Научная статья на тему 'Современные подходы к обучению магистров на кафедре технологий психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева'

Современные подходы к обучению магистров на кафедре технологий психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / TRAINING AREAS / СПОСОБЫ РАБОТЫ / WAYS TO WORK / ФОРМЫ / FORMS / МЕТОДЫ / METHODS / ПРИЕМЫ / TECHNIQUES / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ / INDEPENDENT / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / SCIENTIFIC AND RESEARCH WORK / GRADUATE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Л.М., Ахулкова А.И.

В статье рассматриваются вопросы обучения магистров, раскрыты формы, методы и приемы обучения. Показаны направления реализации программы подготовки магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO TEACHING MASTERS AT THE DEPARTMENT OF TECHNOLOGY OF PEDAGOGIC-PSYCHOLOGICAL AND SPECIAL EDUCATION OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I.S. TURGENEV

This article discusses the issues of training masters, disclosed forms, methods and techniques of teaching. Shows the directions of realization of the program ofpreparation of masters.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к обучению магистров на кафедре технологий психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева»

УДК 378.22:378.147] :378.4(470.319] СЕМЕНОВА Л.М.

кандидат биологических наук, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Е-mail: semenova03@yandex.ru АХУЛКОВА А.И.

кандидат педагогических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E- mail akuia76kai@yandex.ru

UDC 378.22:378.147] :378.4(470.319] SEMENOVA L M.

Candidate of biological sciences, Associate Professor, Department of Psychology-pedagogical technologies and special

education, Orel State University E-mail semenova03@yandex.ru AHULKOVA A.I.

Candidate of pedagogical sciences, docent, Acting head. Chair of technology of pedagogic-psychological and special education,

Orel State University E-mail akuia76kai@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАГИСТРОВ НА КАФЕДРЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА

MODERN APPROACHES TO TEACHING MASTERS AT THE DEPARTMENT OF TECHNOLOGY OF PEDAGOGIC-PSYCHOLOGICAL AND SPECIAL EDUCATION OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I.S. TURGENEV

В статье рассматриваются вопросы обучения магистров, раскрыты формы, методы и приемы обучения. Показаны направления реализации программы подготовки магистров.

Ключевые слова: магистерские программы, направления подготовки, способы работы, формы, методы, приемы, самостоятельная, научно-исследовательская работа.

This article discusses the issues of training masters, disclosed forms, methods and techniques of teaching. Shows the directions of realization of the program ofpreparation of masters.

Keywords: graduate programs, training areas, ways to work, forms, methods, techniques, independent, scientific and research work.

В настоящее время педагогическая высшая школа России последовательно переходит в новое качественное состояние. В этой связи современный этап модернизации системы высшего образования направлен на кардинальное изменение подхода к подготовке выпускников. К магистру предъявляются требования к овладению профессиональными компетенциями, а также досконального знания своего предмета, методических, педагогических и психологических умений и навыков. Современный магистр, в том числе, должен уметь работать с информационными ресурсами: традиционными и электронными библиотеками, а также с сетью Интернет. Кроме профессиональных качеств, магистр должен быть человеком эрудированным, с большим кругом интересов, а также знать языки.

Обучение в магистратуре позволяет студенту реализовать себя в научной и практической деятельности и получать соответствующие психолого-педагогические знания.

Подготовка магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии») на кафедре направлена на решение задач по виду профессиональной деятельности: коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной и профилактической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.

Программа магистратуры ориентирована также на производственно-технологический, практико-ориентированный и прикладной виды профессиональной деятельности.

За период 2015-2017 г. обучение в магистратуре прошли 103 человека, из них по очной форме обучения - 46, по заочной форме обучения - 57.

В реализации программы подготовки магистрантов участвуют 2 доктора наук, 10 кандидатов педагогических и психологических наук, что составляет 81, % (А.И. Уман, профессор; доктор пед. наук; М.И. Алдошина, профессор, доктор, пед. наук,; А.И. Ахулкова, доцент, к. пед. наук; Л.М. Семенова, доцент, к. биол. наук; О.Ф. Черниченко, доцент, к. психол. н.; Макарова О.В., доцент, к. пед. наук; О.Б. Чарова, доцент, к. пед. н.; Ю.В. Ушачева, к. пед. н.; Е.Н. Сухоленцева, к. пед н.; Е.Г. Самарцева, к. пед. н.; Т.В. Гольцова, к. психол. н.; Н.В. Чаркина, к. пед.н.)

В качестве совместителей к работе с магистрантами привлечены специалисты из ведущих вузов страны, в их числе Л.И. Плаксина, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии МГПУ, О.С. Орлова, доктор педагогических наук, профессор, кафедры логопедии МГПУ, Котькова Г.Е., доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева».

