Научная статья на тему 'Центр планирования карьеры в общеобразовательном учреждении как способ профориентационной поддержки учащихся'

Центр планирования карьеры в общеобразовательном учреждении как способ профориентационной поддержки учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / КАРЬЕРА / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивина Юлия Сергеевна

ВСЛЕДСТВИЕ ЕЖЕГОДНО УВЕЛИЧИВАЮЩЕГОСЯ ПЕРЕЧНЯ ПРОФЕССИЙ, В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ИСЧЕЗАЕТ ПРОБЛЕМА СВОЕВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И ОСТАЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО АКТУАЛЬНОЙ. В СТАТЬЕ ОПРЕДЕЛЕНА АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РАССМОТРЕНЫ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДИ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ, А ТАКЖЕ ПРЕДЛОЖЕН МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОТКРЫТИЯ ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр планирования карьеры в общеобразовательном учреждении как способ профориентационной поддержки учащихся»

6. Фореггер, И Эмоция и акробатика [Текст] / И. Фореггер. - «Нов.зритель», 1927, №40, с.6

7. Худеков, С.Н Искусство танца: История. Культура. Ритуал [Текст]/ Худеков С.Н- М. :Эксмо, 2010.- 544с.: ил.- (Библиотека мирового искусства).

8. Шереметьевская, Н.Е. Танец на эстраде [Текст] / Н.Е. Шереметьевская. - М.: Один из лучших, 2006. - 277 с.

УДК 37.04

ЦЕНТР ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СПОСОБ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ

Ивина Юлия Сергеевна, 2018 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»,

научный сотрудник, Москва

Аннотация: вследствие ежегодно увеличивающегося перечня профессий, в современной системе образования Российской Федерации не исчезает проблема своевременного профессионального выбора среди молодежи и остается действительно актуальной. В статье определена актуальность проблемы профориентационной деятельности образовательной организации, рассмотрены основные направления среди современных исследований данной проблематики, а также предложен механизм реализации профориентационной работы в общеобразовательной организации посредством открытия центров планирования карьеры.

Ключевые слова: профориентация, трудоустройство, карьера, школа.

CENTER OF PLANNING OF CAREER IN EDUCATIONAL INSTITUTION AS WAY OF PROFESSIONAL ORIENTATION SUPPORT OF PUPILS

Ivina Yulia, 2018 Federal state budgetary scientific institution «Institute of education management, Russian Academy of education»,

researcher, Moscow

Abstract: owing to annually increasing list of professions, in a modern education system of the Russian Federation the problem of the timely professional choice among youth doesn't disappear and remains really relevant. In article the relevance of a problem of professional orientation activity of the educational organization is defined, the main directions among modern researches of this perspective are considered and also the mechanism of realization of professional orientation work in the general education organization by means of opening of the centers of planning of career is offered.

Key words: educational system, differences, teacher.

В настоящее время значительное число молодых людей, окончивших вуз и получивших диплом о высшем образовании, сталкиваются с проблемой трудоустройства. Зачастую это происходит из-за отсутствия профессиональных перспектив у подавляющей части учеников старших классов. Данная проблема действительно актуальна, ведь от выпускников общеобразовательных школ вчера - дипломированных специалистов сегодня зависит современная ситуация на российском рынке труда. Актуальность также подтверждается значительным количеством авторов, затрагивающих данную проблему в своих научных работах. Среди них можно отметить Копылову A.A., Котова С.С., Пряжникова Н.С., Резапкину Г.В., Ребышеву Л.В., Тарлавский В.И., Хасанова И.И., Черникову Т.В. и других.

Ребышева Л.В. и Васильченко Е.В. в своей научной статье «Критерии, показатели и индикаторы оценки управления профориентацией молодежи на довузовском этапе» определяют молодежь как стратегический ресурс общества, аргументируя данное высказываение тем, что «от того, насколько она правильно сориентирована в профессиональном плане, зависит дальнейшая судьба страны». [1]

По мнению Саломатова А.В. профориентационные классные часы, проводимые с приглашением экспертов и опытных специалистов определённой профессиональной области, фактически не могут отобразить полного спектра направлений профессиональной деятельности. [2]

В то же время, авторы экспертной системы профориентации школьников «Выбирай и поступай» утверждают, что важен режим «живого» профконсультирования, при котором происходит совместное обсуждение привлекательных специальностей. [3]

Для эффективного функционирования профориентационных мероприятий также необходим личностно-ориентированный подход. То есть профориентационная работа должна строиться на анализе личных особенностей молодежи посредством различных качественных методов социологического исследования (наблюдение, интервью, анкетирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок и др.). [4]

Проблемное поле профориентационной деятельности может быть сужено с помощью открытия центров планирования карьеры при общеобразовательных учреждениях. Данные центры необходимы, так как они смогут помочь выпускникам школ сформировать осознанные и четко выраженные профессиональные намерения.

