Научная статья на тему 'ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ КАК МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ КАК МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ / ЖИЛЬѐ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / НАРУШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ СИРОТ / СПИСОК ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ЖИЛЬЕ / СЕРТИФИКАТЫ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ / ЖИЛИЩНЫЙ СЕРТИФИКАТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Присяжнюк Ю.П.

Предлагается анализ сложившейся в России ситуации по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приводятся статистические данные по исполнению субъектами Российской Федерации своих обязательств по обеспечению детей жильѐм, раскрываются основания и порядок получения жилых помещений, отмечаются причины возникшей задолженности. Приводятся примеры наиболее распространѐнных нарушений жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Автор высказывает предположения о тенденциях развития законодательства в исследуемой сфере, оценивая эффективность действующих нормативных актов и перспективных законопроектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING OF HOUSING FOR CHILDREN AS A SOCIAL SUPPORT MEASURE - CHALLENGES AND PROSPECTS

The article offers an analysis of the current situation in Russia regarding the implementation of the housing rights of orphans and children left without parental care. The author provides statistical data concerning the fulfillment by the constituent entities of the Russian Federation of their obligations to provide children with housing, discloses the reasons and procedure for obtaining of accommodations, specifies the reasons for the arisen debt. The article also provides examples of the most common violations of the housing rights of persons from group of orphans and children left without parental care. The author makes assumptions about the trends in the development of legislation in the area under study, assessing the effectiveness of existing regulations and ambitious bills.

Текст научной работы на тему «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ КАК МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

108

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба чевского, 2022, № 2, с. 108-113

УДК 347.639

DOI 10.52452/19931778_2022_2_108

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ КАК МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© 2022 г. Ю.П. Присяжнюк

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

g.i.za@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.03.2022

Предлагается анализ сложившейся в России ситуации по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приводятся статистические данные по исполнению субъектами Российской Федерации своих обязательств по обеспечению детей жильём, раскрываются основания и порядок получения жилых помещений, отмечаются причины возникшей задолженности. Приводятся примеры наиболее распространённых нарушений жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Автор высказывает предположения о тенденциях развития законодательства в исследуемой сфере, оценивая эффективность действующих нормативных актов и перспективных законопроектов.

Ключевые слова: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; специализированные жилые помещения; жильё для детей-сирот; нарушения жилищных прав сирот; список претендентов на жилье; сертификаты на получение жилья; жилищный сертификат субъекта Российской Федерации.

Всесторонняя поддержка детей определена сегодня в качестве одного из доминирующих направлений социальной политики государства. Мероприятия, осуществляемые в этой связи, носят комплексный характер. При этом базовым направлением в данном комплексе выступает поддержка детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Такое положение дел и отвечает главным гуманитарным характеристикам общества, и отражает социальную направленность действий законодателя в вопросе столь же тонком, сколь и многогранном.

Ниже мы сосредоточим свое внимание на одной из сущностно важных проблем, характерных для указанного блока. Речь пойдет о предоставлении нуждающимся, отнесенным к льготным категориям детям жилья, о сложностях, возникающих здесь с юридико-практи-ческой точки зрения, а также о перспективах развития данного направления в современной России.

По данным Министерства просвещения РФ, право на улучшение своих жилищных условий реализует порядка 10% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти показатели практически не изменяются на протяжении последних 10 лет. В отдельных субъектах России ситуация выглядит более оптимистично, но также далека от благополучной. Лидерами по обеспечению детей жильем являются Ростовская область (42.7%), Тульская область (38%), Камчатский край (32.3%). В названных регионах к 2019 году положение дел радикально изменилось к лучшему. В большинстве же

субъектов РФ максимум, который можно наблюдать сегодня, - это незначительное повышение или сохранение на прежнем уровне неутешительных показателей прошлых лет. Так, например, в Нижегородской области процент реализации жилищной программы по детям подрос с 12.6% в 2012 году до 14.1% в 2019 году. В Москве и вовсе фиксируется снижение с 45.2% в 2012 г. до 24.4% в 2019 г. Аналогичная ситуация в еще более тяжелой форме отмечается в Волгоградской области (с 20.4% в 2012 г. до 5.5% в 2019 г.), в Карачаево-Черкесской Республике (с 37% в 2012 г. до 3.9% в 2019 г.) и т.д. [1].

За сухими цифрами статистических выкладок - судьбы тысяч конкретных детей. На июль 2021 года в списке ожидающих претендентов, которые уже должны были получить жилье, находились 199442 человека [2].

