Научная статья на тему 'Классификация специальностей при ориентировании в мире профессий'

Классификация специальностей при ориентировании в мире профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / классификация специальностей / ориентировка в мире профессий / предмет труда / professional orientation / classification of profession / orientation in the profession / purpose of labor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Людмила Александровна Казанцева, Владимир Иванович Красильников, Сергей Яковлевич Казанцев

Авторами изучены и обобщены знания классификации профессий и специальностей в процессе профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. Научная работа проведена по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Людмила Александровна Казанцева, Владимир Иванович Красильников, Сергей Яковлевич Казанцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of specialties when navigating the world of professions

The authors have studied and generalized the knowledge of the classification of professions and specialties in the process of vocational guidance of secondary school students. The scientific work was carried out according to open publications and according to the author’s research.

Текст научной работы на тему «Классификация специальностей при ориентировании в мире профессий»

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-309-311 NIION: 2015-0066-4/22-449 MOSURED: 77/27-011-2022-04-648

Классификация специальностей при ориентировании в мире профессий

Людмила Александровна Казанцева1, Владимир Иванович Красильников2,

Сергей Яковлевич Казанцев3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 3 Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия

2 krasilnikov.49@bk.ru

Аннотация. Авторами изучены и обобщены знания классификации профессий и специальностей в процессе профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. Научная работа проведена по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, классификация специальностей, ориентировка в мире профессий, предмет труда

Для цитирования: Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я. Классификация специальностей при ориентировании в мире профессий // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 309-311. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-4-309-311.

Original article

Classification of specialties when navigating the world of professions

Lyudmila A. Kazantseva1, Vladimir I. Krasilnikov2, Sergey Ya. Kazantsev3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia

2 3 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

2 krasilnikov.49@bk.ru

Abstract. The authors have studied and generalized the knowledge of the classification of professions and specialties in the process of vocational guidance of secondary school students. The scientific work was carried out according to open publications and according to the author's research.

Keywords: professional orientation, classification of profession, orientation in the profession, purpose of labor

For citation: Kazantseva L. A., Krasilnikov V. I., Kazantsev S. Ya. Classification of specialties when navigating the world of professions. Bulletin of economic security. 2022;(4):309-11. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-309-311.

Классификация специальностей нами предполагается как необходимое условие для ориентировки в мире профессий. В основных курсах предметов, подлежащих изучению в общеобразовательной средней школе, учащиеся уже встречаются с тем, как современная цивилизация отражает различные факторы (минералы, растения и животные, средства общения и др.). Многие теоретики предлагают различные простые и сложные классификации по схожим параметрам или функциям и т. п. [1].

Попытки классификация объектов по видимым формам или функциям, которые они выполняют, выра-

жают стремление расположить эти признаки в определенные группировки, помогают ориентировщику выделить среди множества разнообразий их многочисленных признаков стройную систему - это и есть попытка классификации, или внесение желаемого ориентира в их разнообразие. Что и является методом классификации, или созданием определенного порядка, для облегчения ориентации среди множественной путаницы всевозможных факторов и систем. При этом возможен алфавитный способ классификации, но он, к сожалению, не вполне отвечает настоящим требованиям данной направленности нашего исследования, хотя в определенной мере и

© Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я., 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

помогает хоть как-то вести поиск желаемой специальности или профессии.

Однако данный метод не может в полной мере удовлетворять запросам профессиональной ориентации в выборе профессии или специальности, он хорош тогда, когда мы знаем, что мы ищем конкретно. В данном случае требования поиска несколько иные - найти себе работу «по душе», не зная ее наименования в расписании специальностей или профессий. При этом, открывая справочник специальностей, например на букве «б», находишь совершенно неоднозначные профессии, или такие специальности как «билетно-багажный кассир», «бисквитчик», «бондарь», «брощюровщик» и т. п. В нашем случае следует решить вопрос с ориентацией в мире рабочих профессий, которые были бы «по плечу и по душе» нашему в данном случае «искателю». Не вполне подходит и поиск специальностей по группам или отраслям промышленно-хозяйственной деятельности, так специальность, «билетно-багажный кассир», относится к железнодорожному транспорту, а по типу работы ближе к профессии продавца, чем к каким-либо транспортным профессиям (таким как машинист тепловоза, электровоза и т. п.) [2].

Мир профессий велик и разнообразен (необозрим) и каждая специальность в определенной степени уникальна. Правильно сориентироваться в этом огромном мире творческих или просто созидательных специальностей без знания их классификации весьма и весьма проблематично [3].

Ведь в огромном многообразии живой и неживой природы очень легко запутаться, среди множества профессий и специальностей. Во всех курсах и предметах общеобразовательной средней школы грамотно сориентироваться в выборе будущей профессии возможно лишь усвоив такой дополнительный предмет как профессиональная ориентация. Которая грамотно классифицирует и преподносит «на блюдечке» тот оптимальный выбор потенциальной профессии, которая является единственной и неповторимой в жизни каждого выпускника средней общеобразовательной школы [4].

Поэтому хотя вопрос о классификации профессий достаточно труден, необходимо к его изучению отнестись особенно внимательно. Классификация профессий - это своего рода ключ к решению задачи о выборе профессии [5].

В качестве предварительного экспериментального упражнения, можно предложить учащимся в меру их опыта и знаний определить общие признаки (признаки сходства) специальностей в каждом из следующих пяти перечней и отнестись к поиску ответа по каждому перечню как к решению задачи.

1. Продавец, официант, билетно-багажный кассир, библиотекарь, медсестра, тренер, армейский офицер.

