Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ / ПРАВА / РЕБЕНОК / ДЕТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ / НАЙМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давитадзе Мевлуд Демуралович, Иваньшина Ольга Валерьевна

Исследование основных направлений защиты прав и интересов ребенка определено одним из направлений государственной политики в области охраны института детства. В свете пандемии COVID-2019, согласно статистике смертность от данного заболевания держится на очень высоком уровне, вследствие этого множество детей осталось без попечения родителей. Вместе с тем, в соответствии с обобщением практики Верховного Суда Российской Федерации в 2018-2020 годах судами рассмотрено значительное количество дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Анализ материалов судебной практики показывает на значительное нарушение прав несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE RIGHTS OF THE CHILD (CHILDREN) IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

The study of the main directions of protecting the rights and interests of the child is determined by one of the directions of the state policy in the field of protecting the institution of childhood. In the light of COVID-2019 pandemic, statistically, this disease mortality remains at very high level thereof the great number of children remained without care of parents. At the same time, in accordance with the generalization of the practice of the Supreme Court of the Russian Federation in 2018-2020, the courts considered a significant number of cases related to the provision of orphans and children left without parental care, as well as persons from among orphans and children left behind without parental care, living quarters. Analysis of the materials of judicial practice shows a significant violation of the rights of minors.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-62-68 NIION: 2015-0066-3/22-332 MOSURED: 77/27-011-2022-03-531

Проблемы реализации прав ребенка (детей) в условиях пандемии

Мевлуд Демуралович Давитадзе1, Ольга Валерьевна Иваньшина2

1 Одинцовский филиал МГИМО (У) МИД России, Одинцово, Россия, md2063@mail.ru

2 Московский университет им. С.Ю. Витте, Москва, Россия, olya-ivanshina68@yandex.ru

Аннотация. Исследование основных направлений защиты прав и интересов ребенка определено одним из направлений государственной политики в области охраны института детства. В свете пандемии COVID-2019, согласно статистике смертность от данного заболевания держится на очень высоком уровне, вследствие этого множество детей осталось без попечения родителей. Вместе с тем, в соответствии с обобщением практики Верховного Суда Российской Федерации в 2018-2020 годах судами рассмотрено значительное количество дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Анализ материалов судебной практики показывает на значительное нарушение прав несовершеннолетних.

Ключевые слова: реализация, права, ребенок, дети, обеспечение жилыми помещениями, найм

Для цитирования: Давитадзе М. Д., Иваньшина О. В. Проблемы реализации прав ребенка (детей) в условиях пандемии // Вестник экономической безопасности. 2022. N° 3. С. 62-68. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-62-68.

Original article

Problems of implementing the rights of the child (children) in the conditions of the pandemic

Mevlud D. Davitadze1, Olga V. Ivanshina2

1 Odintsovo branch of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Odintsovo, Russia,

md2063@mail.ru

2 Witte Moscow University, Moscow, Russia, olya-ivanshina68@yandex.ru

Abstract. The study of the main directions of protecting the rights and interests of the child is determined by one of the directions of the state policy in the field of protecting the institution of childhood. In the light of C0VID-2019 pandemic, statistically, this disease mortality remains at very high level thereof the great number of children remained without care of parents. At the same time, in accordance with the generalization of the practice of the Supreme Court of the Russian Federation in 2018-2020, the courts considered a significant number of cases related to the provision of orphans and children left without parental care, as well as persons from among orphans and children left behind without parental care, living quarters. Analysis of the materials of judicial practice shows a significant violation of the rights of minors.

Keywords: implementation, rights, child, children, provision of living quarters, hiring

For citation: Davitadze M. D., Ivanshina O. V. Problems of implementing the rights of the child (children) in the conditions of the pandemic. Bulletin of economic security. 2022;(3):62-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-62-68.

В период с марта 2020 г. по конец апреля 2021 г. в России каждый тысячный ребенок потерял из-за пандемии как минимум одного из родителей или опекунов в лице бабушки и дедушки. Далеко не все из этих детей становились круглыми сиротами. Но с учетом

© Давитадзе М. Д., Иваньшина О. В., 2022

того, что в России много неполных семей, а также с учетом отложенных последствий у переболевших, тенденция вызывает тревогу [19].

