Использование электромеханического исполнителя оказалось эффективным в ходе подготовки будущих учителей информатики. Студенты активно выполняли задания лабораторных работ, тестировали фрагменты программ, выявляли ошибки, анализировали их причину и устраняли их, применяя различные режимы исполнителя и иные программно-технические устройства, в том числе, самостоятельно разработанные - распознаватель геометрических образов, прибор индивидуального тестирования, робот на клеточном поле. В процессе экспериментальной работы разработана технология формирования политехнологической готовности студентов. Под готовностью студентов к политехнологической деятельности понимается способность применять общетехнические и общетехнологические знания в своей профессиональной деятельности, умение эффективно ориентироваться в современной технике и технологии при решении базовых задач отдельных производственных областей, обладание мотивацией самосовершенствования в данной области.
Предложены следующие этапы технологии: общеобразовательный, основной, научно-исследовательский. В процессе эксперимента на общеобразовательном этапе исследование проводилось в ходе изучения дисциплин «Информатика» и «Языки и системы программирования». Студентам были заданы прак-тико-ориентированные задания, направленные на интерпретацию теоретических знаний в проблемные ситуации практического значения. Основной этап проводился на материале дисциплин «Архитектура компьютера и периферийных устройств» и «Компьютерные коммуникации и сети», включая темы «Логические основы построения вычислительных и периферийных
Библиографический список
устройств», «Программное управление периферийными устройствами», «Автоматизированное алгоритмическое управление внешними устройствами», «Специализированные системы контроля и управления». В основу положено моделирование и проектирование программно-технических устройств и систем разного назначения и уровня сложности. Научно-исследовательский этап осуществлялся в процессе руководства курсовыми и дипломными работами, а также проведения студенческих предметных конкурсов.
Одним из основополагающих компонентов, обеспечивающим эффективную, целенаправленную учебную деятельность служит процесс регуляции активности студентов, используя механизмы мотивирования. Внутренняя положительная мотивация в практико-ориентированных технологиях обучения студентов выступает центральным звеном, опираясь на профессиональные, учебно-познавательные и социальные мотивы, мотивы творческой самореализации (по К. Замфиру, А.А. Реану, В.Г Ка-ташеву). В результате наблюдается мотивация личностно-профессионального роста на фоне рефлексии формирования практических умений, что увеличивает число студентов педагогических вузов, нацеленных на работу в образовательных учреждениях. Таким образом, для будущих учителей информатики рассмотренные технологии обучения проектированию программнотехнических систем могут рассматриваться не только как прак-тико-ориентированные в профильной области информатики, но в профессиональной педагогической деятельности в целом.
* Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ № 12-06-00103а
1. Веряев, А.А. Педагогика информатики. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998.
2. Дудышева, Е.В. Междисциплинарное проектирование на младших курсах специальности «Информатика» в педагогическом вузе //
Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2009. - № 2 (14).
3. Леготкин, Н.В. Сущность и пути осуществления принципа политехнологизма // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск,
2010. - № 4 (23). - Ч. II.
Bibliography
1. Veryaev, A.A. Pedagogika informatiki. - Barnaul: Izd-vo BGPU, 1998.
2. Dudihsheva, E.V. Mezhdisciplinarnoe proek-tirovanie na mlad-shikh kursakh specialjnosti «Informatika» v pedagogicheskom vuze // Mir
nauki, kuljturih, obrazovaniya. - Gorno-Altayjsk, 2009. - № 2 (14).
3. Legotkin, N.V. Suthnostj i puti osuthestvleniya principa politekhnologizma // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - Gorno-Altayjsk, 2010. -
№ 4 (23). - Ch. II.
Статья поступила в редакцию 20.10.12
УДК 372.8
Zotova T.N. THE HISTORICAL DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD IN THE XIX-XX-TH CENTURIES. The work describes the historical development of technological education in Russia and some foreign countries in XlX-XX-th centuries. A description of various directions of “labour school” and comparison of different systems of manual labor teaching in the late XIX - early XX centuries are provided.
Key words: technological education, manual labour, labour training.
Т.Н. Зотова, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В XIX-XX ВЕКАХ
В работе описано историческое развитие технологического образования в России и некоторых зарубежных странах в XIX-XX веках. Приводится характеристика различных направлений трудовой школы и сравнение различных систем преподавания ручного труда в конце XIX - начале XX веков.
Ключевые слова: технологическое образование, ручной труд, трудовое обучение.
Многолетний опыт преподавания дисциплины «Методика преподавания технологии с практикумом» в ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина» выявил определенные сложности, заключающиеся в отсутствии первоисточников, отражающих историю становления ручного труда в отечественной и зарубежной школе. Попытаемся показать историческое развитие технологического образования (трудового обучения) в России и некоторых зарубежных странах в XIX-XX веках.
