Научная статья на тему 'ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ДЕТИ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА'

ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ДЕТИ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1017
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ - СИРОТЫ / ДЕТИ / НУЖДАЮЩИЕСЯ В ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА / ДЕТИ / НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / ДЕТИ / НАХОДЯЩИЕСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбачев А.Н., Жолнерова Л.К.

В статье исследуется понятие детей, оставшихся без попечения родителей. Объективно это понятие является родовым для понятия дети-сироты. В то же время, дети, оставшиеся без попечения родителей - одна из категорий детей, нуждающиеся в помощи государства. Эта категория тесно связана с такими категориями, как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и дети, находящиеся в социально опасном положении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE AS CHILDREN IN NEED OF STATE ASSISTANCE

The article explores the concept of children left without parental care. Objectively, this concept is generic for the concept of orphans. At the same time, children left without parental care are one of the categories of children in need of state assistance. This category is closely related to such categories as children in a difficult life situation and children in a socially dangerous situation.

Текст научной работы на тему «ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ДЕТИ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 347.642

ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ДЕТИ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА

1 2 Горбачев А.Н. , Жолнерова Л.К.

1Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск 2Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, г. Брянск

В статье исследуется понятие детей, оставшихся без попечения родителей. Объективно это понятие является родовым для понятия дети-сироты. В то же время, дети, оставшиеся без попечения родителей - одна из категорий детей, нуждающиеся в помощи государства. Эта категория тесно связана с такими категориями, как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и дети, находящиеся в социально опасном положении.

Ключевые слова: дети, оставшихся без попечения родителей; дети - сироты; дети, нуждающиеся в помощи государства; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, находящиеся в социально опасном положении.

DOI 10.22281/2542-169 7-2022-01-03-65-70

Понятие детей, оставшихся без попечения родителей, является весьма сложным как по своей внутренней структуре, так и по формально-юридической основе его определения. Для уяснения его содержания необходимо, прежде всего, обратиться к положениям семейного законодательства РФ. В Семейном кодексе РФ говорится о том, что ребенок признается оставшимся без попечения родителей, прежде всего, в силу объективных причин биологического характера, а именно - в силу смерти обоих родителей или единственного родителя. Также к числу объективных причин биологического характера следует отнести недееспособность родителей (единственного родителя) в силу психического заболевания, либо какую-либо иную болезнь, препятствующую исполнению родительских обязанностей. К объективным обстоятельствам следует отнести и длительное отсутствие родителей -безотносительно причин такового отсутствия.

К числу же субъективных причин признания ребенка оставшимся без попечения родителей относится различного рода виновное противоправное поведение родителей, которое может выражаться, как минимум, в уклонении от воспитания детей или защиты их прав и законнных интересов. Более тяжелой формой является создание родителями условий, препятствующих нормальному развитию ребенка. Наконец, виновное противоправное поведение родителей может заключаться в создании ими условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка. Подобного рода обстоятельства являются основанием для применения к таким родителям мер воздействия в виде лишения их родительских прав либо ограничения в родительских правах. Здесь необходимо уточнить, что ограничение в родительских правах возможно и при отсутствии виновного противоправного поведения родителей, в силу упомянутых выше объективных причин в виде болезни, длительного отсутствия и пр. В любом случае, необходимо акцентировать внимание на том, что содержащийся в Семейном кодексе РФ перечень оснований признания ребенка оставшимся без родительского попечения является открытым.

Содержание рассматриваемой нормы Семейного кодекса РФ в целом дублируется, но при этом и в значительной степени расширяется в законодательстве о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1]. Прежде всего, как видно, соответствующее законодательство применительно к теме настоящего исследования различает две категории детей. В отношении детей, оставшихся без родительского попечения в силу таких объективных причин биологического характера, как смерть обоих родителей (единственного родителя), используется термин «дети -сироты», противопоставляемый термину «дети, оставшиеся без попечения родителей».

