Научная статья на тему 'Возрастные особенности и специфика организации профориентационной работы среди детей младшего школьного возраста'

Возрастные особенности и специфика организации профориентационной работы среди детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2094
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОФЕССИЯ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CAREER GUIDANCE / CAREER GUIDANCE WORK / JUNIOR SCHOOL AGE / PROFESSION / PLAY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колганова Т.А.

Данная статья посвящена вопросам профориентации в начальной школе. Автор отмечает важность проведения профориентационной работы среди младших школьников, раскрывает цели и задачи профориентационной работы учителя, описывает приемы и методы работы по профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The age features and specifics of the organization of career guidance work among children of junior school age

This article is devoted to the issues of career guidance in primary school. The author notes the importance of career guidance work among junior schoolchildren, reveals the goals and objectives of career guidance work of the teacher, describes the techniques and methods of work on career guidance.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности и специфика организации профориентационной работы среди детей младшего школьного возраста»

«Профессиональная ориентация» Электронный

2019, №1 ПШМИ1 научный журнал

УДК. 373.1

Т.А. Колганова

ГАУДПО «Саратовский областной институт развития», г. Саратов, Российская Федерация

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам профориентации в начальной школе. Автор отмечает важность проведения профориентационной работы среди младших школьников, раскрывает цели и задачи профориентационной работы учителя, описывает приемы и методы работы по профориентации.

Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, младший школьный возраст, профессия, игровая деятельность.

Annotation. This article is devoted to the issues of career guidance in primary school. The author notes the importance of career guidance work among junior schoolchildren, reveals the goals and objectives of career guidance work of the teacher, describes the techniques and methods of work on career guidance.

Keywords: career guidance, career guidance work, Junior school age, profession, play activity.

Профессиональная ориентация учащихся является одной из основных образовательных задач школы и представляет собой научно -обоснованную систему мер, направленную на социально -профессиональное самоопределение и активацию внутренних ресурсов личности [1, с.436].

Общеизвестно, что младший школьный возраст является пропедевтическим этапом подготовки к выбору профессии. В начальных классах формируется представление о мире профессий, положительное отношение к труду. Для детей младшего школьного возраста ведущей является предметно-практическая познавательная деятельность. Поэтому детям данного возраста следует давать систематизированные знания о производстве, мире профессий, формировать мотивы трудовой деятельности, воспитывать уважительное отношение к труду и его результатам, показать роль труда в жизни общества. Также необходимо сформировать у детей трудовые умения и навыки. От того насколько полно и глубоко ведется профориентационная работа на этапе начальной школы, зависит насколько эффективным будет процесс профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Задачи учителя начальных классов: сформировать и поддержать профессиональные интересы и намерения детей, помочь развить

«Профессиональная ориентация»

2019, №1

Электронный

научный журнал

способности учащихся (с целью направления их в конкретный вид деятельности), объяснить необходимость аргументированного выбора будущей специальности, научить уверенно ориентироваться в социальной и экономической действительности. Постепенно, при знакомстве с новыми профессиями, у ребенка появляются определенные мечты, которые в будущем окажут влияние на профессиональное самоопределение личности. К сожалению, зачастую работа по профориентации среди младших школьников не организована. Учащиеся начальных классов не знают, кем работают их родители, плохо представляют себе некоторые профессии [2, с.27,33; 3,18-19; 7, с.719-720; 9, с.41].

Дети младшего школьного возраста, как правило, впечатлительны, любознательны, эмоционально реагируют на все новое и интересное и любят подражать взрослым. Они с удовольствием выполняют трудовые поручения, стремятся к активной деятельности. Методы и приемы профориентационной работы должны соответствовать психологическим особенностям младшего школьного возраста. Это могут быть игры, беседы (с приглашенными специалистами, родителями), экскурсии на предприятия и организации (МЧС, пожарная станция, почта и др.), классные часы, оформление уголка и школьного стенда по профориентации, защита проектов. Можно организовать конкурсы рисунков, стихов, буклетов. Учителю следует поощрять инициативу, самостоятельность своих учеников, развивать интеллектуальные и творческие возможности, воспитывать трудолюбие, настойчивость в доведении дела до конца.

Обязательно взаимодействие учителя и родителей учащихся, так как роль родительского авторитета при выборе профессии огромна. Кроме того, дети младшего школьного возраста любят подражать взрослым и обычно ориентируются на профессии своих близких. Учителю следует привлекать родителей к организации и участию в школьных профориентационных мероприятиях (беседы, экскурсии), а также проводить родительские собрания и индивидуальные консультации по вопросам профессионального самоопределения обучающихся [6, с.54].

