Научная статья на тему 'Современные подходы к научно-методическому обеспечению деятельности педагогов дополнительного образования'

Современные подходы к научно-методическому обеспечению деятельности педагогов дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ / ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНИЦИАТИВЫ / SCIENTIFICALLY-METHODICAL MAINTENANCE / INCREASE OF PROFESSIONAL LEVEL / MAINTENANCE UPDATING / PERSONNEL POTENTIAL / PEDAGOGICAL COLLECTIVE / SOCIALLY-PEDAGOGICAL INITIATIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Е. В.

В статье описан подход к научно-методическому обеспечению образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей с учетом его специфики и результаты предварительного исследования, проведенного в МОУДОД "Детско-юношеский центр "Приобский" по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO SCIENTIFI-CALLYMETHODICAL MAINTENANCE OF TEACHERS' ACTIVITY IN AN ADDITIONAL EDUCATION

In the article the approach to scientifically-methodical maintenance of educational process of establishment of children's additional education is taking into account its specificity and results of the preliminary research spent in Childrenyouthful centre "Priobsky" is described by the given question

Текст научной работы на тему «Современные подходы к научно-методическому обеспечению деятельности педагогов дополнительного образования»

кибернетического управления электромеханическими механизмами. В дальнейшем полученные политехнологические знания и умения они способны применить в своей профессиональной деятельности.

В рамках дисциплины "Объектно-ориентированное программирование" также нашлось место для эффективного использования исполнителя на занятиях. Основой объектно-ориентированного программирования является понятие объекта, которое рассматривается как некоторая структура, описывающая объект реального мира, его поведение. Программа, написанная с использованием объектов, представляет собой набор объектов и связей между ними. Одним из примеров создания объектов реальной действительности может служить создание собственного класса описывающего "универсальный исполнитель".

Библиографический список

С помощью проведенной части педагогического исследования мы выяснили, что реализация принципа политехнологиз-ма в значительной мере влияет на качество знаний студентов. Анализ предварительных результатов эксперимента свидетельствует о следующем: политехнологическая подготовка в курсе информатики удовлетворяет интересы всех участников образовательного процесса и повышает мотивацию к приобретению профессией. Следование обучаемых принципу политехнологиз-ма открывает возможность осуществить перенос сформированных умений в новые условия: они сохраняют свое значение при переходе к новому типу оборудования. Иными словами, умения и навыки в рамках компьютерных дисциплин обладают высокой степенью политехнологизма, овладение ими позволяет учащимся существенно повысить в целом уровень профессиональной самостоятельности и квалификацию.

1.Калекин, А.А. Технология и современное образование // Наука и школа. - М. - 2010. - № 1.

2.Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы: монография. - М.: Педагогика, 1986.

3.Петров, А.В. Роль принципа политехнизма в современной системе образования / А.В. Петров, А.И. Гурьев, В.Г Жданов // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2009. - № 2 (14).

4.Леготкин, Н.В. Использование универсального электромеханического исполнителя в курсах "Архитектура компьютера" и "Объектно-ориентированное программирование" в педагогическом вузе // Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: сборник статей. - Пенза: ПГТА, 2008. - № 2 (14).

Статья поступила в редакцию 21.08.10

УДК 374.02

Е.В. Борисова, асп. ГОУВПО "АГАО", г. Бийск, [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОООЛНИТЕЛЬНПГП ОБРАЗОВАНИЯ

В статье описан подход к научно-методическому обеспечению образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей с учетом его специфики и результаты предварительного исследования, проведенного в МОУДОД "Детско-юношеский центр "Приобский" по данному вопросу.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, повышение профессионального уровня, обновление содержания, кадровый потенциал, педагогический коллектив, социально-педагогический инициативы.

Деятельность образовательного учреждения в режиме развития становится повседневной нормой и является универсальным показателем высокого профессионализма руководителя, измерителем управленческого мастерства его заместителей, а также надежным свидетельством достигнутой профессиональной зрелости всего педагогического коллектива образовательного учреждения.

