Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

В современном мире важнейшим компонентом профессиональной деятельности выступает коммуникация. Безусловно, развитие и поддержание общения между субъектами (гражданами, органами власти, должностными лицами) - один из путей преодоления нехватки взаимного доверия в обществе. Сотрудник органов внутренних дел должен обладать знаниями особенностей психологии общения, навыками межличностного взаимодействия, так как их профессиональная деятельность непосредственно связана с межличностным общением, а результативность их работы во многом зависит от эффективности процесса коммуникации. Отметим, что правоохранительная деятельность относится к системе профессиональных отношений «человек - человек», в которой умение общаться играет ключевую роль. В то же время, как отмечается специалистами, устойчивый негативный образ правоохранительных органов воспроизводится в массовом сознании вне зависимости от социальных и демографических характеристик опрашиваемых, их опыта общения с органами правосудия и правопорядка[1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS

In the modern world, communication is the most important component of professional activity. Of course, the development and maintenance of communication between subjects (citizens, authorities, officials) is one of the ways to overcome the lack of mutual trust in society. An employee of internal affairs bodies must have knowledge of the features of the psychology of communication, interpersonal interaction skills, since their professional activities are directly related to interpersonal communication, and the effectiveness of their work depends largely on the effectiveness of the communication process. It should be noted that law enforcement refers to the system of professional relations «person - person», in which the ability to communicate plays a key role. At the same time, as noted by experts, a stable negative image of law enforcement agencies is reproduced in the mass consciousness, regardless of the social and demographic characteristics of the respondents, their experience in dealing with the organs of justice and law and order [1].

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ISSN 2541-8025

Том XV 3-2019

Проблемы экономики и юридической практики

1.49. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

©Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры ОПД

Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

mashekuasheva@mail.ru

Аннотация: в современном мире важнейшим компонентом профессиональной деятельности выступает коммуникация. Безусловно, развитие и поддержание общения между субъектами (гражданами, органами власти, должностными лицами) - один из путей преодоления нехватки взаимного доверия в обществе. Сотрудник органов внутренних дел должен обладать знаниями особенностей психологии общения, навыками межличностного взаимодействия, так как их профессиональная деятельность непосредственно связана с межличностным общением, а результативность их работы во многом зависит от эффективности процесса коммуникации. Отметим, что правоохранительная деятельность относится к системе профессиональных отношений «человек - человек», в которой умение общаться играет ключевую роль. В то же время, как отмечается специалистами, устойчивый негативный образ правоохранительных органов воспроизводится в массовом сознании вне зависимости от социальных и демографических характеристик опрашиваемых, их опыта общения с органами правосудия и правопорядка[1].

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, профессионализм, коммуникативная компетентность, психологическая подготовка, безопасность государства, психологические особенности.

Любой факт совершения противоправных действий или нарушения законности со стороны сотрудника органов внутренних дел, может являться основанием для формирования отрицательной реакции населения в справедливость и снижения престижа всей правовой системы. Любые негативные проявления в общественной жизни стимулируют критику органов внутренних дел в средствах массовой информации, содержащую обвинения в непрофессионализме, отсутствии объективности при рассмотрении правонарушений, обвинительном уклоне в процессуальной сфере, безответственности, пренебрежение действующим законодательством, бюрократизме, коррупции, совершении общеуголовных преступлений и т.п. Безусловным является признание того, что источником и катализатором недоверия большого числа граждан к правоохранительным органам выступают, прежде всего, негативные явления в деятельности отдельных представителей, что больше исключение, чем правило. Доля преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, не превышает 0,08% от общего числа преступлений в стране. Однако негативное воздействие этих преступлений на имидж правоохранительных органов неизмеримо значительнее. Ведь оценка их деятельности в общественном мнении складывается из отдельных примеров и фактов.

Отрицательный пример даже одного сотрудника будет затруднительно нейтрализовать десятком положительных самоотверженных действий сотрудников полиции, так как население эти положительные примеры воспринимает как обязательную, повседневную норму поведения и в большинстве случаев остаются незамеченными.

Тем более, что в информационной среде остается «нерейтинговым» ярко и образно доносить до населении сообщения о том, что подавляющее большинство сотрудников правоохранительных органов честно и добросовестно выполняют свои профессиональные обязанности по обеспечению правопорядка и непримиримой борьбе с преступностью.

Как показывает анализ практической деятельности сотрудников полиции, трудности формирования положительного

имиджа определяются обстоятельствами как субъективного, так и характера объективного.

Во-первых, существенной особенностью формирования имиджа является конфликтность обстановки, в которой зачастую приходится общаться сотруднику полиции с гражданами, совершающими противоправные действия. Даже в этих ситуациях они обязаны обеспечивать законность своих действий, соблюдать выдержку и проявлять профессионализм. Нарушители в противовес этому значительно свободнее в своем поведении и выражениях.

Во-вторых, круг общения сотрудника полиции не ограничивается только коллективом органов внутренних дел, он охватывает все общественные слои и социальные группы. Как показывает практика, опыт общения и мнение о представителях власти, уровень законопослушности и правосознания может быть диаметрально противоположными в зависимости от образования, возраста или социального положения граждан. Данное обстоятельство не позволяет однозначно говорить об объективности оценки населением деятельности сотрудников полиции.

В-третьих, исполнение сотрудником полиции своих профессиональных обязанностей носит публичный характер и в большинстве случаев протекает под пристальным ведомственным и социальным контролем. Сотрудник органов внутренних дел должен постоянно учитывать и быть психологически готовым нести службу при значительном скоплении людей. Поэтому его профессионально грамотные и законные действия во многом способствуют эффективности службы и престижу самой системы органов внутренних дел. В значительной степени положительный имидж органов внутренних дел строится на повседневном общении сотрудников полиции с населением, в деловом и честном разговоре с представителями средств массовой информации.

