Педагогика
УДК 377
кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Степанида Николаевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Евдокарова Туяра Валеряновна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос об организации профориентационной работы в малокомплектной сельской школе. Профориентация представляет собой не отдельные мероприятия, а систему психологических, социальных действий, помогающих личности выбрать профессию с учетом имеющихся возможностей, потребностей общества. Представлены результаты проведенного исследования профессиональной направленности обучающихся по методике, разработанной Г.А. Карповой, Л.Н. Кабардовой, также опроса родителей старшеклассников на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. Р.В. Лонкунова» Мирнинского района Республики Саха (Якутия). Проанализировав полученные результаты пришли к выводу о необходимости разработки положения и комплекса мероприятий профориентационной работы в современных условиях.
Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, комплекс мероприятий, обучающиеся, школа, выбор профессии.
Annоtation. The article discusses the issue of career guidance work organizing in a small rural school. Career guidance is not a separate activity, but a system of psychological, social actions that help an individual to choose a profession considering the available opportunities and needs of society. The article also presenting results of the study of professional orientation of students according to the G. Karpova and L. Kabardova methodology, as well as a survey of the parents of high school students based on the R. Lonkunov Secondary School No. 9, Mirninsky district of the Republic of Sakha (Yakutia). After analyzing the results, we concluded that it is necessary to develop a standing order and a set of measures for career guidance work in modern conditions.
Keywords: career guidance work, professional self-determination, professional orientation, a set of activities, students, school, choice of profession.
Введение. Организация профориентационной работы в образовательной среде актуальна во все времена. В настоящее время в период информационных технологий подходы к профориентационной работе совершенствуются и обновляются, вместе с тем наблюдаются проблемы выбора профессии, психологической готовности, развития необходимых личностных качеств и т.д. На выбор профессии большое значение по мнению многих исследователей влияют родители, близкие люди, сверстники. На современном этапе старшеклассники при выборе профессии ориентируются от выбранного им профилирующего предмета или желаемого направления.
По результатам освоения основной общеобразовательной программы у обучающихся формируются готовность к осознанному выбору профессии. Каждый старшеклассник строит свою образовательную траекторию ориентируясь в мире профессий либо профессиональных предпочтений. В настоящее время в школах проводятся достаточно профориентационных мероприятий. Однако в сельских, малокомплектных школах эта проблема требует особого внимания. Довольно часто встречаются такие причины как отсутствие или нехватка достаточной информации.
Следовательно, для решения педагогических задач малокомплектной школы должна стать организация системной профориентационной работы с обучающимися с учетом индивидуальных способностей, интересов, а также с учетом региональных потребностей и запросов рынка труда.
Вопросами профориентационной работы старшеклассников рассматривались А.Г. Антипьева, М.А. Бендюкова, Н.Д. Бобковой, М.В. Брянцевой, С.С. Гриншпуна, Г.А. Дзида, Д.А. Парнова, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, М.В. Разумовой и др. Психологические основы профориентационной работы с обучающимися представлены в научных трудах Е.Б. Горчакова, Э.Ф. Зеера, Е.М. Ивановой, Е.А. Климова, Ю.В. Тюшева, О.А. Тарасюк и др.
По мнению специалистов, понятие «профессиональная ориентация» затрагивает все периоды жизни человека, но основной период приходится на 16-18 лет, когда старшеклассник оканчивает школу. Для полного понимания данного термина приводим высказывания отечественных педагогов, психологов.
Так Э.Ф. Зеер считает, что «профессиональная ориентация — это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально- психологических особенностей личности и потребностей общества» [1].
Е.А. Климов предлагает следующие подходы к термину профессиональное самоопределение:
«- область приложения сил человека, то есть область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции;
- общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями;
- подготовленность, то есть знания, умения, навыки, благодаря которой он может выполнять определенные трудовые функции;
- деятельность, работа профессионала, то есть распределенный во времени процесс реализации трудовых функций» [2].