Методическое обеспечение - это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами, включающая, помимо методического оснащения (программы, методические рекомендации, дидактические пособия), такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров; совместный анализ качества деятельности и ее результатов [1, с. 23].

Приоритетными предметами методического обеспечения в учреждениях дополнительного образования должны стать: педагогическая деятельность, педагогическая система, воспитательный и образовательный процессы (как и в любом образовательном учреждении); следовательно, приоритетным объектом обеспечения - педагогический коллектив учреждения дополнительного образования или его конкретные подразделения, педагогические работники.

Успешная организация деятельности в образовательных учреждениях не мыслима без соответствующего научно-методического обеспечения. Несмотря на весьма существенные различия в понимании различными учеными сущности и целевых

задач деятельности научно-методических служб образовательных учреждений, в настоящее время все более очевидными становятся приоритетные функциональные задачи, способы структурирования содержания и психолого-педагогические механизмы сопровождения инновационной деятельности.

Учреждения дополнительного образования в условиях реформирования системы переосмысливают свою деятельность, включая методическую. Основными причинами является значительный рост ее роли в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных проблем, а так же становится более активным участие педагогов в совершенствовании образовательного процесса и образовательных программ нового поколения.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому неуклонно возрастает роль методической службы. Потребность создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов диктует необходимость совершенствования методической службы в учреждении дополнительного образования детей. Для определения причины обновления деятельности методической службы, необходимо определить наиболее актуальные идеи развития дополнительного образования детей.

В основе обновления деятельности всех образовательных учреждений, лежит идея развития. С целью развития учреждения, руководители активизировали методическую деятельность,

а педагоги дополнительного образования, в свою очередь, с удвоенным вниманием отнеслись к своей методической работе. Эта взаимная активность породила новые направления, содержание и формы работы с педагогическими кадрами.

Одной из важнейших задач дополнительного образования является обновление содержания предлагаемой детям деятельности, которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ. Эту задачу необходимо включать в план деятельности методической службы учреждений дополнительного образования.

В современных условиях методическая служба учреждений дополнительного образования детей имеет следующие характерные черты:

• максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований;

• ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности;

• обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;

• организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов.

Современная ситуация в образовании, изменение статуса и задач дополнительного образования, новые требования к нему со стороны детей и родителей придают особую актуальность организации деятельности методической службы, которая способствует: обеспечению развития учреждений дополнительного образования детей; развитию и выявлению творческого потенциала педагогов, обобщению опыта лучших; решению задач по разработке и внедрению новых технологий образования; достижению высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме и новых педагогических технологиях; разработке образовательных программ нового поколения для системы дополнительного образования детей; организации проведения опытно-экспериментальной работы.

По мнению Е.В. Василевской, основными направлениями деятельности методической службы в учреждениях дополнительного образования детей в современных условиях образования, является:

• совершенствование педагогической деятельности; обновление программного обеспечения образовательного процесса;

• внедрение в практику учреждения дополнительного образования научных исследований и достижений передового педагогического опыта, пристальное внимание к научной и теоретической компетентности педагога;

• организация работы по повышению квалификации педагогических работников учреждения дополнительного образования;

• руководство работой методических объединений, кафедр, лабораторий и творческих групп педагогов;

• ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики;

• изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем;

• участие в аттестационных, экспертных комиссиях; оказание помощи образовательным учреждениям (школам, детским садам, клубам по месту жительства и др.) в организации дополнительного образования;

• проведение различных семинаров, совещаний, конференций, конкурсов, диспутов и т.п. [2, с. 58].

Особой образовательной деятельностью является обучение кадров непосредственно на рабочем месте, так как она планируется и осуществляется с учетом закономерностей и развития самого педагога, влияния на него профессиональной деятельности.