Очевидно, что подобное противопоставление выглядит не вполне корректным,

поскольку последний из упомянутых выше терминов является родовым по отношению к первому: сироты - одна из категорий детей, оставшихся без родительского попечения. С учетом изложенного более корректной представляется, например, формулировка «дети-сироты и иные дети, оставшихся без попечения родителей». В отношении детей, не являющихся сиротами в биологическом смысле, широко применяется термин «социальное сиротство» («социальные сироты»), указывающий на то, что дети при живых родителях тем не менее приобретают в обществе статус оставшихся без родительского попечения. Рассматриваемые термины шире всего используются в специальной литературе, хотя систематически применяются и в подзаконных нормативно-правовых актах различного уровня (термин «социальное сиротство») [5, 7 и др.] и в материалах судебной практики (термин «социальные сироты») [9, 10 и др.].

Отмеченное не вполне корректное противопоставление в законодательстве о дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей, терминов «дети - сироты», и «дети, оставшиеся без попечения родителей», не отменяет того обстоятельства что в данном законодательстве содержание рассматриваемое понятие, как уже было отмечено выше, в значительной степени расширяется по сравнению с соответствующей нормой Семейного кодекса РФ. Здесь прежде всего необходимо указать на то, что в законодательстве о дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей, используется намного более формальный подход, в числе прочего позволяющий вести речь не только об основаниях приобретения соответствующего статуса, но и механизме его приобретения.

Так, указывается на то, что факт утраты ребенком попечения родителей должен быть установлен судом. При этом в некоторых случаях судебные постановления, изначально никак не связанные с исполнением гражданином своих родительских обязанностей, вследствие их принятия определенно порождают для него негативные правовые последствия именно в рассматриваемом ключе. Очевидно, что помещение лица под стражу и его последующее содержание там в качестве подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления исключает возможность надлежащего исполнения им своих родительских обязанностей в любом случае, независимо от того, в каком именно преступлении его обвиняют. Аналогичные правовые последствия порождает и отбывание родителем наказания в виде лишения свободы - независимо от того, помещался ли он перед этим под стражу.

Еще одним специфическим основанием признания ребенка оставшимся без родительского попечения, предусмотренным законодательством о дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей, является возникновение ситуации, когда родители ребенка неизвестны. Они могут быть неизвестны изначально, когда ребенок был помещен матерью или каким-либо иным лицом в специализированное место для анонимного оставления новорожденных (так называемый «бэби-бокс» или «окно жизни»).

Наконец, следует отметить, что в законодательстве о дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей, перечень оснований признания ребенка оставшимся без родительского попечения также является открытым. При это он содержит важную формальную оговорку о том, что в любом случае ребенок признается утратившим попечение родителей исключительно в порядке, установленном законом.

Вопрос о соотношении понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» со смежными понятиями решается совершенно по-разному в различных случаях. Так, выше уже было отмечено, что данное понятие объективно является родовым применительно к частному понятию «дети-сироты». С другой стороны, дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют собой одну из разновидностей, составных частей такой всеобъемлющей правовой категории, как «дети, нуждающиеся в помощи государства». Даная формулировка используется главным образом применительно к нормативно-правовой базе, регламентирующей различные аспекты деятельности органов опеки и попечительства,

работы центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи по предупреждению безнадзорности среди детей и т.п. [6, 8 и др.]

Следует отметить, что еще в 2012 г. на пятилетний период указом Президента РФ была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей [4], одним из положений которой было указание на необходимость конкретизации и систематизации понятий «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении», «дети, нуждающиеся в помощи государства», «дети, оставшиеся без попечения родителей». Несмотря на то, что данная деятельность была отнесена в Национальной стратегии к числу первоочередных мер, указ Президента РФ в соответствующей части так и остался невыполненным.

В то же время, подзаконная нормативно-правовая база, содержащая наиболее общую формулировку «дети, нуждающиеся в помощи государства», в значительной степени содержит также и термины «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» и «дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении». При этом содержание данных терминов раскрывается в соответствующих специальных федеральных законах.

Так, понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» дается в федеральном законодательстве об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [2]. Прежде всего, к ним по очевидным причинам относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Для таких детей трудность жизненной ситуации заключается в том, что разрушаются основополагающее социальные связи с их участием -семейные связи по линии «ребенок-родитель».

