Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ламдо Алёна Владимировна, Стерхова Наталья Сергеевна

В статье обосновывается необходимость осуществления профориентационной работы с младшими школьниками в условиях современного образовательного процесса общеобразовательной школы, от успешности реализации которого во многом зависит подготовка подрастающего поколения к обоснованному и рациональному выбору своей будущей профессии. С целью систематизации данного вида профессиональной деятельности педагогов предлагается выделение трех направлений реализации профориентационной работы с обучающимися младших классов общеобразовательной школы. Перечень данных направлений составили следующие: урочная деятельность, внеурочная деятельность и внеклассная работа. В рамках каждого из выделенных направлений авторы предлагают использовать разнообразные формы организации профориентационной работы, соответствующие младшему школьному возрасту. В частности, в качестве наиболее актуальных форм организации профориентационной работы в начальной школе в формате данного исследования выступают такие, как: клубы по интересам, государственный проект «Урок технологии», государственные проекты «Детский технопарк «Кванториум», «Проектория», «Профессиональное портфолио школьника», а также такие формы работы, как профориентационные экскурсии, классные часы по профориентации, оформление классного уголка и школьного стенда, игры и многие другие. Для каждой из перечисленных форм организации профориентационной работы с младшими школьниками представлена краткая характеристика, благодаря которой становятся ясны непосредственные функции данных форм. Применение результатов, полученных в ходе теоретического исследования, направлено на совершенствование образовательного процесса начальной школы в условиях социально-экономических изменений, повлекших за собой необходимость приспособления образовательной среды к новому режиму функционирования, что возможно, в том числе, за счет использования максимально доступных форм организации профориентационной работы с обучающимися младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ламдо Алёна Владимировна, Стерхова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE MAIN DIRECTIONS AND FORMS OF ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE WORK IN ELEMENTARY SCHOOL

The article substantiates the need for career guidance work with younger schoolchildren in the conditions of the modern educational process of a secondary school, the success of which largely depends on the preparation of the younger generation for a reasonable and rational choice of their future profession. In order to systematize this type of professional activity of teachers, it is proposed to identify three directions for the implementation of career guidance work with students of the lower grades of secondary school. The list of these areas is as follows: scheduled activities, extracurricular activities and extracurricular activities. Within the framework of each of the identified areas, the authors propose to use various forms of organization of career guidance work corresponding to primary school age. In particular, the most relevant forms of organizing career guidance work in primary school in the format of this study are such as: interest clubs, the state project "Technology Lesson", state projects "Children's Technopark "Quantorium", "Projectoria", "Professional portfolio of a student", as well as such forms of work as career guidance excursions, class hours on career guidance, design of a classroom corner and a school stand, games and many others. For each of the listed forms of organization of career guidance work with younger schoolchildren, a brief description is presented, thanks to which the direct functions of these forms become clear. The application of the results obtained in the course of theoretical research is aimed at improving the educational process of primary school in the conditions of socio-economic changes that have entailed the need to adapt the educational environment to a new mode of functioning, which is possible, inter alia, through the use of the most accessible forms of organization of career guidance work with students of primary school age.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Научная статья Original article УДК 374.1

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

CHARACTERISTICS OF THE MAIN DIRECTIONS AND FORMS OF ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE WORK IN ELEMENTARY

SCHOOL

Ламдо Алёна Владимировна, студентка 5 курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641876 Россия, Курганская область, город Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), тел. 89519848198, [email protected]

Стерхова Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641876 Россия, Курганская область, город Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), тел. 89195663764, https://orcid.org/0000-0001-5599-6886, [email protected]

Alena V. Lamdo, 5th year student, Shadrinsky State Pedagogical University (641876 Russia, Kurgan region, Shadrinsk, K. Liebknecht str., 3), tel. 89519848198, alena.lamdo. 9 3 @mail .ru

Natalia S. Sterkhova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary Education, Shadrinsky State Pedagogical University (641876 Russia, Kurgan

1957

region, Shadrinsk, K. Liebknecht str., 3), tel. 89195663764, https://orcid.org/0000-0001 -5599-6886, [email protected]

