Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ-СИРОТ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ-СИРОТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1033
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА БЛАГОУСТРОЕННОЕ ЖИЛЬЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ракина Т.Н.

В статье рассматриваются проблемы реализации права на жилое помещение из специализированного жилого фонда детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и указываются варианты решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ракина Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF ACCOMMODATION FOR CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE, ORPHANCY CHILDREN

The article examines the problems of the implementation of the right to housing from a specialized housing stock by orphans and children left without parental care and indicates options for solving problems.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ-СИРОТ»

5. Агафонова М. Хищения из могил и с могил / М. Агафонова // Уголовное право. - 2014. - № 2. - С. 7.

6. Аксенов О.А. Ответственность за преступления против общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности по новому уголовному законодательству России / О.А. Аксенов // Ростов-на-Дону. - 1997.

7. Исмагилов Р.А. Некоторые проблемы квалификации хищения имущества с тел умерших и мест их захоронения / Р.А. Исмагилов // Казань: Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - № 1 (15). - С. 56-59.

8. Фукс А.А. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии / А.А. Фукс // Казань: типография Императорского Казанского университета. - 1840.

Ракина Т.Н.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет г. Санкт-Петербург, Россия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ-СИРОТ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы реализации права на жилое помещение из специализированного жилого фонда детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и указываются варианты решения проблем.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, реализация права на благоустроенное жилье.

Rakina T.N.

Saint Petersburg State University of Economics St. Petersburg, Russia

PROVISION OF ACCOMMODATION FOR CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE, ORPHANCY CHILDREN

Abstract: The article examines the problems of the implementation of the right to housing from a specialized housing stock by orphans and children left without parental care and indicates options for solving problems.

Key words: orphans, children left without parental care, realization of the right to comfortable housing.

Детям, оставшимся без попечения родителей, детям-сиротам поддержка от государства нужна во всех областях. 38 статья Конституции РФ гарантирует защиту интересов детей и защиту материнства, детства и семьи.

Нормы международного права гарантируют защиту интересов несовершеннолетних детей. В статье 20 «Конвенции о правах ребенка» закрепляется, что несовершеннолетний, лишенный семейного окружения, имеет право на защиту и помощь от государства. Государство по национальному законодательству обязано обеспечить уход за несовершеннолетним ребенком.

По официальным данным с 2017 по 2019 годы количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось на 11,5%. В 2019 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стало 44 429 [10].

Ратифицировав международные договоры, государство приняло на себя обязанность защищать и соблюдать права детей, которые были лишены семейного окружения. Несмотря на это, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с проблемой реализации их права на жилье.

Указанная тема является актуальной, поскольку национальное законодательство и международные договоры закрепляют право на жилье за несовершеннолетними детьми, но реализовать право детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, трудно.

Существует проблема предоставления жилья, которое будет соответствовать нормативным и потребительским требованиям. В настоящее время детям не всегда предоставляется жилье, соответствующее всем нормативам.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 8 статье устанавливает, что детям предоставляются благоустроенные жилые помещения из жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилье предоставляется по достижении лицом восемнадцати лет. Лицо, которое имеет право на жилое помещение, должно предоставить заявление в письменной форме в органы исполнительной власти субъектов, которые контролируют и обеспечивают сохранность жилых помещений, поддерживают помещение в санитарном и техническом состоянии.

Семейный Кодекс РФ в статье 155.3 устанавливает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право пользования жилым помещением.

Жилищный Кодекс РФ в статье 109. 1 устанавливает, что детям, оставшимся без попечения родителей, и детям-сиротам предоставляется жилое помещение по договору найма специализированного помещения.

Широкое нормативное регулирование, которое гарантирует жилищные права несовершеннолетним, позволяет решить проблему обеспечения детей-сирот жильем. Но действительно ли это так на практике?

На практике дети сталкиваются с ситуациями, когда нужно добиваться своего права через суд. Дети, нуждающиеся в жилье, вынуждены судиться с органами власти, на которых возложена обязанность помогать детям реализовать свое право на жилье [5, с. 92].

