Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРАВА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осавелюк Алексей Михайлович

Рассматриваются правовые основы социального обеспечения отдельных категорий несовершеннолетних лиц, требующие со стороны государства дополнительных мер социальной поддержки - дети-сироты и дети-инвалиды. Дается краткий обзор правового обеспечения этих категорий несовершеннолетних и меры по их социальной поддержке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF SOCIAL SECURITY OF CERTAIN CATEGORIES OF MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The legal foundations of social security for certain categories of minors requiring additional measures of social support from the state are considered - orphans and disabled children. A brief overview of the legal provision of these categories of minors and measures for their social support is given.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.724

https: //doi. org/10.24412/2073-0454-2022-5-191 -194 NIION: 2003-0059-5/22-442 MOSURED: 77/27-003-2022-05-641

Правовые основы социального обеспечения отдельных категорий несовершеннолетних в Российской Федерации

Алексей Михайлович Осавелюк

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина, Москва, Россия, osaveluk@m ail.ru

Аннотация. Рассматриваются правовые основы социального обеспечения отдельных категорий несовершеннолетних лиц, требующие со стороны государства дополнительных мер социальной поддержки — дети-сироты и дети-инвалиды. Дается краткий обзор правового обеспечения этих категорий несовершеннолетних и меры по их социальной поддержке.

Ключевые слова: несовершеннолетние, права, обеспечение, меры социальной поддержки, дети-сироты, дети-инвалиды Для цитирования: Осавелюк А. М. Правовые основы социального обеспечения отдельных категорий несовершеннолетних в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 191-194. https://doi.org/ 10.24412/2073-0454-2022-5-191-194.

Original article

Legal bases of social security of certain categories of minors in the Russian Federation

Alexey M. Osavelyuk

Moscow State Law University named after O. E. Kutafin, Moscow, Russia, osaveluk@mail.ru

Abstract. The legal foundations of social security for certain categories of minors requiring additional measures of social support from the state are considered — orphans and disabled children. A brief overview of the legal provision of these categories of minors and measures for their social support is given.

Keywords: minors, rights, provision, social support measures, orphans, disabled children

For citation: Osavelyuk A. M. Legal bases of social security of certain categories of minors in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):191-194. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-191-194.

Несовершеннолетние — лица, требующие особого внимания со стороны органов публичной власти и государства в целом. Однако в данной категории населения можно выделить группы, требующие дополнительного набора мер социальной защиты, необходимых для обустройства жизнедеятельности на достаточном уровне. Среди таких групп хотелось бы выделить детей-сирот (в том числе детей, оставшихся без попечения родителей) и детей-инвалидов. К сожалению, в связи с наличием нерешенных вопросов в отношении указанных категорий несовершеннолетних как во всем мире, так и в России в том числе, актуальность рассматриваемой проблематики все еще остается высока [9, с. 503].

Согласно официальным данным Росстата число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди© Осавелюк А. М., 2022

телей за последнее пятилетие значительно возросло по сравнению с предыдущим пятилетием почти на 25 %. Так, в 2020 г. зафиксировано 475 741 детей, а в 2015 г. — 360 826 [1]. Данный факт сигнализирует о том, что все большее количество несовершеннолетних лишаются возможности расти и воспитываться в полноценной семье [7, с. 256], получать должную заботу от обоих родителей, а также адекватно воспринимать ролевые функции каждого из них.

Для начала поймем, что же объединяет и различает понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». Анализ действующего законодательства приводит к мысли о том, что, к обоим категориям относятся несовершеннолетние лица (т. е. лица, не достигшие возраста 18 лет), потерявшие одного или обоих родителей, однако критерии

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

потери разные (что уже выступает отличительным признаком).

В первом случае, сиротой признается несовершеннолетние лицо, родители которого (оба или единственный) умерли. Во втором случаем, причин по которым несовершеннолетние лицо осталось без их попечения, различны: ограничение или лишение родительских прав; признание родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными); установление судом фактов уклонения родителей от воспитания детей и защиты их интересов и др. [1, ст. 1].

