Юридические науки
Жилищные права детей, оставшихся без попечения родителей: правовое обеспечение и проблемы реализации норм
Гончарова Дарья Витальевна
Housing rights of children without parental care: legal support and problems of implementation of standards
Гончарова Дарья Витальевна, магистрант кафедры гражданского права и процесса
Юридического института, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», город
Ставрополь.
Аннотация: В статье анализируются вопросы правовой регламентации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделено проблемам правового регулирования, связанного с пользованием и отчуждением жилых помещений. а также проблемам реализации права на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
Abstract: The article analyzes questions of legal regulation of housing rights of orphans and children left without parental care. The special attention is paid to the problems of legal regulation related to the use and disposal of premises as well as the problems of realization of the right to provide living quarters for orphans .
Ключевые слова: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; право на жилище; опека и попечительство; защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Keywords: orphans; children left without parental care; the right to housing ; guardianship ; protection of the rights of orphans and children left without parental care.
Одним из важнейших элементов правовой функции любого современного государства является забота о детях-сиротах. Многочисленные нормы, как международного, так и российского права, провозглашающие человека, как высшую ценность государства, указывают на необходимость правовой защиты и социальной поддержки самого уязвимого населения любого государства, а именно детей, которые остались без попечения родителей. Так, согласно п. 1 ст. 20 Конвенции Организаций Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года о правах ребенка "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".[1]. Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года является главной целью в правовой сфере защиты детства.[2]. Правовая защита охватывает все области жизнедеятельности ребенка: образование, медицинское обслуживание, трудовую деятельность, обеспечение жильем и т.д.
На данный момент проблемы правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях кардинальных реформ весьма актуальны, отличаются новизной и глубиной сложности, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
В настоящее время в стране проводится ряд мероприятий, направленных на повышение уровня жизни детей-сирот, обеспечение их правовой защищенности. Так, например, национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, предполагает необходимость улучшения законодательства РФ в области защиты имущественных прав, в том числе своевременное предоставление детям-сиротам жилого помещения, пригодного для нормального существования и соответствующего всем санитарным нормам и правилам.[3].
Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов
178
Юридические науки
Преимущество интересов и благополучие детей во всех сферах жизнедеятельности в первую очередь закреплен в Конституции РФ, в которой определены правовые нормы общего характера, при этом их основное содержание и механизм действия остаются непроработанными, что показано и на примере нормативно-правового регулирования института обеспечения прав и законных интересов детей-сирот. К основным законам, закрепляющим права детей-сирот в России, относятся также Семейный кодекс РФ [4], Федеральные законы от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" [5] и от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". [6]. Данные законы объединяет единая задача, состоящая в усилении законодательных предпосылок защиты прав ребенка, а также в установлении необходимых гарантий со стороны государства.
Особое внимание следует уделить проблемам в жилищной сфере. Реализация права на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот предусмотрена п. 1 ст. 8 ФЗ №159. Проблема защиты жилищных прав детей-сирот обозначена в статье И.М. Байкина «Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей», [7] в которой автор обращает внимание на то, что в некоторых субъектах Российской Федерации судебная практика такова, что дети-сироты лишены возможности получить жилье в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ № 159.
Несмотря на наличие правовых гарантий, наблюдаются устойчивые негативные тенденции в сфере соблюдения жилищных прав несовершеннолетних. Особое беспокойство вызывает большое число нарушений прав детей-сирот. Так, выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 5 мая 2013 г., Президент РФ, В.В. Путин обратил внимание на серьезные проблемы в сфере жилищных прав детей-сирот, а именно на обеспечение их жильем.
Негативное развитие в данной сфере во многом является основанием несовершенства федерального и регионального законодательства.
С принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" поменялся порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
С января 2013 года закреплен иной порядок предоставления жилья сиротам. В соответствии с действующим законодательством, жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, а не по договорам социального найма. Но вопросы, касающиеся реализации жилищных прав детей-сирот, так и остались неурегулированными.
Несмотря на предпринимаемые государством попытки по улучшению законодательных норм, новая редакция ФЗ № 159 не полностью соответствует требованиям правоприменительной практики и поэтому, по нашему мнению, необходима его дальнейшая доработка.
Следует отметить, что ранее действующие правила предоставления жилых помещений детям-сиротам включали в себя передачу жилого помещения, учитывая состав семьи лица, состоящего на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
На сегодняшний день в данном федеральном законе такая норма отсутствует, что приводит к ухудшению жилищных прав детей-сирот. При таком стечении обстоятельств следует полагать разумным в ч. 7 ст. 8 ФЗ № 159 после слов "по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" восполнить словами "с учетом членов их семьи".
Еще одной из немаловажных проблем следует считать право детей-сирот, определяющее порядок обеспечения их жильем, которое относят к компетенции субъектов РФ, что, по нашему мнению, способствует ущемлению прав таких детей. Считаем, что в данном случае исполнение прав детей-сирот на жилище стоит в прямой зависимости от социально-экономических показателей региона, объема финансирования на строительства необходимого количества жилья. На основании выше изложенного предлагаем внести изменения в ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159 в предложение "в порядке,
179
Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов
__________________________________________________________________________Юридические науки
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации" заменить следующее "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Такие изменения позволят ликвидировать правовые пробелы и разногласия, а также утвердить общие положения, реализующие один подход к закреплению порядка снабжения жильем детей-сирот на всей территории Российской Федерации.
Несхожесть в правовом регулировании на региональном уровне приводит к определению неравноправных возможностей для детей-сирот. Таким образом, возникает необходимость в преобразовании регионального законодательства в соответствии с федеральным.
Помимо всего прочего, в федеральном законе не обозначен порядок предоставления жилья ребенку-сироте, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний. Для преодоления коллизий и сложностей правоприменения, важно на федеральном уровне законодательно предусмотреть, что при наличии у детей-сирот хронических заболеваний, жилые помещения предоставляют по договорам найма специализированных жилых помещений, способствующих увеличению государственных гарантий защиты жилищных прав сирот.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что основной задачей государства является не декларирование этих прав, а обеспечение их реализации. Это необходимо не только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и для всего российского общества, взявшего устойчивый курс на гуманизацию и соблюдение прав человека.
Список литературы:
1. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
3. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы"
4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015)
5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
6. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
7. Байкин, И.М. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. - 2011. - №
2. - С.5-6.
Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов
180