Право сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения закреплено ст. 148 и 155.3 СК РФ. Но реализовано оно может быть только при условии включения ребенка в список претендентов на обеспечение жильем. Правила ведения таких списков были утверждены постановлением Правительства РФ в 2019 году [3]. Согласно этому документу, списки формируются в субъектах РФ, на территории которых проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на основании письменного заявления. По общему правилу заявление должно быть подано законным представителем в течение 3 месяцев со дня достижения ребенком возраста 14 лет. Недееспособных и ограниченных в

дееспособности лиц из числа детей без попечения родителей также заявляют в список законные представители. В исключительных случаях ребёнок сам может обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления с соответствующей просьбой. Речь идет о ситуациях, при которых ребенок достиг полной дееспособности до 18-летнего возраста либо не был включен в список до своего совершеннолетия.

Решение о включении претендента в список принимается в течение 60 дней с момента подачи заявления. За этот период проводится проверка сведений, представленных заявителем. В первую очередь выясняется право ребенка на обеспечение его жильем. Такое право возникает, если:

1) у ребенка нет в собственности жилого помещения;

2) ребенок не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма;

3) ребенок не является членом семьи нанимателя жилья по договору социального найма;

4) дальнейшее проживание ребенка в ранее занимаемом жилом помещении признаётся невозможным.

Рассмотрим эти условия чуть подробнее.

Собственником квартиры, жилого дома ребенок может стать по разным основаниям. Чаще всего это связано с наследованием. При этом не имеет принципиального значения место нахождения унаследованного жилья, а иногда даже его фактическое существование. Жилое помещение может располагаться за тысячи километров от места жительства несовершеннолетнего, причем в населенном пункте, который мало заселен и не имеет необходимой инфраструктуры. Шансов продать такое жилье и приобрести другое в более подходящем для жизни месте практически нет, отказаться от наследства тоже вряд ли получится. Бывает и так, что объект недвижимости существует фиктивно, лишь числясь в документах. А процесс доказывания этого факта растягивается порой на годы.

Нередки случаи сохранения за ребенком права собственности на жилое помещение, приобретенное на средства материнского капитала. Однако в этом случае права на жилье могут принадлежать и его родителям или братьям и сестрам. В такой ситуации возможность фактического проживания вообще может не возникнуть. Чаще всего в практике встречаются случаи, когда, годами ожидая получения квартиры, выпускник интерната самостоятельно приобретает себе жилье на заемные средства. Все названные обстоятельства являются основаниями для отказа от включения заявителя в список претендентов на жилое помещение или для исключения из этого списка.

Следующее основание, по которому ребенок считается обеспеченным жильём как член семьи нанимателя, само по себе вызывает массу вопросов. Понятие «член семьи» до сих пор является дискуссионным. Практическим следствием возникающей дискуссии становятся многочисленные споры на уровне судебной практики. Нет в законодательстве единства и по вопросу о том, кто может относиться к членам семьи. В частности, ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит супруга, детей и родителей нанимателя, проживающих с ним совместно, а также других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, вселенных нанимателем в качестве членов своей семьи [4]. Приёмная семья, как разновидность опеки над малолетним, является формой семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. Основная задача приёмной семьи - обеспечить ребенку семейные условия воспитания, заботы, защиты. Опекаемый ребенок проживает с приемными родителями, ведет с ними общее хозяйство, часто считает опекунов своими родителями. Вряд ли в этой ситуации можно отказывать ребенку в праве признавать себя членом семьи опекунов. Тем более что в любом документе о составе семьи нанимателя (собственника) жилья, выдаваемом домоуправляющей компанией, опекаемый ребенок будет отнесён к членам семьи. Но, если следовать буквальному толкованию ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - закон № 159-ФЗ), будучи членом семьи нанимателя жилого помещения, ребенок утрачивает право на предоставление ему специализированного жилого помещения [5]. Данная трактовка нормы противоестественна, как нарушающая логику законодателя и права на жилье детей, оставшихся без родительского попечения. Тем более что в обязанности опекуна входит подача заявления о включении подопечного в список претендентов на жилье.

Предоставление ребенку специализированного жилого помещения, несмотря на то, что он уже обладает правом проживания в другом, теоретически возможно. Однако придется доказать, что реализовать это право нельзя. Основания признания жилого помещения непригодным для проживания несовершеннолетнего обозначены в ч. 4 ст. 8 закона № 159-ФЗ. Важно, что имеет значение не только характеристика самого объекта недвижимости, но и нецелесообразность возвращения в данное помещение (или оставления в нем) ребенка. Дальнейшее проживание на ранее занимаемой жилплощади признается невозможным в нескольких случаях:

1) если в квартире (жилом доме) законно проживают родители ребенка, лишенные в отношении него родительских прав, и принудительный обмен жилого помещения невозможен (в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ);

2) если в квартире (жилом доме) на законных основаниях находятся лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, что препятствует совместному проживанию с ними (в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ);

3) если само жилое помещение признано непригодным для проживания в соответствии с положениями жилищного законодательства;

4) если при вселении в жилое помещение ребенка общая площадь этого жилья будет меньше установленных законодательством нормативов, приходящихся на каждого проживающего в нем.

