Профориентационная работа классного руководителя со старшеклассниками
Парфенов Евгений Александрович,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Иностранные языки по гуманитарным специальностям», Институт зарубежной филологии и регионоведения, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
Парфенова Арина Евгеньевна,
студент, институт зарубежной филологии и регионоведения, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
В современном мире рынок труда прогрессирует, меняются требования к уровню профессиональной подготовки специалистов. При этом школа является первой ступенью профессионального становления будущего специалиста, где профессиональной ориентации учащихся должно быть уделено пристальное внимание. Так, в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определено, что среднее общее образование направлено на подготовку учащихся к началу профессиональной деятельности [1].
В данной статье нами изучаются содержание и методы профессиональной ориентации учащихся, определяется ключевая роль классного руководителя в выборе оптимальных путей решения данной образовательной задачи, приведены результаты практического исследования методов профориентационной работы в общеобразовательном учреждении г. Якутска Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова Образование в старших классах общеобразовательных учреждений, профессиональная ориентация учащихся, деятельность классного руководителя, методы профо-риентационной работы.
о с
CJ
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года отмечается, что среднее общее образование направлено на подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности (ст. 66), осуществляется помощь обучающимся, испытывающим трудности в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (ст. 42) [1]. Как мы видим из текста, профессиональной ориентации, выбору и началу профессиональной деятельности учащихся придается самое большое значение при реализации образовательного процесса в школе.
Как отмечает Е.Ю. Пряжникова [4], автор методов по профессиональному самоопределению, начало становления профессиональной ориентации относят к началу XX столетия, тогда открылись первые лаборатории профориентации в г. Страсбурге, Франция и в Бостоне, США. К выделенным предпосылкам появления первых про-фориентационных служб относят: резкий рост промышленности, миграция из сельских местностей в большие города и проблема отсутствия рабочих мест. Главным поводом создания профориентаци-онных служб явилась проблема свободы выбора. Люди, которые не смогли определиться с будущим профессиональным выбором, страдали психическими заболеваниями. Эти случаи поспособствовали созданию центров по психологической помощи, куда и входила профессиональная консультация. Так же предпосылкой к профориентационной деятельности стали нарушенные семейные традиции передачи профессии от старших к младшим, спад авторитета родителей как экспертов в выборе профессиональной направленности, размытые границы «мужских» и «женских» профессий.
В настоящее время тема профессиональной ориентации обучающихся, в том числе учащихся старших классов не теряет своей актуальности, существует достаточное количество научных работ, использующих для решения этой проблемы различные подходы.
Например, для понимания проблемы профессиональной ориентации, самоопределения в общеобразовательной школе интересна точка зрения известного психолога Е.А Климова, который подчеркивает значимость для подрастающего поколения постоянной содействия в самостоятельном принятии обдуманных решений своего профессионального развития, основывающегося не только на достижении внешних результатов труда, но и на психологических свойствах и функциях самого учащегося [5].
Далее, немного расширяя психологический аспект, еще один автор - В.Г. Милославский, пишет: «На каждом этапе человек делает выбор, на который оказывает влияние различные факторы, исходящие, как от социальной среды, так и от самого человека. Влияние имеет мотиваци-онную и операционную сферу. Мотивационная сфера это склонности, интересы, намерения, цели. Операционная: знания, умения, опыт, способности. Профессиональное самоопределение, карьерный рост и развитие человека это непрерывная цепь профессионального выбора и процессов» [2, с. 905].
Также следует отметить исследования С.Н. Чистяковой и Н.Ф. Родичева, которые предлагают решать задачи профессиональной ориентации учащихся с позиции взаимодействия всех участников данного процесса на уровне государства, системы образования и общества [7].
И наконец, профориентационную деятельность в образовании тесно связывают с четвертой промышленной революцией (Индустрия 4.0), внедрением искусственного интеллекта во все сферы человеческой жизнедеятельности, когда речь идет о так называемом «цифровом поколении» [6].
В своем исследовании с позиции практической значимости мы предлагаем свое решение проблемы, а именно применение классным руководителем интерактивных методов в профориентацион-ной работе со старшеклассниками. Именно классный руководитель играет одну из ключевых ролей в развитии личности учащегося, выступая центральной фигурой образовательного процесса, так как он ближе всех педагогов располагает доверием обучающихся, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе.
В целом же, понятие «профориентация» мы трактуем как процесс, включающий в себя комплекс мероприятий, направленных на сознательное определение профессиональных возможностей личности, делая упор на личностные качества, склонности и интересы.