Вместе с тем, проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, в особенности, в условиях пандемии, сегодня весьма актуальны. В списке детей-сирот, которым положено бесплатное жилье, состоит уже почти 290 тыс. человек, это на 3 % больше, чем год назад. Из них обеспечению жильем на 1 августа 2021 г. подлежало около 200 тыс. человек - на 4,5 % больше, чем годом ранее. Проблемы с жильем усугублялись на фоне пусть небольшого, но сокращения общей численности сирот в России. Но теперь из-за пандемии тенденция сокращения может развернуться назад [19].

В целом, отношения, которые направлены на решение проблем обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день урегулированы следующими нормативными правовыми актами:

- Конституцией РФ как Основным законом страны, положения которой гарантируют на наивысшем уровне каждому ребенку неизменное право на социальную защиту, которая предоставляется со стороны государства в лице уполномоченных на то органов. При этом отдельно следует выделить ст. 40 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на жилище;

- ЖК РФ, а также СК РФ, которые регулируют комплекс вопросов в части, касающейся обязательного сохранения права собственности за лицом несовершеннолетнего возраста на жилое помещение в его интересах;

- следующими федеральными законами: «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4] от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [6] (далее - ФЗ № 15-ФЗ);

- актами, изданными Правительством Российской Федерации, к примеру, от 31.03.2017 г. № 372 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [8] и прочими действующими в Российской Федерации нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере;

- региональными законодательными актами, изданными на уровне субъектов Российской Федерации, к примеру: Закон Республики Тыва от 26.11.2004 г. № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [10], Закон Краснодарского края от 31.05.2005 г. № 880-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» [11], Закон Мо-

сковской области от 29.12.2007 г. № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» [9], Закон Кировской области от 04.12.2012 г. № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» [12].

Так, к примеру, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007 г. № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Московской области [9].

Кроме этого, с 01.01.2019 г. вступил в силу новый законодательный акт - Федеральный закон от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [7], в соответствии с которым в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены изменения, направленные на уточнение порядка, предусмотренного для включения детей-сирот, а также соответствующих лиц из числа детей-сирот в разработанный на государственном уровне список на получение жилья, а также их последующего исключения из данного списка.

Указанными изменениями предусмотрено, что законным представителям детей, относящихся к категории сирот, на сегодняшний день на законодатель-

ном уровне предоставляется право по собственному усмотрению и самостоятельно подавать заявления о последующей необходимости включения детей в данный список. Данное обстоятельство можно расценивать как гарантию последующего предоставления данной категории детей жилья.

На сегодняшний день права детей, которые в силу определенных жизненных обстоятельств остались без попечения родителей и, в связи с этим находятся в соответствующих организациях урегулированы положениями ст. 155.3 СК РФ. Так, в соответствии с указанной нормой дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

- содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;

- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» рассматриваемым категориям детей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений [4].

В ст. 98.1 ЖК РФ закреплено, что жилые помещения для детей-сирот, а также для детей, которые остались без попечения родителей, имеют строгое целевое назначение: такие помещения выделяются для проживания соответствующей категории детей в соответствии с положениями, которые нашли свое закрепление в законодательстве Российской Федерации, а также законодательстве, принятом на уровне субъектов Российской Федерации.

Положения, представленные в указанной норме, законодатель развивает в ст. 109.1 ЖК РФ, в соответствии с которой предоставление жилых помещений

соответствующей категории детей возможно путем заключения договора найма специализированных жилых помещений. При этом установлено, что такой договор не может быть заключен с гражданами других иностранных государств, а также с лицами, у которых отсутствует гражданство, если иное не урегулировано положениями международного договора, ратифицированного в установленном порядке Российской Федерацией.

Вместе с тем, в такие жилые помещения в соответствии с указанной статьей ЖК РФ могут быть вселены несовершеннолетние дети, а также супруг (супруга) рассматриваемой категории лиц.

Действующее законодательство Российской Федерации обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Помимо этого, на органы опеки и попечительства возлагается осуществление мер контроля, который должен быть направлен на выявление фактов несвоевременной подачи со стороны законных представителей детей-сирот соответствующего заявления о включении последних в соответствующий список. Так, например, в том случае, если такие факты будут установлены, соответствующий орган опеки и попечительства в последующем обязан принять меры, которые направлены на включение детей в данный государственный список [17, с. 12-13].