Законодательством субъектов РФ могут быть установлены другие обстоятельства, препятствующие проживанию ребенка, оставшегося без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении. Так, в частности, законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 03.06.2009 № 1748-КЗ к таким обстоятельствам отнесено проживание в квартире:

1) не являющихся членами семьи детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;

2) бывших усыновителей этих детей, при условии, что усыновление отменено;

3) недееспособных и ограниченных в дееспособности лиц;

4) имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества [6].

Аналогичные нормы есть в законодательстве других субъектов РФ - Чеченской Республики, Республики Мордовия, Ингушетии и др.

Жилое помещение должно быть предоставлено заявителю по достижении им возраста 18 лет. В отдельных случаях ребенок без попечения родителей может быть обеспечен жильем и до совершеннолетия - при его эмансипации или вступлении в брак. Однако большинство заявителей не получает квартиру ни к 18 годам, ни к моменту завершения профессионального обуче-

ния. Многие исследователи отмечают, что отсутствие в законодательстве срока предоставления жилья является серьёзным недостатком [7].

По данным, размещённым на официальном сайте Единой государственной информационной системы социального обеспечения, более 74000 человек, достигших 23-летнего возраста, еще не реализовали своё право на получение жилого помещения. Органы опеки и попечительства связывают это с активизацией работы общественных организаций, фондов помощи детям, правозащитников, разъясняющих сиротам возможность включения их в список претендентов и после совершеннолетия.

Думается, ситуация гораздо сложнее. Видимо, это как раз тот случай, когда поиск ответственных носит формальный характер, не будучи направленным на разрешение проблемы как таковой. Такое предположение легко доказать, поскольку информацией о детях, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в жилье, должны обладать органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Именно на органы опеки и попечительства законом возложена обязанность контролировать включение нуждающегося ребенка в список или обеспечивать подачу заявления самостоятельно. Так что появление в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий сразу нескольких десятков тысяч детей вовсе не внезапно, а скорее наоборот - прогнозируемо.

Среди причин критической ситуации в сфере обеспечения детей жильём можно выделить:

1. Недостаточное финансирование. Согласно официальным данным Счетной палаты РФ, на исполнение обязательств государства перед сиротами в бюджет ежегодно закладывается более 32 млрд рублей (порядка 19% за счёт федерального бюджета и около 81% за счёт региональных) [8]. Однако эти средства не позволяют погасить возникшую задолженность. Для обеспечения детей, у которых право на жильё уже возникло, но ещё не реализовано, потребуется свыше 260 млрд рублей. И при сохранении прежних объёмов финансирования задолженность не будет погашена как минимум 6-7 лет;

2. Неосвоение выделяемых средств в полном объеме. Отметим здесь, что бюджетные назначения не исполняются в значительных суммах. Так, например, в 2018 году не были освоены 3.2 млрд рублей. Несложный подсчет показывает, что данной суммы хватило бы для обеспечения жильем более 2000 человек.

В 2019 году ситуация ухудшилась. И в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия -Алания, Астраханская и Курская области) выделенные для жилья детям средства вообще не

были освоены. При этом местные власти ссылаются обычно на сложности процедуры закупки жилья, нарушение застройщиками сроков, отсутствие на рынке необходимого количества благоустроенных жилых помещений [9]. Дополнительным фактором, замедляющим реализацию программы по детскому жилью, стало введенное с 2019 года в п. 7 ст. 8 закона № 159-ФЗ ограничение количества квартир, приобретаемых для детей-сирот в многоквартирном доме;

3. Нарастание числа обращений в суды сирот, требующих и добивающихся реализации своих прав на обеспечение жилыми помещениями, что привело к тому, что сегодня фактически существуют две очереди: несовершеннолетние, пассивно дожидающиеся своей участи, а также активная фракция, судебными решениями перемещаемая по очереди вверх и невольно лишающая шансов на реальное получение жилья всех остальных очередников. Отметим, что во многих субъектах РФ квартиры сиротам выдают только на основании решения суда.

Многочисленные нарушения выявляются в ходе прокурорских проверок на всех этапах реализации жилищных прав сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [10]. Часто неудовлетворительно оценивается работа и органов опеки и попечительства, контролирующих использование жилых помещений, принадлежащих сиротам [11].

