Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
692
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казанцева Людмила Александровна, Красильников Владимир Иванович, Казанцев Сергей Яковлевич

Выявлены наиболее актуальные проблемы профессиональной ориентации школьников. Исследование проведено по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казанцева Людмила Александровна, Красильников Владимир Иванович, Казанцев Сергей Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF CAREER ORIENTATION OF HIGH SCHOOLERS

The most pressing problems of career orientation of high schoolers are identified. The research was carried out according to the data of open publications and according to the author’s research.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

PEDAGOGICAL SCIENCE

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-l-315-317 NIION: 2015-0066-1/22-256 MOSURED: 77/27-011-2022-01-455

Актуальные проблемы профориентации школьников

Людмила Александровна Казанцева1, Владимир Иванович Красильников2, Сергей Яковлевич Казанцев3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 3 Казанский юридический институт МВД России, Казань, Республика Татарстан, Россия 2 krasilnikov.49@bk.ru

Аннотация. Выявлены наиболее актуальные проблемы профессиональной ориентации школьников. Исследование проведено по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям. Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентация школьников

Для цитирования: Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я. Актуальные проблемы профориентации школьников // Вестник экономической безопасности. 2022. N° 1. С. 315-317. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-315-317.

Original article

Current problems of career orientation of high schoolers

Lyudmila A. Kazantseva1, Vladimir I. Krasilnikov2, Sergey Ya. Kazantsev3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 3 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia 2 krasilnikov.49@bk.ru

Abstract. The most pressing problems of career orientation of high schoolers are identified. The research was carried out according to the data of open publications and according to the author's research. Keywords: career orientation, career orientation of high schoolers

For citation: Kazantseva L. A., Krasilnikov V. I., Kazantsev S. Ya. Current problems of career orientation of high schoolers. Bulletin of economic security. 2022;(1):315-7. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-315-317.

Введение

Строительство современного общества предусматривает создание материально-технической базы российского государства, формирование современных общественных отношений и воспитание всесторонне развитой личности. Решение этих задач находится в теснейшей диалектической взаимосвязи. С одной стороны, только высокий уровень развития экономики, промышленности представляет все более широкие возможности для гармоничного развития человека, с другой — только всесторонне развитые люди могут успешно создавать материально-техническую базу будущего.

В соответствии с основными направлениями развития Государства Российского, которые разработала

и одобрила Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации VII созыва, задача постоянного пополнения промышленности и сельского хозяйства, личного состава армии и флота, а также органов внутренних дел квалифицированными кадрами выдвигается в число приоритетных.

Результаты собственных исследований

В связи с этим придается еще большее значение усилению работы по профессиональной ориентации молодежи, и это большой государственный вопрос. В его правильной постановке и адекватном решении заинтересованы все государственные структуры и службы, трудовые коллективы и организации, учебные заведении и конечно школа и семья. Все выше перечисленное коренным образом затрагивает судьбы

© Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я., 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

миллионов людей, более того формирует будущее нашей страны [1; 2].

Актуальность и практическое значение правильного разрешения проблем профориентации молодежи в целом определяется множественными факторами. Так профессиональные намерения выпускников общеобразовательных школ таковы, что основной поток десятиклассников планируют после окончания школы продолжить свое образования в высших учебных заведениях, и лишь незначительное их количество связывают свои профессиональные планы с освоением творческих рабочих профессий связанных непосредственно с производством [3; 4].

Таким образом, создается несоответствие между намерениями основной массы выпускников общеобразовательных школ продолжать образование в специальных высших учебных заведениях непроизводственной сферы и потребностью общественного производства в квалифицированных рабочих кадрах. Положение усугубляется тем, что высшие учебные заведения принимают далеко не всех абитуриентов. Остальные юноши и девушки устраиваются на работу без соответствующей психологической подготовки. В результате получается разочарование в случайно выбранной профессии и многочисленные, длительные поиски другой работы [5; 6].

Итак, по данным из многочисленных публикаций в открытой печати непригодность к вынужденной профессии или в связи с неудовлетворенностью выполняемыми трудовыми заданиями является причиной большинства увольнений. И в связи с участившейся текучестью кадров наносит невосполнимый экономический ущерб государству [7; 10].

Кроме того, необходимо учесть и то, что работники, случайно выбравшие профессию, выполняют норму выработки гораздо ниже профессиональных специалистов и допускают больше брака в выпускаемой ими продукции, по сравнению с теми, кто выбор профессии сделал осознанно. Немаловажно и то, что отсутствие призвания и любви к своей профессии нередко ведет к нервным срывам или к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний [8; 9].

Следует иметь в виду, что за неотработанные по болезням работника дни государство теряет значительные суммы. Кроме того, эти финансовые потери удваиваются вследствие оплат по больничным листам и расходов на лечение стационарных больных в лечебно-профилактических учреждениях [11].

