Научная статья на тему 'Будущее дополнительного образования детей - в социально-педагогической стратегии его развития'

Будущее дополнительного образования детей - в социально-педагогической стратегии его развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1452
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Алла Васильевна

«О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей» так звучала повестка дня первых парламентских слушаний 22 мая 2008 года. Развернувшаяся дискуссия подтвердила: социальная востребованность дополнительного образования детей в современной России стремительно растет. Каким быть дополнительному образованию детей в ближайшей перспективе? Ответ на этот вопрос актуален для педагогического сообщества, родительской общественности, государственных структур, и, в первую очередь, для тех, у кого дополнительное образование является содержанием жизни, единственного и неповторимого детства, определяет гражданскую позицию, социальную успешность, профессионально-ценностное самоопределение на многие годы для детей и подростков. Ответит ли дополнительное образование на их социальные потребности, обеспечит ли им успешное гражданское становление, личностное развитие, вхождение во взрослую жизнь зависит от той образовательной стратегии, методологических позиций, принципов, содержательных приоритетов и механизмов, которые будут определять развитие системы дополнительного образования детей уже в ближайшие годы и в отдаленной перспективе. Разработке новой стратегии развития дополнительного образования детей, обоснованию ее социально-педагогического характера и раскрытию ряда сущностных позиций посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Алла Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее дополнительного образования детей - в социально-педагогической стратегии его развития»

УДК 378.01: 078

А. В. Егорова

БУДУЩЕЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ - В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Российская система дополнительного образования детей представляет собой уникальный социально-педагогический институт, которому нет равных в мире. Для многих занятия в системе дополнительного образования становятся потом делом на всю жизнь. Система дополнительного образования, по сути своей от самых истоков развивавшаяся как демократичная открытая социально-педагогическая система обладает очень мощным потенциалом в подготовке детей и подростков к жизненному самоопределению. Она существует не просто для того, чтобы занять свободное время школьников, хотя и это важно как для развития личности в целом, так и для решения задач профилактики преступности, разных видов девиантного поведения детей. Главное, что в процессе дополнительного образования дети осваивают ценности отечественной и мировой культуры, у них формируется ценностное отношение к семье, здоровью, природе, отечественной истории, образованию, профессиональной деятельности и такие принципиально важные для гражданского становления личности качества, как мобильность и коммуникативность, столь востребованные сегодня, социальная компетентность, личностная позиция; потребность в саморазвитии и готовность к реализации социальных инициатив, к интеграции в культуротворческий процесс, общественное производство.

Названные позиции прозвучали во многих выступлениях участников парламентских слушаний 22 мая 2008 г. «О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей», организованных Комитетом по образованию Государственной Думы РФ под председательством Григория Артемовича Балыхина. Олимпийская чемпионка по фигурному катанию, заместитель председателя Комитета ГД РФ Ирина Константиновна Роднина, работавшая в Америке, имеющая солидный опыт сотрудничества с коллегами из разных стран, особенно подчеркнула, что такой системы дополнительного образования как в России, нет нигде за рубежом. О значимости дополнительного образования и социально-педагогических условиях реализации его потенциала говорилось во всех выступлениях, на основании которых в рекомендации парламентских слушаний включены самые острые вопросы кадрового, нормативного и финансового обеспечения системы дополнительного образования, форм оценки и критериев его результативности. Это чрезвычайно важно именно сегодня, поскольку в ряде аспек-

тов, в частности в вопросах введения подушевого финансирования, расчета оплаты труда педагогов ситуация приобрела просто кризисный характер.

Вместе с тем, важно понимать, что каждая, казалось бы, частная проблема, обострившийся вопрос, обусловлены тенденциями развития системы в целом, складывающимися противоречиями и стратегическими приоритетами. Не случайно в итоговом документе парламентских слушаний отмечена необходимость не только современных организационных форм, единой методической службы, нормативных требований к материально-техническому и кадровому обеспечению, внедрения инновационных средств, технологий и методик дополнительного образования, но и четкого определения стратегии развития дополнительного образования, направлений педагогической работы, исходя из интересов детей, семьи и общества.

Отрадно, что уже в самой постановке вопроса о стратегии развития дополнительного образования частично содержится ее характеристика. А именно: стратегией, которая исходит из интересов детей, семьи и общества, может быть только одна, именуемая нами как «социально-педагогическая стратегия развития дополнительного образования детей».