К наиболее распространённым нарушениям можно отнести:

1) предоставление жилья в домах, которые не отвечают требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, и не пригодны для проживания;

2) приобретение жилых помещений по завышенной стоимости [12];

3) незаконное исключение детей из списка претендентов.

Легальными основаниями исключения из списка, согласно п. 3.1 ст. 8 закона № 159-ФЗ являются:

- предоставление жилого помещения;

- утрата оснований для предоставления благоустроенного жилья;

- включение ребёнка в список в другом регионе в связи со сменой места жительства;

- прекращение гражданства РФ;

- смерть (объявление умершим) претендента.

На практике же ребенка лишают права на

жилье, если он фактически проживает у родственников или является сособственником квартиры (хотя объём жилой площади менее учетной нормы). В итоге во многих регионах России сроки ожидания детьми жилья могут превышать 20 лет! Очевидно, что для решения

жилищной проблемы нужны новые действенные механизмы.

Одним из шагов в этом направлении стал появившийся в Государственной Думе России законопроект (№ 1181450-7) «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», датированный маем 2021 года. Суть собранных там предложений сводится к тому, что вместо предоставления правообладателю благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда возможна выдача ему государственного жилищного сертификата субъекта РФ. Размер выплаты, условия и сроки приобретения жилья по сертификату будут регулироваться региональным законодательством. При этом расчет размера выплаты авторы проекта предлагают определять исходя из установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и нормативов стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, утверждаемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Впрочем, субъектам РФ предложено определять и «другие параметры» для установления величины выплаты

[13]. В настоящий момент социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, которая используется для расчёта размера субсидий, составляет 33 кв. м

[14]. Стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации определяются ежеквартально [15]. Для примера рассчитаем на настоящий момент размер предполагаемой «жилищной» выплаты в Нижегородской области. В соответствии с приказом Минстроя РФ в IV квартале 2021 г. в Нижегородской области стоимость квадратного метра жилья составила 57 937 руб. [16]. Таким образом, размер предполагаемой выплаты по сертификату должен быть не менее 1911920 рублей. Практические предложения на рынке жилья, отвечающие нормативным требованиям по цене и метражу квартиры, чрезвычайно скромны. Популярный сайт объявлений о продаже недвижимости выдал 8 объектов в черте Нижнего Новгорода, из которых только одна квартира могла бы претендовать на статус благоустроенной. При этом по данным, опубликованным на официальном сайте Единой государственной информационной системы социального обеспечения, на сегодняшний день в Нижегородской

области ждут получения жилья 3119 человек, большинство из которых проживает именно в Нижнем Новгороде.

Есть и другая проблема, с которой, вероятно, придётся столкнуться при введении жилищных сертификатов. По действующему законодательству жилье предоставляется на основании договора найма специализированных жилых помещений на пять лет. По истечении этого срока жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда, а с правообладателем заключается договор социального найма. Более того, при необходимости 5-летний срок найма специализированного жилья может быть продлен. Контроль за обеспечением жилищных прав лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - мера, необходимая в интересах самих правообладателей. Выпускники учреждений для сирот часто становятся жертвами недобросовестных лиц и теряют денежные накопления и иное имущество. Если допустить, что выпускник социального учреждения сразу приобретёт право собственности на жилое помещение, то не станет ли принятие закона о жилищных сертификатах для детей-сирот новой страницей в истории нарушений их прав?

Даже беглый обзор основной проблематики наглядно свидетельствует о том, насколько непрост процесс обеспечения жильем нуждающихся детей. Причем сложности касаются как ряда правовых позиций законодательства, так и способов их трактовки. Отдельная тема - отсутствие либо неэффективность действующих механизмов практической реализации законодательных инициатив, которая также еще ждет своего изучения.

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: https://rosstat.gov. ru/folder/13807 (дата обращения: 24.11.2021).

2. Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) (официальный сайт). URL: http://egisso.ru/#/statistics/orphans/ (дата обращения: 24.11.2021).

3. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (от 28 июня 2021 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 17 февраля 2021 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 03.06.2009 № 1748-КЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Бекузарова Ю.В. Проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 1 (126). С. 99-101.

8. Счетная палата РФ (официальный сайт). URL: https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 24.11.2021).

9. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на улучшение жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период 2017-2019 годов». URL: https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 24.11.2021).

10. Огурцова М.Л. Прокурорский надзор как средство защиты жилищных прав детей-сирот // Защити меня. 2019. № 1. С. 27-30.

11. Салагаева Е.С. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья // Вестник юридического факультета ЮФУ. 2020. Т. 7. № 3. С. 83-86.

