Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 963511-7 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПО ВОПРОСУ ДОБРОВОЛЬНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»'

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 963511-7 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПО ВОПРОСУ ДОБРОВОЛЬНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
законопроект / образование / дистанционное обучение / дистанционные образовательные технологии / основные образовательные программы / draft law / education / distance learning / distance learning technologies / basic educational programs

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Александрович Шаронов, Ринат Негаматуллаевич Мородумов

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации группой депутатов 27 мая 2020 года внесен проект Федерального закона № 963511-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу добровольности дистанционного обучения» (далее – Законопроект). Актуальность и необходимость разработки Законопроекта обусловлена целесообразностью совершенствования правового регулирования отношений в сфере образования, складывающихся на современном этапе общественного развития. Законопроектом устанавливается, что опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников, включая доступ к информационно телекоммуникационным сетям, оснащение обучающихся соответствующими техническими средствами и их программным обеспечением, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В научной статье авторами проведен анализ Законопроекта, а также внесены предложения по его совершенствованию и доработке. Законопроект является актуальным и своевременным, подготовлен качественно и заслуживает высокой оценки, но тем не менее требует дополнительного обсуждения и уточнения, в том числе в контексте указанных в настоящей статье предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Александрович Шаронов, Ринат Негаматуллаевич Мородумов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ANALYSIS OF THE DRAFT FEDERAL LAW NO. 963511-7 «ON AMENDMENTS TO ARTICLE 16 OF THE FEDERAL LAW «ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION» ON THE ISSUE OF VOLUNTARY DISTANCE LEARNING»

On May 27, 2020, a group of deputies submitted to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation a draft federal law No. 963511-7 «On Amendments to Article 16 of the Federal Law «On Education in the Russian Federation» on the issue of voluntary distance Learning» (hereinafter referred to as the Draft Law). The relevance and necessity of developing the Draft Law is determined by the expediency of improving the legal regulation of relations in the field of education, which are developing at the present stage of social development. The draft law establishes that indirect (at a distance) interaction between students and teaching staff, including access to information and telecommunications networks, equipping students with appropriate technical means and their software, is carried out at the expense of the corresponding budgets of the budget system of the Russian Federation. In the scientific article, the authors analyzed the draft law, as well as made proposals for its improvement and refinement. The draft law is relevant and timely, has been prepared with high quality and deserves high praise, but nevertheless requires additional discussion and clarification, including in the context of the proposals referred to in this article.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 963511-7 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПО ВОПРОСУ ДОБРОВОЛЬНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»»

УДК 347.45/.47 ББК 67.404.213

DOI 10.24412/2414-3995-2021-2-53-57 © С.А. Шаронов, Р.Н. Мородумов, 2021

Научная специальность 12.00.03 - гражданское право; семейное право; предпринимательское право;

международное частное право

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 963511-7 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПО ВОПРОСУ ДОБРОВОЛЬНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Сергей Александрович Шаронов,

профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,

доктор юридических наук, доцент, Почетный работник сферы образования Российской Федерации Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: Sharonov345@mail.ru;

Ринат Негаматуллаевич Мородумов, заместитель начальника кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,

кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: morodumov@bk.ru

Аннотация. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации группой депутатов 27 мая 2020 года внесен проект Федерального закона № 963511-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу добровольности дистанционного обучения» (далее - Законопроект). Актуальность и необходимость разработки Законопроекта обусловлена целесообразностью совершенствования правового регулирования отношений в сфере образования, складывающихся на современном этапе общественного развития. Законопроектом устанавливается, что опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников, включая доступ к информационно телекоммуникационным сетям, оснащение обучающихся соответствующими техническими средствами и их программным обеспечением, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В научной статье авторами проведен анализ Законопроекта, а также внесены предложения по его совершенствованию и доработке. Законопроект является актуальным и своевременным, подготовлен качественно и заслуживает высокой оценки, но тем не менее требует дополнительного обсуждения и уточнения, в том числе в контексте указанных в настоящей статье предложений.

Ключевые слова: законопроект, образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, основные образовательные программы.

LEGAL ANALYSIS OF THE DRAFT FEDERAL LAW NO. 963511-7 «ON AMENDMENTS TO ARTICLE 16 OF THE FEDERAL LAW «ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION» ON THE ISSUE OF VOLUNTARY DISTANCE LEARNING»

Sergey A. Sharonov,

Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure, Doctor of Legal Sciences, Associate professor, Honorary Worker of Education of the Russian Federation Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Rinat N. Morodumov,

Deputy Head of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named alter V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. On May 27, 2020, a group of deputies submitted to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation a draft federal law No. 963511-7 «On Amendments to Article 16 of the Federal Law «On Education in the Russian Federation» on the issue of voluntary distance Learning» (hereinafter referred to as the Draft Law). The relevance and necessity of developing the Draft Law is determined by the expediency of improving the legal regulation of relations in the field of education, which are developing at the present stage of social development. The draft law establishes that indirect (at a distance) interaction between students and teaching staff, including access to information and telecommunications networks, equipping students with appropriate technical means and their software, is carried out at the expense of the corresponding budgets of the budget system of the Russian Federation. In the scientific article, the authors analyzed the draft law, as well as made proposals for its improvement and refinement. The draft law is relevant and timely, has been prepared with high quality and deserves high praise, but nevertheless requires additional discussion and clarification, including in the context of the proposals referred to in this article.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Keywords: draft law, education, distance learning, distance learning technologies, basic educational programs.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Шаронов С.А., Мородумов Р.Н. Правовой анализ проекта Федерального закона № 963511-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу добровольности дистанционного обучения». Вестник экономической безопасности. 2021;(2):53-7.

Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования образовательных отношений, которые подвержены динамике в контексте цифрового развития экономики, осложненного обострением эпидемиологической обстановки. В настоящее время российские цивилисты отмечают, что такая «экономика не ограничивается бизнесом» и другими сферам гражданского оборота, «а проникает.. .в образование, науку, культуру и др.» [1, с. 14].

В связи с этими и другими факторами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации группой депутатов 27 мая 2020 года был внесен проект Федерального закона № 963511-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу добровольности дистанционного обучения»1 (далее - Законопроект), который направлен на реализацию, установленных законом гарантий на получение начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации2 и статьей 5 Федерального закона 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»3 (далее - Закон об образовании) в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования.

1 Законопроект федерального закона № 963511-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу добровольности дистанционного обучения // https://sozd.duma.gov.ru/bill/963511-7.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 04.07.2020.

3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

Проблемы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции и введением в стране и ее регионах режима повышенной готовности, привели к необходимости массового использования дистанционных образовательных технологий при реализации основных общеобразовательных программ и основных образовательных программ среднего профессионального образования.

Реализация образовательных программ посредством дистанционных образовательных технологий предполагает использование обучающимися информационно телекоммуникационных сетей, соответствующих технических средств и их программного обеспечения. В соответствии со статьями 5 и 35 Закона об образовании указанное использование должно быть для обучающихся бесплатным.

Законопроектом устанавливается, что опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников, включая доступ к информационно телекоммуникационным сетям, оснащение обучающихся соответствующими техническими средствами и их программным обеспечением, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Актуальность и необходимость разработки Законопроекта обусловлена целесообразностью совершенствования правового регулирования отношений в сфере образования, складывающихся на современном этапе общественного развития.

В настоящее время, с одной стороны, необходимость внесения изменений связано с тем, что названные отношения подвержены воздействию различных факторов чрезвычайного характера, вызванных в том числе и распространением корона-вирусной инфекции. С другой стороны, внедрение в сферу социально-экономических отношений информационно-цифровых технологий не может не затронуть и область образования.

Проектируемые положения соответствуют целям Законопроекта, поскольку направлены на стабилизацию конституционных гарантий прав граж-

дан в части общедоступности и бесплатности представленных уровней образования, свободы труда и преподавания педагогических работников, научного и иного творчества обучающихся (статьи 37, 43, часть 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации)1.

В настоящее время надлежащее освоение основных образовательных программ зачастую становится возможным только при помощи дистанционных образовательных технологий, применение которых на отдельных этапах общественного развития, обусловленных чрезвычайными и иными обстоятельствами во многих случаях становится единственным доступным средством для получения новых знаний, навыков и умений. Вместе с тем для обучающихся использование указанных технологий не должно нарушить принципы бесплатного и общедоступного получения соответствующего уровня образования.

Предложенный вариант Законопроекта повышает уровень социально-трудовой защищенности педагогических работников. Это объясняется тем, что до настоящего времени наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (например, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства) и признанных таковыми в установленном законом порядке, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации2 являются основаниями для расторжения трудового договора. В случае если Законопроект будет реализован, то указанные обстоятельства будут рассматриваться не как основание для расторжения трудового договора, а как основание для перехода на дистанционную форму обучения.

Другим социальным эффектом Законопроекта является повышение уровня защищенности здоровья обучающихся и педагогических работников

в части исключения между ними распространения инфекционных заболеваний в силу отсутствия непосредственного контакта.

Поскольку материальное обеспечение дистанционного процесса обучения должно осуществляться за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы России, то экономические последствия следует просчитывать в рамках этой системы. Вместе с тем, отсутствие для обучающихся и их родителей (иных законных представителей) необходимости прибытия к месту обучения и другие, связанные с этим материальные расходы фактически будут сведены к нулю или в значительной степени минимизированы.

В целом Законопроект подготовлен качественно и заслуживает высокой оценки. Вместе с тем его отдельные положения не всегда в полной мере согласуются с «буквой» и «духом» Конституции Российской Федерации3 и иными нормативными правовыми актами России, требуют уточнений и дополнений, а также нуждаются в исключении повторов некоторых слов.

Авторами научной статьи внесены следующие предложения по совершенствованию Законопроекта.

1. В Законопроекте имеются некоторые положения, которые в своем буквальном изложении не в полной мере согласуются с подобными положениями, закрепленными в Конституции Российской Федерации, в Гражданском кодексом Российской Федерации, в Законе об образовании).