Сегодня возникает опасность повторения тех ошибок, воспроизведения того «образовательного крена», который произошел в начале 1990-х годов после трансформации системы внешкольной работы в систему дополнительного образования. Это не было простой сменой наименований учреждений. Это было принципиальное обновление системы внешкольной работы, выразившееся в ряде позитивных и негативных тенденций. В числе последних - сужение пространства самореализации личности, свертывание детского самоуправления, социально значимой деятельности, распространение классно-урочных форм и методов работы, усиление обучающей функции в ущерб социальному воспитанию.

Сегодня одним из наиболее актуальных, интенсивно развивающихся направлений инновационной практики дополнительного образования является введение профильного обучения, которое мы рассматриваем как очень перспективное, обладающее большим развивающим ресурсом, как для личности ребенка, так и для системы в целом. Но вместе с тем, мы уже неоднократно сталкивались с позицией практиков, выбирающих путь наименьшего сопротивления, а именно - путь сужения деятельности от социально-педагогической до фактически тренинговой работы по формированию у подростков простейших навыков в определенной предпрофес-сиональной сфере. В этом случае развитие личности как цель образования, социальная компетентность подростка, его ценности и социальный опыт, усваиваемые нравственные нормы и гражданская позиция уходят из поля зрения педагога, а сухой остаток его «педагогических» целей выражается в стремлении сделать из ребенка исполнителя танцев, изготовителя авиамоделей, водителя трактора, пользователя компьютером, резчика по дереву или ремесленника другого профиля. Организаторам профильного обучения

сегодня особенно важно взять возникающее противоречие под особый контроль и не допустить потерь в социально-педагогическом потенциале дополнительного образования под видом углубления в профессию.

Система дополнительного образования изначально формировалась как социально-педагогическое явление, институт, являющийся связующим звеном между школьным образовательным пространством и той широкой социальной средой, в которой происходит трансляция подрастающим поколениям образцов поведения и деятельности, ценностных установок, формируется личный социальный опыт ребенка, обеспечивается пространство творческой самореализации личности в социально значимой деятельности, социальное воспитание. Система дополнительного образования, а изначально - внешкольной работы - выросла из детской социальной среды, стала той ее частью, которая открыта для сотрудничества со старшими поколениями, включая педагогов-профессионалов и огромную армию волонтеров, по зову своего сердца ставших наставниками, помощниками молодежи в ее социальном становлении.

Сегодня социально-педагогическая стратегия развития системы дополнительного образования детей должна стать новой сущностной характеристикой ее современной модели, обусловленной объективными факторами и подготовленной всем предшествующим развитием теории и практики дополнительного образования детей с момента ее кардинальной перестройки 1990-х гг.

Социально-педагогическая стратегия предполагает акцентирование внимания на открытом характере дополнительного образования как социальнопедагогической системы, полноценную реализацию комплекса социальных функций системы дополнительного образования (воспитывающей, развивающей, социальной защиты, реабилитационной, компенсаторной, мотивационной, коммуникативной, профилактической, оздоровительной, информационной и др.); востребованность учреждениями дополнительного образования воспитательного потенциала других социальных институтов и прежде всего семьи, расширение сетевого взаимодействия, создание интегрированных моделей, ориентированных на социальное партнерство, сотрудничество специалистов дополнительного образования со специалистами социальных служб, учреждений культуры и спорта, представителями правоохранительных органов, предпринимателями, общественными организациями.

Социально-педагогическая стратегия предполагает усиление адресности образовательных услуг в сфере дополнительного образования, ориентированных на специфику социальных потребностей разных категорий детей и подростков, семей, социальных групп, и создание условий для расширения возможностей самореализации специалистов разного профиля в социальнопедагогической деятельности в системе дополнительного образования детей в качестве волонтеров, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования при соответствующей системе переподготовки кадров, повышения квалификации и научно-методического сопровождения.

Ценностно-целевая направленность дополнительного образования становится, таким образом, все более обусловленной приоритетами потреб-ностной сферы населения, детей, молодежи, разных категорий семей. Результативность дополнительного образования должна соответственно оцениваться по социально-педагогическим критериям, включая создаваемые в системе дополнительного образования условия для социального становления личности подростка и приобретаемый им социальный опыт и социальную компетентность.

Значимость социально-педагогической стратегии развития дополнительного образования осознается многими специалистами. Это находит отражение в социально-педагогических моделях и программах дополнительного образования, которые мы считаем адресами особо важного сегодня инновационного опыта. Многие из них были успешно представлены на проводимых нами Всероссийских конкурсах «Сердце отдаю детям», конкурсах педагогов и учреждений дополнительного образования.

В качестве примера приведем модель профильного обучения в «Центре художественных ремесел» г.Дзержинска Нижегородской области.

