Научная статья на тему 'Профориентации молодежи в странах социалистического лагеря эпохи развитого социализма'

Профориентации молодежи в странах социалистического лагеря эпохи развитого социализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / профориентация школьников / исторические аспекты профориентации молодежи / career orientation / career orientation of youth / historical aspects of career orientation of youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Людмила Александровна Казанцева, Владимир Иванович Красильников, Сергей Яковлевич Казанцев

Авторами проведено исследование профориентации молодежи в странах социалистического лагеря эпохи развитого социализма методом ретроградного погружения в историческую эпоху семидесятых годов прошлого столетия прошедшего тысячелетия. Научная работа проведена по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Людмила Александровна Казанцева, Владимир Иванович Красильников, Сергей Яковлевич Казанцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career orientation of young people in the career orientation of youth in the countries of the socialist campage of developed socialism

The authors identified the most pressing problems of career orientation of youth in the countries of the socialist camp. The research was carried out according to the data of open publications and according to the author’s research.

Текст научной работы на тему «Профориентации молодежи в странах социалистического лагеря эпохи развитого социализма»

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-197-200 NIION: 2018-0077-4/21-077 MOSURED: 77/27-024-2021-04-276

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Профориентации молодежи в странах социалистического лагеря

эпохи развитого социализма

Людмила Александровна Казанцева1, Владимир Иванович Красильников2,

Сергей Яковлевич Казанцев3

1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия krasilnikov.49@bk.ru

2 3 Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия

2 krasilnikov.49@bk.ru

3 krasilnikov.49@bk.ru

Аннотация. Авторами проведено исследование профориентации молодежи в странах социалистического лагеря эпохи развитого социализма методом ретроградного погружения в историческую эпоху семидесятых годов прошлого столетия прошедшего тысячелетия. Научная работа проведена по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентация школьников, исторические аспекты профориентации молодежи.

Для цитирования: Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я. Профориентация молодежи в странах социалистического лагеря эпохи развитого социализма // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 197-200. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-197-200.

Original article

Career orientation of young people in the career orientation of youth in the countries of the socialist campage of developed socialism

Lyudmila A. Kazantseva1, Vladimir I. Krasilnikov2, Sergey Y. Kazantsev3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

krasilnikov.49@bk.ru

2 3 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kazan, Russia

2 krasilnikov.49@bk.ru

3 krasilnikov.49@bk.ru

Abstract. The authors identified the most pressing problems of career orientation of youth in the countries of the socialist camp. The research was carried out according to the data of open publications and according to the author's research.

Keywords: career orientation, career orientation of youth, historical aspects of career orientation of youth

For citation: Kazantseva L. A., Krasilnikov V. I., Kazantsev S. Ya. Career guidance of youth in the countries of the socialist camp in the era of developed socialism // Psychology and pedagogy of official activity. 2021;(4):197-200. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-197-200.

© Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я., 2021

Введение. Авторами проведено исследование профориентации молодежи в странах социалистического лагеря эпохи развитого социализма методом ретроградного погружения в историческую эпоху семидесятых годов прошлого столетия прошедшего тысячелетия. Система профориентации молодежи интенсивно развивалась в странах социалистического содружества (Болгарии, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, Югославии). В Югославии, например, насчитывалось более 130 центров, которые являлись отделами (службами) городских кабинетов по трудоустройству [1].

Центры профориентации сотрудничали со школами, снабжали их учебными фильмами, литературой и листовками о профессиях, издавали справочники с характеристикой учебных заведений, организовывали экскурсии на промышленные предприятия, проводили леки и консультации для учителей и учащихся школ по вопросам выбора профессии. В таких центрах профориентации имелись аудитории для тестовых испытаний, кабинеты врачей, психотехнические кабинеты, библиотеки, кабинеты для индивидуальных собеседований. В штатах центров имелись психологи, врачи, педагоги. Направляемые в центры школьники подвергались медицинским и психологическим испытаниям. В Народной Республике Болгарии профориентация учащихся считалась одной из важных педагогических задач школы, которая решалась путем ознакомления школьников с существующими видами профессиональных школ, с требованиями, которые предъявлялись к работникам различных профессий, с потребностями страны в тех или иных кадрах [2, 3].

В ЧССР основным звеном системы воспитательной профессиональной работы являлась школа, а исполнителем ее - воспитатель-консультант. В областях создавались центры по выбору профессии, которые вместе с существовавшими областными психологическими воспитательными клиниками должны были осуществлять помощь школе, родителям, подросткам и общественным организациям.