Анализ состояния методической работы в МОУДОД "Детско-юношеский центр "Приобский" позволяет выделить следующие факторы сдерживающие саморазвитие педагогов:

• традиционное понимание задач и функций методической работы: воспитание в педагогах ответственного и творческого отношения к делу и совершенствование учебно-воспитательного процесса. В данном контексте педагог находится в позиции объекта обучения, в то время, как его саморазвитие возможно лишь в позиции субъекта методической работы;

• классический набор форм методической работы. К наиболее часто используемым формам можно отнести: педагогические семинары, методические объединения, открытые уроки, самообразование. Необходимо организовать деятельность так, чтобы старые, хорошо известные формы наполнить новым содержанием, а также ввести современные формы методической работы, необходимые для развития педагогических кадров и, следовательно, для решения вновь выдвинутых задач развития и образования детей;

• количественный подход в определении результативности методической работы. Показателями являются количество открытых мероприятий, число конференций и семинаров в которых приняли участие педагоги;

• отсутствие дифференцированного подхода в обучении кадров: учим всех, всему и постоянно. В то же время педагоги имеют разную квалификацию, отличный друг от друга уровень мастерства и т.п.

Становится очевидным необходимость изменения понимания сути, функций, форм и показателей результативности методической работы в образовательном учреждении, доведение ее до уровня научно-методического.

В научно-методической работе участвуют педагоги перешедшие, в основном, в режим саморазвития или испытывающие потребность в более высоком уровне методической работы.

Научно-методическую работу необходимо выстраивать в соответствии со следующими принципами:

• научность. Поиски и разработки педагогов должны иметь глубокую методологическую основу с опорой на: универсальные научные теории; законы гуманитарного, психолого-педаго-гического знания (законы культурного и психологического развития Л.С. Выготского, теории личности, личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева, теория развивающего обучения и др.); основы профессиональной деятельности (психология труда учителя - Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова; учение о структуре и природе труда учителя - В.А. Сластенин, теория личностно-ориентированного образования - Е.В. Бондаревская, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков и др.).

• системность. Планирование и реализация всех ступеней научной и практической разработки проблемы: диагностика и анализ качества образовательного процесса; выявление проблем; осмысление теоретических основ проблемы; выдвижение задач; конструирование схем их решения; реализация решения; разработка и продвижение методических рекомендаций, материалов;

• актуальность. Направленность на профессионально значимые, касающиеся отдельного педагога проблемы в области преподаваемого предмета, воспитательной работы и т.д.

Для успешного профессионального роста должны быть обязательно использованы следующие источники: самообразование, общение, систематическое обучение на курсах, практика и эксперимент.

Самообразование, самостоятельное чтение литературы служит главным источником получения теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и гипотез, способом получения большого объема новой информации.

В общении происходит освоение знаний, более глубокое их понимание, проникновение в их смысл, установление связей с другими явлениями и понятиями.

Специальные занятия имеют целенаправленный характер, всегда ограничены во времени. Определенный круг изучаемых явлений позволяет педагогу углубиться в суть вопроса. Окончательным критерием принятия или непринятия той или иной позиции является введение в практику обучения той или иной технологии.

Фактором, благоприятно влияющем на развитие и саморазвитие педагога, по мнению Л.Б Железновой, является професси-

ональная среда, которая благоприятно сказывается на развитии кадров, если в ней: есть педагоги, создающие признанные в коллективе образцы педагогической и управленческой деятельности; кадры, способные и желающие обучать других и передавать свой опыт; создан микроклимат, ориентированный на обмен опытом и сотрудничество; возможности для профессионального об-

Библиографический список

щения; определены задачи, требующие совместного решения; ориентация на изменение и самосовершенствование [3, с. 74].

Основными показателями методической работы МОУДОД "Детско-юношеский центр "Приобский" являются: качество методического обеспечения, уровень его организации; использование особенностей и возможностей педагогических кадров.

1. Ильина, Т.В. Методическое обеспечение и проблема эффективности системы дополнительного образования детей // Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. - Ярославль, 1997.

2. Василевская, Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2005.

3. Железнова, Л.Б. Результативность и качество деятельности в сфере дополнительного образования. - Оренбург, 1998.