Задачи профессиональной ориентации мы определяем по Почебут Л.Г.:
- «выявление информационной готовности школьника к сознательному выбору профессии;
- определение свойств личности, ее способностей и профессиональных наклонностей;
- воспитание у школьников качеств, необходимых для всех профессий (дисциплинированность, организованность и т.д.);
- изучение соответствия избираемых учащимися профессий их психофизиологическим особенностям и потребностям общества;
- способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности» [3, с. 145].
Далее логично было бы выделить направления профориентационной работы.
1. Профессиональное просвещение - это целенаправленный процесс приобщения обучающего-
ся к профессиональной деятельности, обеспечивающий осмысление им жизненных ценностей, личностных и профессиональных целей, в результате которого строится образ профессионального будущего. К формам и методам профессионального просвещения можно отнести профинформа-ционный урок, профинформационную беседу, про-финформационные игры, профинформационные сайты в интернете, профинформационную экскурсию на предприятие, профессиографическую встречу.
2. Профессиональная диагностика - это комплекс методик, процедур, ориентированных на определение уровня подготовленности, степени сформированности, развития личностных характеристик и способностей с точки зрения профессиональной готовности. К формам и методам относятся тестирование, анкетирование, экспериментальные методы психофизиологического обследования.
3. Профессиональное консультирование -это способ помощи обучаемому, направленный на развитие у него стремления к самопониманию, способности критически оценивать себя и свои профессиональные способности. При этом задачи консультирования будут зависеть от того, на какой стадии осознания своей профпригодности находится обучаемый.
4. Профессиональный отбор - это комплекс мероприятий, направленный на определение профпригодности человека по данной специальности. Методами профотбора являются экспертная оценка документов, собеседование, тестирование.
5. Профессиональная адаптация - это комплекс мероприятий, направленный на развитие профессиональных и социальных качеств, потребностей с целью эффективной профессиональной деятельности и достижения высшего профессионального уровня. Профадаптация является критерием эффективности профориентационной работы с учащимися в процессе трудового обучения. Это один из сложных процессов в профориентации, при котором обучающийся включается в трудовую деятельность.
В то же время, адекватная постановка профо-риентационной задачи, оптимальный выбор направления и методов эффективной профориен-тационной работы становится профессиональным вызовом для учителя, в частности, для классного руководителя. Классный руководитель играет одну из главных ролей в становлении личности учащегося, а особенно в старших классах, где процесс социализации должен идти на высшем уровне. В этот трудный для подростков период, педагог находится ближе всех к учащимся и уже более уверенно может найти индивидуальный подход к каждому. Классный руководитель проявляет себя и выполняет определенные функции, куда и входит профориентационная работа.
Цель деятельности классного руководителя по профориентации - создание образовательной среды, способствующей познанию старшекласс-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
ником самого себя, окружающего мира и нахождению себя в нем.
Задачами классного руководителя в старшей школе в рамках профориентационной работы можно определить:
- развитие рефлексивной активности, навыков самопознания и самооценки, содействие в формировании адекватной позитивной самооценки;
- поддержка деятельности, направленной на развитие их познавательных и профессиональных интересов;
- определение краткосрочных и среднесрочных перспектив жизни;
- создание индивидуального образовательного пути, способствующего профессиональному самоопределению.
Профориентационная работа классного руководителя также предполагает работу с родителями учащихся. При организации профориента-ционной работы классный руководитель должен учитывать, что на профессиональный выбор большое влияние оказывают родители. Их необходимо проинформировать, что учащимся важно предоставить свободу выбора и возможность получения собственного жизненного опыта.
Таким образом, функция классного руководителя по профессиональному самоопределению старшеклассника осуществляется на базе принципов самоактуализации, индивидуальности, субъ-ектности ученика. Он должен поддерживать желание к развитию способностей и возможностей; указывать правильное направление в выборе профессии, основываясь на его качествах и характеристиках, создавать определенные условия для развития индивидуальности личности учащегося.
Свое практическое исследование эффективных методов профориентационной работы со старшеклассниками мы провели в 10 «В» классе (всего 28 человек) МОБУ СОШ № 21 г. Якутска Республики Саха (Якутия).
На первом этапе нами была проведена беседа с учащимися на предмет готовности выбора будущей профессии и личного самоопределения по группам профессий. По итогам беседы было определено, что большинство учащихся на момент тестирования еще не определились с будущей профессией (19 человек), из них 8 человек не имели представления, в какую группы профессий они себя могут определить.
