Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
570
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ / ОЧЕРЕДНОСТЬ / ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азарова Анастасия Сергеевна

В данной статье автор рассматривает порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Саратовской области. Выявляются существующие проблемы и причины их возникновения, исследуется действующая правовая основа на предмет неэффективности правоприменения ее отдельных положений. Определяются технологии решения жилищных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HOUSING FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE ON THE EXAMPLE OF THE SARATOV REGION

In this article, the author examines the procedure for providing residential premises to orphans and children left without parental care on the territory of the Saratov region. The existing problems and the causes of their occurrence are identified, the current legal framework for the ineffectiveness of the enforcement of its individual provisions is investigated. Technologies for solving housing problems of orphans are determined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 347.254

Азарова Анастасия Сергеевна Саратовская государственная юридическая академия Институт правоохранительной деятельности

Россия, Саратов azarovaanastasiya2001 @mailru Azarova Anastasia Saratov State Academy of Law Institute of Law Enforcement Russia, Saratov

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация: в данной статье автор рассматривает порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Саратовской области. Выявляются существующие проблемы и причины их возникновения, исследуется действующая правовая основа на предмет неэффективности правоприменения ее отдельных положений. Определяются технологии решения жилищных проблем детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечение жильем, очередность, жилищные сертификаты, Саратовская область.

THE PROBLEM OF HOUSING FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE ON THE EXAMPLE OF THE SARATOV

REGION

Annotation: in this article, the author examines the procedure for providing residential premises to orphans and children left without parental care on the territory of the Saratov region. The existing problems and the causes of their occurrence are identified, the current legal framework for the ineffectiveness of the enforcement of its individual provisions is investigated. Technologies for solving housing problems of orphans are determined.

Key words: orphans, children left without parental care, housing provision, priority, housing certificates, Saratov region.

Поправки, внесенные в Конституцию РФ в 2020 году, определили защиту прав детей в качестве важнейшей задачи государственной политики России. Вместе с тем проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), продолжает оставаться нерешенной на протяжении долгих лет. При этом указанная категория граждан с раннего возраста находится в крайне сложной жизненной ситуации, нуждается в особом внимании и социальной поддержке.

В настоящее время число сирот, у которых право на получение жилья возникло, но своевременно не было реализовано, составляет 69% [1]. Среди регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, особенно остро обозначенная проблема стоит именно в Саратовской области. По состоянию на 1 января 2021 года, общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в регионе составляет 7264 человек. Характерно, что существенной динамики сокращения числа граждан, относящихся к обозначенной категории, не наблюдается [2].

Ежегодно программа обеспечения детей-сирот жильем в области не достигает поставленных целей. В 2019 году она была выполнена только на 50% [3]. Связано это с монополизацией на сиротское жилье, низкими закупочными ценами и маленькими площадями квартир. Поэтому регион нуждается в

конкурентном рынке, работая на котором строители были бы заинтересованы в государственных инвестициях.

Одной из основных причин массового нарушения прав детей-сирот является недостаточное финансирование строительства предназначенных для них жилых помещений [4, с. 108]. По оценке Счетной палаты, для того чтобы обеспечить жильем всех детей-сирот, единовременно требуется выделить 321 млрд рублей, к 2024 году эта сумма увеличится до 490 млрд рублей. На исполнение обязательств перед детьми-сиротами государством ежегодно выделяется лишь по 10 млрд рублей, а в 26 субъектах и вовсе отмечается сокращение расходов местных бюджетов на обеспечение жильем сирот, иногда - более чем на 50% [5].

В Саратовской области в 2022 году на решение проблем с жильем детей-сирот выделено 1 млрд рублей [6], при этом дополнительное федеральное финансирование составит также 1 млрд рублей, что, по подсчетам спикера Госдумы В.В. Володина, должно быть достаточным для обеспечения жильем 1500 детей-сирот и практически полного закрытия очереди в 2023 году [7]. Тем не менее, хотя бюджетные ассигнования на финансирование данных мероприятий ежегодно увеличиваются, ситуация не имеет тенденции к кардинальному изменению. Как справедливо указал Верховный Суд РФ в своем Определении от 14.11.2017 г. № 7-КГ17-8, отсутствие надлежащего финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения [8].

За долгие годы сложилась так называемая «очередь из внеочередников». До 2015 года жилые помещения предоставлялись лицам, исходя из времени их постановки на учет, а также с учетом приоритета судебных решений. Однако затем из текста Закона Саратовской области № 123-ЗСО были исключены слова об «очередности» [9], что представляется не вполне справедливым по

142

отношению к тем, кто встал в очередь раньше. Сейчас распределение жилых помещений осуществляется рабочей группой посредством жеребьевки. Полагаем, что такая система распределения жилья на территории Саратовской области требует незамедлительной корректировки.

