Библиографический список
1. Вохрышева, М.Г Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. статей: Методология и организация информационно-культурологических исследовании / науч. ред. Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.: Магнитогорск: Изд-во Магнитогорской гос. консерватории им. М.И. Глинки, 1997. - вып. 6.
2. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности. - Краснодар, 1996.
3. Гречихин, А.А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - М.: 1994.
4. Хангельдиева, И.Г О понятии информационная культура // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 11-14 сент. 1996.
5. Медведева, Е.А. Основы информационной культуры // Социс. - 1994. - №11.
6. Семенюк, Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. - 1994. - № 1. - Сер. 1.
7. Соснина, Т.Н. Словарь трактовки понятия "информация" / Т.Н. Соснина, П.Н. Гончуков. - М., 1997.
8. Минкина, В.А. Информационная культура и способность рефлексии // Высшее образование в России. -1995. - № 4.
9. Гендина, Н.И. Информационная культура и информационное образование // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Междунар. научн. конф. Краснодар - Новороссийск, 17-19 сент. 1997: Тезисы докл. - Краснодар, 1997.
10. Клименко, ГМ. Развитие информационной культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе гуманитарного образования: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2004.
11. Русских, ГА. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист. - 2003. - № 1.
12. Лебедев, В.В. Как структурировать образовательную информацию / В.В. Лебедев // Школьные технологии. - 2006. № 2.
13. Баранов, А.С. Использование MS Excel для обработки статистических материалов (на примере изучения Всемирного наследия). - 2005.
14. Пантелеева, Н.К. Как написать реферат. - 2006.
Статья поступила в редакцию 21.08.2010
УДК 378.02:372.8
Н.В. Леготкин, ст. преп. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА П0ЛИТЕХП0Л0ГИЗМА
В данной статье автор рассматривает вопрос о сущности принципа политехнизма и его реализации в системе высшего профессионального образования. Рассматриваются предварительные результаты педагогического исследования данной проблемы.
Ключевые слова: политехническое образование, принцип политехнологизма, профессиональное обучение.
Современное общество характеризуется тем, что технологии получения результатов деятельности приобретают большее значение, чем несколько десятилетий назад. Ранее способы достижения поставленной цели имели второстепенное значение, и общество работало, прежде всего, на результат. В настоящее время решающими факторами выбора способа достижения поставленной цели является комплексный учет факторов, характеризующих некоторый технологический процесс [1].
На переходном этапе возникает необходимость в комплексной оценке всех возможностей достижения поставленной цели, выбора оптимального способа, а также его технологическая реализация, которая в дальнейшем приведет к желаемому результату. Это становится возможным только тогда, когда человек обладает необходимыми научными знаниями, умеет проектировать эти знания в этапы деятельности и может находить альтернативные способы и средства достижения поставленной цели. Прежде всего, человек должен обладать общеобразовательными и профессиональными знаниями, которые и составляют основу научных знаний. Сами по себе научные знания не способны привести к адекватной, целенаправленной деятельности, необходимы также умения и средства технологического характера, а также и специальные знания. Специалист участвует в деятельности, связанной с проектированием научных знаний на поставленную профессиональную цель, и при этом особое внимание уделяет адекватности выбора методов достижения поставленной цели. В связи с этим возникает вопрос об учебной дисциплине или ряде дисциплин в профессиональном образовании, способных синтезировать научные знания, интегрировать подходы достижения поставленной цели.
