Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ЗНАЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ОРИЕНТИРОВКА В МИРЕ ПРОФЕССИЙ / УСЛОВИЯ ТРУДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казанцева Людмила Александровна, Красильников Владимир Иванович, Казанцев Сергей Яковлевич

Изучено и обобщено значение условий труда как определяющего классификационного признака будущей профессии или специальности. Научная работа проведена по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Казанцева Людмила Александровна, Красильников Владимир Иванович, Казанцев Сергей Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF WORKING CONDITIONS IN CHOOSING A FUTURE PROFESSION BY STUDENTS OF GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS

The meaning of working conditions as a defining classification feature of a profession or specialty is studed and generalized. The scientific work was carried out according to open publications and according to the author’s research.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-271-273 NIION: 2015-0066-2/22-315 MOSURED: 77/27-011-2022-02-514

Значение условий труда в выборе будущей профессии учащимися общеобразовательных учреждений

Людмила Александровна Казанцева1, Владимир Иванович Красильников2, Сергей Яковлевич Казанцев3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 3 Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия 2 krasilnikov.49@bk.ru

Аннотация. Изучено и обобщено значение условий труда как определяющего классификационного признака будущей профессии или специальности. Научная работа проведена по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, классификация специальностей, ориентировка в мире профессий, условия труда

Для цитирования: Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я. Значение условий труда в выборе будущей профессии учащимися общеобразовательных учреждений // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 271-273. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-271-273.

Original article

The importance of working conditions in choosing a future profession students of general education institutions

Lyudmila A. Kazantseva1, Vladimir I. Krasilnikov2, Sergey Ya. Kazantsev3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 3 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 2 krasilnikov.49@bk.ru

Abstract. The meaning of working conditions as a defining classification feature of a profession or specialty is studed and generalized. The scientific work was carried out according to open publications and according to the author's research.

Keywords: career-guidance, classification of profession, orientation in the profession, conditions of work For citation: Kazantseva L. A., Krasilnikov V. I., Kazantsev S. Ya. The importance of working conditions in choosing a future profession by students of general education institutions. Bulletin of economic security. 2022;(2): 271-3. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-271-273.

Под условиями труда в данном случае имеются в виду особенности среды, в которой протекает работа человека. При этом следует различать предметную и социальную среду. В соответствии с этим выделяются, с одной стороны, микроклиматические, гигиенические условия труда и, с другой стороны, социальные [1].

По признаку социальных условий следует выделить группу профессий, предъявляющих особые (высокие) требования к морально-политическому облику человека, его самодисциплине, ответственности перед коллективом.

Сюда следует, прежде всего, отнести специальности, связанные с руководством, обучением, воспитанием, информационным и медицинским обслуживанием людей, защитой современного общества, государства, охраной общественного порядка [2].

По признаку микроклиматических условий условно выделим три группы профессий и соответственно работ: работы с преобладающим пребыванием в помещении, здании с микроклиматом, близким к бытовым нормам; работы в основном на открытом воздухе; работы в необычном микроклимате, необычных усло-

© Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я., 2022

№ 2/2022

Bulletin of economic security

271

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

виях (на высоте, под землей, под водой, при повышенной или пониженной температуре, при особо большом шуме, вибрациях, при повышенной сухости, влажности, загазованности или запыленности воздуха). Во всех работах данной группы применяются разнообразные эффективные средства защиты человека от вредностей, опасностей, но тем не менее, предъявляются повышенные требования к состоянию его здоровья [3].

Выделенные группы рассмотрены нами далее. При обозначении группы профессий условными литерами, нужно соблюсти следующее правило. Например, воспитатель детского сада и пограничник относятся к группе профессий коренным образом отличающихся друг от друга. Так, подручный сталевара, пионервожатый, машинистка-стенографистка, кузнец-штамповщик, каменщик в корне отличны друг от друга [4; 5].

В разных специальностях могут быть очень схожими или, наоборот, очень несхожими предметы, ели, орудия, та также некоторые условия труда, которые мы и рассмотрим в данном исследовании [6].

При этом условно примем во внимание все названные разновидности признаков и в зависимости от этого различать четыре основные ступени (или яруса) классификации специальностей - тип, класс, отдел, группу. Каждая специальность более или менее определенно может быть отнесена к каждому из ярусов классификации и обозначена посредством классификационной формулы. Особенности 1) предмета труда, 2) особенности целей труда, 3) особенности орудий труда, 4) особенности условий труда в совокупности определяют: 1) тип специальностей, 2) класс специальностей, 3) отдел специальностей, 4) группу специальностей.

Предложенная нами формула состоит из четырех позиций. Каждая позиция соответствует соответствующим ярусам классификации (первая позиция - тип, вторая позиция - класс, третья позиция - отдел, и четвертая позиция - группа). В каждой позиции дается условный знак - литера - указание на принадлежность специальности к тому или иному типу, классу, отделу, группе. В четвертой позиции возможны два знака [7; 8].

О принадлежности специальности к тому или иному типу, классу и т. д. можно спорить, возможны разные мнения, так как сложные явления часто «не втискиваются» в прокрустово ложе сознательно упрощенной классификации. Тем не менее, использование формул резко облегчает общую ориентировку в мире профессий, необходимую для решения задачи о выборе дела «по душе и по плечу» [9; 10].

