Научная статья на тему 'ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ И В МИРЕ'

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ И В МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Людмила Александровна, Красильников Владимир Иванович, Казанцев Сергей Яковлевич

Авторами проведено исследование профориентации молодежи в историческом контексте в России и в мире. Научная работа проведена по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Людмила Александровна, Красильников Владимир Иванович, Казанцев Сергей Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL SKETCHES OF CAREER ORIENTATION OF YOUNG PEOPLE IN RUSSIA AND IN THE WORLD

The authors carried out historical background of career orientation of young people in Russia and in the world. One was carried out according to the data of open publications and according to the author's research.

Текст научной работы на тему «ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ И В МИРЕ»

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-l-126-129 NIION: 2018-0077-1/22-115 MOSURED: 77/27-024-2022-01-314

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования.

Очерки истории профориентации молодежи в России и в мире

Людмила Александровна Казанцева1, Владимир Иванович Красильников2, Сергей Яковлевич Казанцев3

1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, krasilnikov.49@bk.ru

2 3 Казанский юридический институт МВД России, Казань, Республика Татарстан, Россия 2 krasilnikov.49@bk.ru

Аннотация. Авторами проведено исследование профориентации молодежи в историческом контексте в России и в мире. Научная работа проведена по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентация молодежи, исторические аспекты профориентации молодежи

Для цитирования: Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я. Очерки истории профориентации молодежи в России и в мире // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 126-129. https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-126-129.

Original article

Historical sketches of career orientation of young people in Russia and in the world

Lyudmila A. Kazantseva1, Vladimir I. Krasilnikov2, Sergey Ya. Kazantsev3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation V. Ya. Kikot', Moscow, Russia, krasilnikov.49@bk.ru

2 3 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Russia, the Republic of Tatarstan, Kazan

2 krasilnikov.49@bk.ru

Abstract. The authors carried out historical background of career orientation of young people in Russia and in the world. One was carried out according to the data of open publications and according to the author's research. Keywords: career orientation, career orientation of youth, historical aspects of career orientation of youth For citation: Kazantseva L. A., Krasilnikov V. I., Kazantsev S. Ya. Historical sketches of career orientation of young people in Russia and in the world // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(1):126-129. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-126-129.

Согласно сведениям, опубликованным в открытой печати, основы профессиональной ориентации начали складываться с середины XIX века. Так, первой из известных нам систематических работ в этой области была изданная в 1849 году во Фран-

ции книга «Руководство по выбору профессии». В начале XX века стали появляться первые частные службы по профессиональной ориентации молодежи в Англии, Германии, США. В настоящее время в условиях научно-технической революции

© Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я., 2022

и резкого обострения противоречий современного капиталистического общества, профориентация получила значительное развитие, превратившись в составную часть «рационализации» труда. Наряду с частными агентствами профориентации широкое развитие получила сеть государственных центров профессиональной консультации и профессионального отбора, обслуживающих сотни тысяч и даже миллионы людей (США). Служба профессиональной ориентации охватывала своим влиянием и учащихся школ. Во Франции, например, профориентация включалась в программу обучения и являлась основной целью процесса обучения на 2-й ступени (5, 6 классы 11-12 лет). Там же действовал закон, предусматривающий, что молодежь 14-17 лет, поступающая на работу в промышленные и торговые предприятия, была обязана пройти профессиональную ориентацию. Ни один молодой человек до 18 лет не мог быть принят на работу без предъявления сертификата профориентации, в котором перечислялись профессии, показанные и противопоказанные ему [1].

В Италии профориентация и профотбор осуществлялись средней школой, службой профориентации Министерства труда и социального обеспечения, психологическими лабораториями, подчиненными Министерству просвещения, и лабораториями, существовавшими при некоторых высших учебных заведениях и муниципалитетах. В число задач службы профориентации входят психологическая подготовка и отбор молодых людей, поступающих в профессионально-технические школы, а также непосредственно на производство. Профориентации в северных странах Европы (Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии) придается настолько важное значение, что она выделена в самостоятельную часть учебно-воспитательного процесса. В учебных планах многих школ предусмотрен специальный предмет: «Сведения о выборе профессии». Почти в каждой школе имелся специальный учитель, который информирует учащихся о подходящих для них профессиях. Помощь школам в проф. ориентационной работе оказывают бюро выбора профессии, которые издают иллюстрированные, хорошо оформленные учебники и брошюры, в занимательной форме описывающие условия и характер труда работников различных профессий. Бюро направляет выпускников на работу или в профессиональные школы в соответствии с определившимися у них склонностями и запросами рынка труда и в течении некоторого времени (до одного года) наблюдает за их работой на производстве. В случае явного несоответствия избранной профессии интересам и склонностям

выпускников они имели право снова обратиться в бюро [2].

