Научная статья на тему 'Сущность и пути осуществления принципа политехнологизма'

Сущность и пути осуществления принципа политехнологизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП ПОЛИТЕХНОЛОГИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / POLYTECHNISM THE EDUCATION / THE PRINCIPLE POLYTECHNOLOGISM / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леготкин Н. В.

В данной статье автор рассматривает вопрос о сущности принципа политехнизма и его реализации в системе высшего профессионального образования. Рассматриваются предварительные результаты педагогического исследования данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE POLYTECHNOLOGISM

In this article the author discusses the essence of the principle politechnologism and its implementation in the system of higher education. Author discusses the preliminary results of pedagogical research this problem.

Текст научной работы на тему «Сущность и пути осуществления принципа политехнологизма»

Библиографический список

1. Вохрышева, М.Г Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. статей: Методология и организация информационно-культурологических исследовании / науч. ред. Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.: Магнитогорск: Изд-во Магнитогорской гос. консерватории им. М.И. Глинки, 1997. - вып. 6.

2. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности. - Краснодар, 1996.

3. Гречихин, А.А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - М.: 1994.

4. Хангельдиева, И.Г О понятии информационная культура // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 11-14 сент. 1996.

5. Медведева, Е.А. Основы информационной культуры // Социс. - 1994. - №11.

6. Семенюк, Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. - 1994. - № 1. - Сер. 1.

7. Соснина, Т.Н. Словарь трактовки понятия "информация" / Т.Н. Соснина, П.Н. Гончуков. - М., 1997.

8. Минкина, В.А. Информационная культура и способность рефлексии // Высшее образование в России. -1995. - № 4.

9. Гендина, Н.И. Информационная культура и информационное образование // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Междунар. научн. конф. Краснодар - Новороссийск, 17-19 сент. 1997: Тезисы докл. - Краснодар, 1997.

10. Клименко, ГМ. Развитие информационной культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе гуманитарного образования: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2004.

11. Русских, ГА. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист. - 2003. - № 1.

12. Лебедев, В.В. Как структурировать образовательную информацию / В.В. Лебедев // Школьные технологии. - 2006. № 2.

13. Баранов, А.С. Использование MS Excel для обработки статистических материалов (на примере изучения Всемирного наследия). - 2005.

14. Пантелеева, Н.К. Как написать реферат. - 2006.

Статья поступила в редакцию 21.08.2010

УДК 378.02:372.8

Н.В. Леготкин, ст. преп. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]

СУЩНОСТЬ И ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА П0ЛИТЕХП0Л0ГИЗМА

В данной статье автор рассматривает вопрос о сущности принципа политехнизма и его реализации в системе высшего профессионального образования. Рассматриваются предварительные результаты педагогического исследования данной проблемы.

Ключевые слова: политехническое образование, принцип политехнологизма, профессиональное обучение.

Современное общество характеризуется тем, что технологии получения результатов деятельности приобретают большее значение, чем несколько десятилетий назад. Ранее способы достижения поставленной цели имели второстепенное значение, и общество работало, прежде всего, на результат. В настоящее время решающими факторами выбора способа достижения поставленной цели является комплексный учет факторов, характеризующих некоторый технологический процесс [1].

На переходном этапе возникает необходимость в комплексной оценке всех возможностей достижения поставленной цели, выбора оптимального способа, а также его технологическая реализация, которая в дальнейшем приведет к желаемому результату. Это становится возможным только тогда, когда человек обладает необходимыми научными знаниями, умеет проектировать эти знания в этапы деятельности и может находить альтернативные способы и средства достижения поставленной цели. Прежде всего, человек должен обладать общеобразовательными и профессиональными знаниями, которые и составляют основу научных знаний. Сами по себе научные знания не способны привести к адекватной, целенаправленной деятельности, необходимы также умения и средства технологического характера, а также и специальные знания. Специалист участвует в деятельности, связанной с проектированием научных знаний на поставленную профессиональную цель, и при этом особое внимание уделяет адекватности выбора методов достижения поставленной цели. В связи с этим возникает вопрос об учебной дисциплине или ряде дисциплин в профессиональном образовании, способных синтезировать научные знания, интегрировать подходы достижения поставленной цели.

