Научная статья на тему 'Проблемные вопросы судебной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей при получении жилых помещений'

Проблемные вопросы судебной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей при получении жилых помещений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
643
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / ORPHAN CHILDREN / CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT / JUDICIAL CHILD PROTECTION / STATE SUPPORT / HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Березина Анастасия Михайловна, Шумов Петр Владимирович

В статье приводится комплексный анализ правового регулирования вопросов судебной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассматриваются основные проблемы, возникающие при получении такой меры государственной поддержки, как обеспечение жильем. Анализируется Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Березина Анастасия Михайловна, Шумов Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of Exercise of the Right to Judicial Protection by Orphans and Children Without Parental Care, in Obtaining of Premises

The article provides a comprehensive analysis of the legal regulation of judicial protection of orphans and children left without parental care. The main problems arising in obtaining such a measure of state support as housing are considered. The Federal law ‘On additional guarantees for social support of orphans and children left without parental care’ is analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы судебной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей при получении жилых помещений»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

УДК 347.64 https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/53

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

©Березина А. М., ORCID: 0000-0003-2160-1799, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, anastasiberezina@bk.ru ©Шумов П. В., ORCID: 0000-0001-9275-9791, канд. юрид. наук, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г. Владимир, Россия

ISSUES OF EXERCISE OF THE RIGHT TO JUDICIAL PROTECTION BY ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE, IN OBTAINING OF PREMISES

©Berezina A., ORCID: 0000-0003-2160-1799, Vladimir State University, Vladimir, Russia, anastasiberezina@bk.ru ©Shumov P., ORCID: 0000-0001-9275-9791, J.D., Vladimir State University, Vladimir, Russia

Аннотация. В статье приводится комплексный анализ правового регулирования вопросов судебной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассматриваются основные проблемы, возникающие при получении такой меры государственной поддержки, как обеспечение жильем. Анализируется Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Abstract. The article provides a comprehensive analysis of the legal regulation of judicial protection of orphans and children left without parental care. The main problems arising in obtaining such a measure of state support as housing are considered. The Federal law 'On additional guarantees for social support of orphans and children left without parental care' is analyzed.

Ключевые слова: дети-сироты, дети без попечения родителей, судебная защита детей, государственная поддержка, жилое помещение.

Keywords: orphan children, children without parental support, judicial child protection, state support, housing.

Реализация права на судебную защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей зачастую по общеустановленным правилам, т. е. в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Число детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, в Российской Федерации находится на достаточно высоком уровне. По данным директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Алины Левитской, всего в России на январь 2019 г. насчитывается 700 тыс детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом из них только 140 тыс находятся в госучреждениях, остальные живут в замещающих семьях.

Безусловно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из наиболее социально уязвимых частей общества. Стоит отметить, что число обманутых

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

детей-сирот ежегодно увеличивается, уровень правовой грамотности детей-сирот находится на очень низком уровне, в связи с чем, они все чаще попадают в руки мошенников. Наиболее остро стоит проблема с предоставлением государством жилья детям, оставшимся без попечения родителей [1-3].

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Но в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» существует возрастное ограничение. Дело в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны встать на учет на получение жилья в органы местного самоуправления до того, как им исполнится 23 года. Если они, в силу различных причин, не успевают встать на учет до этого возраста, то автоматически теряют право на жилье. В то же время из самого Закона следует, что после того, как данная категория детей выходит из стен государственных воспитательных учреждений и снимается с полного государственного обеспечения, государство обязано предоставить им жилье. Это подтверждается и Определением Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. №32-Г07-26. По мнению суда, с учетом норм п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в совокупности с ч. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ данная категория граждан должна обеспечиваться жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующих учреждениях.

Рассмотрим, как это происходит на практике. Ребенок попадает в детский дом, выпускается из него в возрасте 18 лет, и, разумеется, уровень правовых знаний у данных граждан зачастую не позволяет им вовремя, а именно в период с 18 до 23 лет, обратиться в органы местного самоуправления по вопросам постановки на учет. Сотрудниками детских домов разъяснительная работа по правовому просвещению их жилищных прав, повышению уровня правовой грамотности и правовой культуры практически не ведется. В результате, дети узнают о своих правах с достаточно большим опозданием. С другой стороны, если государство гарантирует им право на жилище сразу после выпуска из детского дома, почему процедура постановки на учет должна происходить в момент выпуска из детского дома, а не тогда, когда ребенок туда только поступает? Кто ответственен за ситуацию, когда выпускники детских домов после выпуска остаются либо без жилья, либо, если они все-таки становятся на учет в указанный период (с 18 до 23 лет), вынуждены его ожидать десятилетиями? Когда ребенок попадает в детский дом, то ответственными за него становится, прежде всего, администрация детского дома и органы опеки и попечительства. Поэтому представляется логичным, что именно они должны взять на себя оформление всех документов по постановке на учет этих детей именно в момент их поступления в детские дома.

Одной из наиболее серьезных проблем является утрата права на получение жилья для лиц, которым уже исполнилось 23 года. Судебная практика, которая сложилась во Владимирской области по вопросам обжалования действий/бездействия органов государственной власти в связи с постановкой на учет данной категории граждан, к сожалению, не позволяет с оптимизмом смотреть на успешное для выпускников детских домов разрешение данной проблемы в судебном порядке. Администрации городов и районов ссылаются на Закон, в котором четко указывается возраст, до которого выпускник детского

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

дома должен встать на учет, и никогда не рассматривают данный Закон шире, чем это прописано.

