ПРАВО НА ЖИЛЬЕ В ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Н.В. Шишпанова, студент
Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11182
Аннотация. В данной статье проводится анализ нормативно-правовых актов, в которых реализовываются права и законные интересы детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен круг лиц, которые считаются детьми сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Несмотря на наличие указанных правовых гарантий еще нельзя говорить о действенном механизме по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их жилищных прав. Анализируя судебную практику, система в обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не совершенна и требует очень больших доработок.
Ключевые слова: социальное государство, закон, норма права, опека, попечительство, дети-сироты, лишение родительских прав, семья, воспитание.
Российская Федерация - социальное государство политика, которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 КРФ). Особое внимание уделяется социально-уязвимым группам населения [1]. К ним можно отнести многие категории граждан, нуждающиеся в социальной помощи. В это число входят дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Правовой статус таких детей прописывается в разных правовых актах. В Конвенции о правах ребенка прописано что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством [2].
В семейном кодексе Российской Федерации так же прописаны нормы права, которые призваны реализовывать права и законные интересы детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще один федеральный закон на котором мы остановимся подробнее это закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей». В этом законе установлен круг лиц, которые считаются детьми сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей. Первая категория состоит из детей-сирот возрастные рамки, которых не достигают восемнадцати лет и у которых умерли оба или единственный родитель, вторая категория дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте менее восемнадцати лет, которые остались без присмотра отца и матери из-за следующих обстоятельств [3]:
1. отсутствие родителей или лишение их родительских прав;
2. ограничением родительских прав у родителей;
3. признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, ограниченными в дееспособности или находящиеся в лечебных учреждениях, объявление их умершими;
4. отбывание родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.
В Федеральном законе от 21.12.1996 г. №159 в ст. 8 установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое по-
мещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4].
По данному закону дети из числа сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают правом на одноразовое получение жилья при достижении ими 18 лет и это право сохраняется за ними до получения жилого помещения. В администрацию по месту жительству ребенка подается заявление его законным представителем в течение трех месяцев, но только по достижению ребенком 14 лет, после этого его включают в список для получения жилого помещения. Самостоятельно дети сироты могут обратиться в случае, если они получили дееспособность раньше восемнадцати лет. На сегодняшний день, жилье предоставляется детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений на 5 лет, а не по договорам социального найма, как это было до изменений. Если лицо находится в трудной жизненной ситуации, то договор найма жилого помещения может быть перезаключен новый аналогичный срок неоднократно, также осуществляется контроль использованием и сохранностью жилья. По истечении срока договора жилое помещение исключают из специализированного жилого фонда, и заключается договор социального найма. Внеочередное предоставление жилья, исключено из жилищного кодекса. Так же, по новым правилам жилые должно предоставляться в виде благоустроенных жилых домов и квартир, до изменения в законе были случаи, когда дети сироты становились обладателями коммунальных квартир [5].
Проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - на сегодняшний день это одна из наиболее остро стоящих проблем не только для нашего государства, но и для многих других [6]. Так как данная категория граждан не имеет достаточной поддержки со стороны близких и родственников, государство берет на себя особые обязательства по обеспечению их необходимыми материальными благами, обязуясь выполнять заявленные в национальном законодательстве гарантии исполнения прав и свобод граждан, путем принятия и
изменения законодательных актов касающихся детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [7]. Несмотря на наличие указанных правовых гарантий еще нельзя говорить о действенном механизме по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их жилищных прав. Подтверждая то, что система в обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не совершенна, и требует очень больших доработок, свидетельствует приведенные нами примеры ряда таких судебных практик.
Гражданин А подал 25.04.2016 года заявление в прокуратуру о том что ему своевременно не предоставили жилье, так как он является лицом из числа детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурор обратился в суд с иском в интересах гражданина А о предоставлении жилья, так как гражданин А является лицом из категории детей оставшихся без попечения родителей. Поскольку мать лишена родительских прав, а отец умер. Гражданин А состоит на учете в администрации города Ч в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании постановления главы администрации города Ч от 07.05.2013 однако жилье так и не предоставлено.
В качестве правового обоснования иска прокурор города Ч сослался на п.п. 1, 7, 9 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [3].
Представитель администрации города Ч высказалась, что согласно ФЗ №159 обязательное предоставление жилых помещений относится к дополнительным гарантиям прав детей сирот, обеспечение которых относится к государственным полномочиям Российской Федерации и является расходным обязательствам субъектов Российской Федерации Финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот производится из средств бюджета Республики Х и не относится к вопросам местного значения. Исполнение Администрацией города Ч от-
дельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из категории детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций.
Суд решил исковые требования удовлетворить. Обязать администрацию города Ч предоставить гражданину А жилое помещение на территории города Ч по договору найма жилого помещения специализированного жилого фонда, площадью, не менее установленной на территории Муниципального образования города Ч нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующее требованиям жилого законодательства, санитарным и техническим требованиям.
После получения решения и исполни-
полнительный лист судебному приставу-исполнителю. Но Администрация не выполнила решения суда, а направила в суд заявление об освобождении от взыскания от исполнительного сбора. Суд удовлетворил заявление и освободил администрацию города Ч от исполнительного сбора. Гражданину А так и не предоставили жилое помещение, а значит его права не были реализованы.
Это не единственное нарушение прав в обеспечении жилым помещением об этом свидетельствуют публикации в СМИ, официальные статистические данные прокуратуры РФ, судебные разбирательства. Данные негативные факторы вызваны как несовершенством организации органов исполнительной власти, злоупотреблениями, преступлениями в данной сфере, а также проблемами правового регулирования.
тельного листа гражданин А направил ис-
Библиографический список
1. Минаев А.В. Государственная безопасность и стратегическое планирование в Российской Федерации // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. - 2014. - №1 (20).
2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 16.10.2020).
3. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// СПС «Консультант Плюс».
4. Минаев А.В., Королева Е.А. Инновационные технологии в осуществлении правосудия // Администратор суда. - 2019. - №3. - С. 51-53.
5. Петрова Н.П. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. - 2008. - №3.
6. Минаев А.В., Недвецкая Я.С. Особенности доказывания безденежности договора займа // Арбитражный и гражданский процесс. - 2020. - №3. - С. 6-9.
7. Кудрявцев А.А. Социально-правовая защита детей-сирот в современной России // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2013. - №17. -С. 97-98.
THE RIGHT TO HOUSING IN A GENERAL DESCRIPTION OF THE RIGHTS OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE
N.V. Shishpanova, Student
Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Khakass State University named after N.F. Katanova (Russia, Abakan)
Abstract. This article analyzes the regulatory legal acts that implement the rights and legitimate interests of orphans and children left without parental care, establishes a circle of persons who are considered orphans and children left without parental care, additional guarantees of rights to property and housing. room. Despite the existence of these legal guarantees, it is still impossible to talk about an effective mechanism for providing housing for orphans and children left without parental care, protecting their housing rights. Analyzing the judicial practice, the system for providing housing for orphans and children left without parental care is not perfect and requires very large improvements.
Keywords: welfare state, law, rule of law, guardianship, guardianship, orphans, deprivation of parental rights, family, upbringing.