Технологическая подготовка становится необходимой для любого человека. Постановка теоретических и практических проблем, связанных с технологической подготовкой, не является для отечественной педагогики новой. Необходимость изучения технологии в рамках политехнического образования, как теорети-
ческая, так и практическая задача отмечалась на разных этапах развития педагогической науки. Идея политехнического обучения возникла именно потому, что в связи с высвобождением рабочих мест, вследствие механизации и автоматизации производства, человек вынужден менять сферу деятельности, и эта смена должна проходить для него безболезненно и в минимальные сроки. Объективную необходимость политехнического образования, и его цель в своих работах показали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. Дальнейшее развитие принцип политехнического образования получил в работах П.Р. Атутова [2]: "большую роль в общетрудовой и профессиональной подготовке учащихся играют политехнические умения". Политехническое образование формирует такие знания и умения в области техники и производства, которые в дальнейшем находят свое применение во многих видах профессиональной деятельности. На поиски содержания и путей реализации этого принципа было направлено внимание в работах многих педагогов: П.Р. Атутова, Ю.П. Атутова, Ю.К. Васильева, И.Д. Зверева, К.А. Ивановича, B.C. Леднева, М.Н. Скаткина, П. И. Ставского, С.Г. Шаповаленко, А.А. Шибанова, Д.А. Эпштейна и др.
В настоящее время перед общеобразовательными учреждениями не стоит задача специальной подготовки учащихся. Школа занимается профориентационной работой, разъясняя учащимся сущность и назначение профессий, описывает тот круг учебных предметов, которые составляют основу современного производства, выстраивает в систему знания о профессиях и динамику их развития [3]. Дальнейшее приобретение политехнических знаний возможно в рамках профессионального обучения при обучении использованию различных инструментальных средств обеспечения учебного процесса, выполнении типовых расчетов, работы с аппаратурой. Как справедливо отмечается в работе [2], политехническое образование можно охарактеризовать как процесс раскрытия учителем и усвоения учащимися в учебной и трудовой деятельности общих научно-технических, организа-
ционно-экономических основ производства и овладения на этой базе орудиями труда".
В современном обществе практически все специалисты должны обладать знаниями и умениями, основы которых приобретаются еще в общеобразовательной школе при изучении дисциплин, осуществляющих связь теоретических знаний с жизненными ситуациями, приводящих к решению практических задач. Данные проблемы рассматриваются в образовании в контексте принципа политехнизма, который в настоящее время является крайне актуальным. Как отмечается в работе [3], "вызывает удивление тот факт, что базовая дидактическая категория оказывается в современной педагогике по существу неопределенной", причем, "в быстро меняющейся плановой экономике, роль политехнического образования резко возрастает, и оно уже не может и не должно быть формальным" [3, с. 235].
На современном этапе выпускники учебных заведений должны быть мобильными, способными ориентироваться в современном мире, обладать знаниями, которые способны предоставить возможность личности реализоваться, не только в области специализированной подготовки, но и в других производственных областях современного общества. Основной задачей современного образования является подготовка человека, способного заниматься самообразованием и при необходимости способного изменять свою специальность. Меняющиеся условия требуют от человека готовности ориентироваться в современной технологической действительности. Таким образом, в современных условиях политехническое образования следует рассматривать как процесс и результат активного усвоение учащимися общей технологической культуры, общих способов технологического преобразования действительности. Так, учащийся пробует реализовать себя в практической деятельности, овладевает профессиональными умениями, лучше ориентируется в профессиональном образовательном пространстве.