Аннотация. В статье обосновывается необходимость осуществления профориентационной работы с младшими школьниками в условиях современного образовательного процесса общеобразовательной школы, от успешности реализации которого во многом зависит подготовка подрастающего поколения к обоснованному и рациональному выбору своей будущей профессии. С целью систематизации данного вида профессиональной деятельности педагогов предлагается выделение трех направлений реализации профориентационной работы с обучающимися младших классов общеобразовательной школы. Перечень данных направлений составили следующие: урочная деятельность, внеурочная деятельность и внеклассная работа. В рамках каждого из выделенных направлений авторы предлагают использовать разнообразные формы организации профориентационной работы, соответствующие младшему школьному возрасту. В частности, в качестве наиболее актуальных форм организации профориентационной работы в начальной школе в формате данного исследования выступают такие, как: клубы по интересам, государственный проект «Урок технологии», государственные проекты «Детский технопарк «Кванториум», «Проектория», «Профессиональное портфолио школьника», а также такие формы работы, как профориентационные экскурсии, классные часы по профориентации, оформление классного уголка и школьного стенда, игры и многие другие. Для каждой из перечисленных форм организации профориентационной работы с младшими школьниками представлена краткая характеристика, благодаря которой становятся ясны непосредственные функции данных форм. Применение результатов, полученных в ходе теоретического исследования, направлено на совершенствование образовательного процесса начальной школы в условиях социально-экономических изменений, повлекших за собой

1958

необходимость приспособления образовательной среды к новому режиму функционирования, что возможно, в том числе, за счет использования максимально доступных форм организации профориентационной работы с обучающимися младшего школьного возраста.

Abstract. The article substantiates the need for career guidance work with younger schoolchildren in the conditions of the modern educational process of a secondary school, the success of which largely depends on the preparation of the younger generation for a reasonable and rational choice of their future profession. In order to systematize this type of professional activity of teachers, it is proposed to identify three directions for the implementation of career guidance work with students of the lower grades of secondary school. The list of these areas is as follows: scheduled activities, extracurricular activities and extracurricular activities. Within the framework of each of the identified areas, the authors propose to use various forms of organization of career guidance work corresponding to primary school age. In particular, the most relevant forms of organizing career guidance work in primary school in the format of this study are such as: interest clubs, the state project "Technology Lesson", state projects "Children's Technopark "Quantorium", "Projectoria", "Professional portfolio of a student", as well as such forms of work as career guidance excursions, class hours on career guidance, design of a classroom corner and a school stand, games and many others. For each of the listed forms of organization of career guidance work with younger schoolchildren, a brief description is presented, thanks to which the direct functions of these forms become clear. The application of the results obtained in the course of theoretical research is aimed at improving the educational process of primary school in the conditions of socio-economic changes that have entailed the need to adapt the educational environment to a new mode of functioning, which is possible, inter alia, through the use of the most accessible forms of organization of career guidance work with students of primary school age.

Ключевые слова: профориентационная работа, начальная школа, организация профориентационной работы в начальной школе, основные

1959

направления профориентационной работы, формы организации профориентационной работы, обучающийся младшего школьного возраста.

Keywords: career guidance work, primary school, organization of career guidance work in primary school, the main directions of career guidance work, forms of organization of career guidance work, a student of primary school age.

Введение. Одной из важнейших целей всего процесса школьного воспитания и обучения является подготовка молодых людей к обоснованному и рациональному выбору своей будущей профессии. Когда дети приходят в начальную школу, их возможности в сфере получения необходимой информации о профессиях в значительной степени расширяются. Школа -ключевая площадка, на базе которой осуществляется первичная подготовка к выбору будущей профессии [7].

Теоретическая база исследования. Знания об одних и тех же профессиях обучающиеся могут получать в ходе освоения содержания разных учебных предметов. При этом особое внимание необходимо обратить на возрастные особенности, которые свойственны школьникам. Занятия должны быть интересны и понятны ученикам различных классов. Для профориентационной работы с детьми младших классов в большей степени подходят проведение экскурсий, просмотр альбомов, кинофильмов, встречи с реальными представителями профессий, беседа и т.д. [4].