Дети-сироты имеют право обратиться в суд с требованием выплатить им компенсацию за неисполнение судебных решений о предоставлении жилья. При этом Саратовский областной суд проигнорировал указания Пленума Верховного Суда РФ о необходимости учитывать практику Европейского суда по правам человека при определении размера компенсации морального вреда и сильно занизил рассчитанную истцами сумму, а также отказал в выплате компенсации в дальнейшем до исполнения судебного решения, лишив в перспективе сирот судебной защиты своих прав [10].

Что касается обеспечения временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных своевременно жилым помещением, в вышеупомянутом законе данный вопрос игнорируется. В связи с этим важно обратиться к положительному опыту других регионов. Так, ст. 14 Закона Волгоградской области от 12.12.2007 № 1591-ОД предусматривает возможность предоставления жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда для временного проживания [11]. Принимая во внимание, что в Саратовской области имеются трудности с формированием маневренного жилищного фонда, предлагаем рассмотреть альтернативу, которая реализована в Ульяновской области - выплачивать детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежную компенсацию за наем жилья до момента обеспечения их жильем [12], поскольку на сегодняшний день они, в соответствии с Административным регламентом, не входят в перечень лиц, которым положена выплата ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [13].

Отдельного внимания заслуживает метраж предоставляемых квартир. Так, жилье может быть площадью всего 24 кв. м, притом, что, как отмечает председатель общественного совета по вопросам ЖКХ С.М. Березина, это типовой проект, который не противоречит действующим нормативам. По ее словам, горожане уже привыкли жить в коммунальных квартирах площадью 18 км. м., и потому против маленькой жилплощади не возражают [14].

Продолжает волновать и проблема нарушения санитарных, технических, пожарных норм и правил при строительстве жилых помещений для детей-сирот, что является грубым нарушением их прав на пригодное жилье, противоречит Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 [15] и влечет за собой неэффективное расходование бюджетных средств. В 2020 году помощники В.В. Володина обратили внимание на недостатки строящегося жилья для детей-сирот в Заводском районе Саратова: дыры в оконных проемах, качающиеся стены [16]. Известны случаи, когда сироты были вынуждены покинуть предоставленные им дома, так как квартиры разрушались, а власти бездействовали.

Из сложившейся ситуации видится два основных выхода. Первый связан с признанием жилья аварийным и предоставлением нового. При этом нужно понимать и учитывать труднореализуемость данной программы. Второй вариант предполагает обращение в суд с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения, соответствующего требованиям законодательства [17].

В большинстве регионов полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления. Дополнительных временных и финансовых издержек поможет избежать улучшение их работы - они обязательно должны ставить на учет нуждающихся в жилье, принимать меры по закреплению жилых помещений за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по обеспечению их сохранности. На практике контроль за исполнением

144

переданных регионам государственных полномочий на должном уровне не осуществляется в связи с тем, что отсутствует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Соответственно, чтобы переломить тенденцию роста очередей на жилье, подобный орган должен быть создан.

Положительными нововведениями в Саратовской области стали снятие возрастных ограничений при предоставлении социальных выплат на обустройство жилья детям-сиротам [18] и выдача именного свидетельства на покупку квартиры. Размер последнего на данный момент составляет 1,2 млн рублей. Указывается, что данная сумма рассчитывается, исходя из нормы 33 кв. м. общей площади и установленной Минстроем РФ стоимости одного квадратного метра жилья по Саратовской области [19]. При этом в самом городе, особенно с учетом сложившейся в стране нестабильной экономической ситуации, с трудом можно приобрести достойную жилплощадь на эту сумму денег. Вероятнее всего, детям-сиротам придется искать дополнительные денежные средства для покупки хорошего жилья. Данный вопрос был урегулирован на уровне региона посредством предоставления таким детям права воспользоваться социальной ипотекой с возмещение расходов на оплату процентов по займам при приобретении жилья по сертификату [20].

Представители Саратовской школы права полагают, что оптимальным балансом в складывающейся ситуации могло бы стать также оказание целевой фиксированной финансовой помощи по аналогии с материнским капиталом [21, с. 247]. Это, по нашему мнению, влечет за собой целый ряд положительных последствий: обеспечение совместного материального участия гражданина в решении жилищной проблемы, создание стимула к трудоустройству, продвижению в профессиональной сфере, повышению уровня дохода.

145

Помимо всего прочего, считаем, что процедура предоставления жилья должна стать более прозрачной. Добиться этого можно за счет внесения в законодательство РФ изменений, предусматривающих единый порядок формирования федерального реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Немаловажным представляется разработка специализированной информационной системы, призванной обеспечить дополнительный контроль за выделением жилья для детей-сирот.

На наш взгляд, существенной проблемой выступает тот факт, что на законодательном уровне отсутствует закрепление срока предоставления жилья детям-сиротам, из-за чего сегодня он ставится в зависимость от выделения субвенций, сроков строительства и приобретения жилья. Согласимся с мнением Ю.В. Бекузаровой о том, что отсутствие закрепленного в законодательстве срока вносит правовую неопределенность при реализации жилищных прав детей-сирот [22, с. 100], а, следовательно, требует оперативного реагирования со стороны законодателя.