В ГДР работа по профессиональной ориентации рассматривалась как важнейшая забота всего общества о будущем молодежи. Система профориентации была закреплена в Конституции и ряде законодательных актов, среди которых следует отметить принятое в 1970 году постановление Совета Министров ГДР. Уже сам перечень органов, занимавшихся этим вопросом, говорил сам за себя. Самой высокой инстанцией являлась государственная плановая комиссия, которая составляла перспективные планы подготовки кадров, координировала оперативное планирование профессионального обучения, руко-

водила ведомствами по труду и проф. консультационной работой и распространяла положительные эффекты по опыту работы в этой области.

Министерства, председатели хозяйственного совета земли и генеральные директора объединений народных предприятий обеспечивали руководство и контроль над проф. консультационной работой и проф. обучением в своей отрасли и распространяли положительный опыт в этой области.

Министерства и отделы народного образования обеспечивали проведение профессиональной ориентации и профессиональной консультации учащихся в системе учебно-воспитательной работы в школах. Отделы здравоохранения и социального обеспечения совместно со школами занимались учетом учащихся с физическими и психическими отклонениями и оказывали им особую помощь в выборе профессии [4, 8].

Заводы и производственные товарищества совместно с ведомствами по труду проводили необходимые мероприятия с целью ознакомления молодежи с профессиями, имеющими важное значение для народного хозяйства.

Директора школ несли ответственность за то, чтобы мероприятия по профессиональной работе и профессиональному обучению были включены в годовой план школы и отражались в планах работы учителей и классных руководителей [5].

Участие вышеперечисленных органов в проф. ориентационной работе было обусловлено тем, проблема выбора будущей профессии могла быть решена только комплексно, с учетом экономических, политических, идеологических, психолого-педагогических факторов [6, 7].

Проф. ориентационная работа со школьниками в ГДР осуществлялась следующим образом. Начиная с шестого класса учащихся знакомили с различными профессиями. В то же время начинали проводиться ежегодные анкетирования учащихся. В анкете каждый школьник указывал, кем бы он хотел стать и почему. Это позволяло педагогам сопоставлять личные профессиональные склонности молодежи с потребностями народного хозяйства данного района или округа. С другой стороны это позволяло вскрыть определенные противоречия и в ходе работы по профессиональной ориентации своевременно влиять на развитие профессиональных склонностей учащихся. Наконец, само заполнение анкет актуализировало в газах учащихся проблемы выбора профессии, способствовало более серьезному и ответственному принятию решений. Благодаря этому, совершался переход от абстрактно-романтического подхода профессии к реалистическому. При этом учитывающего как собствен-

ные стремления и способности, так и потребности общества в кадрах по определенным профессиям.

В начале десятого класса начинался самый ответственный этап выбора будущей профессии. Газеты заблаговременно, где-то в коне учебного года, публиковали специальные приложения «Как, когда и куда я могу подать заявление о приобретении профессии», которые были адресованы выпускникам будущего года. Наряду с этим школы получали специальные справочники и брошюры с подробным описанием профессий.

В октябре каждый десятиклассник на основе этой информации должен был направлять специальную анкету-заявление на конкретное предприятие с указанием избранной им профессии. В свою очередь, предприятие обязано было в течение двух недель ответить решении десятикласснику о своем решении. При положительном решении десятиклассник заключал соглашение о профессиональном обучении в училище при данном заводе или фабрике. Если же по тем или иным причинам (скажем, подано было слишком много заявлений по данной профессии) и предприятие не могло принять данного десятиклассника, то он имел время для того, чтобы избрать другой вариант.

В марте месяце все десятиклассники, как правило, уже заключали соглашения о приобретении профессий. При этом примерно четыре пятых заключали эти соглашения с первого заявления. Это свидетельствовало о довольно высокой эффективности системы профессиональной ориентации. Вся эта работа обеспечивалась соответствующими научно-методическими центрами и кадрами. Посредниками между школами и производствами являлись свыше 200 консультационных центров профессиональной ориентации, имеющихся во всех округах и в большинстве районов. Их штаты, куда входили психологи, педагоги, инженеры определялись в зависимости от количества учащихся в 6-10 классах данного района. Центры были обеспечены помещениями, соответствующим оборудованием, как для групповых, так и для индивидуальных бесед, имели необходимую литературу, проспекты, витрины, показывавшие потребность в кадрах (по профессиям) в данном городе или районе (обычно указывались спрос и предложение на каждый день).