В рамках воспитательной работы в органах внутренних дел особое внимание уделяется мероприятиям по формированию и поддержанию коммуникативной компетентности сотрудников, правовой культуры, безупречной готовности к профессио-

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Машекуашева М. Х.

нально-грамотному взаимодействию со всеми категориями граждан при исполнении служебных обязанностей и вне службы, что соответственно повышает престиж, авторитет службы и формирует положительный имидж самого сотрудника и системы органов внутренних дел в целом.

Возрастание требований к уровню профессиональной готовности, личностным и деловым качествам сотрудников органов, подразделений и учреждений внутренних дел обусловливает необходимость совершенствования их психологической подготовки, ориентацию на формирование и развитие личности [2].

Коммуникативную компетентность на наш взгляд, необходимо рассматривать как важнейшее и особенное социально-психологический феномен, выражающееся в способности сотрудника органов внутренних дел объективно оценивать себя, свое место в обществе, формировать и развивать навыки визуальной диагностики партнеров по общению, прогнозировать проявления межличностных отношений, знать и пользоваться психотехниками общения для эффективного решения профессиональных задач.

В заключение отметим, что рассматривая процесс формирования коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел необходимо учитывать непосредственно специфику их профессиональной деятельности, подразделение, в котором несет службу, специфику профессионально важных характеристик. Профессиограмма сотрудника органов внутренних дел предполагает следующие качества:

- коммуникабельность;

- культура общения;

- умение адаптироваться к новым условиям;

- регулировать отношения между людьми в процессе межличностного взаимодействия;

- контролировать собственные эмоции в процессе взаимодействия с гражданами;

- знать и учитывать особенности взаимодействия с различными категориями граждан (с учетом возраста, пола, психического состояния и т. д.)

В рамках межличностного взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с гражданами необходимо уметь создавать условия для формирования особого состояния для достижения психологического контакта, которое является

необходимым фактором конструктивного воздействия на правовое сознание гражданина, с целью недопущения противоправных действий [3]. В профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел психологический контакт устанавливается как в общении сотрудников между собой, так и при решении профессиональных задач.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,49%.

Список литературы:

1. Маюров Н.П. и др. Совершенствование поликультурного воспитания сотрудников органов внутренних дел, направленного на пресечение попыток проникновения в служебные коллективы проявлений национализма, ксенофобии, политического и религиозного экстремизма: научно-методическое пособие. 2009. С. 130.

2. Карданов Р.Р., Машекуашева М.Х. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки сотрудника полиции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 6-2. С. 104-107.

3. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х., Геляхова Л.А. Актуальные вопросы деятельности органов внутренних дел по предотвращению экстремистских проявлений. В книге: Право и государство: проблемы методологии, теории и истории материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 226-229.

РЕЦЕНЗИЯ

В представленной на рецензирование статье автор указывает на то, что факт совершения противоправных действий или нарушения законности со стороны сотрудника органов внутренних дел, может являться основанием для формирования отрицательной реакции населения в справедливость и снижения престижа всей правовой системы.

Любые негативные проявления в общественной жизни стимулируют критику органов внутренних дел в средствах массовой информации, содержащую обвинения в непрофессионализме, отсутствии объективности при рассмотрении правонарушений, обвинительном уклоне в процессуальной сфере, безответственности, пренебрежение действующим законодательством, бюрократизме, коррупции, совершении общеуголовных преступлений и т.п.

Источником и катализатором недоверия большого числа граждан к правоохранительным органам выступают, прежде всего, негативные явления в деятельности отдельных представителей, что больше исключение, чем правило.

В заключении справедливо отмечено, что возрастание требований к уровню профессиональной готовности, личностным и деловым качествам сотрудников органов, подразделений и учреждений внутренних дел обусловливает необходимость совершенствования их психологической подготовки, ориентацию на формирование и развитие личности.

Статья соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.

Начальник кафедры ОПД,

кандидат юридических наук, полковник полиции

А.Ю.Тутуков

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS

©Mashekuasheva Margarita Kh., PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department state and civil law disciplines Work place: North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

mashekuasheva@mail.ru

Annotation: in the modern world, communication is the most important component of professional activity. Of course, the development and maintenance of communication between subjects (citizens, authorities, officials) is one of the ways to overcome the lack of mutual trust in society. An employee of internal affairs bodies must have knowledge of the features of the psychology of communication, interpersonal interaction skills, since their professional activities are directly related to interpersonal communication, and the effectiveness of their work depends largely on the effectiveness of the communication process. It should be noted that law enforcement refers to the system of professional relations «person - person», in which the ability to communicate plays a key role. At the same time, as noted by experts, a stable negative image of law enforcement agencies is reproduced in the mass consciousness, regardless of the social and demographic characteristics of the respondents, their experience in dealing with the organs of justice and law and order [1]. Keywords: employee of internal affairs bodies, professionalism, communicative competence, psychological preparation, state security, psychological features.

Reference list:

1. Mayurov N.P. and others. Improving the multicultural education of employees of internal affairs bodies aimed at curbing attempts to penetrate into service collectives manifestations of nationalism, xenophobia, political and religious extremism: a scientific and methodological guide. 2009. p. 130.

2. Kardanov R. R., Mashekuasheva M.Kh. The communicative aspect of police officer training. Historical and socio-educational thought. 2016. Vol. 8. No. 6-2. Pp. 104-107.

3. Mashekuasheva M.Kh., Kochesokova Z.Kh., Gelyakhova L.A. Topical issues of the activities of bodies of internal affairs for the prevention of extremist manifestations. In the book: Law and the State: problems of methodology, theory and history of materials of the Vth All-Russian Scientific Practical Conference. 2016. p. 226-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.