Также стоит отметить, что законодатель выделяет группу совершеннолетних лиц, в возрасте от 18 до 23 лет, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства на уровне с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

К таким лицам относятся:

♦ во-первых, те, у которых на момент их несовершеннолетия умерли родители (оба или единственный) или же они остались без попечения своих родителей (по причинам, которые были рассмотрены выше);

♦ во-вторых, те, которые потеряли своих родителей (обоих или единственного) в период получения образования по программам, указанным в Федеральном законе [2, ст. 1].

В соответствии с федеральным законодательством, все выше обозначенные несовершеннолетние и совершеннолетние лица имеют дополнительные гарантии в сфере образования, медицинского обеспечения, трудовой деятельности, имущественных прав и судебной защите.

Среди гарантируемых мер социальной поддержки в сфере медицинского обеспечения, интересным видится право рассматриваемых лиц на лечение за счет средств федерального бюджета за пределами РФ.

В сфере образования меры социальной поддержки предусмотрены как при получении среднего профессионального образования, так и высшего. Например, определенные льготы предусмотрены при обучении на подготовительных отделениях образовательных организаций, зачислении по программам бакалавриата и специалитета, получении второго среднего профессионального образования и др.

Важное место в жизни каждого человека занимает трудовая деятельность, поэтому очень важно поддер-

жать несовершеннолетних в начале их трудового пути. В связи с этим, при поиске работы впервые, а также в случае признании впервые безработными, дополнительная социальная поддержка оказывается в виде пособий по безработице, а также в случаях, предусмотренных законодательством — стипендий. Помимо этого, предусматриваются особые условия увольнения при ликвидации, сокращении численности или штата работников. В таких случаях профессиональное обучение и дальнейшее трудоустройство возлагается на счет нынешнего работодателя или его правопреемника.

Не менее интересным также видится право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на бесплатную юридическую помощь, оказание которой регламентируется отдельным Федеральным законом [3].

Что же касается второй группы несовершеннолетних, интересующих в рамках данной статьи, то стоит сразу отметить негативную тенденцию ежегодного роста на территории нашей страны количества детей-инвалидов. Согласно официальным данным Росстата на январь 2022 г., было зафиксировано 729 тыс., что практически на 14 % больше по сравнению с январем 2017 г. (628 тыс.) [1].

Детьми-инвалидами в соответствии с нормой действующего законодательства признаются, во-первых, лица в возрасте до 18 лет (т. е. несовершеннолетние), а во-вторых, лица, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (ст. 1).

Вызваны такого рода расстройства могут быть по различным причинам: вследствие перенесенных заболеваний, полученных травм, а также наличия дефектов. Перечень заболеваний и дефектов, приводящим к изменениям и нарушениям функций органов, содержится в отдельном постановлении Правительства [5], определяющем порядок и условия признания лиц инвалидами, в том, числе и несовершеннолетних.

Дети-инвалиды наравне с иными гражданами реализуют право на образование, в связи с чем, образовательные организации должны предусматривать наличие адаптированных под данную категорию населения образовательных программ. Помимо этого, для детей-инвалидов, которые не могут обучаться непосредственно в самих образовательных организациях, предусмотрена возможность обучения на дому. Такая форма обучения организуется органами,

JURISPRUDENCE

осуществляющими управление в сфере образования с согласия родителей ребенка-инвалида, а также медицинской организации. Перечень заболеваний, при наличии которых дети-инвалиды имеют право выбрать такую форму обучения, как на дому, определяется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации [6].

В целях обеспечения детей-инвалидов трудовой деятельностью, действующим законодательством предусмотрена необходимость выделения работодателями квот для приема на работу инвалидов, порядок, который определяется отдельным законом [4].

Помимо этого, законодатель обязывает работодателя учитывать особенности функций организма детей-инвалидов, осуществляющих трудовую деятельность, и предусмотреть на их рабочих местах вспомогательное оборудование, технические и организационные оснащения, способствующие выполнению трудовых обязанностей на должном уровне. Также работодатель может резервировать для инвалидов места по профессиям, которые наиболее будут для них подходящими или же при необходимости организовывать обучение инвалидов по новым профессиям, в целях увеличения их конкурентоспособности на рынке труда [8].

