кибернетического управления электромеханическими механизмами. В дальнейшем полученные политехнологические знания и умения они способны применить в своей профессиональной деятельности.
В рамках дисциплины "Объектно-ориентированное программирование" также нашлось место для эффективного использования исполнителя на занятиях. Основой объектно-ориентированного программирования является понятие объекта, которое рассматривается как некоторая структура, описывающая объект реального мира, его поведение. Программа, написанная с использованием объектов, представляет собой набор объектов и связей между ними. Одним из примеров создания объектов реальной действительности может служить создание собственного класса описывающего "универсальный исполнитель".
Библиографический список
С помощью проведенной части педагогического исследования мы выяснили, что реализация принципа политехнологиз-ма в значительной мере влияет на качество знаний студентов. Анализ предварительных результатов эксперимента свидетельствует о следующем: политехнологическая подготовка в курсе информатики удовлетворяет интересы всех участников образовательного процесса и повышает мотивацию к приобретению профессией. Следование обучаемых принципу политехнологиз-ма открывает возможность осуществить перенос сформированных умений в новые условия: они сохраняют свое значение при переходе к новому типу оборудования. Иными словами, умения и навыки в рамках компьютерных дисциплин обладают высокой степенью политехнологизма, овладение ими позволяет учащимся существенно повысить в целом уровень профессиональной самостоятельности и квалификацию.
1.Калекин, А.А. Технология и современное образование // Наука и школа. - М. - 2010. - № 1.
2.Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы: монография. - М.: Педагогика, 1986.
3.Петров, А.В. Роль принципа политехнизма в современной системе образования / А.В. Петров, А.И. Гурьев, В.Г Жданов // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2009. - № 2 (14).
4.Леготкин, Н.В. Использование универсального электромеханического исполнителя в курсах "Архитектура компьютера" и "Объектно-ориентированное программирование" в педагогическом вузе // Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: сборник статей. - Пенза: ПГТА, 2008. - № 2 (14).
Статья поступила в редакцию 21.08.10
УДК 374.02
Е.В. Борисова, асп. ГОУВПО "АГАО", г. Бийск, [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОООЛНИТЕЛЬНПГП ОБРАЗОВАНИЯ
В статье описан подход к научно-методическому обеспечению образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей с учетом его специфики и результаты предварительного исследования, проведенного в МОУДОД "Детско-юношеский центр "Приобский" по данному вопросу.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, повышение профессионального уровня, обновление содержания, кадровый потенциал, педагогический коллектив, социально-педагогический инициативы.
Деятельность образовательного учреждения в режиме развития становится повседневной нормой и является универсальным показателем высокого профессионализма руководителя, измерителем управленческого мастерства его заместителей, а также надежным свидетельством достигнутой профессиональной зрелости всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
Методическое обеспечение - это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами, включающая, помимо методического оснащения (программы, методические рекомендации, дидактические пособия), такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров; совместный анализ качества деятельности и ее результатов [1, с. 23].
Приоритетными предметами методического обеспечения в учреждениях дополнительного образования должны стать: педагогическая деятельность, педагогическая система, воспитательный и образовательный процессы (как и в любом образовательном учреждении); следовательно, приоритетным объектом обеспечения - педагогический коллектив учреждения дополнительного образования или его конкретные подразделения, педагогические работники.
Успешная организация деятельности в образовательных учреждениях не мыслима без соответствующего научно-методического обеспечения. Несмотря на весьма существенные различия в понимании различными учеными сущности и целевых
задач деятельности научно-методических служб образовательных учреждений, в настоящее время все более очевидными становятся приоритетные функциональные задачи, способы структурирования содержания и психолого-педагогические механизмы сопровождения инновационной деятельности.
Учреждения дополнительного образования в условиях реформирования системы переосмысливают свою деятельность, включая методическую. Основными причинами является значительный рост ее роли в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных проблем, а так же становится более активным участие педагогов в совершенствовании образовательного процесса и образовательных программ нового поколения.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому неуклонно возрастает роль методической службы. Потребность создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов диктует необходимость совершенствования методической службы в учреждении дополнительного образования детей. Для определения причины обновления деятельности методической службы, необходимо определить наиболее актуальные идеи развития дополнительного образования детей.
В основе обновления деятельности всех образовательных учреждений, лежит идея развития. С целью развития учреждения, руководители активизировали методическую деятельность,
а педагоги дополнительного образования, в свою очередь, с удвоенным вниманием отнеслись к своей методической работе. Эта взаимная активность породила новые направления, содержание и формы работы с педагогическими кадрами.
Одной из важнейших задач дополнительного образования является обновление содержания предлагаемой детям деятельности, которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ. Эту задачу необходимо включать в план деятельности методической службы учреждений дополнительного образования.
В современных условиях методическая служба учреждений дополнительного образования детей имеет следующие характерные черты:
• максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований;
• ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности;
• обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;
• организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов.