Как было отмечено, на сегодняшний день особую ценность имеет технология достижения цели, поэтому мы считаем целесообразным расширить трактовку политехнизма в образовании и использовать термин "политехнологизм". Под политехноло-гизмом понимается принцип организации образования, призванного воспитывать всесторонне развитых членов общества, которые способны применять полученные ими знания в своей профессиональной деятельности, умеют быстро ориентироваться в современной технике и технологии производства, адекватно оценивают свой творческий потенциал. Принцип политехноло-гизма, по нашему мнению, в значительной мере определяет содержание образования, выбор методов обучения и практической подготовки в профессиональных учебных заведениях всех ступеней, включая высшую школу. Политехнологизм позволяет обеспечить широту кругозора будущих специалистов, высокий уровень их профессионализма и общей культуры, развитие их способности быстро ориентироваться в современной технике и технологии производства. Профессиональное образование должно учитывать современные тенденции в развитии науки, техники, производства, показывая обучаемым связь между преподаваемыми теоретическими знаниями и их применением в производственной деятельности. Учебная деятельность с использованием элементов политехнологического образования способствует, на наш взгляд, закреплению и углублению знаний, пониманию их практического значения, а также положительно влияет на мотивы приобретения знаний. Важно учитывать оптимальные требования к трудовому потенциалу выпускника и объективной оценке соответствия его знаний, умений и навыков этим требованиям. По нашему мнению, на современном этапе область дисциплин, способных реализовать принцип политехнологизма несколько расширилась. С развитием средств вычислительной техники появилось достаточное количество учебных дисциплин, в рамках которых с успехом можно следовать принципу поли-технологизма, обучая учащихся компьютерным наукам, таким как информатика, программирование, компьютерные сети и других. Компьютерные дисциплины способны выступать фундаментом при формировании политехнологических знаний. Из вышеизложенного можно сделать вывод о целесообразности, реаль-
ности, жизнеспособности применения принципа политехноло-гизма в рамках специальных дисциплин образовательной области информатики и компьютерных наук. В контексте рассмотренных вопросов политехнологического образования проводится исследование, целью которого является определение сущности принципа политехнологизма и его реализации в процессе подготовки будущего педагога профессионального обучения. В рамках предметов "Программирование" и "Архитектура компьютера" в педагогическом вузе нам удалось реализовать "физическую среду" учебного назначения - "универсальный электромеханический исполнитель" [4]. В общем случае под исполнителем понимается некоторая абстрактная или реальная система, способная выполнять действия, предписываемые некоторым алгоритмом. У исполнителя существует индивидуальная система команд, под которой понимаются все команды, которые исполнитель умеет выполнять. Каждый исполнитель может выполнять команды только из некоторого строго заданного списка - системы команд исполнителя. Для каждой команды должны быть заданны условия применимости (в каких состояниях среды может быть выполнена команда) и описаны результаты выполнения команды. Каждый исполнитель связан с обстановкой, в которой функционирует, которую называют средой исполнителя. Рассмотрим подробнее техническое устройство "универсальный электромеханический исполнитель" (Рис. 1). Координатный стол (КС) представляет плоскость (OXY), где по направляющим 1 происходит перемещение головки подъемника (ГП) по оси ОХ, и соответственно, по оси OY, головка перемещается по направляющей 2. ГП имеет третью степень свободы - ось OZ, которая позволяет, используя электромагнит, поднимать и отпускать металлические объекты. Передвижение механизмов осуществляется за счет использования в конструкции "электромеханического исполнителя" шаговых двигателей, которые подключены к блоку управления (БУ). Блок управления выполняет функцию согласования интерфейса параллельного порта (LPT) персонального компьютера и силовых устройств. Управление установкой осуществляется программно, используя среду программирования Borland Delphi. Среда электромеханического исполнителя - это реальная действительность, в которой в реальном времени исполнитель манипулирует реальными объектами, исследует их форму и цвет.
Рис. 1. Электромеханический исполнитель
Использование электромеханического исполнителя в курсе "Архитектура компьютера" оказалось возможным в ходе изучения всего курса дисциплины. Студенты с удовольствием выполняли задания лабораторных работ (двоичная система счисления, интерфейсы персонального компьютера и порты ввода/ вывода, основы ассемблера и т.д.), изучали дополнительную литературу, были активными на занятиях. В ходе работы студенты тестировали фрагменты собственно написанных программ, выявляли ошибки, анализировали их причину и устраняли их. В результате студенты приобрели знания и умения в рамках изучаемой дисциплины и познакомились с основами
кибернетического управления электромеханическими механизмами. В дальнейшем полученные политехнологические знания и умения они способны применить в своей профессиональной деятельности.