В обучении будущих магистров используются традиционные организационные формы: лекции, семинары, лабораторные, практические занятия, самостоятельная работа, научно-исследовательская деятельность и др., а также различные формы контроля и оценивания результатов образовательной деятельности.

Однако к ним предъявляются несколько другие требо-

© Семенова Л.М., Ахулкова А.И. © Semenova L M., Ahulkova A.I.

вания. Преподаватели постоянно совершенствуют методы и приемы преподавания на основе собственных экспериментальных исследований и обобщения данных в области психологии, педагогики, коррекционной педагогики и специальной психологии и смежных с ними наук. Так наряду с традиционными формами проведения вузовской лекции: вводная лекция, лекция-информация, обзорная лекция, для усиления обучающего характера широко используют нетрадиционные формы их организации и чтения: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-конференция, лекция-консультация. При этом к ним прилагаются «Вопросы для обсуждения», которые задаются студентам перед началом лекции для мотивации и повышения их интереса к предстоящему учебному материалу, и «Контрольные вопросы и задания» (в конце лекции), решающие задачу закрепления прослушанного учебного материала. В обучении магистров широко используют современные педагогические технологии на основе игровых и интерактивных методов, проектного метода, а также других активных методов обучения [1].

Магистрантам читаются элективные курсы разработанные преподавателями кафедры. «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» (Самарцева Е.Г.). Технология обучения восприятия воспроизведения устной речи детей с ОВЗ», Слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых после кохреальной имплантации (Макарова О.В.).

Кроме того, чтение преподавателями курса лекций по тем или иным разделам образовательной программы магистратуры сопровождается использованием компьютерных технологий. В этой связи большое внимание уделяется компьютеризации обучения как одной их главных составляющих подготовки современного специалиста. Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет сочетать традиционные и современные средства, методы и приемы обучения повышая интерес к изучаемому материалу.

Учебные занятия проводятся в аудиториях института, специализированных кабинетах Вычислительного центра ОГУ, а индивидуальная работа - на компьютерах кафедр института педагогики и психологии и компьютерных классах корпусов университета.

В учебном процессе реализуется план непрерывной компьютерной подготовки, направленный на формирование у магистров навыков и умений использования вычислительной техники в различных сферах профессиональной деятельности. Полученные умения и навыки работы с вычислительной техникой и программно-информационным обеспечением используются магистрами для оформления отчетов по практике, рефератов, докладов, проектов, пояснительных записок и графических материалов при подготовке магистерской диссертации.

Учебный процесс в основном обеспечен учебно-методической литературой, рекомендованной в рабочих программах, учебными материалами, имеющимися на кафедрах.

Рекомендуемая учебно-методическая литература по всем дисциплинам имеется в достаточном количестве экземпляров в соответствии с установленными требованиями.

В распоряжении магистрантов, предоставляются фонды библиотеки ОГУ, ОИУУ, библиотеки им. И.А. Бунина, Городского социально-образовательного центра.

Магистры имеют доступ и к электронным ресурсам.

Состояние и развитие материально-технической базы, для ведения учебного и научного процесса соответствует требованиям стандарта.

На кафедре имеется банк тематики магистерских диссертаций, вариантов контрольных работ, тестов, рефератов, проектов, презентаций и практики руководства их выполнением с учетом современных требований к подготовке специалистов.

Тематика магистерских диссертаций соответствует проблематике дисциплин предметной подготовки. Тематика работ также отражает практическую направленность и актуальность поставленных задач научного исследования. Тематика ежегодно обновляется.

Практические, семинарские и лабораторные занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Кроме того эти занятия направлены на развитие у магистров культуры научного мышления и общения. Этому способствуют, «обсуждения, коллоквиумы, дискуссии, использование элементов мастер-класса, «мозгового штурма», учебной, деловой, исследовательской игры», тематические «круглые» столы, проблемные семинары, тренинги, форумы.

Самостоятельная работа направлена на повышение интеллектуального потенциала, активности и творческой самостоятельности магистрантов.

Самостоятельная работа магистрантов реализуется в проработке конспектов лекций, изучении материалов, представленных в лекциях, изучении материала по рекомендуемой литературе, подготовке к лабораторным работам, практическим занятиям и семинарам, коллоквиуму, защите творческих работ, подготовке к рубежному контролю, изучении материалов для составления рефератов по теме, выполнения домашних контрольных работ, самостоятельном внеаудиторном чтении литературы, выполнении проектов, презентаций, а также в выполнении учебно-исследовательской и научно-исследовательской работах магистров [2].

