Научная статья на тему 'РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ОРИЕНТИРОВКА В МИРЕ ПРОФЕССИЙ / ЦЕЛЬ ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Людмила Александровна, Красильников Владимир Иванович, Казанцев Сергей Яковлевич

Авторами изучены и обобщены превалирующее значение роли классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся. Научная работа проведена по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Людмила Александровна, Красильников Владимир Иванович, Казанцев Сергей Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FORM-MASTER IN THE OCCUPATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS OF GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS

The authors have studied and generalized the prevailing importance of the role of the form-master in the professional orientation of students. The scientific work was carried out according to open publications and according to the author’s research.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Научная статья УДК 37.01; ВВК 74.0

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-114-118 NIION: 2018-0077-2/22-146 MOSURED: 77/27-024-2022-02-345

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования

Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений

Людмила Александровна Казанцева1, Владимир Иванович Красильников2, Сергей Яковлевич Казанцев3

1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

2 3 Казанский юридический институт МВД России,. Казань, Республика Татарстан, Россия

1 krasilnikov.49@bk.ru

2 krasilnikov.49@bk.ru

3 krasilnikov.49@bk.ru

Аннотация. Авторами изучены и обобщены превалирующее значение роли классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся. Научная работа проведена по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, классификация специальностей, ориентировка в мире профессий, цель труда

Для цитирования: Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я. Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 114-118. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-114-118.

Original article

The role of the form-master in the occupational guidance of students of general education institutions

Lyudmila A. Kazantseva1, Vladimir I. Krasilnikov2, Sergey Ya. Kazantsev3

1 Moscow University of The Ministry of Internal Affairs of the Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 3 Kazan Law Institute» of The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Kazan, Republic of Tatarstan, Russia

1 krasilnikov.49@bk.ru

2 krasilnikov.49@bk.ru

3 krasilnikov.49@bk.ru

Abstract. The authors have studied and generalized the prevailing importance of the role of the form-master in the professional orientation of students. The scientific work was carried out according to open publications and according to the author's research.

Keywords: career-guidance, the occupational guidance, classification of profession, orientation in the profession, purpose of labor

For citation: Kazantseva L. A., Krasilnikov V. I., Kazantsev S. Ya. The role of the form-master in the occupational guidance of students of general education institutions // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):114-118. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-114-118.

© Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я., 2022

Значительное место в работе классного руководителя занимают вопросы трудового воспитания и профессиональной ориентации. От того, какое внимание он уделяет этим вопросам, как умеет подойти к их решению, во многом зависит будущее его питомцев. Поэтому классный руководитель должен научиться управлять профессиональным самоопределением своих воспитанников, помогать каждому из них в нахождении своего призвания [1].

Основные задачи классного руководителя в этом направлении заключается в глубоком изучении личности каждого школьника, оказании помощи в систематизации знаний учащихся об основных профессиях, формировании общественного мнения класса вокруг массовых профессий современной государственной экономики. Его обязанностью также является стимулирование юношей и девушек на активную подготовку к освоению избранных профессий, консультирование выпускников школы по вопросам профессионального выбора, помощь в трудоустройства каждого из них в соответствии с личными склонностями и потребностями общественного производства [2].

В каждом из 7-10 классов эти задачи профессиональной ориентации дифференцируются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащегося. В 7 классе основными задачами профессиональной ориентации являются: ознакомление с трудом и отдельными профессиями взрослых, находящихся в ближайшем окружении школьника, контроль и руководство распределения учащихся по кружкам, секциям и факультативам, изучение результатов их учебной и внеклассной деятельности и на этой основе - первоначально складывающихся интересов и склонностей, а также проявления способностей. Наблюдение за активностью школьников, предупреждение возможности проявления отрицательного отношениям к своим вне учебным занятиям. А при необходимости - изменение их направленности в соответствии с новыми интересами [3].