Выводы. Основная задача и показатель эффективности работы центров, это степень соответствия между профессиональными склонностями молодежи и потребностями народного хозяйства. Поэтому сотрудники центров внимательно изучали опросы школьников, разрабатывали рекомендации для школ и родителей учащихся. Специальная работа велась с теми учащимися, профессиональные стремления ко-

торых, были довольно трудно осуществимы, на практике. При этом центры исходили из общей методологической установки, что выбор профессии - это сугубо индивидуальное решение. Задача центров была лишь в помощи принять то или иное решение. В школах ГДР имелись специалисты по профессиональным ориентациям. Как правило, эту работу осуществляли преподаватели на общественных началах, совмещая ее со своей основной специальностью. Они координировали всю работу по профессиональной ориентации, поддерживали постоянные контакты с предприятиями, центрами по профессиональной ориентации, педагогами, родителями, учащимися.

Заключение. Современная действительность в значительной степени отбросила, забыла широко применявшийся ранее метод профессиональной ориентации учащихся, заменив его пресловутым ЕГЭ. Все цели и задачи сконцентрированы для поступления в высшие учебные заведения. И это, наверное, неплохо. Однако при этом новомодном увлечении обществом потребления государство стало забывать о производственниках, способных содержать, кормить и защищать это многочисленное племя потребителей. Вместе с тем назрела крайняя необходимость вспомнить и возродить хорошо забытое старое, воссоздав на новом социальном фундаменте государства Российского систему профессиональной ориентации молодежи.

Библиографический список

1. Агеева, И. Д. Парад профессий: веселые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок. 2007. № 7. С. 3-8.

2. Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию» Н. В. Бякова // Воспитание школьников. 2011. № 1. С. 49-56.

3. Гризик, Т. День пожарной охраны / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 111-113.

4. Дейстер, И. В. Все работы хороши - все профессии важны: семейная сценка / И. В. Дейстер // Последний звонок. 2008. № 12. С. 2-3.

5. Казарова, Е. Проблема выбора: программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся / Е. Казарова // Школьный психолог: Прил. к газ. «Первое сентября». 2007. № 2. С. 17-23.

6. Назимов, И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе / И. Н. Назимов. М. : Экономика. 1972. С. 29-250.

7. Некрасов, Е. Московский уголовный розыск / Е. Некрасов // Детская энциклопедия. АиФ. 2008. № 7. С. 1-56.

8. Усова, Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость! ( классный час) / Н. В. Усова // Воспи-

тание школьников. М. : Школьная пресса, 2011. № 3. С. 35-38.

Bibliographic list

1. Ageeva, I. D. Parade of professions: fun educational games for students of grades 5-10 / I. D. Ageeva // Last bell. 2007. No. 7. pp. 3-8.

2. Byakova, N. V. Group career guidance game «The way to the profession» by N. V. Byakova // Education of schoolchildren. 2011. No. 1. pp. 49-56.

3. Grizik, T. Fire Protection Day / T. Grizik // Preschool education. 2007. No. 4. pp. 111-113.

4. Deister, I. V. All works are good - all professions are important: a family scene / I. V. Deister // Last call. 2008. No. 12. pp. 2-3.

5. Kazarova, E. The problem of choice: a program of psychological and pedagogical support for professional self-determination of students / E. Kazarova // School psychologist: Adj. to the gas. «The first of September».

2007. No. 2. pp. 17-23.

6. Nazimov, I. N. Career guidance and professional selection in socialist society / I. N. Nazimov, M. : Economics. 1972. pp. 29-250.

7. Nekrasov, E. Moscow Criminal Investigation Department / E. Nekrasov // Children's Encyclopedia. AiF.

2008. No. 7. pp. 1-56.

8. Usova, N. V. Favorite profession always gives joy! (class hour) / N. V. Usova // Education of schoolchildren. M. : School Press, 2011. No. 3. pp. 35-38.

Информация об авторах

Л. А. Казанцева - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор;

B. И. Красильников - доцент кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Российской академии медико-технических наук;

C. Я. Казанцев - профессор кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России, доктор педагогических наук, профессор, кандидат юридических наук.

Information about the authors

L. A. Kazantseva - Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Service Activity at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogy, Professor;

V. I. Krasilnikov - Associate Professor of the Department of Criminalistics of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Medical Sciences, Professor, Full Member of the Russian Academy of Medical and Technical Sciences;

S. Ya. Kazantsev - Professor of the Department of Criminalistics of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Pedagogy, Professor, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.07.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 13.07.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.