Несмотря на указанные предписания, данные положения закона постоянно нарушаются, о чем свидетельствуют данные статистики, представленной Университетом прокуратуры РФ, в котором было проведено исследование, связанное с вопросами защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, нередко такие дети остаются без внимания органов опеки и попечительства. В интернатах не всегда создаются должные условия для их жизни, учебы, общения со сверстниками. Выпускники интернатных учреждений сталкиваются с многочисленными трудностями: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, досуга, создание своей семьи, взаимодействие с новыми людьми.

Согласно данным официальной статистики, по состоянию на 31 декабря 2019 г. на территории Российской Федерации проживает 44 429 детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей. В 2018 г. данный показатель был равен 47 370 детей, которые отнесены к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2017 г. - 50 210, в 2016 г. - 58 972, в 2015 г. - 70 836 г. [14]. Положительная динамика сокращения в стране количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связана с тем, что созданные в организациях для детей-сирот службы семейного устройства достаточно эффективно выполняют функции по подбору и подготовке граждан, готовых принять их на воспитание в семью.

Вместе с тем, несмотря на отмеченную положительную тенденцию, права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему нарушаются: только в сфере соблюдения жилищных прав указанной категории детей за последние 3 года прокурорами выявлено более 54 тыс. нарушений. Органами предварительного расследования по материалам прокурорских проверок возбуждено 63 уголовных дела [16].

При этом представленные Университетом прокуратуры РФ данные свидетельствуют об игнорировании положений закона, а также о халатном отношении должностных лиц к своим прямым обязанностям по защите детей-сирот, что в итоге приводит к преступлениям, вплоть до посягательств на их личную неприкосновенность.

На указанную проблему обращено существенное внимание и Счетной палаты Российской Федерации, которая занимается указанной проблемой в течение последних трех лет. Так, согласно представленным данным, численность состоящих на учете на получение жилья сирот выросла за последние пять лет почти на 50 тыс. человек и составляет около 280 тыс. Из них 68 % - взрослые люди старше 18 лет, своевременно не получившие квартиры. Длительность ожидания жилья в среднем составляет 7 лет, а в отдельных регионах, например в Забайкальском крае, республиках Бурятия, Тыва, Кабардино-Балкария, Мордовия, Ингушетия, - 20 и более лет [13].

Вместе с тем, сегодня достаточно сложно установить местонахождение лиц, которые относятся в соответствии с законом Российской Федерации к числу детей-сирот, которые ранее были включены в соответствующий список. Причиной может служить то, что последние не всегда обращаются с целью реализации данного права в органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации за предоставлением им положенного жилья.

Именно по этой причине на законодательном уровне было введено уточнение, в соответствии с положениями которого, жилые помещения, которые должны быть выделены детям-сиротам, а также лицам, которые относятся к числу детей-сирот, возмож-

но посредством подачи заявления в установленной законом письменной форме в двух случаях:

- при достижении последними возраста 18 лет, то есть совершеннолетия;

- после достижения последними возраста 18-летнего возраста, а именно - по окончании обучения в соответствующих действующих в России образовательных учреждениях; либо после окончания службы в армии Российской Федерации; либо после пребывания в исправительных учреждениях.

Законодателем был внесен ряд изменений в действующие положения ЖК РФ, которые касаются вопросов, связанных с выселением соответствующей категории граждан Российской Федерации из жилого помещения. Основная причина такой меры - это приведение данного жилого помещения последними в непригодное состояние для последующего нормального проживания либо же использование такого помещения не по назначению.

Также следует отметить изменения, которые были внесены в ст. 83 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5], посредством которых становится возможным приобрести жилые помещения, предназначенные для решения жилищных вопросов детей-сирот, а также лиц, которые отнесены к данной категории. Соответствующие закупки возможны посредством проведения запроса предложений, что позволяет тем самым достаточно быстро реализовать в установленной законом форме проведение конкурсных процедур, которые, в свою очередь, направлены на своевременное обеспечение всех нуждающихся в жилых помещениях указанных лиц.