В 8 классе первостепенной задачей является подготовка учащихся к выбору путей продолжения образования. В течение учебного года необходимо знакомить школьников с перспективами получения среднего образования; со специальными учебными заведениями и профессионально-техническими училищами, их отделениями и специальностями по которым осуществляется подготовка кадров. Вторая важная задача - пропаганда основ самовоспитания учащихся как необходимого средства для успешного освоения намеченной профессии. В этот возрастной период у школьников особенно

интенсивно нарастает стремление к перестройке некоторых своих качеств в соответствии с требованиями школы, семьи, товарищей или намечаемого пути деятельности [4, 5].

В 9 классе процесс подготовки учащихся к профессиональному самоопределению должен быть поднят на новую ступень. Бывшие восьмиклассники должны перейти от выбора общего направления своего дальнейшего пути, сделанного по окончании восьмого класса, к определению сферы деятельности, в которой каждый из них хотел бы работать в будущем. Поэтому важнейшей задачей профессиональной ориентации в этом классе является расширение и систематизация знаний учащихся по основным отраслям трудовой деятельности. Другой задачей продолжает оставаться ознакомление школьников с некоторыми вопросами психологии личности в целях познания самого себя, своих индивидуальных свойств и качеств, а также первая проба сил по профессии, интересующей ученика, с целью укрепления интереса к делу своей жизни, пробуждения склонностей и способностей [6, 7].

В 1 0 классе профессиональная ориентация должна иметь своей главной целью углубления знаний учащихся избранной сфере деятельности, дальнейшее знакомство вопросами психологии личности, формирование правильной самооценки склонностей и способностей и на этой основе -уточнение профессионального выбора. Задача состоит в том, чтобы ко времени окончания школы каждый юноша и девушка с учетом своих сил и возможностей, а также потребностей общественного производства вполне сознательно и обоснованно выбрать дальнейший путь обучения или труда.

При составлении плана и проведении профессиональной ориентационной деятельности классный руководитель должен руководствоваться следующими основными положениями [8].

Процесс формирования готовности к сознательному выбору профессии осуществляется по принципу концентрации, то есть основные задачи профессиональной ориентации решаются не поочередно, а фронтально. Они взаимосвязаны друг с другом. На каждом году обучения классный руководитель акцентирует внимание на решении то одних воспитательных задач, то других, в зависимости от достигнутого коллективом и отдельными учащимися уровня готовности и от их реальных возможностей, складывающихся в этот период [9].

Перед составлением плана классный руководитель должен четко представлять себе имеющиеся у школьников профессиональные интересы и намерения, основные тенденции развития их способностей, а также потребности народного хозяйства,

науки, культуры в кадрах, перспективы развития данного экономического региона. Знание этих моментов дает возможность сформулировать основные воспитательные задачи на предстоящий период и наметить мероприятия, в процессе осуществления которых эти задачи могут быть реализованы [10].

Необходимо помнить, что задачи ознакомления учащихся с профессиями и пробуждения их интереса к определенной сфере деятельности в какой-то мере решаются всеми учителями в процессе преподавания учебных предметов. Классный руководитель должен иметь общее представление об этой работе, знать количество профессий, с которыми учащиеся знакомятся на учебных занятиях в данном классе, примерный объем получаемых ими знаний. С этой целью в начале учебного года на педагогическом совете, посвященном работе по профессиональной ориентации в школе, учителя предметники знакомят классных руководителей с тем, объемом ее, который будет осуществлен в течение учебного года в каждом классе. Учитывая работу, проводимую учителями предметниками, классный руководитель должен подумать о расширении круга профессий, с которыми необходимо ознакомить учащихся о тех профессиях, о которых речь шла на уроках [11].