Чтобы ребенок по достижении 18 лет реализовал свое право на благоустроенное жилье, ему необходимо в уполномоченный орган написать заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На данном этапе у детей появляются трудности в реализации своего права, поскольку у них возникают вопросы по содержанию заявления, по перечню дополнительных документов, прикладываемых к заявлению, в какой орган подавать заявление. Появление таких вопросов у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это нормально, так как они недостаточно интегрированы в действительность общества [6, с. 257].

Государство в настоящее время старается предпринимать попытки информирования граждан о правах с помощью Интернет-ресурсов. В ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (ред.26.07.2019) статье 28 закрепляется, что органы исполнительной власти должны информировать с помощью СМИ или в сети «Интернет» о способах реализации гражданами прав, которые гарантированы российским законодательством.

Заместитель министра Юстиции РФ Денис Новак указал, что для правовой грамотности граждан планируется создать специальный Интернет-ресурс «Единый государственный портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи», с помощью которого любой гражданин сможет получить необходимые справки, правовую помощь, найти адвоката и т.д. [7].

Также принимаются меры индивидуального информирования граждан через портал «Госуслуги». Через данный портал граждане имеют возможность получить информацию о социальной поддержке, которую им гарантирует государство, и способах ее реализации [8].

К сожалению, не все граждане, которые росли в детском доме, имеют представление о работе интернета, о работе сайтов. Им будет сложно узнать о своем праве и способе его реализации через сеть «Интернет». Согласно статистике, только 7-10% выпускников из детского дома могут встроиться в современную жизнь общества [1].

Необходимо понимать, что цифровизация права - это длительный этап. В настоящее время существуют граждане, которые не умеют пользоваться интернетом, но, несмотря на это, до них должна доводиться информация об их правах и способе реализации прав (например, с помощью лекций, открытых уроков, брошюр).

На мой взгляд, для того чтобы решить указанную проблему, необходимо обязать специализированные учреждения информировать детей об их праве на благоустроенное жилье. Данное информирование может быть осуществлено с помощью лекций, индивидуальных консультаций адвокатов и т.д.

Чтобы решить проблему реализации права детей на жилое помещение нужно законодательно закрепить срок, в течение которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, региональные органы должны предоставить жилье.

Жилищный Кодекс РФ до 2013 года закреплял норму, которая предоставляла право на жилье без очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. С 2013 года в кодекс были внесены изменения. Из статьи 57 Жилищного кодекса РФ убрали положение о том, что дети могут получить без очереди жилое помещение по договору социального найма [6, с. 258].

Процедура реализации права на жилое помещение регламентируется в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В законе устанавливается, что органы МСУ однократно дают квартиру по договору найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении 18 лет и при подаче заявления.

В своем определении от 20.03.2014. № 592-О Конституционный суд Российской Федерации отметил, что законодатель, отменяя норму о праве без очереди получить детям-сиротам жилье, предусмотрел предоставление им жилья из жилищного фонда по окончании учебного учреждения. В связи с этим нормы, закрепленные в законе, не могут быть признаны неконституционными, так как они защищают права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети не всегда могут реализовать свое право, поскольку они не знают о том, что имеют право на жилое помещение из жилищного фонда [3, с. 22]. На сайте Счетной палаты опубликована статья Орловой С.Ю., которая указывает, что за последние 5 лет численность детей-сирот, которые стоят на учете для получения жилья, возросла на 50 000 человек. К началу 2020 года численность детей-сирот составляла 280 000 человек. Из них 191 000 человек - это те лица, которые не получили жилье и стоят в очереди. Ежегодно на исполнение обязательств по обеспечению детей-сирот выделяется из бюджета более 32 млрд. рублей [9].

Несмотря на существование вышеуказанных норм, дети-сироты не всегда обеспечиваются жильем. В юридической литературе указываются причины не обеспечения детей жилым помещением: отсутствие финансирования строительства жилья, отсутствие заинтересованности застройщиков в строительстве домов для социально-незащищенных слоев населения, поскольку нет возможности извлекать прибыль [2].

Рассмотрим пример. В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) пункте 7 указывается, что гражданка А. обратилась с заявлением в администрацию муниципального района с просьбой предоставить ей жилье. В ответном письме А. отказали из-за отсутствия жилых помещений. Гражданка А. обратилась в суд с иском о возложении обязанности на администрацию предоставить ей жилье.

