сообществ с учетом соблюдения (в т.ч. личного) этих нормативов.
6) учатся создавать условия для экспертизы продуктов и объектов собственной и чужой деятельности, размещенных в сети;
7) развивают готовность к использованию различных форм Интернет активности для достижения актуальных образовательных результатов.
Облачные образовательные сервисы можно подразделить на три основных категории: хранение данных, их обработка и совместная деятельность. Последняя является, пожалуй, наиболее востребованным направлением деятельности «в облаке».
Б.Б. Ярмахов считает, что облачные сервисы задают новое измерение для учебной ситуации, в которой каждый ученик работает в современной медиа среде, подключиться к которой можно как из аудитории, так и из дома [3].
Остановимся подробнее на облачных сервисах, в первую очередь Google, как наиболее ориентированных на образование и широко применяемых в учебном процессе. Студенты используют их для поиска информации в интернете (Google и Yandex поисковики), наглядного представления (Google таблица, Google сайт), разработки тестов (Google форма), создания творческих образовательных продуктов (Google презентации), личного и группового общения (электронная почта Gmail, ICQ, Skype, MailAgent), хранения информации и совместного доступа к ней (Google диск, Dropbox, RuTube, YouTube, Skribd, Slideshare, Docme, Moemesto, Calameo), создания трехмерного видеоряда для визуализации информации (Prezi, Focusky), коллективной деятельности и др.
Картографические сервисы Google позволяют просматривать разномасштабные снимки земной поверхности, изменяя масштаб в широких пределах, прокладывать маршруты и наносить метки с указанием ссылок или знаменательных событий, совершать виртуальные экскурсии по заповедникам, городам и улицам. Новые сервисы для сторителлинга позволяют строить временные ленты, отображающиеся на основе картографического сервиса Google Maps.
При составлении Swot и Pest анализов можно реализовать своеобразное творческое мышление и необычность подхода к проблеме. Сервис Gliffy позволяет оформить идеи, в том числе с помощью различных интеллект карт.
Постоянно появляются новые сервисы, обладающие расширенными образовательными возможностями. С мобильным приложением для дополненной реальности можно видеть не только реальный объект, но и информационный "слой", который может содержать самые различные сведения о нем. Любой материальный предмет в ней можно сделать гиперссылкой, а сам мир в этом случае превращается в гигантский пользовательский интерфейс.
Недавно появившиеся сервисы Prezi и Focusky дают возможность создания нелинейных презентаций и масштабирования. Создавая такие презентации, можно стопроцентно завладеть вниманием аудитории.
Используя такие технологии, студенты успешно учатся обрабатывать имеющуюся информацию, рассматривая ее с разных точек зрения, использовать при решении учебных задач разнообразные подходы и стратегии, выбирать адекватные решения, соответствующие поставленной цели.
Происходит постоянное расширение их информационного и жизненного пространства. Совокупность теоретических и практических знаний в области информационных технологий расширяет кругозор студентов и формирует ценностное отношение к использованию новых информационных технологий для решения практически значимых задач, возникающих в реальных ситуациях повседневной жизни человека в обществе, эффективному осуществлению различных видов деятельности.
Благодаря всеобъемлющей информации, находящейся в Интернете в открытом виде, использованию огромного количества разнообразных коммуникационных источников и механизмов, образующих медиа среду, студенты получили возможность получать интересующие их сведений и знания практически независимо от педагогов. Педагог выступает теперь не в роли транслятора, как ранее, а тьютора, наставника.
Важнейшей характеристикой студента является его активность в информационной среде, стремление стать равноправным субъектом в среде коммуникации. Выпускник проявляет себя как субъект, активный творец своего личного и общего информационного пространства.
Межличностное взаимодействие в социальных сетях позволяет открыто и мобильно обмениваться информацией, создает новую информационную продукцию на основе усвоенной индивидуально, придает определенные смыслы информации, выступает способом и формой отбора, экспертных оценок, в результате коммуникации дополняется взаимным информированием, взаимообогащением.
В процессе обучения студент приобретает конкретные знания, ориентированные на применение в практике, и развивает определенные социально и профессионально важные качества, благодаря которым он сможет стать успешным в профессии и жизни.
Таким образом, информационная компетентность студента характеризуется высоким уровнем теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий, способностью применять эти знания и умения в процессе освоения программы среднего профессионального образования, готовностью использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности.
Список литературы / References
1. Ахаян А.А., Невзоров М.Н., Сазонова А.Н. О разработке модели современной (с применением интернет-технологий и электронного обучения) системы подготовки магистров педагогики на Дальнем Востоке как специалистов в области анализа и прогнозирования развития общего и педагогического образования в странах Азиатско-Тихоокеанского Региона // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2013. № 9. С. 2045. URL:.-http://www.emissia.org/offline/2013/2045.htm
2. Хуторской А.В. Концепция Научной школы человекосообразного образования : Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 24 с. (Серия «Научная школа»).