Ход исследования. Первым шагом исследования стало выявление основных направлений организации профориентационной работы в начальной школе, результатом которого стали три направлениях: 1) урочная деятельность; 2) внеурочная деятельность; 3) внеклассная работа.

Следующий шаг исследования - определение основных форм организации профориентационной работы в начальной школе в рамках каждого из обозначенных направлений. В рамках урочной деятельности данный вид работы может проводиться на таких уроках, как: русский язык,

1960

математика, окружающий мир, физическая культура, технология, литературное чтение и т.д.

В рамках внеурочной деятельности профориентационная работа организуется в таких формах, как: клубы по интересам, участия в государственных проектах «Урок «Технологии», «Кванториум», проекте ранней профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее», системе открытых онлайн уроков «Проектория» и др.

Наконец, организация профориентационной работы в школе в рамках внеклассной работы эффективными будут следующие формы ее организации: профессиональное портфолио школьника, игры, родительские собрания на тему профессиональной ориентации детей, оформление школьного стенда или классного уголка, классные часы по профессиональной ориентации, реальные встречи со специалистами различных профессий, беседы и т.д.

Результаты и обсуждение. Итак, профориентационная работа в начальных классах реализуется в трех основных направлениях: на уроках; во внеурочной деятельности; во внеклассной работе. В рамках каждого из обозначенных направлений реализуются определенные формы организации профориентационной работы (таблица 1).

Таблица 1

Основные формы организации профориентационной работы

в начальной школе

Форма организации профориентационной работы Краткая характеристика формы организации профориентационной работы

Клубы по интересам позволяют вывести творческую активность обучающихся на качественно новый уровень, обеспечивая закрепление, углубление и расширение базовых идей и понятий, на которых строится последующий осознанный выбор профессии [7].

1961

Государственный проект «Урок технологии». ориентирован на создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации [6].

Государственный проект «Детский технопарк «Кванториум»« площадки с современным оборудованием, призванные помочь внедрять и тестировать новые технологии, а также подготавливать специалистов технических специальностей с высоким уровнем квалификации и направленные на решение таких задач, как: воспитание навыков коллективного труда, работы в команде, развитие нестандартного мышления, умений синтеза и анализа, раскрытие общей концепции проектной деятельности [1].

«Проектория» уникальная цифровая платформа, призванная способствовать профессиональной ориентации молодых людей и выстроенная на базе онлайн-площадки, включающей в себя множество элементов: интернет-издание с образовательным контентом, флешмобы, опросы, конкурсы, инструменты для осуществления совместной работы над проектными задачами [5].

«Профессиональное портфолио школьника» сборник систематизированных и обобщенных материалов, документов и других свидетельств о достижениях школьника в учебной и различных видах внеучебной деятельности [3].

Профориентационные экскурсии путешествия, призванные ознакомить детей с реальными профессиями, расширить их знания и

1962

кругозор и формировать повышенный интерес к определенной профессии [8].

Классные часы по профориентации совместная деятельность школьников и педагогов, направленная на формирование правильного восприятия конкретных профессий [9].

Оформление классного уголка и школьного стенда состоит в подборе школьниками определенных сведений о конкретных профессиях, которые затем закрепляются в определенном пространстве класса (вырезки из печатных изданий, фотоматериалы и книги). Собранные материалы обрабатываются и фиксируются на отдельном стенде, расположенном в классном уголке [10].

Игры представляют один из наиболее эффективных инструментов, который активно используется педагогами для расширения представлений ребенка о существующих в настоящее время профессиях [11].

Из таблицы 1 видно, что в начальной школе используются различные формы организации профориентационной работы.

Областью применения полученных результатов исследования может стать совершенствование образовательного процесса начальной школы, ориентированного на приспособление к новому режиму развития образовательной среды, в том числе, за счет использования доступных форм организации профориентационной работы с обучающимися младшего школьного возраста.