Установив факт того, что А включена в список детей-сирот, и поэтому имеет право на жилье из специализированного жилого фонда в виде жилого дома или квартиры, суд в своем решении обязал обеспечить жилым помещением гражданку А площадью не менее 20 кв.м.

Органы опеки и попечительства должны выполнять следующие функции: выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести учет таких детей, осуществлять контроль за условиями воспитания, образования, содержания детей. В Российской Федерации есть механизм поиска детей, оставшихся без попечения родителей [4, с. 106]. Указанный механизм регулируется Постановлением Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

Учет детей производится на федеральном, региональном, местном уровнях органами опеки и попечительства и Министерством образования РФ. Работники данных органов выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и контролируют условия их содержания, образования, воспитания [4, с. 106-107].

Веремьева О.А. в своей работе указывает, что дети не получают жилое помещение из-за того, что органы опеки и попечительства и другие органы работают недобросовестно.

Рассмотрим данную ситуацию на практике.

Рассматривалось дело по иску Ж. к Администрации о возложении обязанности обеспечить жилым помещением Ж. У Ж. имелось психологическое заболевание. Ж. не имела возможности встать на учет в качестве нуждающейся. Администрация не приняла мер по включению Ж. в список на получение жилья. Суд требования Ж. удовлетворил и обязал администрацию обеспечить ее жилым помещением [3, с. 22].

Помимо проблем, связанных с реализацией права на жилище, необходимо рассмотреть вопрос о качестве предоставляемых жилых помещений.

Согласно Постановлению Правительства «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», жилье должно соответствовать санитарным, противопожарным требованиям, гигиеническим нормативам. Также необходимо проверять радиационный фон, качество воздуха, различные источники шума, вибрации. Проживать детям невозможно в помещении, если общая площадь помещения менее учетной нормы.

В настоящее время прокуроры все чаще подают иски в суд о защите жилищных прав детей-сирот. Рассмотрим пример из практики. В Аскизком районном суде Республики Хакасии по делу № 2-465/2018 был рассмотрен иск Прокурора, действующий в интересах К., к Администрации Аскийского района об обязании обеспечения К. жилым помещением, который будет соответствовать санитарным нормам и техническим нормам. Исковые требования прокурор мотивировал тем, что К. обратился к нему с заявлением на бездействие Администрации. Мать К. лишена родительских прав, а отец собственного жилья не имеет. В судебном заседании ответчик исковые требования не признал, так как переданные администрации Аскизкого района государственные полномочия не обеспечены финансовыми средствами. Требование прокурора к Администрации было удовлетворено.

Несмотря на все имеющиеся нормы, дети не могут реализовать или не знают, как реализовать свое право на жилое помещение.

Исходя из примеров судебной практики, мы можем видеть, что чаще всего проблемы реализации детьми своих прав возникают из-за невнимательности или недобросовестности органов исполнительной власти, специализированных учреждений.

Чтобы решить проблему реализации детьми права на благоустроенное жилое помещение необходимо:

1) проводить лекции, проводить открытие уроки в специализированных учреждениях с привлечением органов опеки и попечительства, прокуратуры, информировать граждан через Интернет-ресурсы.

За организацию вышеуказанных мероприятий ответственны специализированные учреждения, в которых находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, так как они отвечают за образование, воспитание детей. Данные мероприятия проводятся в рабочее время должностных лиц органов прокуратуры и опеки и попечительства. Оплата производится за счет средств бюджета региона.

2) законодательно закрепить срок, в течение которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, региональные власти должны предоставить жилье.

Предоставляется жилье детям на основании договора найма специализированного жилого помещения. Уполномоченный орган власти является собственником жилья. Данный орган передает гражданину жилое помещение в пользование для временного проживания. Договор действует 5 лет. Если имеются обстоятельства, которые свидетельствуют о необходимости продления договора, то он продлевается еще на 5 лет.

Денежные средства на строительство жилых помещений выделяются из федерального и регионального бюджетов. Власти региона при планировании бюджета на год закладывают сумму на строительство жилых помещений исходя из количества лиц, которым положено выдать жилье. После того как статья расходов была заложена в бюджет, регионы покупают квартиры сиротам у застройщика, либо строят сами и выдают их.