Более того, стоит отметить и тот факт, что реализация существующих законодательных актов также проходит достаточно затруднительно, выделенных из бюджета денежных средств не хватает даже на покрытие жильем по решению суда. Считаю, необходимо разработать государственную программу помощи и реабилитации для указанной категории граждан, чтобы при выпуске из детского дома, ребенок был максимально адаптирован и социализирован в обществе.

В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г., социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Следовательно, для данной категории лиц достижение 23-летнего возраста не должно становиться основанием отказа в постановке на учет. Кроме этого, считаем, что тут нельзя говорить ни о какой исковой давности и обычном порядке обжалования действий/бездействия органов государственной власти, так как несвоевременное обращение в судебные органы также является формальным поводом для отказа этой категории граждан в предоставлении им жилья.

Другой серьезной проблемой для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается получение бесплатной юридической помощи. Как правило, эти граждане после выпуска из государственных учреждений не имеют постоянной работы и жилья. Соответственно, оплатить услуги адвоката для большинства из них не представляется возможным [4].

А в соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» рядовой гражданин, если его доход ниже прожиточного минимума, может получить бесплатную юридическую помощь, в случае если он является истцом по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью.

Соответственно, выпускники детских домов, в случае, если их спор не подходит указанным категориям дел, не могут обратиться за бесплатной юридической помощью к адвокату. И даже если они и имеют работу, то она не настолько высокооплачиваема, чтобы позволить им снимать жилье и одновременно оплачивать услуги адвоката. Во Владимирской области в соответствии с Решением Совета Адвокатской палаты Владимирской области от 05.04.2018 г. размер гонорара за составление искового заявления на исковое заявление — не менее 8 000 руб.; представление интересов доверителя в суде первой инстанции — не менее 8 000 руб., в совокупности, за составление искового заявления и ведение дела (2-3 судодня) будет составлять около 25-30 тысяч рублей, что выше среднемесячной заработной платы во Владимирской области. Поэтому они обращаются в различные общественные юридические консультации.

Мнение по поводу качества предоставляемых услуг подобными юридическими консультациями неоднозначно, зачастую оказываемая данными лицами «юридическая помощь» причиняет гораздо больший вред. Более того, стоит отметить тот факт, что адвокатом может быть исключительно лицо с высшим юридическим образованием, имеющее стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, сдавшее специализированный экзамен для получения статуса. Деятельность адвоката регулируется

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

федеральным законодательством, кодексом профессиональной этики, федеральной палатой адвокатов РФ.

В связи с этим мы считаем, что необходимо внести ряд изменений в законодательство.

1. Сделать обязательным процедуру постановки на учет на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сразу в момент их поступления в детские дома. Обязать органы опеки и попечительства, администрации детских воспитательных учреждений осуществлять постановку.

2. Исключить из Федерального закона №159-ФЗ возрастное ограничение в 23 года.

3. Ввести ответственность для сотрудников детских домов и органов опеки и попечительства за несвоевременное получение жилья выпускниками детских домов.

4. Ввести в федеральном законодательстве понятие «жилищная амнистия» для выпускников детских домов, не вставших вовремя на учет на получение жилья, независимо от возраста и года выпуска из указанных учреждений.

5. Внести изменения в Федеральный закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», дополнив п. 1 ст. 26 Закона подпунктом 5: «...выпускники государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Список литературы:

1. Жиляева С. К. Проблемные вопросы судебной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №7. C. 7-10.

2. Вергун Т. В., Месрофов А. Ю. Права ребенка в условиях реализации ювенальной политики в современном российском обществе // Культура и общество: история и современность. 2013. С. 138-145.

3. Андреев В. Л., Туманова Л. В. Статистика и проблемные вопросы защиты несовершеннолетних от противоправных действий. 2018.

4. Аванесова А. А. Проблемы получения квалифицированной юридической помощи для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Проблемы теории и практики организации судебной защиты в России: история и современность (К 140-летию со дня введения института адвокатуры на Тереке и Кубани) (г. Ставрополь, 10-11 ноября 2011 г.). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. 364 с.

References:

1. Zhilyaeva, S. K. (2012). Problem questions of judicial protection of the rights of children without parental support. Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, (7), 7-10. (in Russian).

2. Vergun, T. V., & Mesrofov, A. Yu. (2013). Prava rebenka v usloviyakh realizatsii yuvenal'noi politiki v sovremennom rossiiskom obshchestve. In: Kul'tura i obshchestvo: istoriya i sovremennost', 138-145. (in Russian).

3. Andreev, V. L., & Tumanova, L. V. (2018). Statistika i problemnye voprosy zashchity nesovershennoletnikh otprotivopravnykh deistvii. (in Russian).

4. Avanesova, A. A. (2011). Problemy polucheniya kvalifitsirovannoi yuridicheskoi pomoshchi dlya lits iz chisla detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei. In: Problemy teorii i praktiki organizatsii sudebnoi zashchity v Rossii: istoriya i sovremennost ' (K 140-letiyu so dnya vvedeniya instituta advokatury na Tereke i Kubani) (g. Stavropol 10-11 noyabrya 2011 g.). Stavropol, Izd-vo SGU, 364. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 5. №5. 2019 DOI: 10.33619/2414-2948/42

Работа поступила в редакцию 20.04.2019 г.

Принята к публикации 25.04.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Березина А. М., Шумов П. В. Проблемные вопросы судебной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей при получении жилых помещений // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 390-394. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/53.

Cite as (APA):

Berezina, A., & Shumov, P. (2019). Issues of Exercise of the Right to Judicial Protection by Orphans and Children Without Parental Care, in Obtaining of Premises. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 390-394. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/53. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.