Так в статье 6 и 7 Законопроекта термин «законные представители обучающихся» («законных представителей обучающихся») требует детализации и согласования с положениями вышеуказанных правовых актов. Например, согласно части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации4, представляющей собой одну из основ конституционного строя России, в нашей стране «обеспечивается госу-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 04.07.2020.

4 Там же.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

дарственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». Нетрудно заметить, что сущность материнства и отцовства, проявляется в реализации прав и обязанностей матерей и отцов, обусловленных из заботой о благополучии детей. Таким образом, в Конституции Российской Федерации1 фактически используется термин не «законные представители» детей, а члены семьи - матери и отцы, вместе именуемые «родители».

Тенденция, связанная с поддержкой названной конституционной основы, была одобрена российскими гражданами в ходе голосования по внесению изменений в Основной закон государства 01 июля 2020 года. В частности, в Конституции Российской Федерации появилось новое положение, закрепленное в подпункте ж.1) статьи 72. Согласно этому положению защита материнства и отцовства, то есть по сути «родительства», а равно создание условий для достойного воспитания детей в семье являются одной из важнейших задач как Российской Федерации, так и ее субъектов2.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации3 правовое положение участников гражданского оборота, в рассматриваемом случае граждан (физических лиц), определяется гражданским законодательством. Закрепляя и раскрывая сущность право- и дееспособности несовершеннолетних граждан, в названном кодифицированном акте используются термины «родители, усыновители или опекуны» (часть 2 статья 21, часть 1 статьи 26, часть 1 статьи 27 и другие)4. Таким образом, реализация право- и дееспособность исследуемой категории граждан, которые в области образовательных отношений могут обладать правовым положением «обучающихся» ставится в зависимость от поведения, прежде всего,

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2 Там же.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 05.12. 1994, № 32, ст. 3301.

4 Там же.

родителей, а затем уже других законных представителей - усыновителей, попечителей, опекунов.

«Родительская» направленность прав и обязанностей в отношении воспитания и образования детей отчетливо прослеживается и в Семейном кодексе Российской Федерации5. Например, согласно части 2 статьи 31 названного кодифицированного акта образовательные вопросы детей решаются на равноправных началах совместно их матерями и от-цами6, то есть родителями.

Представленный подход к использованию анализируемого термина применяется и в различных статьях Закона об образовании. Так в пункте 31 статьи 2 указанного правового акта в качестве структурного элемента основного понятия «участники образовательных отношений» термин «родители несовершеннолетних обучаемых» используется отдельно от термина «законные представители». Аналогичный прием в преимущественном использовании искомого термина является востребованным и в других разделах рассматриваемого закона. В этом случае он является составным элементом названия глав (например, глава 4 «Обучающиеся и их родители (законные представители)» и составным элементом образовательных отношений (например, часть 10, 11 статьи 43, части 1, 3, 4, 6 статьи 44 и другие)7. Кроме того, законодатель использует термин «родители (законные представители)» по отношению не ко всем обучающимся, а только к тем из них, которые являются несовершеннолетним лицами.

Таким образом, на основании изложенного, представляется, что в статьях 6 и 7 Законопроекта целесообразно использовать термин «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся», а не термин «законные представители обучающихся».

2. В статье 7 Законопроекта используется фраза «.введении на соответствующей территории режима повышенной готовности, режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения».

5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.

6 Там же.

7 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

Поскольку Законопроект не детализирует случаи введения указанных режимов, а рассматриваемые отношения складываются в образовательной сфере, а не в области «повышенной готовности» и (или) в «чрезвычайной ситуации и положения», то может возникнуть неоднозначное толкование предлагаемой нормы. Так становится не ясным: кто устанавливает вышеуказанные режимы в части их воздействия на образовательные отношения?

На основании изложенного, представляется логичным и обоснованным дополнить рассматриваемую фразу следующими терминами: «в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

3. Во втором предложении статьи 7 Законопроекта употребляется сочетание «...оснащение обучающихся соответствующими техническими средствами и их программным обеспечением, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». При этом слово «соответствующими» («соответствую-

щих») фактически повторяется два раза. Предлагается в первом случае это слово заменить на слово «необходимыми», то есть нужными для данной формы обучения.

На основании изложенных аспектов часть предложения можно изложить в следующей редакции: «.необходимыми техническими средствами и их программным обеспечением, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Таким образом, Законопроект является актуальным и своевременным, подготовлен качественно и заслуживает высокой оценки, но тем не менее требует дополнительного обсуждения и уточнения, в том числе в контексте указанных в настоящей статье предложений.

Литература

1. Камышанский В.П. О цифровой экономике и цифровом праве / В.П. Камышанский // Власть закона. 2019. № 1. С. 14-18.

Конституционное право России. Учебник. Под науч. ред. Б.С. Эбзеева, В.О. Лучина; под общ. ред. К.К. Гасанова, Л.Т. Чих-ладзе. 471 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебник подготовлен с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., а также изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в связи с конституционной реформой.

Дан комплексный анализ основных конституционно-правовых институтов, раскрыта их правовая природа. Рассматриваются наиболее актуальные современные теоретические разработки конституционно-правовой науки и правоприменительной практики.

Исследованы новые для конституционных норм понятия, проанализировано изменение правового статуса органов публичной власти.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.