Технологическая подготовка становится необходимой для любого человека. Постановка теоретических и практических проблем, связанных с технологической подготовкой, не является для отечественной педагогики новой. Необходимость изучения технологии в рамках политехнического образования, как теорети-

ческая, так и практическая задача отмечалась на разных этапах развития педагогической науки. Идея политехнического обучения возникла именно потому, что в связи с высвобождением рабочих мест, вследствие механизации и автоматизации производства, человек вынужден менять сферу деятельности, и эта смена должна проходить для него безболезненно и в минимальные сроки. Объективную необходимость политехнического образования, и его цель в своих работах показали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. Дальнейшее развитие принцип политехнического образования получил в работах П.Р. Атутова [2]: "большую роль в общетрудовой и профессиональной подготовке учащихся играют политехнические умения". Политехническое образование формирует такие знания и умения в области техники и производства, которые в дальнейшем находят свое применение во многих видах профессиональной деятельности. На поиски содержания и путей реализации этого принципа было направлено внимание в работах многих педагогов: П.Р. Атутова, Ю.П. Атутова, Ю.К. Васильева, И.Д. Зверева, К.А. Ивановича, B.C. Леднева, М.Н. Скаткина, П. И. Ставского, С.Г. Шаповаленко, А.А. Шибанова, Д.А. Эпштейна и др.

В настоящее время перед общеобразовательными учреждениями не стоит задача специальной подготовки учащихся. Школа занимается профориентационной работой, разъясняя учащимся сущность и назначение профессий, описывает тот круг учебных предметов, которые составляют основу современного производства, выстраивает в систему знания о профессиях и динамику их развития [3]. Дальнейшее приобретение политехнических знаний возможно в рамках профессионального обучения при обучении использованию различных инструментальных средств обеспечения учебного процесса, выполнении типовых расчетов, работы с аппаратурой. Как справедливо отмечается в работе [2], политехническое образование можно охарактеризовать как процесс раскрытия учителем и усвоения учащимися в учебной и трудовой деятельности общих научно-технических, организа-

ционно-экономических основ производства и овладения на этой базе орудиями труда".

В современном обществе практически все специалисты должны обладать знаниями и умениями, основы которых приобретаются еще в общеобразовательной школе при изучении дисциплин, осуществляющих связь теоретических знаний с жизненными ситуациями, приводящих к решению практических задач. Данные проблемы рассматриваются в образовании в контексте принципа политехнизма, который в настоящее время является крайне актуальным. Как отмечается в работе [3], "вызывает удивление тот факт, что базовая дидактическая категория оказывается в современной педагогике по существу неопределенной", причем, "в быстро меняющейся плановой экономике, роль политехнического образования резко возрастает, и оно уже не может и не должно быть формальным" [3, с. 235].

На современном этапе выпускники учебных заведений должны быть мобильными, способными ориентироваться в современном мире, обладать знаниями, которые способны предоставить возможность личности реализоваться, не только в области специализированной подготовки, но и в других производственных областях современного общества. Основной задачей современного образования является подготовка человека, способного заниматься самообразованием и при необходимости способного изменять свою специальность. Меняющиеся условия требуют от человека готовности ориентироваться в современной технологической действительности. Таким образом, в современных условиях политехническое образования следует рассматривать как процесс и результат активного усвоение учащимися общей технологической культуры, общих способов технологического преобразования действительности. Так, учащийся пробует реализовать себя в практической деятельности, овладевает профессиональными умениями, лучше ориентируется в профессиональном образовательном пространстве.