Профориентационная работа проводилась по разработанной научными центрами методике на основе продолжительного изучения личности. Профориентация заключается в обмене соответствующей информацией между советником и обратившимся к нему лицам. Сначала определяются наклонности и способности клиентов, затем они сопоставляются с требованиями, которые предъявляют работнику искомые профессии, в заключение дается проф. консультация (профсовет), т. е. рекомендация о том, какую профессию ему выбрать или в какое учебное заведение (общее или специальное) поступить [3, 12].

Профориентация в условиях современного общества служит интересам этого общества в целом. Это находит свое выражение в содержании и формах деятельности по подготовке молодежи к выбору профессии. Профориентация подчинена целям профессионального отбора, направленного на более эффективное использование рабочей силы, усиление ее грамотного использования, закрепление социального благополучия [4, 11].

В нашей стране, начиная с образования РСФСР а затем и СССР, проводилась значительная работа по профориентации и проф. консультации проводилась уже в 20-30 годы прошлого столетия. Большое внимание этому вопросу уделяла Н. К. Крупская. Касаясь вопросов политехнического обучения в школе, она писала: «Все яснее и яснее становится, что политехникум должен включить в себя непременно и НОТ (научную организацию труда) и профориентацию [5, 10].

Разработка научных основ профориентации активно велась в учреждениях народных комиссариатов труда, просвещения, здравоохранения, путей сообщения (бюро, лаборатория, и т. д.) и в НИИ труда. Одновременно проф. ориентационная работа широко развертывалась в массовой школе, где начала складываться определенная система оказания учащимся помощи в выборе профессии [6, 9].

В этот период появилось значительное количество печатных работ по вопросам проф. ориентации. Были переведены на русский язык и переизданы некоторые работы зарубежных авторов. «В исследованиях и практике проф. ориентации этих лет нередко допускались серьезные ошибки, особенно вследствие некритического использования опыта зарубежной психотехники. Что потребовало известной «переоценки ценностей». К сожалению, в те не простые времена, адекватное решение проблемы профессиональной ориентации было приостановлено, а накопленные положительный

опыт в течение ряда лет был предан забвению» Сазонов А. Д. (1978). В девяностых годах прошлого столетия, подобный факт, к сожалению, имел повторение.

В послевоенные годы в передовых школах предпринимались меры по ликвидации начавшегося отрыва обучения от требований реальной жизни. И в шестидесятых годах стала наблюдаться активизация проф. ориентационной работы. В семидесятых годах, в связи с решениями партии и правительства, «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» от 22 декабря 1977 г. и временно отставленная проблема профориентации стала вновь приобретать общегосударственное значение [7, 8].

В современном обществе назрела крайняя необходимость возрождения отработанной ранее системы профессиональной ориентации молодежи, для чего важно изучить исторические аспекты отработанных ранее действенных методов профориентации школьников и экстраполировать их воздействие на современное государственное строительство. При этом возникают условия для дальнейшего роста благосостояния населения, тем самым создавая опору для дальнейшего развития и укрепления Государства Российского.

Библиографический список

1. Агеева, И. Д. Парад профессий: веселые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок. 2007. № 7. С. 3-8.

2. Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию» / Н. В. Бякова // Воспитание школьников. 2011. № 1. С. 49-56.

3. Гризик, Т. День пожарной охраны / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 111-113.

4. Дейстер, И. В. Все работы хороши - все профессии важны: семейная сценка / И. В. Дейстер // Последний звонок. 2008. № 12. С. 2-3.

5. Казарова, Е. Проблема выбора: программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся / Е. Казарова // Школьный психолог: Прил. к газ. «Первое сентября». 2007. № 2. С. 17-23.

6. Калугин, Н. И. Профессиональная ориентация в школах северных стран Европы / Н. И. Калугин // Школа и производство. 1968. № 5. с. 70-71.