Статья поступила в редакцию 21.08.10

УДК 420 (07)

Е.Н. Щекалева, ассистент кафедры теории, практики и методики преподавания английского языка "АГПИ им. А.П. Гайдара", г. Арзамас, Email: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ИНСТИТУТА

В статье рассмотрены проблемы обучения иностранному языку, такие как определение цели обучения, учебный процесс, принципы обучения.

Ключевые слова: содержание обучения, цель обучения, учебный процесс, диалог культур, принципы обучения.

Теория и практика преподавания иностранных языков (ИЯ) в неязыковом вузе с начала 90-х годов переживают сложный период. С одной стороны, с изменением политико-экономической ситуации в стране престиж дисциплины "Иностранный язык" постоянно возрастает, а с другой - адекватному обучению иностранным языкам в неязыковых вузах мешает ряд серьезных методических проблем, с которыми кафедры иностранных языков сталкиваются на протяжении последних лет. Это проблемы конкретизации действующих программ по иностранным языкам и выбора учебных пособий, недостаточная подготовка по иностранному языку у большего числа первокурсников, наличия устойчивого контингента студентов - выпускников школ и классов с углубленным изучением иностранного языка и отсутствия для этого контингента специальных пособий.

Существует также ряд проблем с отбором учебного материала, с выбором методов для достижения определенных целей, с организацией работы на соответствующих этапах обучения, с разработкой видов самостоятельной работы.

Проблема обеспечения учебного процесса по ИЯ в вузе на неязыковых факультетах остается одной из самых актуальных и далеко не полностью решенных проблем. В современных условиях складывается новая система подготовки специалиста в вузе, поэтому очевидно, что содержание и методика учебного процесса по ИЯ должны отражать цели и задачи подготовки такого специалиста, учитывая, в первую очередь, специфику его будущей профессиональной деятельности.

Учебный процесс в высшей школе - это сложная система движения информационных потоков, динамика которых характеризует учебный процесс как по форме, так и по содержанию [1, с. 119].

Под обеспечением учебного процесса следует понимать совокупность дидактических средств, методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных им целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического взаимодействия с обучающимися.

Учебный процесс является составляющей целостного педагогического процесса. Обратимся к термину "педагогический процесс", который В.А. Сластенин рассматривает как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообраз-

ных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление [2, с. 164].

В современных условиях происходит дальнейшее переосмысление целей обучения по всем циклам дисциплин, в том числе и по ИЯ. И совершенно очевидно, что в каждом отдельном случае должны быть выделены приоритетные цели обучения.

В преподавании иностранных языков все большее значение в последнее время придается ориентации процесса обучения на развитие личности учащихся средствами учебного предмета "иностранный язык" в контексте диалога культур. Диалог культур в плане международного общения является одной из самых актуальных проблем и находится на пике методических интересов. Последнее обусловлено направленностью на осуществление взаимосвязанной политики в области образования, культуры, коммуникации и науки в целях обеспечения интеллектуального развития и нравственного совершенствования человечества.

Цель определяет содержание учебного предмета, дающее возможность выявить адекватные средства и методы и через них выйти на такую организацию взаимодействия преподавателя и обучающихся, которая обеспечит планируемый результат, "...всякая цель может быть достигнута оптимальным путем только с помощью соответствующих средств в соответствующих условиях" [3, с. 97].

В примерной программе дисциплины "Иностранный язык" (Москва, 2000 г.) определена следующая цель: "Основной целью курса "Иностранный язык" в неязыковом вузе или факультете университета является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка, как в повседневном, так и в профессиональном общении". Цель, указанная в программе, не отражает в полной мере тех процессов, которые актуальны сегодня для образования.

Вслед за В.В. Сафоновой [4, с. 79] можно дифференцировать данную цель обучения ИЯ на историческом факультете как коммуникативную, личностноформирующую, профессионально-ориентированную. Под коммуникативной целью мы понимаем готовность студентов к иноязычной коммуникации. Под личностно-формирующей целью - расширение кругозора студентов, повышение уровня их общей культуры и образования посредством ИЯ. Под профессионально-ориентированной це-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.