В настоящее время актуальны слова педагогов прошлого. И.Н. Жук писал о пользе ручного труда следующее: «С нравственной стороны... ручной труд возбуждает в детях любовь к труду вообще и творчеству, привычку к самодеятельности, точ-
ности и аккуратности, приучает ко вниманию, настойчивости и прилежанию. нравственное влияние его несравненно выше всех других предметов; ... он служит самой разумной и полезной гимнастикой, укрепляющей силы и нервы молодого городского, в большинстве случаев, хилого поколения; он дает детям необходимые в жизни практические знания» [1, с. 11-12]. Созвучны слова А. Сабинина о ручном труде: «Он должен приучать к труду и развивать . наблюдательность, аккуратность, ловкость, самодеятельность, находчивость, творчество, а также глазомер, вкус и способность пользоваться внешними чувствами и владеть руками» [2, с. 4-5].
На вопрос «По каким соображениям введено преподавание ручного труда вообще?» в XIX веке В.В. Сабанин отвечал так:
«1. Для развития глаза, внимательности, ловкости, сообразительности и пр. 2. Для подготовки учащихся к производству годных для домашнего обихода или вообще полезных вещей.
3. В видах приучения употреблять свободное время с пользой.
4. Для подготовки воспитанников к преподаванию ремесел в народных школах. 5. С целью развития физических сил и в видах гигиенических, чтобы дать отдохнуть после умственных работ. 6. Чтобы дать навык к ремеслам» [3, с. 15].
Н.В. Котряхов выделяет некоторые причины повышения внимания к проблемам труда в общеобразовательной школе конца XIX - начала XX в.в.: 1. Изменение общественного сознания в сторону поворота к человеческой личности. 2. Переосмысление роли и места человека в преобразовании природы и общества. 3. Бурное развитие машинного производства, повлекшее за собой изменения в социально-экономической сфере. 4. Стремительное развитие науки и культуры. 5. Новейшие достижения в области физиологии, психологии, педагогики [4, с. 6].
И.К. Карелль считал, что ручной труд в средней школе должен носить двоякий характер: 1. Для первых пяти классов (и приготовительных, где они есть) он должен состоять из ручных занятий чисто общеобразовательного значения, для использования природного стремления детей этого возраста к ручному творчеству в целях их же воспитания. 2. В двух старших классах средней школы, в шестом и седьмом, . ручной труд должен носить более специальный характер: или только изготовление наглядных пособий для иллюстрации и углубления своих же занятий по физике, математике и др. или. чисто ремесленная специализация [5, с. 60-61]. В современной школе труд (технология) призваны решать иные цели, наряду с освоением определенных знаний, умений и навыков, должно происходить и личностное развитие обучающихся.
Направления
В отчете К.Ю. Цируля о командировке в 1894 году в Лейпцигскую учительскую семинарию ручного труда указывались следующие программы по ручному труду: работы из дерева для городских школ, работы из дерева для сельских школ, резьба по дереву, работы из металла для городских и сельских школ, картонажные работы, моделировка, приготовление разных учебных пособий и приборов, садоводство и огородничество [6, с. 4]. В современной российской школе данные направления также имеют место. В начальной школе широко представлена обработка бумаги и картона, в средней - дерева и металла. Садово-огородные работы проводятся при наличии пришкольных участков. Однако изготовление учебных пособий для ряда школьных предметов не столь популярно как раньше. В статье 114 «Инструкции для учительских семинарий», утвержденной 4 июля 1875 г., сказано: «Занятия ремеслами, садоводством и огородничеством, согласно положению для учительских семинарий, вводятся в семинарии, соображаясь с местными условиями» [3, с. 7].
«В французских народных общеобразовательных школах, где ручной труд введен еще с 1882 года, в качестве обязательного предмета обучения, работы из бумаги и папки занимают два года обучения, с них начинают заниматься ручным трудом в младшем возрасте, продолжают в среднем работами из глины и дерева и заканчивают в старших классах работами из металла... к работам из бумаги и папки возвращаются и в старших классах, как наглядному пособию при изучении физики и особенно геометрии» [7, с. 7-8]. Однако в прошлом имелись существенные недостатки в преподавании, связанные со стремлением к изготовлению крупных вещей, грубостью предлагаемых учащимся образцов, отсутствием чертежей и рисунков. Существенным являлось незначительное количество упражнений для отработки основных приемов работы. К.Ю. Цируль отмечает, что
Таблица 1
|удовой школы
Направления трудовой школы и их характеристика
Мануализм Профессионализм Политехнизм Активизм
Введение в учебные планы общеобразовательных школ педагогического ручного труда в качестве самостоятельного предмета с обеспечением межпредметных связей. Труд - предмет и принцип обучения. Сочетание общего образования и профессиональной подготовки в общеобразовательной школе Общетрудовая подготовка учащихся, не привязанная к конкретной профессии и включающая овладение умениями и навыками по обращению с наиболее распространенными и доступными по возрасту орудиями труда, участие в различных видах производительного труда, изучение в теории и на практике основ производств. Основа обучения и воспитания -разнообразные виды активной, самостоятельной деятельности учащихся. Выделяется два направления: прагматическое (деятельность нацелена на решение практических задач) и иллюстративное (деятельность обеспечивает наглядное представление или подтверждение учебного материала).