7. Киселев, И. Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах / И. Я. Киселев. М, 1968. 148 с.

8. Назимов, И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе / И. Н. Назимов. М., Экономика. 1972. С. 29-250.

9. Некрасов, Е. Московский уголовный розыск / Е. Некрасов // Детская энциклопедия. АиФ. 2008. № 7. С. 1-56.

10. Сазонов, А. Д. Теория и практика профессиональной ориентации школьников : автореф. дис. ... докт. педагог. наук / А. Д. Сазонов. М., 1978. 450 с.

11. Усова, Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость! (классный час) / Н. В. Усова // Воспитание школьников. М. : Школьная пресса, 2011. № 3. С.35-38.

12. Шишкина, Л. И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи / Л. И. Шишкина. Л. : Издательство Ленинградского университета, 1 976. 167 с.

Bibliographic list

1. Ageeva, I. D. Parade of professions: fun educational games for students of grades 5 10 / I. D. Ageeva // Last bell. 2007. No. 7. pp. 3-8.

2. Byakova, N. V. Group career guidance game «The way to the profession» / N. V. Byakova // Education of schoolchildren. 2011. No. 1. pp. 49-56.

3. Grizik, T. Fire Protection Day / T. Grizik // Preschool education. 2007. No. 4. pp. 111-113.

4. Deister, I. V. All works are good - all professions are important: a family scene / I. V. Deister // Last call. 2008. No. 12. pp. 2-3.

5. Kazarova, E. The problem of choice: a program of psychological and pedagogical support for professional self-determination of students / E. Kazarova // School psychologist: Adj. to the gas. «The first of September».

2007. No. 2. pp. 17-23.

6. Kalugin, N. I. Professional orientation in schools of the Nordic countries of Europe / N. I. Kalugin // School and production. 1968. No. 5. pp. 70-71.

7. Kiselev, I. Ya. Professional orientation and professional selection in capitalist countries / I. Ya. Kiselev. M, 1968.148 p.

8. Nazimov, I. N. Career guidance and professional selection in socialist society / I. N. Nazimov, M. Eko-nomika. 1972. pp. 29-250.

9. Nekrasov, E. Moscow Criminal Investigation Department / E. Nekrasov // Children's Encyclopedia. AiF.

2008. No. 7. pp. 1-56.

10. Sazonov, A.D. Theory and practice of professional orientation of schoolchildren : abstract. dis. ... doct. pedagogical sciences / A. D. Sazonov. M., 1978. 450 p.

11. Usova, N. V. Favorite profession always gives joy! (class hour) / N. V. Usova // Education of schoolchildren. M. : School Press, 2011. No. 3. pp. 35-38.

12. Shishkina, L. I. Socio-legal issues of youth career guidance / L. I. Shishkina. L. : Leningrad University Press, 1976. 167 p.

Информация об авторах

Л. А. Казанцева - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, доктор педагогических наук, профессор;

B. И. Красильников - доцент кафедры криминалистики, действительный член Российской академии медико-технических наук, доктор медицинских наук, профессор;

C. Я. Казанцев - профессор кафедры криминалистики, кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, профессор.

Information about the authors

L. A. Kazantseva - Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Performance, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;

V. I. Krasilnikov - Associate Professor of the Department of Criminalistics, Full Member of the Russian Academy of Medical and Technical Sciences,Doctor of Medical Sciences, Professor;

S. Ya. Kazantsev - Professor of the Department of Criminalistics, PhD in Law, Doctor of Pedagogy, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.07.2021; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.

The article was submitted to the editorial office on 13.07.2021; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.

Психология

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ

Психология в деятельности сотрудников органов внутренних

дел : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / [В. Л. Цветков и др.] ; под ред. И. А. Калиниченко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2020. - 207 с. ISBN 978-5-238-02889-7

Рассматриваются проблемы психологии профессиональной деятельности сотрудников полиции. Даются психологическая характеристика следственной деятельности, профессиографическое описание деятельности участкового уполномоченного полиции.

Анализируются психологические особенности предварительного расследования. Уделяется внимание криминальной психологии и особенностям судопроизводства по уголовным делам. Самостоятельная глава посвящена судебно-психологической экспертизе.

Для курсантов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности и юридической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.