С учетом выявленных фактов нами было разработано и проведено мероприятие профориента-ционной направленности, по итогам которого был проведен опрос, позволяющий определить интересы, направление и психотип учащихся.
В качестве интерактивного метода профори-ентационной работы была определена деловая ° игра с использованием элементов кейс-обучения, " включающего постановку различных ситуаций, ^ содержащих проблему и требующих решения данной проблемы. В нашем случае - это постановка Ц ситуаций в определенной сфере профессиональ-
ной деятельности, связанной со взаимодействием людей, с природой, с техникой, искусством и символами.
Целью мероприятия явилось повышение уровня осознания важности выбора будущей профессии; раскрытие аспектов, особенностей определенной деятельности для старшеклассников. Задачи мероприятия:
- ознакомление учащихся с различными профессиями и их особенностями в ход интерактивной игры при помощи приглашенных гостей -представителей пяти профессий (продавец-консультант, инженер-механик, режиссер-постановщик, ветеринар, программист);
- определение классным руководителем способом наблюдения интересов, способностей, образовательных и личностных особенностей, кто как проявляет себя в решении кейсов;
- проведение рефлексии.
В течение 90 минут учащиеся, разделенные на пять групп, обсуждали и решали 5 практических ситуаций по каждой группе профессий, которые задавали приглашенные специалисты, каждой группе для работы со специалистом отводилось конкретное время, по истечению времени группы менялись местами. При этом классный руководитель выступал в роли консультанта, а приглашенные специалисты в роли кураторов и экспертов.
В ходе игры учащиеся много дискутировали, делились мнениями и принимали совместное решение, таким образом полностью погружаясь в профессиональную ситуацию и примеряя на себе функциональные обязанности конкретной профессии. Специалисты давали советы, направляли, иногда подсказывали и в конце подводили итоги. Классный руководитель в это время вел наблюде-ния,консультировал.
В заключение все участники игры обменялись впечатлениями от проведенного мероприятия, отметив при этом необходимость регулярного проведения подобных интерактивных форм профори-ентационной работы и полученные знания и определенные навыки по конкретным профессиям.
На заключительном этапе практического исследования был проведен опрос, позволяющий определить интересы, направление и пси-хотип учащихся. В качестве диагностического инструмента опроса применялся известный дифференцианально-диагностический опросник Е.А. Климова. Предлагалось 20 пар утверждений. Обучающиеся должны были выбрать одно из двух, которое, по их мнению, больше подходило им. Результаты вычислялись по матрице ответов. Всего выделяется 5 психотипов личности:
1. Человек - природа (Ч-П), это группа профессий, таких как химик, геолог, биолог и др., связанных с живой и неживой природой.
2. Человек - техника (Ч-Т), это группа профессий, таких как инженер, механик, сварщик и др., связанных с техникой, различными технологиями и конструкциями.
3. Человек - человек (Ч-Ч), это группа профессий, таких как учитель, юрист, психолог и др., связанные с взаимодействием с людьми.
4. Человек - знаковая система (Ч-Зс), это группа профессий, таких как филолог, бухгалтер, программист и др., связанные с созданием и использованием различных знаковых систем.
5. Человек - художественный образ (Ч-Хо), это группа профессий, таких как художник, дизайнер, музыкант и др., связанные с творчеством и искусством.
По итогам опроса можно выделить определенное количество людей, баллы которых оказались больше в этих профессиональных сферах: 9 человек определены в сферу «Человек-человек», 7 человек - «Человек-Художественный образ», в сфере «Человек-Природа» - 4 человека, «Человек-Техника» - 1 человек, в сфере «Человек-Знаковая система» - 1 человек (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1. Результаты опроса
Группа профессий Число учащихся
Ч-Ч 9
Ч-Хо 7
Ч-П 4
Ч-Т 1
Ч-Зс 1
Ч-Хо и Ч-Зс 1
Ч-Хо и Ч-Т 1
Ч-Хо и Ч-П 2
Не определенные в группу профессий 2
Число обучающихся
исло обучающихся
* ^ ^ о* # / о.*
.о* ^ ^
У
Рис. 1. «Результаты теста»
Также были и учащиеся, которые были определены в два направления одновременно (т.е. количество баллов совпадало в обеих сферах), что показывает развитие навыков в двух группах профессий и указывают на неопределенность выбора: 1 человек определен в группы «Человек-Художественный образ» и «Человек-Знаковая система», также 1 человек в «Человек-Знаковая система» и «Человек-Техника», в группах «Человек-Художественный образ» и «Человек-Природа» - 2 человека.
