Bibliography
1. Koval, V.V. Methodic problems of self-attitude research // Science and education: problems and prospects: Researches of the 7th regional scientific and practical conference for post-graduates, students and schoolchildren, April, 15-16 2005 г. - Biysk: EPD BPGU after V.M. Shukshin, 2005.
2. Borisova, I.V. Peculiarities of self-consciousness of personality of 10-15-year-old children from complete families and single parent families: psychology Candidate dissertation. - M.: 1996.
3. Subgatullina, O.L. Social and psychological correction of self-attitude: author’s abstract from psychology Candidate dissertation. - Yaroslavl, 2001.
4. Mukhina, V.S. Psychology of childhood and adolescence: text-book for students of psychological and pedagogical departments of higher educational institutions. - M.: Institute of practical psychology, 1998.
5. Stolin, V.V. Test-questionnaire of self-attitude: Psychological materials for pupil’s personality research / V.V. Stolin, S.R. Panteleev. - Minsk,
1989.
Статья поступила в редакцию 09.04.11
УДК 374.02
Borisova Е.У. SCIENTIFICALLY-METHODICAL SUPPORT OF TEACHERS' INNOVATIVE ACTIVITY OF CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION. Modern contexts of activity in sphere of teachers' scientifically-methodical support of children's additional education , logic construction of technology in methodical support, its direction and the form in the basis of experience of introduction a new qualitatively level of methodical support by innovative activity in Detsko-youthful center «Priobsky» are described in this work.
Key words: innovative activity, scientifically-methodical support, educational activity, efficiency of formation, professional growth, modern educational technologies.
Е.В. Борисова, асп. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье описан подход к научно-методическому обеспечению образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей с учетом его специфики и результаты предварительного исследования, проведенного в МОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский» по данному вопросу.
Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, повышение профессионального уровня, обновление содержания, кадровый потенциал, педагогический коллектив, социально-педагогический инициативы.
Модернизация российского образования предусматривает концептуальные изменения, основой которых является устремленность в будущее, динамичность, ориентация на необратимость предполагаемых изменений.
Основная функция методической службы в процессе реформирования образования - обеспечение оперативного и массового внедрения системообразующих инноваций в практику.
Для системы образования инновационная деятельность является основным способом модернизации. Как известно, система образования выполняет двуединую функцию: с одной стороны, обеспечивает непрерывную передачу, трансляцию культурного опыта, образцов мышления и действий; с другой стороны - создает условия для творчества.
Поэтому среди ведущих тенденций развития российского образования, в условиях активизации инновационных процессов, является усиление внимания к проблеме повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, актуализация потребности в достижении качественно нового уровня методической поддержки данного процесса на различных уровнях.
Изменения в содержании образования, внедрение современных образовательных технологий, программ нового поколения, переход на новый учебный план, введение профильного обучения, информатизация образования, реализация направлений приоритетного национального проекта «Образование» требуют от методической службы адаптации к изменяющимся условиям, влекут за собой изменение содержания деятельности и возникновение новых функций.
В понимании термина «методическая работа» мы опираемся на определение, М.М. Поташника «Методическая работа
- это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебновоспитательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее по-
вышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя» [1, с. 128]. Поэтому методическое сопровождение рассматривается как система целенаправленных, последовательных воздействий для достижения поставленной цели с наименьшими затратами временных, материальных и других ресурсов.
Цель - это обоснованная идеальная модель результатов деятельности, а целью методического сопровождения является её развитие, перевод в новое качественное состояние, в инновационный режим работы.
Если рассматривать сопровождение как построение системы операций, то логика построения технологии методического сопровождения будет иметь следующий вид:
1. Анализ реальной образовательной ситуации в данном образовательном учреждении, выявление противоречий в педагогической практике как источника проблемы.
2. Определение целей и критериев их достижения.
3. Прогнозирование промежуточных и конечных результатов, выявление ожидаемых новообразований в личности педагога (его опыте, знаниях и поведении).
4. Проектирование модели развития педагогов и образовательного учреждения в целом.
5. Разработка особой системы педагогического взаимодействия методиста и педагогов, педагога и обучающихся.
6. Управленческое - информационное, психологическое и методическое - обеспечение соответствующего вида педагогической деятельности.
В Детско-юношеском центре «Приобский» на данное время сложились следующие формы научно-методического сопровождения и работы с педагогами:
Информационно-методическая:
- всесторонняя и регулярная информация о современных требованиях к работе с детьми и опыте других учреждений дополнительного образования детей, об эффективных подходах, формах и методах педагогической деятельности;
- программное обеспечение образовательного процесса.
Формы: обзорные и тематические семинары, консультации, методические выставки, создание информационного банка педагогического опыта.
Научно-методическая:
- обеспечение инновационной деятельности педагогов;
- совершенствование сложившегося опыта на основе введения инноваций;
- программное обеспечение образовательного процесса посредством разработки исследовательских программ;
- научное обоснование практики.