Целью работы такого центра будет являться оказание профориентационной поддержки учащихся в планировании карьеры, в соответствии с их возможностями, способностями, достижениями и с учетом требований рынка труда.

Для достижения указанной цели необходимо исполнение ряда задач:

• сбор и анализ данных о предпочтениях, способностях, достижениях и возможностях учащихся;

• разработка индивидуальных направлений профессиональной ориентации учащихся;

• помощь в выборе учреждений дополнительного и профессионального образования.

Центр планирования карьеры может предусматривать оказание услуг на платной и бюджетной основе. Отбор учащихся на бюджетные места может осуществляться по конкурсу портфолио, содержащих определенный перечень достижений и успехов детей, как в данном образовательном учреждении, так и за его пределами. Получить услугу данного центра на платной основе может любой желающий учащийся данного образовательного учреждения.

Осуществление деятельности в центре необходимо проводить не реже 1 раза в неделю. Услуги могут быть оказаны как аудиторно, так и дистанционно.

Примерный механизм реализации данного мероприятия выглядит следующим образом:

а) сбор и анализ данных о предпочтениях, способностях, достижениях и возможностях учащихся:

1. Подготовительный этап (подбор и разработка тестов, анкет, опросников и других инструментов сбора данных);

2. Непосредственный сбор данных (тестирование, анкетирование, опрос, интервьюирование и

др.);

3. Анализ данных (выявление типа личности, склонностей, области достижений, а также профессиональных предпочтений учащихся).

б) разработка индивидуальных направлений профессиональной ориентации учащихся профессиональное просвещение и консультирование учащихся; проведение мероприятий по планированию карьеры (беседы, профориентационные тренинги, мастер-классы, семинары и вебинары, дискуссии, тематические циклы занятий и др.).

в) помощь в выборе учреждений дополнительного и профессионального образования встречи с представителями учебных заведений, предприятий и организаций; организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, предприятия и организации).

Для создания центра необходимы различные ресурсы. Так затраты центра пойдут на:

• закупку методических материалов;

• оплату работы педагогов;

• использование информационно-коммуникационных технологий;

• организацию проезда на экскурсию в высшие и средние профессиональные учебные заведения, предприятия и организации.

Создание таких центров принесет положительный эффект, а именно:

• выпуск профессионально ориентированных учащихся, четко представляющих процесс построения своей карьеры;

• снижение уровня безработицы среди молодых специалистов - выпускников высших и средних специальных учебных заведений;

• формирование системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями и организациями.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что отсутствие профессиональных перспектив у выпускников общеобразовательных учреждений - это серьезная, требующая тщательного изучения, проблема. Поэтому начать заниматься планированием карьеры необходимо будучи еще учеником общеобразовательного учреждения.

Список литературы

1. Ребышева Л.В., Васильченко Е.В. Критерии, показатели и индикаторы оценки управления профориентацией молодежи на довузовском этапе // Вестник ЧелГУ. 2014. №24 (353). С.78-80.

2. Саломатов А. В. Профориентация на базе интернет-технологий: просто, доступно, продуктивно // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. №5. С. 32-33.

3. Гусев А. Н., Пряжников Н. С., Тюрин К. Г. Экспертная система профориентации школьников «Выбирай и поступай» // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. №4. С. 55-60.

4. Еровенко В.Н., Кузьминова А.А. Методы изучения личности школьника в целях профориентации // Таврический научный обозреватель. 2015. №4-2. С. 40-42.

УДК 316.37

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИИ

Рахимов Ж.Б., 2018 соискатель ученой степени Ph.d, преподаватель Таджикский национальный университет Аннотация: стремительный научно-технический прогресс, развитие наукоемких технологий, информатизация и компьютеризация производства, усиление конкуренции на рынке труда обусловливают внедрение инновационной модели функционирования отечественной экономики. Новые социально-экономические условия детерминируют модернизацию системы образования, все больше ориентируется на инновационные модели подготовки социально и профессионально мобильных, самостоятельных, инициативных и ответственных специалистов, способных к постоянному профессиональному саморазвитию и самореализации.

Ключевые слова: подготовка специалистов, специальности, компетентность, компетенция, инновационное образование.

COMPETENCE APPROACH IN THE MODERN EDUCATIONAL PARADIGM: CONCEPT,

ESSENCE, CLASSIFICATIONS Rakhimov Zh.B., 2018 PhD student, teacher Tajik National University Abstract: rapid scientific and technological progress, the development of high technology, information and computerization of production, increased competition in the labor market determine the introduction of an innovative model of the functioning of the domestic economy. New socio-economic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.