В рамках дисциплины "Объектно-ориентированное программирование" также нашлось место для эффективного использования исполнителя на занятиях. Основой объектно-ориентированного программирования является понятие объекта, которое рассматривается как некоторая структура, описывающая объект реального мира, его поведение. Программа, написанная с использованием объектов, представляет собой набор объектов и связей между ними. Одним из примеров создания объектов реальной действительности может служить создание собственного класса описывающего "универсальный исполнитель".
Библиографический список
С помощью проведенной части педагогического исследования мы выяснили, что реализация принципа политехнологиз-ма в значительной мере влияет на качество знаний студентов. Анализ предварительных результатов эксперимента свидетельствует о следующем: политехнологическая подготовка в курсе информатики удовлетворяет интересы всех участников образовательного процесса и повышает мотивацию к приобретению профессией. Следование обучаемых принципу политехнологиз-ма открывает возможность осуществить перенос сформированных умений в новые условия: они сохраняют свое значение при переходе к новому типу оборудования. Иными словами, умения и навыки в рамках компьютерных дисциплин обладают высокой степенью политехнологизма, овладение ими позволяет учащимся существенно повысить в целом уровень профессиональной самостоятельности и квалификацию.
1.Калекин, А.А. Технология и современное образование // Наука и школа. - М. - 2010. - № 1.
2.Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы: монография. - М.: Педагогика, 1986.
3.Петров, А.В. Роль принципа политехнизма в современной системе образования / А.В. Петров, А.И. Гурьев, В.Г Жданов // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2009. - № 2 (14).
4.Леготкин, Н.В. Использование универсального электромеханического исполнителя в курсах "Архитектура компьютера" и "Объектно-ориентированное программирование" в педагогическом вузе // Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: сборник статей. - Пенза: ПГТА, 2008. - № 2 (14).
Статья поступила в редакцию 21.08.10
УДК 374.02
Е.В. Борисова, асп. ГОУВПО "АГАО", г. Бийск, [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье описан подход к научно-методическому обеспечению образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей с учетом его специфики и результаты предварительного исследования, проведенного в МОУДОД "Детско-юношеский центр "Приобский" по данному вопросу.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, повышение профессионального уровня, обновление содержания, кадровый потенциал, педагогический коллектив, социально-педагогический инициативы.
Деятельность образовательного учреждения в режиме развития становится повседневной нормой и является универсальным показателем высокого профессионализма руководителя, измерителем управленческого мастерства его заместителей, а также надежным свидетельством достигнутой профессиональной зрелости всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
Методическое обеспечение - это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами, включающая, помимо методического оснащения (программы, методические рекомендации, дидактические пособия), такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров; совместный анализ качества деятельности и ее результатов [1, с. 23].
Приоритетными предметами методического обеспечения в учреждениях дополнительного образования должны стать: педагогическая деятельность, педагогическая система, воспитательный и образовательный процессы (как и в любом образовательном учреждении); следовательно, приоритетным объектом обеспечения - педагогический коллектив учреждения дополнительного образования или его конкретные подразделения, педагогические работники.
Успешная организация деятельности в образовательных учреждениях не мыслима без соответствующего научно-методического обеспечения. Несмотря на весьма существенные различия в понимании различными учеными сущности и целевых
задач деятельности научно-методических служб образовательных учреждений, в настоящее время все более очевидными становятся приоритетные функциональные задачи, способы структурирования содержания и психолого-педагогические механизмы сопровождения инновационной деятельности.
Учреждения дополнительного образования в условиях реформирования системы переосмысливают свою деятельность, включая методическую. Основными причинами является значительный рост ее роли в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных проблем, а так же становится более активным участие педагогов в совершенствовании образовательного процесса и образовательных программ нового поколения.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому неуклонно возрастает роль методической службы. Потребность создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов диктует необходимость совершенствования методической службы в учреждении дополнительного образования детей. Для определения причины обновления деятельности методической службы, необходимо определить наиболее актуальные идеи развития дополнительного образования детей.
В основе обновления деятельности всех образовательных учреждений, лежит идея развития. С целью развития учреждения, руководители активизировали методическую деятельность,