Формы: консультирование педагогов-новаторов, научнометодические семинары, индивидуальная деятельность педагогов - исследователей, психолого - педагогическая диагностика, мониторинг.
Консультативно-методическая:
- обобщение передового педагогического опыта;
- методическое и консультативное сопровождение;
- организация мероприятий по обмену опытом.
Формы: открытые занятия, взаимопосещения, мастер-классы, конкурсы, семинары, творческие отчеты.
Учебно-методическая:
- подготовка и переподготовка педагогических кадров;
- отслеживание влияния методической работы на состояние и результативность образовательного процесса.
Формы: курсы переподготовки, учебные семинары, практикумы, творческая мастерская, школа начинающего педагога.
Цель: обеспечить качество методической поддержки образовательного процесса на уровне, отвечающем актуальным потребностям учреждения, обеспечивающем рост профессиональной компетентности педагогических кадров.
Зона обновления: модернизация системы управления качеством образования и методического сопровождения инновационной деятельности в учреждении.
Характер нововведения:
- использование современных технологий в осуществлении образовательного процесса (проектная, исследовательская, информационно-коммуникативная);
- разработка программ нового поколения;
- разработка программы инновационной деятельности художественно-эстетического отдела.
Системное использование современных технологий в образовательном процессе позволило:
- перестроить организацию образовательного процесса, т.е. создать более комфортные для обучающихся и педагогов условия работы;
- реализовать личностно-ориентированное обучение;
- исключить малоэффективные способы передачи знаний, используя в качестве основного метода организации учебновоспитательного процесса системно-деятельностный подход;
- получить возможность обучающимся развивать навыки самоуправления и взаимоуправления;
- проводить занятия с доминирующей рефлексивной деятельностью обучающихся.
Управление инновационной деятельностью в художественно-эстетическом отделе осуществляется, прежде всего, за счет создания условий для достижения высокого качества образования, формирования активной, творческой личности.
Педагоги МОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский» успешно используют следующие инновационные формы организации образовательной деятельности: системнодеятельностный подход, как основной метод; проектный метод; исследовательская деятельность обучающихся; информационно-коммуникативные технологии (включая организацию дистанционного образования).
Используя в своей работе современные образовательные технологии, педагогу необходимо: разработать содержание
Библиографический список
курса на новой технологической основе; помочь ребёнку сориентироваться в обширной и разнообразной информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию; обеспечить активное взаимодействие обучающегося как с ним, педагогом, так и с другими обучающимися в ходе образовательного процесса.
При этом для каждого из этих основных видов педагогической деятельности характерны специфические проблемы. Так, разработка программ на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Всё это и позволило создать ситуацию для профессионального роста каждого педагога и стало стимулом для успешной организации деятельности по профессиональному самосовершенствованию. В результате чего:
- разработаны программы по исследовательской деятельности;
- апробированы педагогические проекты;
- реализованы социальные проекты (в том числе, в рамках программ на предоставление грантов);
- внедрены дополнительные образовательные программы нового поколения;
- составлены методические рекомендации по организации образовательной и воспитательной деятельности на основе современных педагогических технологий;
- осуществляется обновление методического обеспечения;
- организована работа в творческих группах.
Управление образовательным процессом на базе современных технологий предполагает постоянный контроль качества деятельности всех специалистов, участвующих в педагогическом процессе с целью повышения эффективности образования. Именно поэтому в художественно-эстетическом отделе ведется педагогический мониторинг, включающий: результаты педагогической диагностики (по результатам усвоения образовательной программы); кадровое обеспечение образовательного процесса; занятость обучающихся в мероприятиях детского объединения, центра.
Проводится мониторинг качественных показателей педагогов, отслеживаются качественные показатели обучающихся по результатам участия в фестивалях и конкурсах.
Показателями эффективности научно-методического сопровождения в учреждении являются:
- удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса - детей, педагогов, родителей, общественности (показатели: опросы мнений, высокая востребованность образовательных услуг);
- уровень аналитической культуры управления и сформи-рованности системы делопроизводства (показатели: положение о функциональных обязанностях, положения о субъектах управления, творческих группах и т.д.);
- рост инноваций и творческих профессиональных достижений педагогов (показатели: результаты диагностики эффективности и результативности внедрения нововведений, публикации о результатах внедрения инновации);
- сформированность системы инновационного методического обеспечения развития профессионализма педагогов (показатели: мнения педагогов, обучающихся, администрации об удовлетворенности различными видами обеспечения);
- показатели личностного роста педагогов и детей (показатели: мнения детей, родителей, результаты социальнопсихологических исследований, данные о продолжении образования и осознанном выборе профессиональной деятельности);
- стремление и готовность детей, педагогов к творческим видам деятельности, в том числе научно-исследовательской, инновационной и другим.
1. Поташник М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос; под ред. Поташника М.М. - М.: Педагогическое Общество России, 1992.
2. Шафоростова, Е.Н. Инновационная деятельность школы как фактор роста профессионализма педагогов // Образование и общество. -Орел. - 2005. - № 1.