Современная ситуация в образовании, изменение статуса и задач дополнительного образования, новые требования к нему со стороны детей и родителей придают особую актуальность организации деятельности методической службы, которая способствует: обеспечению развития учреждений дополнительного образования детей; развитию и выявлению творческого потенциала педагогов, обобщению опыта лучших; решению задач по разработке и внедрению новых технологий образования; достижению высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме и новых педагогических технологиях; разработке образовательных программ нового поколения для системы дополнительного образования детей; организации проведения опытно-экспериментальной работы.
По мнению Е.В. Василевской, основными направлениями деятельности методической службы в учреждениях дополнительного образования детей в современных условиях образования, является:
• совершенствование педагогической деятельности; обновление программного обеспечения образовательного процесса;
• внедрение в практику учреждения дополнительного образования научных исследований и достижений передового педагогического опыта, пристальное внимание к научной и теоретической компетентности педагога;
• организация работы по повышению квалификации педагогических работников учреждения дополнительного образования;
• руководство работой методических объединений, кафедр, лабораторий и творческих групп педагогов;
• ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики;
• изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем;
• участие в аттестационных, экспертных комиссиях; оказание помощи образовательным учреждениям (школам, детским садам, клубам по месту жительства и др.) в организации дополнительного образования;
• проведение различных семинаров, совещаний, конференций, конкурсов, диспутов и т.п. [2, с. 58].
Особой образовательной деятельностью является обучение кадров непосредственно на рабочем месте, так как она планируется и осуществляется с учетом закономерностей и развития самого педагога, влияния на него профессиональной деятельности.
Анализ состояния методической работы в МОУДОД "Детско-юношеский центр "Приобский" позволяет выделить следующие факторы сдерживающие саморазвитие педагогов:
• традиционное понимание задач и функций методической работы: воспитание в педагогах ответственного и творческого отношения к делу и совершенствование учебно-воспитательного процесса. В данном контексте педагог находится в позиции объекта обучения, в то время, как его саморазвитие возможно лишь в позиции субъекта методической работы;
• классический набор форм методической работы. К наиболее часто используемым формам можно отнести: педагогические семинары, методические объединения, открытые уроки, самообразование. Необходимо организовать деятельность так, чтобы старые, хорошо известные формы наполнить новым содержанием, а также ввести современные формы методической работы, необходимые для развития педагогических кадров и, следовательно, для решения вновь выдвинутых задач развития и образования детей;
• количественный подход в определении результативности методической работы. Показателями являются количество открытых мероприятий, число конференций и семинаров в которых приняли участие педагоги;
• отсутствие дифференцированного подхода в обучении кадров: учим всех, всему и постоянно. В то же время педагоги имеют разную квалификацию, отличный друг от друга уровень мастерства и т.п.
Становится очевидным необходимость изменения понимания сути, функций, форм и показателей результативности методической работы в образовательном учреждении, доведение ее до уровня научно-методического.
В научно-методической работе участвуют педагоги перешедшие, в основном, в режим саморазвития или испытывающие потребность в более высоком уровне методической работы.
Научно-методическую работу необходимо выстраивать в соответствии со следующими принципами:
• научность. Поиски и разработки педагогов должны иметь глубокую методологическую основу с опорой на: универсальные научные теории; законы гуманитарного, психолого-педаго-гического знания (законы культурного и психологического развития Л.С. Выготского, теории личности, личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева, теория развивающего обучения и др.); основы профессиональной деятельности (психология труда учителя - Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова; учение о структуре и природе труда учителя - В.А. Сластенин, теория личностно-ориентированного образования - Е.В. Бондаревская, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков и др.).
• системность. Планирование и реализация всех ступеней научной и практической разработки проблемы: диагностика и анализ качества образовательного процесса; выявление проблем; осмысление теоретических основ проблемы; выдвижение задач; конструирование схем их решения; реализация решения; разработка и продвижение методических рекомендаций, материалов;
• актуальность. Направленность на профессионально значимые, касающиеся отдельного педагога проблемы в области преподаваемого предмета, воспитательной работы и т.д.
Для успешного профессионального роста должны быть обязательно использованы следующие источники: самообразование, общение, систематическое обучение на курсах, практика и эксперимент.
Самообразование, самостоятельное чтение литературы служит главным источником получения теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и гипотез, способом получения большого объема новой информации.
В общении происходит освоение знаний, более глубокое их понимание, проникновение в их смысл, установление связей с другими явлениями и понятиями.
Специальные занятия имеют целенаправленный характер, всегда ограничены во времени. Определенный круг изучаемых явлений позволяет педагогу углубиться в суть вопроса. Окончательным критерием принятия или непринятия той или иной позиции является введение в практику обучения той или иной технологии.