Для проведения коллективных мероприятий, более глубокого ознакомления с профессиями, обсуждения этических и социальных вопросов выбора профессии с успехом могут быть использованы еженедельные часы классного руководителя. Если даже один из четырех часов в месяц выделять специально для работы по профессиональной ориентации, то в течение четырех лет (7-10 классы) может состояться примерно 36 таких занятий. Здесь учащиеся могут получить более глубокие знания о народном хозяйстве страны, профессиональном составе населения, наиболее важных профессиях. О потребности страны в целом и в своей области в работниках различных профессий, о путях приобретения различных будущих профессий, требованиях, предъявляемых некоторыми профессиями к труженикам, а также сведениями о своих интересах, склонностях и способностях, своем характере, темпераменте, о свойствах и качествах, необходимых для освоения намеченной профессии. К проведению таких занятий следует привлекать учителей школы, родителей учащихся, преподавателей других учебных заведений и специалистов производства [12].

Важным моментом в работе классного руководителя по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии является формирование обще-

ственного мнения класса о массовых профессиях современного общественного хозяйства. Формирование общественного мнения в классе начинается с обмена между учащимися своими мыслями и впечатлениями, взглядами и оценками. Этот обмен успешно осуществляется путем организации дискуссий, собраний, обсуждений, вечеров «защиты профессий».

Обсуждение этих вопросов проходит интереснее, если классный руководитель в контакте с молодежными организациями, которые постоянно оказывают помощь в подготовке и проведении мероприятий.

Стимулирование учащихся на развитие их склонностей и способностей может успешно осуществляться в процессе практических и лабораторных занятий, самостоятельной подготовки рефератов, докладов по избранным темам, участие в работе кружков, клубов и научных обществ, организации индивидуальной практики по интересам, производительного труда в ученических бригадах и на промышленном производстве [10, 11].

Задача классного руководителя в этом отношении заключается не только в том, чтобы учитывать, кто из ребят класса и в каких кружках занимается, сколько в том, чтобы рекомендовать каждому из них записаться и активно участвовать в занятиях определенного кружка, секции факультатива. Осуществление той рекомендации и последующий контроль за успешностью занятий учащихся дает возможность проверить серьезность интереса, убедится в правильности выбора. Для тех учащихся, кому такое участие во внеклассной работе покажется недостаточным для изучения профессии, классный руководитель может организовать прохождение индивидуальной производственной практики в зимние или летние каникулы. Практическая работа помогает побудить интерес к делу и у тех школьников, которые раньше отличались безразличием к выбору вида предстоящей деятельности, сформировать склонность к труду в определенной отрасли народного хозяйства [5, 7].

Осуществление намеченной программы невозможно без активного участия в этом деле самого школьника, без соединения воспитания с самовоспитанием. Поэтому одна из задач классного руководителя - пробудить у каждого классного руководителя старших классов - побудить у каждого старшеклассника стремление к самовоспитанию, помочь ему разобраться в своих достоинствах и недостатках, осуществить программу самовоспитания, которая соответствовала бы намеченному плану индивидуального развития. Во многих случаях при этом классному руководителю при-

ходится ускорить проявление первого успеха в работе своего воспитанника. Это необходимо делать для того, чтобы опираясь на этот успех, утвердить веру в возможность достижения положительных результатов.

Выводы. В целом работа классного руководителя, управляющего процессом изменения личности, направлена к тому, чтобы не давать школьнику останавливаться на достигнутом, побуждать его к новым действиям по пути к достижению намеченной цели. Так, в повседневной работе реализуется требование А. С. Макаренко: намечать перспективные линии в развитии личности каждого своего воспитанника и помогать в их осуществлении на практике.

Библиографический список

1. Агеева И. Д. Парад профессий: веселые познавательные игры для учащихся 5-10 классов // Последний звонок.2007. № 7. С. 3-8.

2. Бякова Н. В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию» // Воспитание школьников. 2011. № 1. С. 49-56.

3. Гризик Т. День пожарной охраны // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 111-113.

4. Дейстер И. В. Все работы хороши - все профессии важны: семейная сценка // Последний звонок. 2008. № 12. С. 2-3.

5. Казарова Е. Проблема выбора: программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся // Школьный психолог: Прил. к газ. «Первое сентября». 2007. № 2. С. 17-23.