Выводы. Таким образом, работа по профориентации в начальной школе выстраивается в трех направлениях: на уроках; во внеурочной деятельности; во внеклассной работе. В рамках каждого из выделенных направлений реализуются определенные формы организации профориентационной работы: клубы по интересам, участие в госпроектах «Урок «Технологии»,

1963

«Кванториум», проекте ранней профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее», системе открытых онлайн уроков «Проектория», профессиональное портфолио школьника, оформление школьного стенда или классного уголка, проведение классных часов, встречи с реальными представителями различных профессий и т.д.

Литература

1. Кванториум: информ. портал. М., 2018-2022. URL: https: //ro skvantorium. ru/.

2. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 2634.

3. Основы теории и практики профориентации / сост. В. И. Балахин [и др.]. СПб : Питер, 2000. 245 с.

4. Поплавский Н.Н. Подходы к пониманию профессионального самоопределения // Психология образования сегодня: теория и практика : материалы Межд. науч.-практич. конф. / под ред. С. И. Коптевой, А. П. Лобанова, Н. В. Дроздовой. Минск, 2003. С. 238-242.

5. ПроеКТОриЯ : портал. М., 2013-2022. URL: https://proektoria.online/

6. Российская Федерация. Президент (2018- ; В. В. Путин). О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 5 мая 2018 г. №2 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.

7. Свирская Н.А. Профилирование предметов - один из важных этапов профессионального самоопределения // Психология. 2005. № 1. С. 24-26.

8. Трофимов Н.Б. Проблема выбора профессии. Воронеж, 2004. 84 с.

9. Чернер С.Л. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьников // Школа. 2018. №2 3. С. 3-9.

10. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников : учеб. пособие для профильной и проф. ориентации

1964

учащихся 9-11-х кл. образоват. учреждений общего сред. образования, а также для проф. ориентации учащихся учреждений НПО. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 122 с.

11. Шаповалова В.С. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика; под ред. В. С. Шаповаловой. М.; Берлин : Директ-Медиа, 2018. 395 с.

References

1. Quantorium : inform. portal. M., 2018-2022. URL: https://roskvantorium.ru /.

2. Leontiev D.A. Professional self-determination as the construction of images of a possible future // Questions of psychology. 2003. No. 1. pp. 26-34.

3. Fundamentals of theory and practice of career guidance / comp. V. I. Balakhin [et al.]. St. Petersburg: Peter, 2000. 245 p.

4. Poplavsky N.N. Approaches to understanding professional self-determination // Psychology of education today: theory and practice : materials of the International Scientific and Practical Conference / edited by S. I. Kopteva, A. P. Lobanova, N. V. Drozdova. Minsk, 2003. pp. 238-242.

5. Projection room : portal. Moscow, 2013-2022. URL: https://proektoria. online/

6. The Russian Federation. President (2018 - ; V. V. Putin). On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024 : Decree of the President of the Russian Federation dated May 5, 2018 No. 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.

7. Svirskaya N.A. Profiling of subjects is one of the important stages of professional self-determination // Psychology. 2005. No. 1. pp. 24-26.

8. Trofimov N.B. The problem of choosing a profession. Voronezh, 2004. 84 p.

9. Cherner S.L. Pedagogical support of life and professional self-determination of schoolchildren // School. 2018. No. 3. pp. 3-9.

10. Chistyakova S.N. Pedagogical support of self-determination of schoolchildren : studies. manual for profile and Prof. orientations of students of grades 9-11. education. institutions of general education. education, as well as for Prof.

1965

orientation of students of NGO institutions. 2nd ed., ster. M.: Academy, 2007. 122 p.

11. Shapovalova V.S. Professional self-determination of schoolchildren: theory, history, practice; edited by V. S. Shapovalova. M.; Berlin : DirectMedia, 2018. 395 p.

© Ламдо А.В., Стерхова Н.С., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022.

Для цитирования: Ламдо А.В., Стерхова НС. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №4/2022.

1966

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.