Дети, вышедшие из сиротских учреждений, зачастую оказываются не подготовленными к самостоятельной жизни в современном обществе. Для них характерны иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, неумение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним. На базе Юридической клиники Саратовской государственной юридической академии действует Са11-центр информационно-правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Здесь даются квалифицированные юридические консультации по вопросам включения в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, получения сертификатов на его приобретение и иным связанным с ними вопросам. Подобная практика, несомненно, полезна для Саратовской области и достойна распространения и в других регионах.

Таким образом, нормативное правовое регулирование государственной поддержки в области обеспечения жильем детей-сирот в России в целом и Саратовской области в частности нуждается в оптимизации. Для решения вышеуказанных проблем необходимо увеличить финансирование мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот, усилить контроль за деятельностью организаций, занимающихся строительством жилья для этой категории граждан, и принять иные предложенные в настоящей статье меры.

Список литературы:

1. 290 тысяч сирот стали проблемой и для регионов, и для строителей [Электронный ресурс] // URL: https://www.ng.ru/economics/2021-09-05/1_8243_economics1.html (дата обращения: 09.03.2022)

2. Более 6,7 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в семьях [Электронный ресурс] // URL: http://minobr.saratov.gov.ru/news/25795/ (дата обращения: 09.03.2022)

3. Надо разрушить монополию на сиротское жилье [Электронный ресурс] // URL: https://www.4vsar.ru/articles/prejde-vsego/135179.html (дата обращения: 12.03.2022)

4. Васильева Е.Ю., Фролова Е.В., Рогач О.В. Реализация права на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России // Урбанистика. 2020. № 1. С. 104-117.

5. Анна Кузнецова: для решения проблем детей-сирот необходима комплексная программа [Электронный ресурс] // URL: http://duma.gov.ru/news/53065/ (дата обращения: 09.03.2022)

6. В саратовской области выделят по миллиарду на жилье для детей-сирот и модернизацию образования [Электронный ресурс] // URL: https://www.4vsar.ru/news/v-saratovskoi-oblasti-vydelyat-po-158906/ (дата обращения: 09.03.2022)

7. Саратовской области из федерального бюджета выделили 1,3 миллиарда на жилье для сирот и ледовый дворец [Электронный ресурс] // URL: https://nversia.ru/news/saratovskoy-oblasti-iz-federalnogo-byudzheta-vydelili-1-3-müliarda-na-zhüe-dlya-sirot-i-ledovyy-dvorec/ (дата обращения: 10.03.2022).

8. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 7-КГ17-8 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

9. Закон Саратовской области № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» [Электронный ресурс] // URL: http://minobr.saratov.gov.ru/docs/175/1152/ (дата обращения: 11.03.2022)

10. Сироты требуют компенсации за неисполнение решений судов о жилье [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2017/12/07/reg-pfo/v-saratove-siroty-trebuiut-kompensacij-za-nepoluchennoe-zhile.html (дата обращения: 14.03.2022)

11. Закон Волгоградской области от 12.12.2007 № 1591-ОД «О жилищном фонде Волгоградской области» // Волгоградская правда. 2007. № 239.

12. Постановление Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (с изменениями и дополнениями) // Ульяновская правда. 2014. № 154.

13. Выплата ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области [Электронный ресурс] // URL:

https://social.saratov.gov.ru/adreform/detail.php?ELEMENT_ID=6099 (дата

обращения: 14.03.2022)

14. В Саратове детей-сирот из коммунальных квартир поселят в чуть большие однокомнатные квартиры [Электронный ресурс] // URL: https://om-saratov.ru/social/11-march-2022-i109742-v-ministerstve-jkx-raspredel (дата обращения: 11.03.2022)

15. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 6. Ст. 702.

16. Дыры в окнах, качающиеся стены: помощники спикера Госдумы показали «качество» жилья для сирот в Саратове [Электронный ресурс] // URL: https://sarinform.ru/news/2020/08/01/221807 (дата обращения: 12.03.2022)

17. «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. № 3. Март.

18. Саратовские депутаты сняли возрастные ограничения при предоставлении соцвыплат детям-сиротам [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5182396 (дата обращения: 12.03.2022).

19. Утвержден порядок предоставления сертификатов для детей-сирот [Электронный ресурс] // URL: https://www.saratov.gov.ru/news/utverzhden_poryadok_predostavleniya_sertifikatov _dlya_detey_sirot/ (дата обращения: 12.03.2022)

20. Дети-сироты смогут воспользоваться социальной ипотекой при покупке жилья [Электронный ресурс] // URL: https://srd.ru/index.php/80-lenta-novostej/novosty/32267-deti-siroty-smogut-vospolzovatsya-sotsialnoj-ipotekoj-pri-pokupke-zhilya.html (дата обращения: 14.03.2022)

21. Герасимова Е.А., Еремин В.В. Право на жилье детей-сирот, его обеспечение в нормотворческой и правоприменительной практике // Вестник СГЮА. 2021. № 5 (142). С. 243-248.

22. Бекузарова Ю.В. Проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот // Вестник СГЮА. 2019. № 1 (126). С. 99-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.