6. Калугин Н. И. Профессиональная ориентация в школах северных стран Европы // Школа и производство. 1968.№ 5. с. 70-71.

7. Киселев И. Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М, 1968. 148 с.

8. Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М. : Экономика. 1 972. С. 29-250.

9. Некрасов Е. Московский уголовный розыск // Детская энциклопедия. АиФ. 2008. № 7. С. 1-56.

10. Сазонов А. Д. Теория и практика профессио-

нальной ориентации школьников : автореф. дисс. ... доктора. пед. наук. М., 1978. 450 с.

11. Усова Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость! (классный час) // Воспитание школьников. М: Школьная пресса, 2011. № 3. С. 35-38.

12. Шишкина Л. И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи. Л. : Издательство Ленинградского университета, 1976. 167 с.

Bibliographic list

1. Ageeva I. D. Parade of professions: fun educational games for students of grades 5-10 // Last Call. 2007. No. 7. pp. 3-8.

2. Byakova N. V. Group career guidance game «The way to the profession» // Education of schoolchildren. 2011. No. 1. pp. 49-56.

3. Grizik T. Fire protection Day // Preschool education. 2007. No. 4. pp. 111-113.

4. Deister I. V. All works are good - all professions are important: a family scene // Last bell. 2008. No. 12. pp. 2-3.

5. Kazarova E. The problem of choice: a program of psychological and pedagogical support for professional self-determination of students // School psychologist: Adj. to the gas. «The first of September». 2007. No. 2. pp. 17-23.

6. Kalugin N. I. Professional orientation in schools of the Nordic countries of Europe // School and production. 1968. No. 5. pp. 70-71.

7. Kiselev I. Ya. Professional orientation and professional selection in capitalist countries. M, 1968. 148 p.

8. Nazimov I. N. Career guidance and professional selection in a socialist society. M. : Economics. 1 972. pp.29-250.

9. Nekrasov E. Moscow Criminal Investigation Department // Children's Encyclopedia. AiF. 2008. No. 7. pp. 1-56.

10. Sazonov A. D. Theory and practice of professional orientation of schoolchildren. Autoref. diss. doc-tors.ped. nauk. M., 1978. 450 p.

11. Usova N. V. Favorite profession always gives joy!(class hour) // Education of schoolchildren. Moscow: School Press, 2011. No. 3. pp. 35-38.

12. Shishkina L. I. Socio-legal issues of youth career guidance. L. : Leningrad University Press, 1976. 167 p.

Информация об авторах

Л. А. Казанцева - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор;

B. И. Красильников - доцент кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Российской академии медико-технических наук;

C. Я. Казанцев - профессор кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД, доктор педагогических наук, профессор, кандидат юридических наук.

Information about the authors

L. A. Kazantseva - Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;

V. I. Krasilnikov - Associate Professor of the Department of Criminology of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Medical Sciences, Professor, full member of the Russian Academy of Medical and Technical Sciences;

S. Ya. Kazantsev - Professor of the Department of Criminology of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Candidate of Law.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.03.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 09.03.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

Эстетическая культура

эстетическое воспитание

СОТРУДНИКОВ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ

Эстетическая культура и эстетическое воспитание сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие / Под ред. И. А. Ка-линиченко, В. В. Горохова [и др.]. - М. : ЮНИТИ-ДАНА. - 431 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. ISBN: 978-5-238-03429-4

Эстетическая культура, сформированная на основе системных эстетических знаний, способствует осознанию социальной значимости своей профессии сотрудника правоохранительных органов, помогает в конкретных ситуациях использовать полученные знания, профессионально взаимодействовать с коллегами, гражданами, со СМИ и т. д. Цель учебного пособия - помочь обучающимся освоить наиболее важные категории эстетики, получить представление об основных этапах развития эстетической мысли, познакомить с решением ключевых эстетических проблем и использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Для слушателей и курсантов системы образовательных учреждений правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.