Целью профориентационной работы в 1 -2 классах является знакомство с профессиями и способностями, необходимыми для выполнения определенной трудовой деятельности, формирование общего представления о роли труда, воспитание уважительного отношения к людям различных профессий, освоение трудовых умений и навыков. В 3 -4 классах учителя продолжают расширять знания детей о профессиях, подчеркивают значимость учебной и трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности, предприимчивости. Продолжается развитие общетрудовых знаний, умений и навыков.

«Профессиональная ориентация»

2019, №1

Электронный

научный журнал

В процессе обучения в начальной школе можно использовать все учебные предметы для формирования у детей познавательного интереса к труду взрослых. В частности, на уроках математики учитель может рассказать о профессии, которая упоминается в условиях задачи. На уроках чтения учитель может предложить художественные произведения и сказки о представителях разных профессий, различных инструментах и сферах труда. На уроках русского языка во время словарной работы обучающимся следует предложить поработать со словами, обозначающими различные профессии (расставить ударения, подчеркнуть безударные гласные, вставить пропущенные буквы) [8, с.12-13].

Настоящим кладезем знакомства с миром профессий являются уроки по окружающему миру. Например, при прохождении темы «Деревья в жизни человека», учитель рассказывает детям о профессиях лесной промышленности. При изучении темы «Как путешествует письмо?» можно организовать экскурсию на почту для знакомства с деятельностью работников почтового отделения. На уроках по теме «Что такое экономика?» детям на доступном уровне раскрываются понятия «экономика», «сельское хозяйство, «торговля», а при изучении темы «Какая бывает промышленность» формируются знания об отраслях промышленности (электроэнергетика, металлургия, машиностроение). На протяжении четырех лет обучения у младших школьников формируется широкое представление о мире профессий [4; 8, с.13].

Наиболее действенной в младших классах является игра. Наряду с учебной деятельностью игровая остается ведущей у детей младшего школьного возраста. Включение профориентационных игр в структуру уроков расширит представление учеников начальной школы о профессиях.

На уроках изобразительного искусства учитель может организовать ролевую игру «Выставка», на уроках окружающего мира - «Экскурсовод», на уроках музыки - «Концерт» и т.д. В ходе игр дети смогут познакомиться с качествами, необходимыми для каждой специальности. Подобные игры несут большой профориентационный потенциал. При этом дидактическая задача урока объединена с профориентационной. В частности, в ходе игры «Магазин» на уроках математики решаются сразу дидактические задачи (овладение навыками устного счета), воспитательные (коммуникативные навыки и умение разрешать конфликтные ситуации), и развивающие (расширение кругозора) [5, с.15; 10, с.203 -204].

Во внеурочное время школьникам можно предложить такие игры, как Профессия на букву...», «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов) и др.

«Профессиональная ориентация» ^^Ss. Электронный

2019, №1 ПШМИ1 научный журнал

Таким образом, младший школьный возраст является довольно значимым этапом в школьной профориентационной работе, и учителям следует подготовить учащихся к осознанному выбору будущей профессии.

Библиографический список

1. Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Современные проблемы образования. 2012. №12 (046). С.431-439.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая шк., 2005. 159 с.

3. Козловская С.Н. Закономерности развития профессионального самоопределения личности // Акмеология. 2005. №2. С.18-23.

4. Кузьмина Е.В. Профориентация в начальной школе. [Электронный ресурс]. -URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/09/22/proforientatsiya-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 01.10.2019).

5. Мухина М.В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников. Сочи, 2011. 39 с.

6. Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями: метод. рекомендации / И. А. Килина, Е. А. Доренбуш, Н. В. Осипова, Е. В. Понамарева; под общ. ред. В. И. Сахаровой. Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019. 110 с.

7. Парфенова Ю. П. Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками // Молодой ученый. 2013. №6. С. 719-721.

8. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: метод. рекомендации / сост. В.А. Творожникова, Т.В. Ширяева, М.Н. Костромина. Сыктывкар: ГАУ РК «РИЦ ОКО», 2011. 66 с.

9. Черкасова А.М. Профориентация младших школьников // Начальная школа. 2016. № 10.С.41-43.

10. Шихматова Э.С. Специфика организации профориентационной работы в начальных классах // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. Симферополь, 2018. С.201-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.