2. Мастер по ремонту бытовой техники, монтажник строительных конструкций, аппаратчик-сгуститель

молока, бульдозерист, газосварщик, токарь, слесарь, контролер-приемщик станочных и слесарных работ.

3. Животновод-механизатор, птицевод-инкубаторщик, свиновод-механизатор, рыбовод, садовник, садовод-механизатор, плодоовощевод.

4. Наборщик машинного набора, стенографистка-машинистка, корректор, оператор вычислительных машин, телеграфист.

5. Маляр со знанием альфрейных работ, фотограф художник, художник декоратор, модельер, скульптор-модельщик, гравер.

Далее рассмотрим предмет труда как первый классификационный признак профессии, специальности. Итак, любая классификация производится с учетом определенных факторов или свойств будущей профессии. Для простоты и быстроты общения нередко говорят о предмете труда, называя его одним-двумя словами («металл», «ткань», «животный организм» и т. д.) [7; 12]. Согласно предложенной нами классификации (в первом случае предмет труда - человек, люди; во втором - технические или во всяком случае, неживые объекты; в третьем живые организмы; в четвертом - знаковые системы; в пятом - художественные образы или элементы) [6; 10].

Однако мало указать определенный предмет труда, надо в совокупности определить и его свойства, которые при определенных параметрах меняют и свою специфику или конфигурацию (один и тот же элемент может быть жидким или твердым, хрупким или мягким, т. е. иметь текучесть, пластичность или ковкость и т. д.). При этом различные специальности настоятельно требуют учитывать одни свойства предмета (металла например) и вместе с тем совершенно или относительно пренебрегать другими его свойствами. Различные профессии (сталевар, кузнец, токарь) имея дело с одним и тем же металлом в разных его состояниях, преимущественно учитывают различные его состояния и характеристики [8, с. 29-250; 11].

Выводы: для правильной ориентации в выборе потенциальной профессии на жизненном пути будущего выпускника средней общеобразовательной школы, в том числе, необходимо грамотное использование знаний классификации специальностей, их особенностей, а также факторов и процессов, которыми человек, работающий на определенном посту, должен мысленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, сохранять или отыскивать их).

Список источников

1. Агеева И. Д. Парад профессий : веселые познавательные игры для учащихся 5-10 классов // Последний звонок. 2007. № 7. С. 3-8.

2. Бякова Н. В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию» // Воспитание школьников. 2011. № 1. С. 49-56.

3. Гризик Т. День пожарной охраны // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 111-113.

310

Вестник экономической безопасности

№ 4/2022

4. Дейстер И. В. Все работы хороши - все профессии важны : семейная сценка // Последний звонок. 2008. № 12. С. 2-3.

5. Казарова Е. Проблема выбора : программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся // Школьный психолог : Прил. к газ. «Первое сентября». 2007. № 2. С. 17-23.

6. Калугин Н. И. Профессиональная ориентация в школах северных стран Европы // Школа и производство. 1968. № 5. С. 70-71.

7. Киселев И. Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М, 1968. 148 с.

8. Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., Экономика. 1972.

9. Некрасов Е. Московский уголовный розыск // Детская энциклопедия. АиФ. 2008. № 7. С. 1-56.

10. Сазонов А. Д. Теория и практика профессиональной ориентации школьников. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1978. 450 с.

11. Усова Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость! ( классный час) // Воспитание школьников. М. : Школьная пресса, 2011. № 3. С. 35-38.

12. Шишкина Л. И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи. Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1976. 167 с.

References

1. Ageeva I. D. Parade of professions : fun educational games for students of grades 5-10 // Last Call. 2007. No. 7. P. 3-8.

2. Byakova N. V. Group career guidance game «The way to the profession» // Education of schoolchildren. 2011. No. 1. P. 49-56.

3. Grisik T. Fire Protection Day // Preschool education. 2007. No. 4. P. 111-113.

4. Deister I. V All jobs are good - all professions are important : a family scene // Last bell. 2008. No. 12. P. 2-3.

5. Kazarova E. The problem of choice : the program of psychological and pedagogical support of professional self-determination of students // School psychologist : Adj. to the gas. «The first of September». 2007. No. 2. P. 17-23.

6. Kalugin N. I. Professional orientation in schools of the Nordic countries of Europe // School and production. 1968. No. 5. P. 70-71.

7. Kiselev I. Ya. Professional orientation and professional selection in capitalist countries. M, 1968. 148 p.

8. Nazimov I. N. Career guidance and professional selection in a socialist society. M. Economics. 1972.

9. Nekrasov E. Moscow Criminal Investigation Department // Children's Encyclopedia. AiF. 2008. No. 7. P. 1-56.

10. Sazonov A.D. Theory and practice of professional orientation of schoolchildren. Autoref. dis. ... doctor of pedagogical sciences. M., 1978. 450 p.

11. Usova N. V Favorite profession always gives joy! (class hour) // Education of schoolchildren. M. : School Press, 2011. No. 3. P. 35-38.

12. Shishkina L. I. Socio-legal issues of youth career guidance. L. : Leningrad University Publishing House, 1976. 167 p.

Информация об авторах

Л. А. Казанцева - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор;

B. И. Красильников - доцент кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Российской академии медико-технических наук;

C. Я. Казанцев - профессор кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор.

Information about the authors

L. A. Kazantseva - Professor of the Department of Pedagogy of the educational and scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;

V. I. Krasilnikov - Associate Professor of the Department of Criminology of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Medical Sciences, Professor, Full member of the Russian Academy of Medical and Technical Sciences;

S. Ya. Kazantsev - Professor of the Department of Criminology of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.04.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 12.07.2022.

The article was submitted 06.04.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 12.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.