В качестве основного принципа моделирования специалистами Центра рассматривается социальная адресность и сбалансированность интересов образовательной системы с наукой, культурой, здравоохранением, другими заинтересованными ведомствами, родительской общественностью и рынком труда. В социальном заказе жителей города Дзержинска выделены следующие ключевые позиции: обеспечение высокого уровня качества знаний, определяющего профессиональное и гражданское самоопределение личности; реализация мотивации учащихся к дальнейшему получению образования; удовлетворение разносторонних культурных и духовных потребностей; сохранение здоровья детей. Соответственно, цель организации профильного обучения в Центре художественных ремесел определена как выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Выбор профиля обучения определяется учащимися на 1-2 году обучения по ряду образовательных программ и в процессе реализации программы «Моделирование и конструирование», которая направлена на организацию обучения детей 4-7 лет и решает задачу реально формировать умения и навыки, работая с различными материалами: бумагой, картоном, тканью, пластилином, бисером, сухоцветами и мехом, помогает обрести опыт разнопланового характера в различных видах деятельности, развивает навыки и необходимые умения, подготавливает учащихся к обучению в творческих мастерских Центра. Это частично обеспечивает предпрофильную подготовку.

Успешность реализации идеи профильного обучения обеспечивает многолетняя совместная работа с высшими и средними учебными заведениями (ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет, Нижегородский колледж технологии и дизайна одежды), на основе договора о сотрудничестве, что позволяет использовать потенциал высшей школы, опыт их педагогов. Анализ дальнейшего продолжения обучения выпускников показывает, что 73% продолжают обучение в высшей школе в соответствии с выбранным профилем обучения.

В качестве важнейших принципов профильного обучения коллектив Центра рассматривает создание условий для равного доступа к получению профильного обучения разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями не зависимо от их места жительства; реализацию Центром как профессионально-ориентирующей функции, так и широкого спектра социальных, общекультурных функций.

Центр художественных ремесел предлагает художественный и научно-технический профили обучения. В пределах каждого профиля предусматривается возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечить гибкую систему профильного обучения. В МОУДОД «Центр художественных ремесел» предусмотрены следующие учебные курсы: профильные - реализация авторских образовательных программ, и элективные курсы по выбору учащихся, такие как: «История костюма», «Рисунок, живопись, композиция», «Этикет» и «Хореография».

Профильные курсы включают в себя следующие. «Древнерусское орнаментальное шитье» - воспитанники обучаются древнейшему орнаментальному и лицевому шитью. Ученицы мастерской знакомятся с техникой вышивания, создают авторские изделия в духе ушедших времен: шитые иконы, декоративные панно и картины, предметы церковного убранства и другое. «Нижегородские гипюры» - ученицы постигают технику русской вышивки, бытовавшей в крае - нижегородские гипюры, мережки, вышивку гладью, белый тамбур, ажурно-стяговые швы и др. Воспитанницы не просто вышивают, а изучают историю и роль рукодельных работ в народных обрядах и костюмах, аксессуарах и интерьере, осваивают традиции городской и усадебной вышивки XIX века. Реализуются также курсы «Золотное шитье», «Художественная роспись по ткани», «Русская тряпичная кукла» и др.

Научно-технический профиль - это курс «Художественная обработка металла». Ученики изучают приемы работы с металлом, знакомятся с технологией, а так же материаловедением и видами эмалей, изготавливают по собственным эскизам украшения, предметы быта, украшенные финифтью.

На занятиях по ремеслу в творческих мастерских педагог знакомит учащихся с древней историей рукоделия. Они посещают музей, выставочные залы, отправляются на экскурсии в традиционные центры художествен-

ных ремесел Нижегородчины. Постижение истории, традиции происходит одновременно с освоением технологии ремесла, получением знания о материале, инструментах и технике безопасности. С каждым следующим годом обучения расширяется спектр владения ремеслом от простейших приемов к более сложным. Отрабатывается умение находить ошибки и исправлять их. В результате учащиеся должны свободно владеть комплексом приемов с целью выполнения сложных работ.

Процесс изготовления начинается с разработки учащимися эскизов. Для этого они знакомятся с бытом эпохи с помощью музейных экспонатов, просмотров видеофильмов, иллюстрированного материала в книгах и альбомах. Особо тщательно изучают произведения декоративно-прикладного искусства мастеров прошлых веков в музеях Владимира, Нижнего Новгорода, Городца, Балахны, Гороховца. Посещают в каникулярное время действующие монастыри, храмы и бывают в живописных местах бывших боярских усадеб. Дети не просто наблюдают, слушают, но и выполняют задания: исследуют, делают зарисовки, чтобы увиденное воплотить в своих работах.