В процессе обучения у магистров формируются навыки исследовательской работы, направленные на развитие у них способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, умениям объективной оценки научной информации, свободы научного поиска и стремления к применению научных знаний в образовательной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность магистрантов реализуется: в работе в научных кружках, проблемных группах, лабораториях кафедры; участие в ежегодной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов в рамках фестиваля научного творчества института педагогики и психологии; участие в межвузовских, международных научных конференциях; выступление с докладами на научных конференциях; участие в конкурсах разного уровня на лучшую студенческую научную работу; привлечение магистров в качестве соисполнителей по темам заказчика образовательных организаций и грантам, а также в тесном взаимодействии с научными исследованиями кафедры [3,4].

Результаты такого сотрудничества приносит плоды научного и практического познания - магистерские диссертации. Все магистерские диссертации носят четко выраженный исследовательский характер. Магистранты в 2016-2017 г. актуализировали свои исследования в статьях и докладах на конференциях городского, всероссийского и международного уровня. Магистрант Казорина А.А. выступила с докладом «Организация работы с семьями, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра» на научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» в г. Москве 2017 г.

В рамках Недели науки в институте педагогики и психологии проходят научно-практические конференции для студентов, молодых ученых и практических работников образования, где магистранты представляют свои научные исследования. Магистранты Бабошина В.Н., Бирюкова А.А., Боева А.Ю., Пимкина К.Ю., Макаров Е.А., Сковородина М.И., Аксиненко Т.М., Тарабанько О.В. выступили на научно-практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здо-

ровья» г. Орел, 2017 г

Следует отметить, что работы магистрантов были выполнены на высоком научном и научно-методическом уровне, отражали актуальные проблемы изучения, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии. Магистранты показали свободное владение материалами экспериментального и теоретического характера, демонстрировали достаточную культуру выступления. По результатам оценки научных докладов в 2017 г. - 6 магистров были награждены дипломами I степени, 8 - II степени и 9 магистров дипломами III степени. Объективными показателями научной деятельности магистрантов стали их публикации в различных изданиях (сборниках, журналах), информации в Интернете. Всего за 2015-2017 г. было опубликовано 27 работ.

Учебная практика магистранта направлена на закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам направления и специальным дисциплинам магистерских программ; формирование у магистров профессиональных навыков ведения самостоятельной научной работы, выбора темы и составления плана магистерской диссертации.

Базой для практики магистров служат дошкольные и школьные учреждения, ППМС-центры. Творческие контакты магистров с коллективами специальных (коррекционных) образовательных учреждений позволили магистрам не только апробировать, но и успешно реализовывать различные модели системы специального образования с использованием инновационных технологий и вооружить практических работников новыми технологиями обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями.

Интересной, на наш взгляд, является такая форма обучения магистров как сетевое взаимодействие с МПГУ Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования по направлениям подготовки в области специального (дефектологического) образования, профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» по Приказу Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. От 31.05.2011)), для выделения требований, предъявляемых к выпускникам образовательных организаций высшего образования, в части педагогической деятельности в сфере дефектологического образования становится актуальной апробация основных профессиональных образовательных программ по уровню образования магистратуры с профилем «Педагог-дефектолог». В связи с этим в 2017 гг. кафедра приняла участие в апробации программ (Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии, Образование детей с ОВЗ в меняющемся мире, Инклюзивное обучение в современном образовательном пространстве, Проектная деятельность в логопедии, Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушениями коммуникации). Это позволило уточнить перечень задач профессиональной деятельности и трудовых функций в сфере дефектологического образования, а также определить требуемый набор дополнительных компетенций выпускника образовательных программ магистратуры и оценить уровень их подготовленности.

В обучении, по указанным программам, приняли участие 14 магистрантов. Апробации, осуществлялось по индивидуальным учебным планам. Все обучающиеся были обеспечены комплектами учебно-методических материалов для соответствующего модуля по каждому вышеуказанному профилю. Они осваивали содержание модуля как в режиме организованных дискуссий, практических занятий, мультимедийных презентаций, проектов, виртуальных аналогов, позволяющих

использовать действия, умения, навыки профессиональной деятельности, баз видеокейсов, образцов профессиональной деятельности, программ, позволяющих моделировать профессиональную деятельность и др. Вся работа проводилась студентами самостоятельно, тем не менее, они своевременно получали консультации ведущих специалистов кафедры, а также имели возможность в режиме он-лайн задать необходимые вопросы и получить разъяснения.

Фонд оценочных средств по модулям вышеуказанных профилей позволил провести аттестацию студентов и признать ее положительной. Так, экзамен по соответствующим направлениям подготовки проходил на открытом заседании экзаменационной комиссии. Магистрантам было выделено время на подготовку и решение практико-ориентированные задачи (кейса).