Исходя из вышеизложенного, вытекает понятие об основных и производных признаках специальности. Такие признаки специальности, как предмет, цели, орудия, условия труда, являются объективными. Специальность имеет эти признаки независимо от того, кто работает на данном рабочем месте. Назовем такие признаки основными (или первичными). От них

в свою очередь, проистекают и некоторые требования к работнику. Например, если объектом труда является знаковая система информации (работа корректора), то от человека требуется внимательность именно к знакам, обозначениям (а не цветам, не запахам или звукам); нужно чтобы человеку нравился такой «сухой» предмет, нужна усидчивость и т. д. Если же объектом труда является человек (работа воспитателя), то требуются находчивость, организаторские способности, спокойный (не раздражительный, не злобный и т. п.) характер, настойчивость и тактичность.

Если цель труда - распознавание, требуются бдительность, наблюдательность, если цель обработка, требуются исполнительская активность, энергичность при практическом действии. Если при этом основные орудия - ручные инструменты, человеку нужна ловкость и точность движений - культура движений. А если орудием является сложная техническая или биологическая система, то нужно много данных «держать в уме», принимать наиболее подходящие и рациональные решения при неполных данных, нужна высокая готовность к экстренным действиям и т.п. Работа на высоте или под водой, в горячем цехе или в открытом море требует определенной физической закалки и здоровья [11; 12].

Выводы

Опираясь на знания условий труда, можно отнести определенные специальности к одному из указанных классов. Следовательно, знание особенностей условий труда и умение ими пользоваться приводит к желаемому результату в сфере общественного признания.

В зависимости от набора основных признаков специальности (особенностей предмета, целей, орудий и условий труда) складывается и набор требований к личным качествам человека. Эти требования будем считать производными (или вторичными) признаками специальности. При этом необходимо применять и знания психологии, о чем поговорим в следующих работах.

Список источников

1. Агеева И. Д. Парад профессий: веселые познавательные игры для учащихся 5-10 классов // Последний звонок. 2007. № 7. С. 3-8.

2. Бякова Н. В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию» // Воспитание школьников. 2011. № 1. С. 49-56.

3. Гризик Т. День пожарной охраны // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 111-113.

4. Дейстер И. В. Все работы хороши - все профессии важны: семейная сценка // Последний звонок. 2008. № 12. С. 2-3.

5. Казарова Е. Проблема выбора: программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся // Школьный

272

Вестник экономической безопасности

№ 2/2022

психолог: Прил. к газ. «Первое сентября». 2007. № 2. С. 17-23.

6. Калугин Н. И. Профессиональная ориентация в школах северных стран Европы // Школа и производство. 1968.№ 5. С. 70-71.

7. Киселев И. Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М., 1968. 148 с.

8. Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., Экономика. 1972. С. 29-250.

9. Некрасов Е. Московский уголовный розыск // Детская энциклопедия. АиФ. 2008. № 7. С. 1-56.

10. Сазонов А. Д. Теория и практика профессиональной ориентации школьников. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1978. 450 с.

11. Усова Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость! (классный час) // Воспитание школьников. М. : Школьная пресса, 2011. № 3. С. 35-38.

12. Шишкина Л. И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи. Л. : Издательство Ленинградского университета, 1976. 167 с.

References

1. Ageeva I. D. Parade of professions: fun educational games for students of grades 5-10 // Last call. 2007. No. 7. Р. 3-8.

2. Byakova N. V. Group career guidance game «The way to the profession» // Education of schoolchildren. 2011. No. 1. Р. 49-56.

3. Grisik T. Fire Protection Day // Preschool education. 2007. No. 4. P. 111-113.

4. Deister I. V. All jobs are good - all professions are important: a family scene // Last bell. 2008. No. 12. P. 2-3.

5. Kazarova E. The problem of choice: the program of psychological and pedagogical support of professional self-determination of students // School psychologist: Adj. to the gas. «The first of September». 2007. No. 2. P. 17-23.

6. Kalugin N. I. Professional orientation in schools of the Nordic countries of Europe // School and production. 1968. No. 5. P. 70-71.

7. Kiselev I. Ya . Professional orientation and professional selection in capitalist countries. M., 1968. 148 p.

8. Nazimov I. N. Career guidance and professional selection in socialist society. M., Economics. 1972. P. 29-250.

9. Nekrasov E. Moscow Criminal Investigation Department // Children's Encyclopedia. AiF. 2008. No. 7. P. 1-56.

10. Sazonov A. D. Theory and practice of professional orientation of schoolchildren. Abstract of the dissertation of the Doctor of pedagogical Sciences. M., 1978. 450 p.

11. Usova N. V. Favorite profession always gives joy! (class hour) // Education of schoolchildren. M. : School Press, 2011. No. 3. P. 35-38.

12. Shishkina L. I. Socio-legal issues of youth career guidance. L. : Leningrad University Press, 1976. 167 p.

Информация об авторах

Л. А. Казанцева - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор;

B. И. Красильников - доцент кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Российской академии медико-технических наук;

C. Я. Казанцев - профессор кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России, доктор педагогических наук, профессор, кандидат юридических наук.

Information about the authors

L. A. Kazantseva - Professor of the Department of Pedagogy of the educational and scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;

V. I. Krasilnikov - Associate Professor of the Department of Criminology of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Medical Sciences, Professor, Full member of the Russian Academy of Medical and Technical Sciences;

S. Ya. Kazantsev - Professor of the Department of Criminology of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.03.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 09.03.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

№ 2 I 2022

Bulletin of economic security

273

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.