3. Ярмахов, Б. Б. «1 ученик: 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения в школе. - М.: ООО «Издательский Дом «АМИпринт», 2012. - 236 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Ahajan A.A., Nevzorov M.N., Sazonova A.N. O razrabotke modeli sovremennoj (s primeneniem internet-tehnologij i jelektronnogo obuchenija) sistemy podgotovki magistrov pedagogiki na Dal'nem Vostoke kak specialistov v oblasti analiza i prognozirovanija razvitija obshhego i pedagogicheskogo obrazovanija v stranah Aziatsko-Tihookeanskogo Regiona [On the development of modern models (using Internet technologies and e-learning) Master of pedagogy training system in the Far
East as a specialist in the field of analysis and forecasting of development of general and teacher education in the Asia-Pacific Region] / Ahajan A.A., Nevzorov M.N., Sazonova A.N. // The Emissia.Offline Letters: jelektronnyj nauchnyj zhurnal [The Emissia.Offline Letters: electronic scientific journal]. - 2013. № 9. P. 2045. URL:.-http://www.emissia.org/offline/2013/2045.htm [in Russian]
2. Hutorskoj A.V. Koncepcija Nauchnoj shkoly chelovekosoobraznogo obrazovanija: Nauchnoe izdanie [Concept of Scientific School of chelovekosoobraznogo Education: Scientific publication]. /Hutorskoj A.V.// - M. : Izdatel'stvo «Jejdos»; Izdatel'stvo Instituta obrazovanija cheloveka ["Eidos" Publisher; Publisher Institute of Human Education], 2015. — 24 p. (Serija «Nauchnaja shkola» [A series of "scientific school"]). [in Russian]
3. Jarmahov, B. B. «1 uchenik: 1 komp'juter» - obrazovatel'naja model' mobil'nogo obuchenija v shkole ["1 student: 1 computer" - educational model of mobile learning in school]. /Jarmahov, B. B.// - M.: OOO «Izdatel'skij Dom «AMIprint» [ LLC "Publishing house" AMIprint "], 2012. - 236 p. [in Russian]
DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.240 Николаева А.-М.Ю.
ЧУДО «Центр развития ребенка - детский сад с углубленным изучением английского языка» ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ ВТОРОГО ЯЗЫКА МЕТОДОМ ПОГРУЖЕНИЯ В ЯЗЫКОВУЮ СРЕДУ НА КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПРИ ОСВОЕНИИ БИЛИНГВАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Аннотация
Актуальность оценки влияния билингвизма на развитие когнитивных способностей ребенка обусловлена все большим ростом популярности билингвальных образовательных программ. Оценки их эффективности связаны с попытками определить не только уровень освоения учащимися знаний, умений и навыков и уровень овладения иностранным языком, но и влияния второго языка на развития интеллектуальных способностей ребенка.
Современные исследователи все более склоняются к выводу о том, что билингвальное образование благотворно влияет на развитие личности и способностей ребенка.
Ключевые слова: билингвальное образование; билингвальные программы; билингвизм и когнитивная деятельность; базовая лексика; обучение лексике; семантика.
Nikolaeva A.-M.Y.
Director, English Nursery and Primary School THE INFLUENCE OF SECOND LANGUAGE VOCABULARY IN AN IMMERSION LANGUAGE ENVIRONMENT ON THE CHILD S COGNITIVE DEVELOPMENT IN A BILINGUAL EDUCATION
PROGRAMME
Abstract
The relevance of assessing the impact of bilingualism on cognitive development of the child due to on increasing rise in popularity of bilingual education programs. Evaluation of the effectiveness associated with attempts to assess not only the level of development of students' knowledge and skills, and the level of mastery of a foreign language, but also the impact of a second language in the development of intellectual abilities of the child.
Modern researchers conclude that bilingual education has beneficial effects on the development of the personality and abilities of the child.
Keywords: bilingual education; educational technology; bilingualism and cognitive performance; cognitive abilities; basic vocabulary, vocabulary learning, lexical semantics.
Исследование когнитивных процессов у детей-билингвов - интереснейший аспект изучения билингвизма.
Онтогенез детской речи, формирование когнитивных способностей, происходящие в условиях двуязычной среды вызывают массу вопросов, связанных с оценкой интеллектуального развития таких детей. Л. С. Выготский отметил, что билингвам свойственна сознательность лингвистических операций и металингвистическая осведомленность [5, c. 107]. Е. М. Верещагин, - что билингвы показывают пластичность мышления, «располагают большим количеством сепаратных или независимых друг от друга мыслительных способностей» [2, c. 62]. Спецификой когнитивной сферы билингвальных детей являются гибкость мышления и умение работать с семантически различной информацией разных уровней. Kessler, C., Quinn, M. E. обратили внимание на то, что билингвальные дети чаще используют сложные синтаксические конструкции и метафоры в речевой практике [9, c. 174]. A. D. Ianco-Warrall пришел к заключению о том, что билингвы достигают семантического созревания на 2-3 года раньше, чем сверстники-монолингвы [8]. Bialystok E. указал на преимущество билингвов в проявлении познавательных способностей. E. Nicoladis и F. Genesee отметили, что для билингвов свойственна автоматическая обработка информации, что и является отличительной чертой высших когнитивных функций. J. Cummins, T. Skutnabb-Kangas и др., изучая влияние двуязычия и мышления, определили условия, при которых двуязычная обучающая среда положительно сказывается на речемыслительном развитии личности ребенка [7, c. 4].
Современные российские исследователи-практики в области создания билингвальных программ и внедрения новых образовательных технологий свидетельствуют о когнитивном потенциале билингвизма. Е.А. Хамраева считает сферу когнитивистики чрезвычайно важной в обучении ребенка-билингва, поскольку она связана с развитием памяти, логики, всех видов мыслительных действий, воображения [6].
При формировании билингвизма у ребенка при обучении иностранному языку системообразующее значение имеет овладение лексикой, поскольку в ней заложены смыслы, обеспечивающие общение между людьми.