В каком-то смысле аналогичной является ситуация, возникающая когда затрудняется не социализация ребенка, а его биологическое (физическое и психическое) развитие. Речь идет о детях-инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья. Здесь следует подчеркнуть, что эти понятия также соотносятся как часть и целое: объективно инвалидность представляет собой частный случай ограниченных возможностей здоровья, крайнюю степень их ограничения. Именно поэтому термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» в российском законодательстве используется главным образом применительно к сфере получения такими лицами образования, а различные аспекты правового статуса инвалида регламентируются специальным федеральным законом. Сюда же можно отнести такую категорию, как дети с отклонениями в поведении - различного рода и степени.

Еще одним своеобразным аналогом отсутствия родителей или здоровья в полной мере является отсутствие в необходимой степени материальных возможностей полноценного удовлетворения различных потребностей несовершеннолетнего. В данном случае речь идет о детях, для которых трудность жизненной ситуации заключается в том, что их семьи относятся к числу малоимущих.

Следующая категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - те, которые являются жертвами различного рода обстоятельств. Во-первых, это жертвы персонифицированного насилия разного рода и формата. По содержанию насилие может быть физическим, психическим и т.д. По формату насилие в том числе может быть семейным и исходить в том числе от родителей, в таком случае возникает вероятность перехода в категорию социального сиротства. Во-вторых, это жертвы своего рода «обезличенного насилия», т.е. разного рода социальных конфликтов (включая межгосударственные и межнациональные), а также чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. В таких случаях статус ребенка может быть конкретизирован в формате статуса беженца или вынужденного переселенца.

Особый случай здесь - дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, не подпадающих ни под одну из вышеперечисленных категорий. В качестве примера здесь можно привести ситуацию с детьми российских гражданок и боевиков запрещенных в РФ террористических организаций. Такие дети родились и провели начало своей жизни за рубежом (например, в Ираке), но считаются возвращенными в РФ. Они очевидно нуждаются в дополнительных мерах социализации в российском обществе и культурном пространстве.

Еще одна самостоятельная категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - несовершеннолетние правонарушители, в том числе находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, а также осужденные к лишению свободы и отбывающие соответствующее наказание.

Наконец, последняя категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации -это дети, жизнедеятельность которых нарушена в силу обстоятельств, которые не могут быть ими преодолены ни самостоятельно ни с помощью семьи. Характерный пример такого рода обстоятельств - утрата единственного жилья, являвшегося предметом ипотеки, в силу того, что на него было обращено взыскание.

Понятие «дети, находящиеся в социально опасном положении», дается в федеральном законодательстве о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [3]. Здесь достаточно четко выделяются две категории таких детей.

Первая из них - находящиеся в обстановке, не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, обуславливающей их безнадзорность и беспризорность. Безнадзорность выражается в полном отсутствии контроля за поведением ребенка со стороны как законных представителей, так и должностных лица. В свою очередь, беспризорность представляет собой крайнюю степень безнадзорности, подразумевающую отсутствие у ребенка места жительства или пребывания. В целом же крайняя степень несоответствия обстановки, в которой находятся несовершеннолетние, требованиям к их воспитанию или содержанию характеризуется возникновением опасности для жизни и здоровья детей.

Вторая категория - дети, совершающие правонарушения или антиобщественные действия. Под последними понимаются такие действия, за которые несовершеннолетний не может быть привлечен к юридической ответственности (употребление наркотических и аналогичных им веществ, спиртосодержащей продукции, занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством и др.). Очевидно, что статус «ребенок, находящийся в социально опасном положении» может быть тесно связан со статусом «ребенок, оставшийся без попечения родителей». При этом характер такой связи может быть различным в разных жизненных ситуациях: существовать параллельно либо взаимно обуславливать.

Как видно, наиболее широким по содержанию из всех рассмотренных является понятие «дети, нуждающиеся в помощи государства», которое является родовым для понятий «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» и «дети, находящиеся в социально опасном положении». В свою очередь, понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» является родовым для понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей». Наконец, понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» объективно является родовым для понятия «дети-сироты».