Длительная работа с эскизом будущего изделия проходит под контролем педагога, его варианты обсуждаются учащимися мастерской и вносятся изменения. Окончательный вариант эскиза изделия утверждается на Художественном совете учреждения. Владея техникой ремесла, учащиеся не копируют изделия старины. В каждую свою работу они стремятся привнести личное, отразить собственное видение мира. Выполненному изделию Художественный совет учреждения выносит решение о присвоение статуса “авторского”, т. е. разработанное и изготовленное на основе собственного эскиза.

Анализ возможностей общеобразовательных учреждений показывает, что только 68% учащихся, желающих получить профильное обучение, могут его получить на базе своего общеобразовательного учреждения. Для обеспечения потребностей остальных 32% предполагается функционирование «ресурсного центра», структуры, существование которой также предполагается Концепцией профильного обучения и Программой развития МОУДОД «Центр художественных ремесел» до 2012 года. Функционирование «ресурсного центра» подразумевает использование сетевой модели профильного обучения.

Реализуемая Центром модель сетевого взаимодействия представляет собой совокупность образовательных учреждений (общеобразовательных, учреждений дополнительного образования, учреждений профессионального образования) и их социальных партнёров, осуществляющих предпро-фильную и профильную подготовку различной направленности учащихся. Разнообразие видов образовательных учреждений города позволили коллективу Центра использовать различные подходы при организации профильного обучения. Учебные курсы делятся на общеобразовательные, пред-профильные, профильные, элективные. Реализация общеобразовательные

курсов осуществляется на базе общеобразовательных школ с использованием кадрового и материально- технического потенциала этих учреждений и имеет опосредованное отношение к Центру. На базе детских комбинатов и общеобразовательных школ Центр реализуется программы предпрофильной подготовки («Конструирование и моделирование» и вариативные учебно-тема-тические планы других авторских образовательных программ). В Центре художественных ремесел реализуются программы предпрофильной, профильной подготовки и элективных курсов. Дальнейшее функционирование модели сети профильного обучения осуществляется на основе Договоров МОУДОД «Центр художественных ремесел» со своими социальными партнёрами (учреждениями профессионального образования). При формировании модели профильного обучения, ориентируясь на реальные возможности общеобразовательных учреждений по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, коллектив Центра использовал ту структурную единицу, которая предлагается Концепцией - «ресурсный центр».

Реализуемая модель имеет ряд степеней свободы, обеспечивающих ее вариативность и возможность адаптации к разным условиям и образовательных учреждений. География модели сети профильного обучения Центра обеспечивает равный доступ всех учащихся, независимо от места их проживания, к обучению в мастерских, реализующих профильное обучение.

Характерно осуществляемое коллективом Центра целеполагание в процессе моделирования профильного обучения, выбранные в качестве главных ориентиров воспитательные ценности. Коллектив педагогов желает видеть своих выпускников гармонично развитыми, высокообразованными, профессионально-ориентированными, конкурентоспособными и духовно богатыми личностями, со сформировавшейся гражданско-патриотической позицией.

Педагоги воспитывают у подростков стремление и навык помогать ближним, дома - родителям, в школе и Центре - педагогам, товарищам в самых обыденных обстоятельствах и в трудную минуту; сострадание к больным, нуждающимся людям, постоянная забота о нуждающихся в помощи будет помогать правильному развитию личности; ответственность за свои слова, поступки, за истраченное время, за свою семью, за свой детский коллектив, за всё окружающее; доброжелательность и благожелательность ко всем людям; готовности к самостоятельному и ответственному принятию решений, развитие у них способности к сотрудничеству, принятию ответственности за судьбы страны, воспитание уважения к её традиционным ценностям. Таким образом, мы видим достаточно широкую палитру социальных ориентиров коллектива Центра, заложенную им в модель профильного обучения.

Социально-педагогическая стратегия развития дополнительного образования детей определяет инновационную деятельность специалистов в области дополнительного образования Новосибирской области, где существуют давние традиции взаимодействия УДОД с семьей, включая реализа-

цию технологий ее социально-педагогического сопровождения и широкий спектр совместной творческой деятельности детей и взрослых. Характерной чертой системы дополнительного образования Новосибирской области является активное межведомственное взаимодействие, социальное партнерство, охватывающее не только образовательные учреждения, но и учреждения социальной защиты, структуры МВД, общественные организации.