В работе Н.С. Пряжникова сущность профессионального самоопределения рассматривается с точки зрения «поиска и нахождения личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности в самом процессе самоопределения» [3]. Он в профориентационной работе выделил «главные критерии успешности:
- разновидность выбора профессии, профессиональных перспектив (для данного класса или группы старших школьников, с которыми работает конкретный специалист);
- реалистичность спланированных профессиональных и жизненных перспектив, которая позволила бы каждому обучающемуся после окончания школы;
- не «потеряться» в данном обществе и обеспечить себя хотя бы минимум условий для достойной жизни и последующего развития» [4].
Организация профориентационной работы рассмотрены в научных трудах многих исследователей и выделены следующие «формы:
- организационно-методическая форма, которая заключается в методической помощи учителям в подборке материалов и диагностических карт для профориентационной работы со старшеклассниками;
- профориентационная работа со старшеклассниками, которая включает в себя комплекс профориентационных мероприятий в виде профориентационных диагностик, занятий и тренингов по планированию карьеры, консультации по выбору профиля обучения, анкетирование, организация и проведение экскурсий, встречи с представителями предприятий, организацией, учебных заведений;
- профориентационная работа с родителями учеников, возникающая в результате проведения встреч родителей с учителями, лекций для родителей, индивидуальных бесед между учителями и родителями учеников, опроса родителей учеников, приобретения родителей учеников для бесед со студентами и Привлечение родителей учащихся в качестве руководителей районов; спортивные секции, художественные студии, театры, общественные ученические организации помогают родителям организовать временное трудоустройство учащихся в каникулярное время, выбрать родительский комитет школы из представителей родительского комитета класса из самых активных родителей, которые готовы работать с учителями обеспечить образовательную поддержку для самоопределения учащихся при создании попечительского совета, в который входят работники общеобразовательных учреждений, родители учащихся и частные предприниматели, которые спонсируют школу и т.д.» [1, 2, 3, 4].
Изложение основного материала статьи. Исследование данного вопроса проходило на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. Р.В. Лонкунова» Мирнинского района РС(Я). Данная школа является малокомплектной, в каждом классе обучаются по 4-8 детей. Всего в школе 92 обучающихся.
Профориентационная работа ведется в соответствии с планом школы, цель которой заключается в помощи и поддержке обучающихся в выборе будущей профессии с учетом индивидуальных склонностей и способностей.
Разработан комплекс мероприятий, при составлении которого учтены цели, задачи и основные положения ФГОС и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3, а также проблемы, выявленные по итогам анализа педагогической деятельности школы. Комплекс мероприятий включает следующие формы и методы работы: деятельность обучающихся в кружках, студиях, клубах по интересам; участие обучающихся в различных проектах, дистанционных образовательных курсах по профориентации; работа с познавательными Интернет-ресурсами; групповые и индивидуальные консультации педагога-психолога; диагностика; обучающие семинары; беседы; классные часы, экскурсии, выставки, просветительская работа с родителями и др.
В ходе проводимого исследования нами проведено диагностическое исследование уровня сформированности профессионального самоопределения старших школьников. Цель: изучение профессиональной готовности и уровня сформированности профессионального самоопределения старшего возраста сельской малокомплектной школы.
В соответствии с целью исследования выбрана методика «Профессиональная направленность», разработанная Г.А. Карповой, Л.Н. Кабардовой и проведен опрос среди родителей 8-го и 9-го классов.
Методика «Профессиональная направленность», разработанная Г.А. Карповой, Л.Н. Кабардовой, представляет собой опросник с вопросами закрытого типа. Данная методика позволяет определить сформированность профессиональных планов учащихся и их направленность на определенный тип профессий согласно типологии Е.А. Климова.
Автор выделяет пять крупных предметных «областей профессиональной деятельности: «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек- природа», «человек-художественный образ», «человек-техника»» [6].
Методика позволяет оценить устойчивость (оптимальность) структуры профессиональных планов. С помощью этой методики можно так же выявить соотношение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов профессиональных планов.