Как было отмечено, на сегодняшний день особую ценность имеет технология достижения цели, поэтому мы считаем целесообразным расширить трактовку политехнизма в образовании и использовать термин "политехнологизм". Под политехноло-гизмом понимается принцип организации образования, призванного воспитывать всесторонне развитых членов общества, которые способны применять полученные ими знания в своей профессиональной деятельности, умеют быстро ориентироваться в современной технике и технологии производства, адекватно оценивают свой творческий потенциал. Принцип политехноло-гизма, по нашему мнению, в значительной мере определяет содержание образования, выбор методов обучения и практической подготовки в профессиональных учебных заведениях всех ступеней, включая высшую школу. Политехнологизм позволяет обеспечить широту кругозора будущих специалистов, высокий уровень их профессионализма и общей культуры, развитие их способности быстро ориентироваться в современной технике и технологии производства. Профессиональное образование должно учитывать современные тенденции в развитии науки, техники, производства, показывая обучаемым связь между преподаваемыми теоретическими знаниями и их применением в производственной деятельности. Учебная деятельность с использованием элементов политехнологического образования способствует, на наш взгляд, закреплению и углублению знаний, пониманию их практического значения, а также положительно влияет на мотивы приобретения знаний. Важно учитывать оптимальные требования к трудовому потенциалу выпускника и объективной оценке соответствия его знаний, умений и навыков этим требованиям. По нашему мнению, на современном этапе область дисциплин, способных реализовать принцип политехнологизма несколько расширилась. С развитием средств вычислительной техники появилось достаточное количество учебных дисциплин, в рамках которых с успехом можно следовать принципу поли-технологизма, обучая учащихся компьютерным наукам, таким как информатика, программирование, компьютерные сети и других. Компьютерные дисциплины способны выступать фундаментом при формировании политехнологических знаний. Из вышеизложенного можно сделать вывод о целесообразности, реаль-

ности, жизнеспособности применения принципа политехноло-гизма в рамках специальных дисциплин образовательной области информатики и компьютерных наук. В контексте рассмотренных вопросов политехнологического образования проводится исследование, целью которого является определение сущности принципа политехнологизма и его реализации в процессе подготовки будущего педагога профессионального обучения. В рамках предметов "Программирование" и "Архитектура компьютера" в педагогическом вузе нам удалось реализовать "физическую среду" учебного назначения - "универсальный электромеханический исполнитель" [4]. В общем случае под исполнителем понимается некоторая абстрактная или реальная система, способная выполнять действия, предписываемые некоторым алгоритмом. У исполнителя существует индивидуальная система команд, под которой понимаются все команды, которые исполнитель умеет выполнять. Каждый исполнитель может выполнять команды только из некоторого строго заданного списка - системы команд исполнителя. Для каждой команды должны быть заданны условия применимости (в каких состояниях среды может быть выполнена команда) и описаны результаты выполнения команды. Каждый исполнитель связан с обстановкой, в которой функционирует, которую называют средой исполнителя. Рассмотрим подробнее техническое устройство "универсальный электромеханический исполнитель" (Рис. 1). Координатный стол (КС) представляет плоскость (OXY), где по направляющим 1 происходит перемещение головки подъемника (ГП) по оси ОХ, и соответственно, по оси OY, головка перемещается по направляющей 2. ГП имеет третью степень свободы - ось OZ, которая позволяет, используя электромагнит, поднимать и отпускать металлические объекты. Передвижение механизмов осуществляется за счет использования в конструкции "электромеханического исполнителя" шаговых двигателей, которые подключены к блоку управления (БУ). Блок управления выполняет функцию согласования интерфейса параллельного порта (LPT) персонального компьютера и силовых устройств. Управление установкой осуществляется программно, используя среду программирования Borland Delphi. Среда электромеханического исполнителя - это реальная действительность, в которой в реальном времени исполнитель манипулирует реальными объектами, исследует их форму и цвет.

Рис. 1. Электромеханический исполнитель

Использование электромеханического исполнителя в курсе "Архитектура компьютера" оказалось возможным в ходе изучения всего курса дисциплины. Студенты с удовольствием выполняли задания лабораторных работ (двоичная система счисления, интерфейсы персонального компьютера и порты ввода/ вывода, основы ассемблера и т.д.), изучали дополнительную литературу, были активными на занятиях. В ходе работы студенты тестировали фрагменты собственно написанных программ, выявляли ошибки, анализировали их причину и устраняли их. В результате студенты приобрели знания и умения в рамках изучаемой дисциплины и познакомились с основами

кибернетического управления электромеханическими механизмами. В дальнейшем полученные политехнологические знания и умения они способны применить в своей профессиональной деятельности.