12. Сироте в Чувашии выдали жилье без санузла и воды. URL: https://pravdapfo.ru/news/102260-sirote-v-chuvashii-vydali-zhile-bez/ (дата обращения: 24.11.2021).

13. Государственная Дума Федерального Собрания РФ (официальный сайт). URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/1181450-7 (дата обращения: 24.11.2021).

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 августа 2021 года № 584/пр «Об утверждении Методики определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 сентября 2021 г. № 699/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади

жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2021 года» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

PROVIDING OF HOUSING FOR CHILDREN AS A SOCIAL SUPPORT MEASURE -CHALLENGES AND PROSPECTS

Yu.P. Prisyazhnyuk

The article offers an analysis of the current situation in Russia regarding the implementation of the housing rights of orphans and children left without parental care. The author provides statistical data concerning the fulfillment by the constituent entities of the Russian Federation of their obligations to provide children with housing, discloses the reasons and procedure for obtaining of accommodations, specifies the reasons for the arisen debt. The article also provides examples of the most common violations of the housing rights of persons from group of orphans and children left without parental care. The author makes assumptions about the trends in the development of legislation in the area under study, assessing the effectiveness of existing regulations and ambitious bills.

Keywords: orphans, children left without parental care, special-purpose living quarters, housing for orphans, violations of the housing rights of orphans, a list of applicants for housing, certificates for housing, a housing certificate of a constituent entity of the Russian Federation.

References

1. Federal State Statistics Service (official website) URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (Date of access: 11.24.2021).

2. Unified State Information System for Social Security (EGISSO) (official website). URL: http://egisso.ru/#/ statistics/orphans/ (Date of access: 11.24.2021).

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of April 4, 2019 № 397 «On the forming of a list of orphans and children left without parental care, persons from the group of orphans and children left without parental care, persons who belonged to the category of children orphans and children left without parental care, persons from the group of orphans and children left without parental care, and have reached the age of 23, who must be provided with living quarters, the exclusion of orphans and children left without parental care, persons from the group of orphans and children left without parental care from the list in the constituent entity of the Russian Federation at their former place of residence and their inclusion in the list in the constituent entity of the Russian Federation at their new place of residence» [Electronic resource]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus».

4. Housing Code of the Russian Federation of December 29, 2004 № 188-FL (of June 28, 2021) [Electronic resource]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus».

5. Federal Law of December 21, 1996 № 159-FL «On additional guarantees for social support of orphans and children left without parental care» (as amended on February 17, 2021) [Electronic resource]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus».

6. Law of the Krasnodar Territory «On the provision of additional guarantees of rights to property and living quarters of orphans and children left without parental care in the Krasnodar Territory» dated 03.06.2009 № 1748-KZ [Electronic resource]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus».

7. Bekuzarova Y.V. Problems of living quarters providing for orphans // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2019. № 1 (126). P. 99-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. The Accounts Chamber of the Russian Federation (official website). URL: https://ach.gov.ru/ (Date of access: 11.24.2021).

9. Report on the results of the expert and analytical event «Assessment of the implementation of orders of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation, aimed at improving the life of orphans and children left without parental care, for the period 2017-2019». URL: https://ach.gov.ru/ (Date of access: 11.24.2021).

10. Ogurtsova M.L. Prosecutor's supervision as a means of protecting the housing rights of orphans // Protect me. 2019. № 1. P. 27-30.

11. Salagaeva E.S. The rights of orphans and children left without parental care to receive housing // Bulletin of the Law Faculty of the Southern Federal University. 2020. Vol. 7. № 3. P. 83-86.

12. An orphan in Chuvashia was given housing without a bathroom and water. URL: https://pravdapfo. ru/news/102260-sirote-v-chuvashii-vydali-zhile-bez/ (Date of access: 11.24.2021).

13. State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/ 1181450-7 (Date of access: 11.24.2021).

14. Resolution of the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014 № 296 «On approval of the state program of the Russian Federation «Social support for citizens» [Electronic resource]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus».

15. Order of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation of August 18, 2021 № 584/pr «On the approval of the Methodology for determining the standard for the cost of one square meter of the total area of a dwelling in the Russian Federation and the average market value of one square meter of the total area of a dwelling in subjects of the Russian Federation» [Electronic resource]. Access from the reference legal system «ConsultantPlus».

16. Order of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation of September 28, 2021 № 699/pr «On the indicators of the average market value of one square meter of the total area of a dwelling in the constituent entities of the Russian Federation for the IV quarter of 2021» [Electronic resource]. Access from the reference legal system «Con-sultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.