Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию правовой культуры и трудовых навыков несовершеннолетних'

Современные подходы к формированию правовой культуры и трудовых навыков несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние / правовая культура / право на труд / трудовая деятельность / профессии / парки профессий / minors / legal culture / right to work / labor activity / professions / parks of professions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольга Григорьевна Яткевич

Формирование правовой культуры и интереса к той или иной профессии закладывается нам с детства. Для становления полноценным членом общества необходимо правильно выбрать профессию, приносящую не только доход, но и удовольствие от ее выполнения. В статье рассматриваются цели, достоинства и задачи «парков профессий» как одной из самых эффективных форм обучения несовершеннолетних навыкам трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ольга Григорьевна Яткевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the formation of legal culture and work skills of minors

The formation of a legal culture and interests in a particular profession is laid down to us from childhood. To become a full-fledged member of society, it is necessary to choose the right profession that brings not only income, but also pleasure from its implementation. The article discusses the goals, advantages and objectives of the «parks of professions» as one of the most effective forms of teaching minors skills of labor activity.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию правовой культуры и трудовых навыков несовершеннолетних»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.724

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-276-278 NIION: 2015-0066-4/22-441 MOSURED: 77/27-011-2022-04-640

Современные подходы к формированию правовой культуры и трудовых навыков несовершеннолетних

Ольга Григорьевна Яткевич

Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции

(РПА Минюста России), Санкт-Петербург, Россия, podpolkovnik69@mail.ru

Аннотация. Формирование правовой культуры и интереса к той или иной профессии закладывается нам с детства. Для становления полноценным членом общества необходимо правильно выбрать профессию, приносящую не только доход, но и удовольствие от ее выполнения. В статье рассматриваются цели, достоинства и задачи «парков профессий» как одной из самых эффективных форм обучения несовершеннолетних навыкам трудовой деятельности.

Ключевые слова: несовершеннолетние, правовая культура, право на труд, трудовая деятельность, профессии, парки профессий

Для цитирования: Яткевич О. Г. Современные подходы к формированию правовой культуры и трудовых навыков несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 276-278. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-276-278.

Original article

Modern approaches to the formation of legal culture and work skills of minors

Olga G. Yatskevich

St. Petersburg Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia),

St. Petersburg, Russia, podpolkovnik69@mail.ru

Abstract. The formation of a legal culture and interests in a particular profession is laid down to us from childhood. To become a full-fledged member of society, it is necessary to choose the right profession that brings not only income, but also pleasure from its implementation. The article discusses the goals, advantages and objectives of the «parks of professions» as one of the most effective forms of teaching minors skills of labor activity.

Keywords: minors, legal culture, right to work, labor activity, professions, parks of professions

For citation: Yatskevich O. G. Modern approaches to the formation of legal culture and work skills of minors. Bulletin of economic security. 2022;(4):276-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-276-278.

Современная образовательная система выстроена таким образом, что несовершеннолетние, посещающие образовательные организации в возрасте от четырнадцати по семнадцати лет (9-11 классы), уже должны определиться с направлением своей дальнейшей профессиональной деятельности [6, с. 10]. Не у всех несовершеннолетних есть желание и возможность поступления в высшие учебные заведения, и встает необходимость выбрать будущую профессию, ознакомиться и попробовать свои силы на практике в «парках профессий», чтобы представлять себе возможное направление дальнейшей деятельности. Поэтому выявить склонности несовершеннолетнего к тому или иному виду деятельности представляется целесообразным еще на более ранней

стадии развития. Статья 37 Конституции Российской Федерации [1] гласит, что труд свободен, и каждый может распоряжаться своими способностями к труду по своему усмотрению, выбирая род деятельности и профессию [2]. Однако, мало кто задумывается, на каком этапе стоит уже начать делать выбор этой самой профессии, в которой хотелось бы работать с удовольствием на протяжении всей жизни.

А вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» задают нам с малого возраста, ответ на который дается, как правило, бездумно и без понимания сути называемых профессий. Отсюда гарантируемое несовершеннолетним детям право на образование, дающее возможность овладеть той или иной профессией, реализуется

© Яткевич О. Г., 2022 276 -

Вестник экономической безопасности

№ 4/2022

JURISPRUDENCE

неосознанно и без уверенности в том, что выбранный род деятельности будет стимулировать к дальнейшему саморазвитию и желанию продвигаться вверх по карьерной лестнице [5, с. 74].

Современные проблемы требуют применения и аналогичных подходов к их решению, поэтому анализируя потребности нынешнего поколения, подход к их обучению должен быть соответствующим - ярким, увлекательным, с применением методов интерактивного обучения и использованием технический возможностей. В целях реализации данной задачи и были созданы и создаются в ряде субъектов РФ детские «парки профессий», получившие распространение по всему миру. На территории нашего государства «парки профессий» в основном открыты в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и др. [6, с. 45].

Данные «парки профессий» представляют собой некий город в миниатюре, состоящий из множества павильонов, в пределах которых дети могут узнать о том, что представляют собой различные профессии. Работа в них выстроена так, что каждый желающий ребенок может не только увидеть, но и самостоятельно попробовать выполнить трудовые функции врача, полицейского, спасателя, вело-мастера, повара, парикмахера и т. д.

На территории «парков профессий» существует местная «валюта», заработав которую можно потратить на развлечения или дальнейшее обучение различным навыкам, таким образом, у ребенка появляется возможность выбора на что потратить заработанные «деньги», а также понимание рациональности распределения своего заработка.