Контролировать действия региональных органов власти возложена на органы прокуратуры, так как данный орган осуществляет надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти субъектов РФ и органами МСУ. Главы надзорного ведомства могут поручать прокурорам контролировать ситуацию предоставления жилья детям-сиротам.

В случае непредставления детям жилья должностные лица, на которых возложена такая обязанность, должны нести ответственность. На основании материалов прокурорских проверок одним из видов ответственности является уголовная ответственность за ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей.

Список литературы

1. Адамова С. «Детдом: выхода нет. Почему 90% детдомовцев попадает в тюрьмы, спивается или кончает с собой» от 3.11.2016 года [Электронный ресурс] / С. Адамова. - Режим доступа: URL: https://theins.ru/longread/35320 - Заглавие с экрана. - (дата обращения:04.02.2021)

2. Алекберов Р.А. Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Р.А. Алекберов // Молодой ученый, 2019. - С. 186-189

3. Веремьева О.А. Некоторые правовые проблемы предоставления жилья детям-сиротам / О.А Веремьева // Вопросы науки и образования, 2019. -С. 22-25

4. Желонкин С.С. Семейное право: Учебное пособие / С.С. Желонкин, Д.С. Ивашкин, В.А. Максимов. - СПб: Санкт-Петербургский университет внутренних дел Российской Федерации, 2018. - 152с.

5. Колесникова Н.В. Проблемы реализации конституционного права на жилище детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / Н.В. Колесникова. - СПб.: издательство «Новый индекс», 2014. - С. 90-92

6. Костюхина А.Ю. К вопросу о проблемах реализации конституционного права на жилище детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / А.Ю. Костюхина // Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, 2020. - C. 257-259.

7. Куликов В. «Совет-бесплатно» от 25.03.2020 года [Электронный ресурс] / В. Куликов //Российская газета-столичный выпуск № 65(8119). - Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/03/25/miniust-predlozhil-sozdat-portal-dlia-pravovoj-pomoshchi-grazhdanam.html - Заглавие с экрана. - (дата обраще-ния:04.02.2021)

8. Манукиян Е. «С 1 декабря россиян начнут уведомлять об их праве на меры социальной поддержки» от 01.12.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/12/01/s-1-dekabria-rossiian-nachnut-uvedomliat-ob-ih-prave-na-mery-socpodderzhki.html-Заглавие с экрана. - (дата обраще-ния:04.02. 2021)

9. Орлова С.Ю. «Для решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот нужно участие всех уровней власти» от 20.02.2020 года [Электронный ресурс] /С.Ю. Орлова. - Режим доступа: URL: https://ach.gov.ru/news/svetlana-

orlova-dlya-reshemya-problemy-obespechemya-zhilem-deteysirot-nuzhen-detalnyy-plan-deystvi. -Заглавие с экрана. - (дата обращения:28.01.2021)

10. В России сократилось число детей-сирот в детских домах от 29.05.2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ria.ru/20200529/1572151621.html - Заглавие с экрана. - (дата обраще-ния:28.01.2021)

Руснак А.А.

Профессиональное образовательное Учреждение Уральский Региональный Колледж г. Челябинск, Россия

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ КАК ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблематика использования криптовалют как денежной единицы в сети «интернет», а в частности проблема легализации денежных средств, полученных нелегальным путем через криптовалюты. Так же попадает под обзор проблема использования криптовалют как денежной единицы в приобретении нелегальных средств и вещей.

Ключевые слова: криптовалюты, биткоин, обменники.

Rusnak A.A.

Professional Educational Institution Ural Regional College Chelyabinsk, Russia

THE PROBLEM OF USING CRYPTOCURRENCY AS A MONETARY UNIT IN THE INTERNET

Abstract: This article discusses the problems of using ciyptocurrencies as a monetary unit on the Internet, and in particular the problem of legalizing funds obtained illegally through cryptocurrencies. The problem of using cryptocurrencies as a monetary unit in the acquisition of illegal funds and things also comes under review.

Key words: cryptocurrencies, bitcoin, exchangers.

Криптовалюта, в данный момент, с точки зрения закона в сети «Интернет» является имуществом, исходя из статьи 128 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Так же такой вывод зафиксирован в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.