Bibliography
1. Potashnik M.M. Upravlenie kachestvom of formation / M.M. Potashnik, E.A. Jamburg, D.Sh. Sailor; under the editorship of Potashnik M.M. -Moscow: the Pedagogical Society of Russia, 1992.
2. Shapforostova, E.N. Innovative school activity as the factor of growth of professionalism of teachers // Formation and society. - Orel. - 2005. - № 1.
Статья поступила в редакцию 09.04.11
УДК 377
Isaev V.N., Isaeva M.B. THE PECULIARITY OF THE ADMINISTRATION OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN TERMS OF INNOVATIVE SCHOOL EDUCATION. The article depicts the peculiarity of the administration of the professional development of teachers in terms of innovative school education. The administration of teachers' professional development in terms of innovative school education deals with the transformation of their professional mentality and educational activity, the transition into a new level enabling to implement modern methods of education and upbringing.
Key words: innovative activity, the technology, models of the management, educational space, interaction.
В.Н. Исаев, доц. ГОУВПО «АГАО»; М.Б. Исаева, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
В статье раскрыта специфика управления профессиональным развитием учителей в условиях инновационной школьной практики. Управление профессиональным развитием учителей в условиях инновационной школьной практики заключается в преобразовании их профессионального мышления и педагогической деятельности, переходе на качественно новый уровень, позволяющий внедрять современные технологии обучения и воспитания.
Ключевые слова: инновационная деятельность, технология, модели управления, образовательное пространство, взаимодействие.
Особенность современных исследований заключается в переосмыслении управления образованием с позиций науки управления социальными системами и организациями с учетом того, что входящие в них люди способны сами ставить перед собой цели и имеют собственные мотивы деятельности. Поэтому в теории внутришкольного управления школу определяют как «социальную организацию, имеющую собственную структуру, культивирующую определённые ценности (не только образовательные), формирующую цели (опять-таки не только образовательные), разрабатывающую стратегию и способы их достижения» [1, с.170]. Использование во внутри-школьном управлении общих закономерностей современного менеджмента (Т.М. Давыденко, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, И.К. Шалаев, Т.И. Шамова и др.), позволяет рассматривать школу как сложную социальную систему, которая постоянно развивается и обновляется, заостряется внимание на том, что «в настоящий момент, в связи с социальными потребностями, воплотившимися в человекоцентристской парадигме образования и изменением ситуации в стране, школа стала рассматриваться не как пассивный объект управления, повторяющий одну и ту же траекторию движения, а как развивающаяся система» [2, с.10]. Учебный процесс можно рассматривать как категорию одновременно и педагогическую, и управленческую. В русле перехода общества к новой образовательной парадигме основным источником и необходимым условием развития образования, обновления школы является творческая личность учителя. По мнению Ю.А. Конаржевского «в школе к эффективному и действенному результату её функционирования лежит один-единственный путь: целенаправленная, кропотливая, глубоко индивидуализированная работа с учителем и учеником» [3, с. 6]. Именно учитель определяет саму возможность любых преобразований в любой образовательной системе. Особенно остро в условиях смены ценностных ориентиров образования, с нашей точки зрения, проявляется проблема управления профессиональным развитием учителей.
Как составная часть внутришкольного управления, управление профессиональным развитием учителей традици-
онно осуществлялось в рамках школьной методической работы, которая повышает общий уровень профессиональнопедагогической культуры учителей посредством решения следующих задач: 1) систематическое изучение, обобщение и распространение педагогического опыта; 2) повышение уровня предметной и методической подготовки учителей на индивидуализированной и дифференцированной основе; 3) организация работы по изучению государственных образовательных стандартов, нормативных документов и инструктивнометодических материалов, современных педагогических технологий, форм и методов обучения и воспитания и анализу новых учебных планов и программ; 4) организация педагогического самообразования.
В соответствии с вышеназванными задачами методическая работа в традиционной практике обеспечивает систематическое обновление профессиональных знаний, их расширение и углубление, обмен педагогическим опытом, совершенствование методики преподавания конкретных предметов, однако не предполагает проведение учителями исследований и проектных разработок, нацеленных на появление нового содержания образования - деятельностного, социального, новых личностно-ориентированных технологий обучения (в отличие от предметно-ориентированных). В ходе подобной методической работы не создаётся новая образовательная практика, не происходит осмысления и изменения оснований своей профессиональной деятельности учителями. В этом случае происходит оптимизация и рационализация имеющейся образовательной практики. Курсы повышения квалификации, которые проводятся в институтах усовершенствования учителей и институтах повышения квалификации работников образования, на специальных факультетах педагогических вузов выполняют такие же функции обновления и расширения профессионально-педагогических знаний учителей, знакомства их с достижениями психолого-педагогической науки. Только начинает складываться тенденция организации образовательного процесса в системе повышения квалификации для обеспечения условий профессионального развития учителей, основной смысл и содержание которого заключены в ценно-