Согласно данным Счетной палаты Российской Федерации, ежегодно на исполнение обязательств государства перед детьми-сиротами в консолидированных бюджетах предусматривается более 32 млрд рублей. В 2019 г. на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 7,4 млрд рублей (18,8 %), за счет региональных бюджетов - 31,8 млрд рублей (81,2 %) [13]. Однако этих средств недостаточно для устранения накопившейся задолженности. По оценке Счетной палаты, для того чтобы обеспечить жильем всех детей-сирот, у которых такое право возникло и не реализовано, требуется единовременно почти 264,5 млрд рублей. Если же объем финансирования сохранится на уровне 2019 г., то для полного погашения задолженности перед детьми-сиротами потребуется не менее 6-7 лет.

Из-за длительного ожидания жилья дети-сироты по-прежнему вынуждены обращаться в суды. По итогам 2018 г. из 25 тыс. человек, обеспеченных жильем, 12,4 тыс., или 49 %, получили его на основании реше-

ний судов. В 12 регионах жилье предоставляется детям-сиротам исключительно на основании судебных решений. При этом с каждым годом количество неисполненных судебных решений нарастает: на 1 января 2018 г. их было 23 тыс., а на 1 октября 2019 г. - уже 26,1 тыс. [13].

В целом проведя анализ законодательного регулирования и практики реализации в Российской Федерации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует сделать следующие выводы.

Законодательное регулирование жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации на сегодняшний день регламентировано как на международном уровне (посредством подписания Российской Федерацией международных законодательных актов, ратифицированных в надлежащей форме), так и на национальном - начиная от Конституции РФ как законодательного акта, имеющего высшую юридическую силу, заканчивая положениями регионального законодательства субъектов Российской Федерации, направленного на решение соответствующих вопросов.

Несмотря на это, рассматриваемые правоотношения в области защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей постоянно нарушаются со стороны специально уполномоченных органов власти, о чем свидетельствуют официальные данные, представленные в данном исследовании. Основная причина указанной негативной тенденции - это игнорирование положений закона, а также халатное отношение должностных лиц к своим прямым обязанностям по защите детей-сирот.

Вместе с тем, данное исследование свидетельствует, что принимаемые государством меры по обеспечению жильем детей-сирот пока не смогли повлиять на улучшение ситуации в этой сфере и решить проблему накопившейся задолженности.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. ст. 16.

3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). ст. 14.

4. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по

социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. ст. 5880.

5. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. ст. 1652.

6. Федеральный закон от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 10. ст. 1163.

7. Федеральный закон от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 31. ст. 4856.

8. Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 г. № 372 (ред. от 30.11.2019) «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 15 (Часть II). ст. 2207.

9. Закон Московской области от 29.12.2007 г. № 248/2007-ОЗ (ред. от 08.05.2020) «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (принят постановлением Мособлдумы от 26.12.2007 № 12/28-П) // Ежедневные Новости. Подмосковье. № 245. 2007.

10. Закон Республики Тыва от 26.11.2004 г. № 918 ВХ-1 (ред. от 06.04.2005) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят ЗП ВХ РТ 10.11.2004) // Тувинская правда. 2005.

11. Закон Краснодарского края от 31.05.2005 г. № 880-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (принят ЗС КК 25.05.2005) // Кубанские новости. № 81. 2005.

12. Закон Кировской области от 04.12.2012 г. № 222-ЗО (с изм. от 05.12.2012) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» (принят постановлением Законодательного Собрания Киров-

ской области от 29.11.2012 № 19/316) // Вести. Киров. № 109(1864). 2012.

13. Бюллетень Счетной палаты РФ : дети-сироты. URL: https://sitetestrn5dfg8m3crudmer.ach. gov.ru/upload/iblock/f2b/f2b92f40030ba150c9b3624 4b2558509.pdf.

14. Генпрокуратура : количество детей-сирот в РФ сократилось вдвое за шесть лет. URL: https://www. kommersant.ru/doc/4332410.

15. Защита прав детей. URL: https://epp.genproc. gov.ru/web/gprf/activity/protecting_children.

16. О результатах исследований, проведенных в Университете прокуратуры Российской Федерации по вопросам защиты прокурорами прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1832538/

17. Огурцова М. Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Акад. Генер. прокуратуры РФ. М., 2015. 22 с.

18. Усыновление.РУ. URL: http://www.usynovite. ru/statistics/2017/

19. 290 тысяч сирот стали проблемой и для регионов, и для строителей. URL: https://www.ng.ru/ economics/2021-09-05/1_8243_economics1.html.