Фактором, благоприятно влияющем на развитие и саморазвитие педагога, по мнению Л.Б Железновой, является професси-
ональная среда, которая благоприятно сказывается на развитии кадров, если в ней: есть педагоги, создающие признанные в коллективе образцы педагогической и управленческой деятельности; кадры, способные и желающие обучать других и передавать свой опыт; создан микроклимат, ориентированный на обмен опытом и сотрудничество; возможности для профессионального об-
Библиографический список
щения; определены задачи, требующие совместного решения; ориентация на изменение и самосовершенствование [3, с. 74].
Основными показателями методической работы МОУДОД "Детско-юношеский центр "Приобский" являются: качество методического обеспечения, уровень его организации; использование особенностей и возможностей педагогических кадров.
1. Ильина, Т.В. Методическое обеспечение и проблема эффективности системы дополнительного образования детей // Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. - Ярославль, 1997.
2. Василевская, Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2005.
3. Железнова, Л.Б. Результативность и качество деятельности в сфере дополнительного образования. - Оренбург, 1998.
Статья поступила в редакцию 21.08.10
УДК 420 (07)
Е.Н. Щекалева, ассистент кафедры теории, практики и методики преподавания английского языка "АГПИ им. А.П. Гайдара", г. Арзамас, Email: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ИНСТИТУТА
В статье рассмотрены проблемы обучения иностранному языку, такие как определение цели обучения, учебный процесс, принципы обучения.
Ключевые слова: содержание обучения, цель обучения, учебный процесс, диалог культур, принципы обучения.
Теория и практика преподавания иностранных языков (ИЯ) в неязыковом вузе с начала 90-х годов переживают сложный период. С одной стороны, с изменением политико-экономической ситуации в стране престиж дисциплины "Иностранный язык" постоянно возрастает, а с другой - адекватному обучению иностранным языкам в неязыковых вузах мешает ряд серьезных методических проблем, с которыми кафедры иностранных языков сталкиваются на протяжении последних лет. Это проблемы конкретизации действующих программ по иностранным языкам и выбора учебных пособий, недостаточная подготовка по иностранному языку у большего числа первокурсников, наличия устойчивого контингента студентов - выпускников школ и классов с углубленным изучением иностранного языка и отсутствия для этого контингента специальных пособий.
Существует также ряд проблем с отбором учебного материала, с выбором методов для достижения определенных целей, с организацией работы на соответствующих этапах обучения, с разработкой видов самостоятельной работы.
Проблема обеспечения учебного процесса по ИЯ в вузе на неязыковых факультетах остается одной из самых актуальных и далеко не полностью решенных проблем. В современных условиях складывается новая система подготовки специалиста в вузе, поэтому очевидно, что содержание и методика учебного процесса по ИЯ должны отражать цели и задачи подготовки такого специалиста, учитывая, в первую очередь, специфику его будущей профессиональной деятельности.
Учебный процесс в высшей школе - это сложная система движения информационных потоков, динамика которых характеризует учебный процесс как по форме, так и по содержанию [1, с. 119].
Под обеспечением учебного процесса следует понимать совокупность дидактических средств, методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных им целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического взаимодействия с обучающимися.
Учебный процесс является составляющей целостного педагогического процесса. Обратимся к термину "педагогический процесс", который В.А. Сластенин рассматривает как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообраз-
ных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление [2, с. 164].
В современных условиях происходит дальнейшее переосмысление целей обучения по всем циклам дисциплин, в том числе и по ИЯ. И совершенно очевидно, что в каждом отдельном случае должны быть выделены приоритетные цели обучения.
В преподавании иностранных языков все большее значение в последнее время придается ориентации процесса обучения на развитие личности учащихся средствами учебного предмета "иностранный язык" в контексте диалога культур. Диалог культур в плане международного общения является одной из самых актуальных проблем и находится на пике методических интересов. Последнее обусловлено направленностью на осуществление взаимосвязанной политики в области образования, культуры, коммуникации и науки в целях обеспечения интеллектуального развития и нравственного совершенствования человечества.
Цель определяет содержание учебного предмета, дающее возможность выявить адекватные средства и методы и через них выйти на такую организацию взаимодействия преподавателя и обучающихся, которая обеспечит планируемый результат, "...всякая цель может быть достигнута оптимальным путем только с помощью соответствующих средств в соответствующих условиях" [3, с. 97].
В примерной программе дисциплины "Иностранный язык" (Москва, 2000 г.) определена следующая цель: "Основной целью курса "Иностранный язык" в неязыковом вузе или факультете университета является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка, как в повседневном, так и в профессиональном общении". Цель, указанная в программе, не отражает в полной мере тех процессов, которые актуальны сегодня для образования.
Вслед за В.В. Сафоновой [4, с. 79] можно дифференцировать данную цель обучения ИЯ на историческом факультете как коммуникативную, личностноформирующую, профессионально-ориентированную. Под коммуникативной целью мы понимаем готовность студентов к иноязычной коммуникации. Под личностно-формирующей целью - расширение кругозора студентов, повышение уровня их общей культуры и образования посредством ИЯ. Под профессионально-ориентированной це-