Таким образом, понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей», является весьма сложным. Его содержание определяется положениями как Семейного кодекса РФ, так и законодательством о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенок признается оставшимся без попечения родителей в силу как объективных причин биологического и иного характера, так и субъективных причин, главным образом учитывающих виновное противоправное поведение родителей. При этом, например, ограничение в родительских правах возможно и при отсутствии виновного противоправного поведения родителей. В любом случае содержащийся в российском законодательстве перечень оснований признания ребенка оставшимся без родительского попечения является открытым.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от

17.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

5. Указ Президента РФ от 08.08.2016 № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 33. Ст. 5164.

6. Письмо Минобразования РФ от 15.07.1998 № 15/268-6 «О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи по предупреждению безнадзорности среди детей» // Образование в документах. 1998. № 19.

7. Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2008 № ИК-1105/06 «О повышении эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства» // Вестник образования. 2008. №16.

8. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 680н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» // Российская газета. 2014. № 9.

9. Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 10.03.2016 по делу № 33а-636/2016 - URL http://www.consultant.ru.

10. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 20.09.2016 по делу № 33-7650/2016 - URL http://www.consultant.ru.

Сведения об авторах

Горбачев Александр Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой земельного, трудового и экологического права ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», angorbachev@rambler.ru

Жолнерова Людмила Константиновна - начальник отдела по опеке и попечительству Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, zholnerova@032uszn.ru

UDK 347.642

CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE AS CHILDREN IN NEED

OF STATE ASSISTANCE

1 2 Gorbachev A.N. , Zholnerova L.K.

1Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk 2Department of Family, Social and Demographic Policy of the Bryansk Region, Bryansk

The article explores the concept of children left without parental care. Objectively, this concept is generic for the concept of orphans. At the same time, children left without parental care are one of the categories of children in need of state assistance. This category is closely related to such categories as children in a difficult life situation and children in a socially dangerous situation.

Key words: children left without parental care; orphans; children in need of state assistance; children in difficult life situations; children in a socially dangerous situation.

References

1. On additional guarantees for the social protection of orphans and children left without parental care: Federal Law of December 21, 1996 №. 159-FZ (as amended on February 17, 2021) //

Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. №. 52. Art. 5880.

2. On Guarantees of the Fundamental Rights of the Child in the Russian Federation: Federal Law of July 24, 1998 №. 124-FZ (as amended on June 11, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1998. №. 31. Art. 3802.

3. On the Fundamentals of the System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency: Federal Law №. 120-FZ of June 24, 1999 (as amended on April 24, 2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. 1999. №. 26. Art. 3177.

4. On the usual strategies for actions in relation to children for 2012-2017: Decree of the President of the Russian Federation of 01.06.2012 №. 761 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2012. №. 23. Art. 2994.

5. On the assessment of priority areas of activity in the provision of publicly useful services: Decree of the President of the Russian Federation of August 8, 2016 №. 398 (as amended on July 1, 2017) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2016. №. 33. Art. 5164.

6. On the work of centers for psychological, pedagogical and medical and social assistance to prevent neglect among children: Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 15.07.1998 №. 15 / 268-6 // Education in Documents. 1998. №. 19.

7. On the high efficiency of the activities of guardianship and guardianship authorities in the prevention of social orphanhood: Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 30.06.2008 №. IK-1105/06 » // Bulletin of Education. 2008.№. 16.

8. On the examination of the professional standard «Specialist of the guardianship and guardianship body for minors»: Order of the Ministry of Labor of Russia dated November 18, 2013 №. 680n // Russian newspaper. 2014. №. 9.

9. Appeal ruling of the Supreme Court of the Komi Republic dated March 10, 2016 in case №. 33a-636/2016 - URL http://www.consultant.ru.

10. Appeal ruling of the Stavropol Regional Court dated September 20, 2016 in case №. 337650/2016 - URL http://www.consultant.ru.

Author's information

Gorbachev Alexander Nikolaevich - Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Land, Labor and Environmental Law of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, angorbachev@rambler.ru

Zholnerova Lyudmila Konstantinovna - Head of the Department of Guardianship and Guardianship of the Department of Family, Social and Demographic Policy of the Bryansk Region, zholnerova@032uszn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.