Помимо этого, дети осваивают правовые азы по трудоустройству, оформляя необходимый пакет документов и проходя медосмотр, знакомятся с налоговой и банковской системами. Главная цель создания подобного рода парков - выявление интереса и способностей к конкретным видам деятельности.

В процессе ознакомления с различными видами профессий, несовершеннолетние:

- узнают их разнообразие;

- изучают специфику трудовых функций;

- формируют необходимые навыки;

- проходят процесс социализации.

Останавливаясь на последнем факторе, хочется

подчеркнуть его ценность в становлении несовершеннолетних полноценным членом общества. Социализация - очень важная часть воспитания любого ребенка. Если этому фактору уделять недостаточно внимания, может произойти масштабная проблема в развитии личности. Самым первым и главным институтом социализации ребенка традиционно считается его семья [4, с. 63]. У детей в семье вырабатывается модель поведения со своей индивидуальной системой ценностей, которая сохраняется в них на протяжении всей жизни. Однако не стоит преуменьшать роль сверстников, среди

которых несовершеннолетний применяет нормы поведения, привитые ему в семье [8, с. 117].

При смене социальной роли несовершеннолетние знакомятся с иным миром социальных отношений, выводя свои коммуникативные способности на новый уровень.

Большинство профессий подразумевает наличие коммуникабельности - способности легко налаживать взаимосвязь, умение расположить к себе собеседника для того, что выстроить продуктивные взаимоотношения. Поэтому так важно с ранних лет научиться не бояться контактировать с другими, уметь поддержать беседу и прислушиваться к иному мнению [9, с. 220]. Все эти и иные качества можно развивать при посещении «парков профессий», учитывая возраст несовершеннолетнего.

Однако анализируя их месторасположение, можно сказать о том, что подобного рода парки открыты не во всех городах Российской Федерации, а в наиболее развитых, что затрудняет их доступность несовершеннолетним, живущим в иных населенных пунктах.

Оценивая положительные стороны существования рассматриваемых «парков профессий», видится целесообразным ознакомить с ними как можно больше несовершеннолетних. А для этого необходимо решить выше обозначенную проблему и предусмотреть разработку федеральной программы по организации строительства подобного рода парков с возможностью использования, как федерального бюджета, так и привлечения спонсорских средств.

Помимо этого, государственная программа должна быть направлена на поддержку несовершеннолетних, не имеющих достаточных средств для посещения «парков профессий». В связи с чем, стоит предусмотреть льготу в виде дней бесплатных посещений для несовершеннолетних, живущих в многодетных семьях, малоимущих, а также детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями и др. [3].

Познакомиться с различными видами профессий и выявить склонность к определенному роду деятельности - уникальная возможность современного общества, которую необходимо развивать и популяризировать.

Таким образом, каждый несовершеннолетних сможет не только воспользоваться конституционным правом выбора профессии, но подойти к этому осознанно, выбирая род деятельности, который будет приносить удовольствие как самому индивиду, так и приносить пользу всему обществу. К тому же, именно от выбора профессии будет зависеть не только материальное положение человека, но и его психологическое состояние, зависящее от удовлетворенности осуществляемой им деятельности.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с из-

№ 4/2022

Bulletin of economic security

277

менениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Конституционное право России / Бабаева Ю. Г., Белоновский В. Н., Гасанов К. К. и др. Москва, 2021.

3. Богданов А. В., Румянцев Н. В., Хазов Е. Н. Роль и значение семьи, общества и государства в правовом воспитании несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 66-70.

4. Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка // Концепт. 2017. № 8. С. 61-70.

5. Касьянова Т. И., Мальцев А. В., Шкурин Д. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука. 2018. № 7. С. 168-187.

6. Колерова В. В. Дети при деле // Бизнес журнал. 2015. С. 44-48.

7. Нечаев М. П., Фролова С. Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Га-удеамус. 2017. № 2. С. 9-16.

8. Ушакова Е. Л., Пономарева В. Е., Афанасова Д. Ю. Роль коллектива в социализации личности подростка // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education, 2020. С. 116-119.

9. Чурекова Т. М., Пуранен В. Н. Особенности социализации детей дошкольного возраста в современном социуме // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 46. С. 217-224.

References

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // The official text of the Constitution of the Russian Federation as amended on 14.03.2020 is published on the Official Internet portal of Legal Information. http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Constitutional law of Russia / Babaeva Yu. G., Belonovsky V. N., Hasanov K. K., etc. M., 2021.

3. Bogdanov A.V, Rumyantsev N. V., Khazov E. N. The role and significance of the family, society and the state in the legal education of minors // Bulletin of Economic Security. 2020. № 2. P. 66-70.

4. Karnatskaya N. V The influence of the family on the socialization of a teenager // Concept. 2017. № 8. P. 61-70.

5. Kasyanova T. I., Maltsev A.V., Shkurin D. V Professional self-determination of high school students as a social problem // Education and Science. 2018. № 7. P. 168-187.

6. Kolerova V. V. Children in business // Business Journal. 2015. P. 44-48.

7. Nechaev M. P., Frolova S. L. Modern understanding of the problems of vocational guidance of students // Gaudeamus. 2017. № 2. P. 9-16.

8. Ushakova E. L., Ponomareva V E., Afanasova D. Yu. The role of the collective in the socialization of the personality of a teenager // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education, 2020. P. 116-119.

9. Churekova T. M., Puranen V N. Features of socialization of preschool children in modern society // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2019. № 46. P. 217-224.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

О. Г. Яткевич - доцент кафедры предпринимательского права Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

O. G. Yatskevich - Associate Professor of the Department of Entrepreneurial Law of the St. Petersburg Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 08.08.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 08.08.2022.

278

Вестник экономической безопасности

№ 4/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.