References

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.

2. The Family Code of the Russian Federation dated December 29, 1995 № 223-FZ (as amended on July 2, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. № 1. Art. 16.

3. Housing Code of the Russian Federation of December 29, 2004 № 188-FZ (as amended on June 28, 2021) (as amended and supplemented, entered into force on July 1, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2005. № 1 (part 1). Art. 14.

4. Federal Law of 21.12.1996 № 159-FZ (as amended on 25.12.2018) «On additional guarantees for social support of orphans and children left without parental care» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. № 52. Art. 5880.

5. Federal Law dated 05.04.2013 № 44-FZ (revised from 02.07.2021) «On the contractual system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2013. № 14. Art. 1652.

6. Federal Law of 29.02.2012 № 15-FZ «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the provision of living quarters

for orphans and children left without parental care» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. № 10. Art. 1163.

7. Federal Law of 29.07.2018 № 267-FZ (as amended of 25.12.2018) «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in terms of providing living quarters for orphans and children left without parental care, persons from among children-orphans and children left without parental care» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2018. № 31. Art. 4856.

8. Decree of the Government of the Russian Federation of March 31, 2017 № 372 (as amended on November 30, 2019) «On Amendments to the State Program of the Russian Federation «Social Support for Citizens» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2017. № 15 (Part II). Art. 2207.

9. Law of the Moscow Region of December 29, 2007 № 248/2007-OZ (as amended on 08.05.2020) «On the provision of full state support and additional guarantees for social support for orphans and children left without parental care» (adopted by the resolution of the Moscow Regional Duma dated 26.12.2007 № 12/28-P) // Daily News. Moscow region. № 245. 2007.

10. Law of the Republic of Tuva dated November 26, 2004 № 918 VKh-1 (as amended on April 6, 2005) «On additional guarantees for social support of orphans and children left without parental care» (adopted by the Law of the Supreme Economic Council of the Republic of Tajikistan on November 10, 2004) // Tuvinian truth. 2005.

11. Law of the Krasnodar Territory of 31.05.2005 № 880-KZ «On the provision of additional guarantees for the social support of orphans and children left without parental care in the Krasnodar Territory» (adopted by the Legislative Committee of the KK 25.05.2005) // Kubanskie Novosti. № 81. 2005.

12. Law of the Kirov region of 04.12.2012 № 222-ZO (as amended on 05.12.2012) «On social support for orphans and children left without parental care, persons from among orphans and children left without parental care , children in a difficult life situation» (adopted by the decree of the Legislative Assembly of the Kirov region dated November 29, 2012 № 19/316) // Vesti. Kirov. No. 109 (1864). 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Bulletin of the Accounting Chamber of the Russian Federation : orphans. URL: https:// sitetestrn5dfg8m3crudmer.ach.gov.ru/upload/iblock/f2b/ f2b92f40030ba150c9b36244b2558509.pdf.

14. Prosecutor General's Office : the number of orphans in the Russian Federation has halved in six years. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4332410.

15. Protection of children's rights. URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/protecting_ children.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

16. On the results of research conducted at the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation on the protection by prosecutors of the rights of orphans and children left without parental care. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1832538/

17. Ogurtsova M. L. Prosecutor's supervision over the observance of the housing rights of minors : abstract of dis. ... candidate of legal sciences / Acad.

Gener. Prosecutor's Office of the Russian Federation. M., 2015. 22 p.

18. 1Adoption.RU. URL: http://www.usynovite.ru/ statistics/2017/

19. 19. 290 thousand orphans have become a problem both for the regions and for the builders. URL: https:// www.ng.ru/economics/2021-09-05/1_8243_economics1. html.

Информация об авторах

М. Д. Давитадзе - профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Одинцовского филиала МГИМО (У) МИД России, доктор юридических наук, профессор;

О. В. Иваньшина - аспирант кафедры теории и истории государства и права Московского университета им. С.Ю. Витте.

Information about the authors

M. D. Davitadze - Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Odintsovo branch of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor;

O. V. Ivanshina - Postgraduate student of the Department of Theory and History of State and Law of the Witte Moscow University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 27.07.2022.

The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 27.07.2022.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Гражданский процесс

Гражданский процесс. Под ред. Л. В. Тумановой, Н. Д. Ама-глобели. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 687 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.