Интересные модели профильного обучения в контексте социально-педагогической стратегии развития дополнительного образования детей реализуются сегодня Амурским областным детским эколого-биологическим центром, Центром технического творчества Санкт-Петербурга, Ростовским областным Центром технического творчества, Камчатским областным Центром детско-юношеского туризма. В этих моделях четко прослеживается социальная направленность образовательных программ на подготовку детей к проектированию индивидуального послешкольного маршрута, профессионально-ценностному самоопределению. Их отличает эффективная интеграция учреждений дополнительного образования в социум, продуктивность сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями разного типа, а также широкое межведомственное сотрудничество с учреждениями культуры, искусства, спорта, общественными организациями.

Одна из важнейших форм социально-педагогической деятельности в системе дополнительного образования, одно из достояний системы дополнительного образования детей - массовое мероприятие, которое рассматривается нами как пространство детской инициативы и источник актуального социального опыта, средство развития у детей мотивации к самореализации в социальном творчестве. К представлению результатов своего творчества на фестивале, конкурсе, презентации авторских проектов ребенок идет часто не один год. Ситуация успеха ребенка является одновременно и ситуацией успеха для его педагога, стимулирует его к дальнейшему педагогическому творчеству и имеет прямым образом влияет на получение педагогом высшей и первой квалификационной категории при аттестации. Событийность процесса дополнительного образования является, таким образом, стимулом к развитию не только конкретной личности воспитанника, но и самой системы. Ведь по итогам мероприятий районных областных Всероссийских видны результаты труда, как обучающегося, так и педагога, совместной работы педагогического коллектива с ребенком, семьей, общественностью.

В Календаре мероприятий федеральной системы дополнительного образования детей этого года, утвержденном Минобрнауки России и Рособразованием, 16 первенств и соревнований по техническому творчеству учащихся, 14 художественных мероприятий, 9 - эколого-биологической направленности, 41 спортивное состязание по различным видам зимнего и летнего спорта, комплексные соревнования: первая зимняя спартакиада молодежи России, всероссийский физкультурно-оздоровительный фестиваль школьни-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ...

ков «Президентские состязания»; 8 мероприятий туристско-краеведческой направленности; 4 - гражданско-патриотической; 3 конференции по учебноисследовательской деятельности учащихся, традиционные летние профильные смены. Особенностью Календаря 2008 года является включение в него мероприятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: это юбилейный X Всероссийский конкурс художественного творчества детей-сирот «Созвездие», Всероссийский конкурс творческих работ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Моя семья»; Первая всероссийская творческая ассамблея замещающих семей. Очевидно пересечение содержания мероприятий с приоритетными направлениями современной социально-образовательной политики. Это значит, что именно система дополнительного образования может ответить сегодня на те актуальные запросы общества, которые связаны с подготовкой подрастающих поколений к жизненному самоопределению, эффективным включением молодежи в инновационные процессы социального развития, совершенствования демократических механизмов формирования гражданского общества. Не случайно 2/3 Всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования детей вошли в перечень мероприятий по поддержке талантливой молодежи приоритетного национального проекта «Образование», победители и призеры которых получают премии Президента.

Совсем недавно, 20 июня 2008 г. во Всероссийском детском центре «Орленок» завершился Всероссийский фестиваль детского творчества «Дорогу осилит идущий», посвященный 90-летию государственной системы дополнительного образования детей в России. На этой смене в «Орденке» встретились лучшие воспитанники системы дополнительного образования детей (спортсмены, техники, экологи, туристы-краеведы, художники) из разных регионов России. Динамика фестиваля как волшебный калейдоскоп из реально существующей Страны детства: выставки детского творчества, презентации достижений воспитанников системы дополнительного образования детей, конференции, дискуссии, и конечно, праздничные выступления, совместные дела, и теплое море. Что же было самым ценным? Устами участников глаголет истина: новый социальный опыт. Возвращаясь домой, дети говорят о том, что они открыли новый мир и самих себя: фактически все пережили ситуацию успеха и получили новый импульс к социальному творчеству, новый опыт общения, ролевого взаимодействия, реализации разных типов личностной позиции (лидера, участника, организатора, автора проекта, ведущего, исполнителя, инструктора или эксперта и т. д.), самореализации в разных видах творчества. Такой опыт, как известно, не проходит бесследно. Из него вырастает в детском сознании представление о самом себе и окружающих людях, о ценностях и нормах социального взаимодействия, гражданская позиция как готовность к самостоятельному выбору социальных ролей, видов деятельности и жизненных приоритетов на ближайшую и отдаленную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.