Р. Зейдель, А. Пабст, Х. Шерер, Г. Кершенштейнер А. Графиньи, Р. Леблан В.А. Лай, Э. Мейман, Ф. Фребель
Таблица 2
Сравнение различных систем преподавания ручного труда в \IX-XX в.в.
Французская Германская Финская Датская Шведская Российская
система система система система система система
Изучение отдельных Сочетание Применение П редварительные Изготовление Соответствие
операций при теоретических и знаний, упражнения с предметов возрастным
изготовлении практических полученных на различными городского и особенностям
деталей, занятий уроках инструментами, сельского обихода детей,
ориентировка естествознания систематизация практическая
учащихся на и математики, операций в полезность
подготовку к работе точность и порядке изделий,
на производстве с аккуратность в возрастания доступность
высокой работе трудности, материалов и
степенью дополнительные инструментов.
разделения труда, задания для Необязательность
разнообразие учащихся с предмета
операций и разным уровнем
материалов, развития
использование
чертежей и рисунков
Г. Салиссис, В. Гетце, А. Пабст, У. Сигнеус Клаусон-Каас, О.А. Саломон К.Ю. Цируль,
Р. Леблан Г. Кершенштейнер А. Миккельсен Н.В. Касаткин
нет оснований «стремиться заменить. уже проникший в некоторые наши сельские школы ручной труд по дереву на основании шведской системы. введенной у нас в 1884 году» [6, с. 8].
А. Графиньи описывал преимущества упражнения в ручном труде: «Оно доставляет здоровое занятие, укрепляющее наше тело, развивающее в отроческом возрасте ловкость и проворство, столь необходимые во всяком житейском деле; отвлекает молодого человека от дурных влияний; незаметно заставляет отца семейства полюбить домашнюю жизнь, прелесть которой совершенно непонятна человеку ничем не занятому. Кроме того, ручные работы приучают к порядку, аккуратности и бережливости» [8, с. 1]. Современные практикующие педагоги также уделяют большое внимание отработке основных приемов и способов изготовления изделий.
И.К. Карелль в датской системе ручного труда, автором которой считается А.М. Миккельсен, выделяет следующее: обучение различным приемам обращения с инструментами через упражнения, работа детей с уменьшенными инструментами, изготовление интересных объектов труда или полезных в обиходе, внимание к позам при работе с инструментами [9]. Многие программы для начальной и средней школы по технологии и в на-
стоящее время важное значение придают практической значимости получаемых обучающимися ЗУНов и изготавливаемых изделий.
Делая обзор реформаторской педагогики западно-европейских стран, Америки и России и выделяя одно из значимых движений называемой «трудовой школой», Н.В. Котряхов выделяет несколько течений, представленных в таблице 1.
Анализируя «Проект общего нормального плана промышленного образования в России», Н.В. Котряхов приводит требования, предъявляемые к отбору видов ручного труда: 1. Соответствие возрасту детей. 2. Разнообразие движений рук. 3. Практическая полезность изготавливаемых предметов. 4. Минимальное количество сидячих работ. 5. Эстетическое развитие детей. 6. Соответствие интересам и потребностям. 7. Доступность материалов и инструментов [4, с. 56]. Многие из них актуальны и сегодня.
Сравним различные систем преподавания ручного труда в XIX-XX в.в.
Таким образом, изучение исторических основ технологического образования важно для понимания его специфики и значения в наши дни.
Библиографический список
1. Жук, И.Н. Ручной труд в Киевском Свято-Владимирском городском училище. - Киев, 1902.
2. Сабинин, А. Ручной труд, его цели, задачи и системы. - СПб.; М., 1901.
3. Сабанин, В.В. Ручной труд в учительских семинариях, институтах и школах / сост. по поручению секции В.В. Сабанина, чл. орг. ком. -СПб., 1889.
4. Котряхов, Н.В. Педагогический ручной труд в русской общеобразовательной школе конца XIX - начала XX в.: программы ручного труда и рукоделия: учеб. пособие. - Киров, 1995.