Среди мер социальной поддержки детей-инвалидов существенное место занимают выплаты в виде пенсий, пособий, страховых выплат и т. д., полагающиеся им по различным основаниям. Плюс, в целях оказания дополнительной помощи детям-инвалидам, при наличии определенных оснований, также может быть предусмотрено оказание социально-бытового обслуживания на дому в виде различных медицинских и бытовых услуг.

Таким образом, проанализировав нормы действующего законодательства, можно прийти к выводу о том, что на территории нашего государства предусмотрен достаточный комплекс мер социальной поддержки, необходимый для обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних, требующих повышенного внимания. Однако, фактическая реализация всех мер поддержки бывает порой затруднительна в виду правовой неинформированности как самих родителей несовершеннолетних, так и лиц, их заменяющих, организационных сложностей, с которыми им приходится сталкиваться и т. д.

Обращая внимание на приведенную статистику, стоит указать на необходимость организации ра-

боты государства, прежде всего, по установлению причин появления таких серьезных явлений, как сиротство и инвалидность и принятию мер по их устранению.

Список источников

1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 19 ноября 2021 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 марта 2022 г.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

2. Назарова А. С. Проблемы защиты права детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей на жизнь и воспитание в семье в современном российском праве // Инновационные аспекты развития науки и техники. 2021. № 7. С. 251-260.

3. Осавелюк А. М., Чепурнова Н. М., Хазов Е. Н. и др. Конституционное право России. М., 2020.

4. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (ред. от 26 ноября 2020 г.) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // СЗ РФ. 2006. № 9. Ст. 1018.

5. Приказ Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» (зарег. в Минюсте России 20 июля 2016 г. № 42916) // URL:// http://www.pravo.gov.ru.

6. Рудь Ю. А. Проблемные аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. С. 501-511.

7. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 17 февраля 2021 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

8. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28 июня 2021 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.

References

1. Law of the Russian Federation of April 19, 1991 No. 1032-1 (ed. of November 19, 2021) «On employ-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ment of the population in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from March 1, 2022) // Federal Law of the Russian Federation. 1996. No. 17. St. 1915.

2. Nazarova A. S. Problems of protecting the right of orphans and children left without parental care to life and upbringing in the family in modern Russian law // Innovative aspects of the development of science and technology. 2021. No. 7. P. 251--260.

3. Osavelyuk A. M., Chepurnova N. M., Khazov E. N. et al. Constitutional Law of Russia. M., 2020.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of February 20, 2006 No. 95 (ed. of November 26, 2020) «On the procedure and conditions for recognizing a person as disabled» // SZ RF. 2006. No. 9. St. 1018.

5. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of June 30, 2016 No. 436n «On approval of the list of diseases, the presence of which gives the right

to study in basic general education programs at home» (zareg. in the Ministry of Justice of Russia on July 20, 2016 No. 42916) // URL://http://www.pravo .gov.ru.

6. Rud Yu. A. Problematic aspects of the protection of the rights of orphans and children left without parental care, and ways to solve them // Issues of Russian justice. 2020. No. 9. P. 501-511.

7. Federal Law No. 159-FZ of December 21, 1996 (as amended on February 17, 2021) «On additional guarantees for the social support of orphans and children left without parental care» // SZ RF. 1996. No. 52. St. 5880.

8. Federal Law No. 181-FZ of November 24, 1995 (as amended on June 28, 2021) «On Social Protection of disabled people in the Russian Federation» // SZ RF. 1995. No. 48. St. 4563.

9. Federal Law No. 324-FZ of November 21, 2011 (as amended on July 1, 2021) «On Free legal aid in the Russian Federation» // SZ RF. 2011. No. 48. St. 6725.

Информация об авторе

А. М. Осавелюк — профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author

A. M. Osavelyuk — Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow State Law University named after O. E. Kutafin, Doctor of Legal Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 23.05.2022; одобрена после рецензирования 01.07.2022; принята к публикации 08.08.2022.

The article was submitted 23.05.2022; approved after reviewing 01.07.2022; accepted for publication 08.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.