В рамках дисциплины "Объектно-ориентированное программирование" также нашлось место для эффективного использования исполнителя на занятиях. Основой объектно-ориентированного программирования является понятие объекта, которое рассматривается как некоторая структура, описывающая объект реального мира, его поведение. Программа, написанная с использованием объектов, представляет собой набор объектов и связей между ними. Одним из примеров создания объектов реальной действительности может служить создание собственного класса описывающего "универсальный исполнитель".

Библиографический список

С помощью проведенной части педагогического исследования мы выяснили, что реализация принципа политехнологиз-ма в значительной мере влияет на качество знаний студентов. Анализ предварительных результатов эксперимента свидетельствует о следующем: политехнологическая подготовка в курсе информатики удовлетворяет интересы всех участников образовательного процесса и повышает мотивацию к приобретению профессией. Следование обучаемых принципу политехнологиз-ма открывает возможность осуществить перенос сформированных умений в новые условия: они сохраняют свое значение при переходе к новому типу оборудования. Иными словами, умения и навыки в рамках компьютерных дисциплин обладают высокой степенью политехнологизма, овладение ими позволяет учащимся существенно повысить в целом уровень профессиональной самостоятельности и квалификацию.

1.Калекин, А.А. Технология и современное образование // Наука и школа. - М. - 2010. - № 1.

2.Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы: монография. - М.: Педагогика, 1986.

3.Петров, А.В. Роль принципа политехнизма в современной системе образования / А.В. Петров, А.И. Гурьев, В.Г Жданов // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2009. - № 2 (14).

4.Леготкин, Н.В. Использование универсального электромеханического исполнителя в курсах "Архитектура компьютера" и "Объектно-ориентированное программирование" в педагогическом вузе // Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: сборник статей. - Пенза: ПГТА, 2008. - № 2 (14).

Статья поступила в редакцию 21.08.10

УДК 374.02

Е.В. Борисова, асп. ГОУВПО "АГАО", г. Бийск, [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье описан подход к научно-методическому обеспечению образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей с учетом его специфики и результаты предварительного исследования, проведенного в МОУДОД "Детско-юношеский центр "Приобский" по данному вопросу.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, повышение профессионального уровня, обновление содержания, кадровый потенциал, педагогический коллектив, социально-педагогический инициативы.

Деятельность образовательного учреждения в режиме развития становится повседневной нормой и является универсальным показателем высокого профессионализма руководителя, измерителем управленческого мастерства его заместителей, а также надежным свидетельством достигнутой профессиональной зрелости всего педагогического коллектива образовательного учреждения.

Методическое обеспечение - это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами, включающая, помимо методического оснащения (программы, методические рекомендации, дидактические пособия), такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров; совместный анализ качества деятельности и ее результатов [1, с. 23].

Приоритетными предметами методического обеспечения в учреждениях дополнительного образования должны стать: педагогическая деятельность, педагогическая система, воспитательный и образовательный процессы (как и в любом образовательном учреждении); следовательно, приоритетным объектом обеспечения - педагогический коллектив учреждения дополнительного образования или его конкретные подразделения, педагогические работники.

Успешная организация деятельности в образовательных учреждениях не мыслима без соответствующего научно-методического обеспечения. Несмотря на весьма существенные различия в понимании различными учеными сущности и целевых

задач деятельности научно-методических служб образовательных учреждений, в настоящее время все более очевидными становятся приоритетные функциональные задачи, способы структурирования содержания и психолого-педагогические механизмы сопровождения инновационной деятельности.

Учреждения дополнительного образования в условиях реформирования системы переосмысливают свою деятельность, включая методическую. Основными причинами является значительный рост ее роли в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных проблем, а так же становится более активным участие педагогов в совершенствовании образовательного процесса и образовательных программ нового поколения.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому неуклонно возрастает роль методической службы. Потребность создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов диктует необходимость совершенствования методической службы в учреждении дополнительного образования детей. Для определения причины обновления деятельности методической службы, необходимо определить наиболее актуальные идеи развития дополнительного образования детей.

В основе обновления деятельности всех образовательных учреждений, лежит идея развития. С целью развития учреждения, руководители активизировали методическую деятельность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.