По результатам методики «Профессиональная направленность» Г.А. Карповой и Л.Н. Кабардовой, получены следующие данные: по 3 обучающихся выбрали «области «человек - техника», «человек -человек», «человек - природа»; по 2 обучающихся в «областях «человек - художественный образ», «человек -знаковая система»».
По данной методике выявлено, что 62% обучающихся ориентированы на конкретную профессиональную область и выстраивают свои профессиональные планы относительно сделанного выбора: большинство проявляют склонность к «области «человек-человек», «человек-техника» и «человек-знаковая система»». У данной группы обучающихся преобладает тип профессиональной направленности, который показывает активный личный опыт, положительное отношение к деятельности, намерение ею заниматься. Такой тип профнаправленности служит сильным и устойчивым мотивообразующим фактором учебной деятельности.
30% обучающихся определили профессиональные области, но их выбор не подтверждается личным опытом деятельности, а просто данные профессии привлекают красивым названием, например, «айтишник-программист». Также некоторые профессии привлекают своей престижностью, например, ландшафтный дизайнер, экономист, юрист.
У 8% ученика отсутствует ярко выраженный профессиональный выбор, по косвенным признакам он отнесён к типу «человек-человек», но факты свидетельствуют об отсутствии профессиональной направленности. У учащегося мал личный опыт включенности в мир труда, нет положительного выраженного отношения к нему, вялы и пассивны намерения заниматься какой-либо деятельностью. В данном случае профессиональное самоопределение не обладает мотивационным потенциалом для учебной деятельности.
Анализ полученных данных показал, что оптимальная структура профессиональных планов присутствует у 62% испытуемых, малооптимальная структура профессиональных планов наблюдается у 38% испытуемых - обучающихся 8-го и 9-го класса.
Проведенный опрос среди родителей 8-го и 9-го классов показал:
1. На вопрос «нужна ли профориентационная работа со старшеклассниками в школе?», 11 родителей из 13 (84%) ответили «да».
2. На вопрос «необходима ли оказать детям помощь в процессе профессионального определения», «да» ответили 6 родителей, что составило 46%.
3. Вопрос о том, как родители получают основную информацию о профориентации, показал следующее:
- на родительских собраниях - 13 человек (100%);
- на классных часах - 7 человек (54%);
- на индивидуальных консультациях - никто;
- в виде наглядного раздаточного материала - 6 человек (46%).
4. На вопрос «Удовлетворены ли Вы профориентационной работой в школе?», «да» ответили 6 человек (46%), «нет» — 7 (54%).
Таким образом, на основе полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы:
1. В школе проводится ряд мероприятий по профориентационной работе, которых недостаточно для того, чтобы обучающиеся получили четкие и достоверные представления о различных профессиях, об их содержании, учебных организациях, где можно получить нужную для них профессию.
2. Разнообразие форм и методов профориентационной работы ограничивается проведением бесед, классных часов и экскурсий, нет единого Положения о профориентационной работе в школе.
3. Большинство родителей нуждаются в помощи со стороны школы по выбору профессии, получению информации о профессиях, об профессиональных учебных заведениях.
Основную информацию о профориентации родители получают только на родительских собраниях в устной форме, либо в виде наглядного раздаточного материала, что свидетельствует о том, что на школьном уровне мероприятий о профориентации проводится недостаточно, поэтому с конкретными родителями такой работы не велось.
Уровень удовлетворенности организацией профориентационной работы средний - 54%, так как мнения об удовлетворенности и неудовлетворенности разделились. Данный факт говорит о том, что для повышения уровня необходимо разработать Положение о профориентационной работе, комплекс мероприятий, которые будут помогать в получении более продуктивных результатов по профориентационной работе со старшеклассниками.
Для совершенствования профориентационной работы в данной школе мы предлагаем следующий комплекс мероприятий:
Таблица 1
1. Блок «Работа со старшими школьниками»
Мероприятия Цель Формы
Сбор информации о поступлении учащихся в учебные заведения, трудоустройстве. Выявление существующих пробелов в организации профориентации старших школьников. Анализ документации, беседы.