Выводы

Однако, прямые материальные потери лишь одна сторона этого многофакторного процесса. Кроме вышеперечисленных факторов имеются еще и другие проблемы. Как следствие, профессиональная неудовлетворенность деформирует образ жизни человека, является одной из причин отрицательных социаль-

ных явлений, таких как хулиганство, пьянство, наркомании и другие патологии. Невозможность выполнять работу на должном уровне вызывает у работника досаду, скрытное внутреннее презрение к самому себе. Ибо систематические производственные неудачи и срывы в трудовой деятельности формирующейся личности создают настроение подавленности, зависти, озлобления, дающие выход агрессии, и возникает конфликт с окружающим его коллективом, как на производственном, так и на бытовом уровнях [9; 11].

Заключение

И как следствие неумение выразить себя в общественно полезном труде толкает человека на поиски других путей самоутверждения, которые далеко не всегда лежат в русле высоких моральных проявлений. Вот почему правильный выбор профессии школьниками не может быть стихийным, зависящим от случайных факторов, а закономерно становится проблемой государственной важности. Суть этой проблемы заключается в том, что процесс профессионального самоопределения необходимо строить так, чтобы выбор был сделан в полном соответствии с прогрессивно возрастающими интересами, возможностями личности и потребностями общества.

Список источников

1. Агеева И. Д. Парад профессий : веселые познавательные игры для учащихся 5-10 классов // Последний звонок. 2007. № 7. С. 3-8.

2. Береснева Н. В. Классный час «В поисках своего призвания» : по теме «Мир профессий и твое место в нем» // Последний звонок. 2008. № 8. С. 11-12.

3. Бякова Н. В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию» // Воспитание школьников. 2011. № 1. С. 49-56.

4. Гайворонская Т. А. Поиграем в экономику : конкурсная программа для учеников 9 класса // Последний звонок. 2006. № 12. С. 13-14.

5. Гризик Т. День пожарной охраны // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 111-113.

6. Дейстер И. В. Все работы хороши - все профессии важны : семейная сценка // Последний звонок. 2008. № 12. С. 2-3.

7. Казарова Е. Проблема выбора : программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения // Школьный психолог : Прил. к газ. «Первое сентября». 2007. № 2. С. 17-23.

8. Ковальчук Г. «Есть такая профессия!» : КВН к Дню спасателя // Здоровье детей : Прил. к газ. «Первое сентября». 2006. № 24. С. 35-41.

9. Некрасов Е. Московский уголовный розыск // Детская энциклопедия. АиФ. 2008. № 7. С. 1-56.

10. Усова Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость! // Воспитание школьников. 2011. № 3. С. 33-38.

316

Вестник экономической безопасности

№ 1 /2022

11. Ярхо В. Редкая «профессия» : О фальсификаторах древних рукописей // История : Прил. к газ. «Первое сентября». 2006. № 4. С. 31-33.

References

1. Ageeva I. D. Parade of professions : fun educational games for students of grades 5-10 // Last call. 2007. № 7. P. 3-8.

2. Beresneva N. V. Class hour «In search of your vocation» : on the topic «The world of professions and your place in it» // Last call. 2008. № 8. P. 11-12.

3. Byakova N. V. Group career guidance game «The way to the profession» // Education of schoolchildren. 2011. № 1. P. 49-56.

4. Gaivoronskaya T. A. Let's play economics : a competitive program for 9th grade students // Last bell. 2006. № 12. P. 13-14.

5. Grizik T. Fire protection Day // Preschool education. 2007. № 4. P. 111-113.

6. Deister I. V. All works are good — all professions are important : a family scene // Last bell. 2008. № 12. P. 2-3.

7. Kazarova E. The problem of choice : a program of psychological and pedagogical support for professional self-determination // School psychologist : Adj. to the gas. «The first of September». 2007. № 2. P. 17-23.

8. Kovalchuk G. «There is such a profession!» : KVN for the Day of the rescuer // Children's health : Adj. to the gas. «The first of September». 2006. № 24. P. 35-41.

9. Nekrasov E. Moscow Criminal Investigation Department // Children's Encyclopedia. AiF. 2008. № 7. P. 1-56.

10. Usova N. V. Favorite profession always gives joy! // Education of schoolchildren. 2011. № 3. P. 33-38.

11. Yarkho V. Rare «profession» : About forgers of ancient manuscripts // History : Adj. to the gas. «The first of September». 2006. № 4. P. 31-33.

PEDAGOGICAL SCIENCE

Информация об авторах

Д. А. Казанцева - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор;

B. И. Красильников - доцент кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Российской академии медико-технических наук;

C. Я. Казанцев - профессор кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор.

Information about the authors

L. A. Kazantseva - Professor of the Department of Pedagogics of Educational and Scientific Complex of Psychology of Performance of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;

V. I. Krasilnikov - Associate Professor of the Department of Criminalistics of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Medical Sciences, Professor, Member of Russian Academy of Medical and Technical Sciences;

S. Ya. Kazantsev - Professor of the Department of Criminalistics of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.07.2021; одобрена после рецензирования 20.01.2022; принята к публикации 07.02.2022.

The article was submitted 13.07.2021; approved after reviewing 20.01.2022; accepted for publication 07.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.