Стоит также выделить двух десятиклассников, которые выбрали минимальное количество суждений, что свидетельствует о полной неуверенности
в выборе будущей деятельности. Соответственно, классному руководителю необходимо уделить им особое внимание.
Сравнивая первоначальные показатели профессионального самоопределения, мы констатируем, что проведенное профориентационное мероприятие помогло учащимся определить свои интересы, направление и психотип и способствовало выбору группы профессий - 8 человек против 2 человек, неопределившихся после проведенного мероприятия.
Таким образом, результаты проведенного опроса позволяют сделать вывод, что профориентаци-онная работы классного руководителя в форме интерактивной деловой игры с элементами кейс-обучения является эффективным методом профессионального самоопределения и содействует скорейшему выбору профессии.
В то же время следует отметить, что проблема профориентации в каждый временной период будет оставаться актуальной. Это определяется развитием рынка труда и общества в целом. Каждое поколение запрашивает новые требования современного общества, но неизменным «агентом» профориентации является педагог, а именно классный руководитель.
Литература
1. «Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3: // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 20.11.2020).
2. Милославский В.Г., Алиева Н.Х., Соловьев С.М. и др. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы / В.Г. Милославский, Н.Х. Алиева, С.М. Соловьев [и др.] // Молодой ученый. - 2016. - № 7 (111). - С. 905-911. - Режим доступа: https:// moluch.ru/archive/111/27219/ (дата обращения: 20.11.2020).
3. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: учебное пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 298 стр.
4. Пряжникова Е.Ю., Зеленкина Т.Д. Социально-педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении в реалиях современной действительности / Е.Ю. Пряжникова, Т.Д. Зеленкина // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук: межвуз. сб. науч. работ. / Издательство: Некоммерческое партнерство высшего профессионального образования «Институт международных социально-гуманитарных связей». - Москва, 2015. - С. 96-99.
5. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие / Е.А. Климов. - 3-е издание, стереотипное. - Москва: Академия, 2007. - 304 с.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
6. Синельникова Н.А., Кисиленко А.В. Профориентация учащихся «цифрового поколения»: опыт социологического исследования / Н.А. Синельникова, А.В. Кисиленко // Цифровая наука. - 2020. - № 7. - С. 97-103.
7. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. О готовности учителя к решению проблем профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев //Профессиональное образование в России и за рубежом. / Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. - Кемерово, 2016. - № 2 (22). - С. 1518.
CAREER GUIDANCE WORK OF THE CLASS TEACHER WITH HIGH SCHOOL STUDENTS
Parfenov E.A., Parfenova A.E.
North-Eastern Federal University
In the modern world, the labor market is progressing, the requirements for the level of professional training of specialists are changing. At the same time, the school is the first stage of the professional development of a future specialist, where close attention should be paid to the vocational guidance of students. Thus, the Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 273-FL dated December 29, 2012, it is determined that secondary education is aimed at preparing students for the beginning of their professional activities [1].
In this article, we study the content and methods of vocational guidance of students, determine the key role of the class teacher in choosing the best ways to solve this educational problem, and provide the results of a practical study of methods of career guidance at a school in Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia).
Keywords Education in the senior grades of school, vocational
guidance of students, the activities of the class teacher, methods of
career guidance.
References
1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ [On education in the Russian Federation: Federal law No. 273-FL of December 29, 2012]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed 20 November 2020).
2. Miloslavskiy V.G., Alieva N. Kh., Solov'ev S.M. and others. Theory and practice of vocational guidance in Russia: problems and prospects. Molodoy ucheniy [Young scientist], 2016, no. 7, pp. 905-911. Available at https://moluch.ru/archive/111/27219/ (Accessed 20 November 2020).
3. Pochebut L.G., Chiker V.A. Organizatsionnaya sotsial'naya psikhologiya [Organizational social psychology]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2002. 298 p.
4. Pryazhnikova E. Yu., Zelenkina T.D. Social pedagogical support of high school students in professional self-determination in the realities of modern reality. Aktual'nye problemy gumanitarnykh, sotsial'nykh i ekonomicheskikh nauk [Current problems in the Humanities, social Sciences, and Economics], 2015, pp. 96-99.
5. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleni-ya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. 304 p.
6. Sinel'nikova N.A., Kisilenko A.V. Career guidance for students of the "digital generation": the experience of sociological research. Tsifrovaya nauka [Digital science], 2020, no. 7, pp. 97103.
7. Chistyakova S.N., Rodichev N.F. About the teacher's readiness to solve the problems of professional self-determination of students in modern conditions. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2016, no. 2, pp. 15-18.
о с
u