5. Карелль, И.К. О преподавании ручного труда в средних учебных заведениях, высших начальных училищах и торговых школах, с приложением программы ручного труда К.Ю. Цируля для начальных школ с 4-х годичным курсом. - Петроград, 1916.
6. Цируль, К.Ю. Отчет о командировке в Лейпцигскую учительскую семинарию ручного труда с целью ознакомления с курсами работ по дереву и металлу для сельских школ / К.Ю. Цируль, Н.В. Касаткин. - СПб., 1895.
7. Касаткин, Н.В. Ручной труд из бумаги и папки в общеобразовательных школах: программа работ / Н.В. Касаткин - М., 1914. - (В примеч.: Настоящая статья была напечатана сначала в журн. «Для народного учителя» 1909 г., № 8 и 9).
8. Графиньи, А. Ручной труд (Les industries d'amateurs): руководство для домашних занятий ремеслами / сост. А. Графиньи; пер. с фр. Е. Предтеченского. - СПб., 1895.
9. Карелль, И.К. Педагогический ручной труд по датской системе: указания для начинающих учителей / по сочинениям Акселя Миккель-сена; сост. И.К. Карелль. - СПб., 1905. - XXXIV.
Bibliography
1. Zhuk, I.N. Ruchnoyj trud v Kievskom Svyato-Vladimirskom gorodskom uchilithe. - Kiev, 1902.
2. Sabinin, A. Ruchnoyj trud, ego celi, zadachi i sistemih. - SPb.; M., 1901.
3. Sabanin, V.V. Ruchnoyj trud v uchiteljskikh seminariyakh, institutakh i shkolakh / sost. po porucheniyu sekcii V.V. Sabanina, chl. org. kom. -SPb., 1889.
4. Kotryakhov, N.V. Pedagogicheskiyj ruchnoyj trud v russkoyj obtheobrazovateljnoyj shkole konca XIX - nachala XX v.: programmih ruchnogo truda i rukodeliya: ucheb. posobie. - Kirov, 1995.
5. Karellj, I.K. O prepodavanii ruchnogo truda v srednikh uchebnihkh zavedeniyakh, vihsshikh nachaljnihkh uchilithakh i torgovihkh shkolakh, s prilozheniem programmih ruchnogo truda K.Yu. Cirulya dlya nachaljnihkh shkol s 4-kh godichnihm kursom. - Petrograd, 1916.
6. Cirulj, K.Yu. Otchet o komandirovke v Leyjpcigskuyu uchiteljskuyu seminariyu ruchnogo truda s celjyu oznakom-leniya s kursami rabot po derevu i metallu dlya seljskikh shkol / K.Yu. Cirulj, N.V. Kasatkin. - SPb., 1895.
7. Kasatkin, N.V. Ruchnoyj trud iz bumagi i papki v obtheobrazovateljnihkh shkolakh: programma rabot / N.V. Kasatkin - M., 1914. - (V primech.: Nastoyathaya statjya bihla napechatana snachala v zhurn. «Dlya narodnogo uchitelya» 1909 g., № 8 i 9).
8. Grafinji, A. Ruchnoyj trud (Les industries d'amateurs): rukovodstvo dlya domashnikh zanyatiyj remeslami / sost. A. Grafinji; per. s fr. E. Predtechenskogo. - SPb., 1895.
9. Karellj, I.K. Pedagogicheskiyj ruchnoyj trud po datskoyj sisteme: ukazaniya dlya nachinayuthikh uchiteleyj / po sochineniyam Akselya Mikkeljsena; sost. I.K. Karellj. - SPb., 1905. - XXXIV.
Статья поступила в редакцию 20.10.12
УДК 159.9
Kapina O.A. FORMATION OF READINESS THE CHOICE OF PROFESSION LEARNERS 9 CLASSES. Article is devoted the analysis of two basic psihologo-pedagogical means of formation of readiness the choice of profession - is specific the organised system of training and the organisation of psychological support during profile training. Are considered as obvious advantages of the given means of formation of readiness, and difficulty which arise at their introduction. The author offers the new approach to the organisation of psychological support of ninth-graders in the course of the professional choice, allowing to stimulate development of a professional maturity, to staticize professional interests and propensities and to form adequate professional installations.
Key words: readiness the choice of profession, profile education, preprofile training, psychological support, psychological game.
О.А. Капина, ст. преп. каф. педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального
университета им. М.В. Ломоносова, г. Коряжма, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Статья посвящена анализу двух основных психолого-педагогических средств формирования готовности к выбору профессии - специфично организованной системы обучения и организации психологического сопровождения в ходе профильного обучения. Рассмотрены как явные достоинства данных средств формирования готовности, так и трудности, которые возни-