Определение целеполагания по организации профориентации на учебный год. Систематизация работы по организации профориентации в школе. Анализ документации.
Оценка локальных нормативных актов организации профориентации. Совершенствование и развитие профессиональной ориентации учащихся в условиях малокомплектной сельской школы. Анализ документации.
Распределение функций между субъектами, разработка необходимых локальных актов. Систематизация работы по организации профориентации в школе. Анализ документации.
Оформление профориентационного стенда «В мире профессий». Информирование учащихся о мире профессий, потребностях рынка труда. Стенд.
Проведение факультативов, элективных курсов, классных часов по профориентации старших школьников. Повышение информационной грамотности учащихся в вопросах профориентации. Учебные занятия, лекции, диспуты, дискуссии, коллективные ролевые игры.
Включение в школьную газету раздела по профориентации. Колонка в газете.
Организация взаимодействия с предприятиями и организациями с. Тас-Юрях, учреждениями дополнительного образования. Создание условий для профессиональных проб старших школьников. Экскурсии, встречи, вечера вопросов и ответов
Организация и проведение предметных олимпиад, декад, недель, в том числе участие во Всероссийской олимпиаде школьников Олимпиады
Создание Совета профориентации. Привлечение школьников к организации профориентации как органа самоуправления. Совет.
2. Блок «Работа с родителями»
Мероприятия Цель Формы
Работа с родителями по вопросам организации Профориентации. Вовлечение родителей как активных участников в процесс организации профориентации старших школьников. Родительские собрания, индивидуальные консультации.
Организация лектория для родителей по теме «Роль семьи в профессиональном самоопределении ребенка». Лекторий.
Приглашение родителей как представителей различных профессий. Встреча, беседа, экскурсия.
Подготовка рекомендаций для родителей по профессиональной ориентации ребенка в семье. Буклет, листовка, брошюра.
3. Блок «Работа с педагогами»
Мероприятия Цель Формы
Рассмотрение вопросов организации профориентации на педагогических советах. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области профориентационной работы со старшими школьниками. Педагогический совет, доклад.
Проведение профконсультаций для педагогов по изучению личности школьника. Консультация: индивидуальна, групповая.
Разработка рекомендаций классным руководителям по организации профориентационной работы в классе. Методическое пособие, брошюра, буклет.
Проведение методических объединений, семинаров, заседаний творческих групп по вопросам профориентации старших школьников. Семинары, практикумы, круглые столы и т.д.
Проведение конкурса методических разработок по теме профориентации старших школьников. Конкурс, смотр, «методический марафон».
Выводы. Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы. В образовательной среде организация профориентационной работы развивает у старшеклассников переход от пассивного к активному действию: осознанный выбор профессии, осознание своих интересов, способностей и возможностей, психологическая готовность к жизненному выбору.
Профориентационная работа - это ответственная и целенаправленная деятельность, включающая в себя все формы работы и виды оказания помощи старшеклассникам с учетом региональных условий и личностных особенностей.
На основе проведенного анализа деятельности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. Р.В. Лонкунова» Мирнинского района РС(Я) по профориентационной работе мы пришли к выводу, что в проводимых профориентационных мероприятиях необходимо учитывать личностные особенности обучающихся, так как некоторые обучающиеся не имеют четкого представления о будущей профессии, их особенностях, содержании, об учебных организациях, где можно получить специальность по выбранной профессии. Также, при организации работы по данному направлению следует корректировать, обновлять поэтапный план, в котором прослеживается системность и организованность проводимых мероприятий, отсутствует Положение об организации профориентационной работы в школе.
Литература:
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2014. 192 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. Пособие для студ. Высших пед. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 350 с.
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Профильная школа. 2013. №1. С. 12-18.
4. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: реальность и мечты // Школьный психолог. 2013. №4. С. 12-13.
5. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение: теория и практика [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2013. - 320 с.
6. Романова А.С. Психодиагностика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. 400 с.