Ответы их на практико-ориентированные задачи отличались достаточно глубокими знаниями базовых психолого-педагогических и специальных понятий, принятых в коррекционной педагогике и психологии, были логично построены, в целом доказательны и аргументированы. Студенты правильно использовали терминологию, обнаруживали аналитический подход в решении задач, аргументировали выдвигаемые положения, могли обосновать свою точку зрения, формулировали грамотные выводы.

В результате 12 магистрантов (92 %) сдали экзамен на «отлично», 1 (8 %) магистрант - на «хорошо». Средний балл -4,9. Экзамен показал высокий уровень подготовки магистрантов вышеуказанным профилям подготовки.

Другой формой работы была подготовка и защита магистрами проектов: «Профессиональная готовность педагога к инклюзивному образованию» (Селихова Елена Юрьевна, Маричева Ирина Александровна; профиль Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии); «Адаптация школьной образовательной среды к потребностям учащихся с ограниченными возможностями здоровья» (Дочкина Анита Сергеевна, Вострикова Татьяна Алексеевна, Цунина Ольга Валерьевна, профиль Инклюзивное обучение в современном образовательном пространстве); «Индивидуальное сопровождение развития устной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» (Андреева Олеся Михайловна, Москаленко Марина Яковлевна, Старых Евгений Владимирович, профиль Проектная деятельность в логопедии); «Использование мозжечковой стимуляции в комплексной реабилитации лиц с нарушениями коммуникации» (Казорина Анастасия Александровна, Плахова Анастасия Валерьевна, Прудникова Елизавета Эдуардовна; профиль Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушениями коммуникации); «Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием дидактических компьютерных игр» (Цыганок Юлия Максимовна, Меркулова Юлия Владимировна, профиль Образование детей с ОВЗ в меняющемся мире)

В докладе выпускники освещали актуальность темы проекта, цель, объект, предмет, задач, гипотезу, содержание и этапы работы, ее наиболее существенные и интересные моменты, полученные выводы. Доклад по результатам выполнения проекта не превышал 10-12 минут, сопровождался демонстрацией слайд-презентаций. Подготовленные проекты содержательно и структурно представлены, авторами доказана актуальность и важность выбранной темы, подобранные методы исследования отвечают поставленным задачам, итоговые выводы аргументированы, работы отличает смысловая завершённость, грамотно обозначена несомненная практическая ценность проекта. Публичная защита указанных работ показала глубокие знания по проблематике исследований, наличие у обучающихся навыков ведения научной дискуссии. Ответы на вопросы убедительны и доказательны, свидетельствуют о глубине знаний по проблеме проекта. Все магистран-

тов (100 %) защитили проекты на «отлично».

Кроме того, все магистранты прошли независимое онлайн-тестирование, организованное ресурсным центром экспертно-аналитического сопровождения реализации проекта по модернизации педагогического образования. Тест, состоял из 20 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех возможных длительностью 30 минут. На решение каждого тестового задания отводится 1,5 минуты. Студенты решали два кейсовых задания с выбором одного правильного ответа из 6 или произвольного числа ответов из 6 возможных, длительностью 15 минут каждый. Оценивались общепрофессиональные компетенции: ОПК-2 - способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; ОПК-5 - способен

планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений; ОПК-6 - способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований.

Согласно результатам проведенного тестирования: по ОПК-2 (тест) с заданием справились 66%; ОПК-5 (кейс) -92%; ОПК-6 (тест) - 72%, ОПК-6 (кейс) - 79%. В этой связи можно констатировать, что апробация основной профессиональной образовательной программы уровня магистратуры по сетевым проектам прошла успешно.

Таким образом, использование современных технологий в обучении магистров обеспечила высокое качество учебного процесса, а также уровень профессиональной подготовленности выпускника магистратуры к профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. ЗагвязинскийВ.И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении. Тюмень.: ТюмГУ, 2008.

2. АлхановА. Самостоятельная работа студентов. // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 86-89

3. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография. Тверь.: ТГТУ, 2004. С. 59

4. Соляников Ю.В. Организация научно-исследовательской деятельности в магистратуре университета // Исследование современных педагогических проблем / под ред. д.п.н. Е.С.Заир-Бек. СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 80 - 87.

References

1. Zagvjazinskij V.I. Pedagogical foundations of integration of traditional and new methods in developing education. Tyumen: Tsu, 2008.

2. AlkhanovA. Students ' self-study/a. Alkhanov//higher education in Russia. 2005. No. 11. Pp. 86-89.

3. Mironov V.A., Happen, E.Yu. Social aspects of intensifying research students: monograph. Tver: TSTU, 2004. 59 p.

4. Soljanikov Yu.V. Organization research master's degree University//Study of modern pedagogical problems. d.p.n. E.s. Zaire-Beck. Spb., WPPS them. A. gertsen, 2001. Pp. 80-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.