Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПСИХОТЕХНИКИ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамурзаева Юлия Викторовна

В современном мире важнейшим компонентом профессиональной деятельности выступает коммуникация. Развитие и поддержание общения между субъектами (гражданами, органами власти, должностными лицами) - важнейшее направление устранения негативных стереотипов в обществе. Основополагающим фактором построения взаимоотношений с населением сотрудниками органов внутренних дел являются специфичные условия, нестандартные и экстремальные ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шамурзаева Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS

In the modern world, communication is the most important component of professional activity. The development and maintenance of communication between subjects (citizens, authorities, and officials) is one of the ways to overcome the lack of mutual trust in society. The specifics of building interpersonal relations with citizens among employees of the internal affairs bodies are determined by special working conditions, unusual circumstances and cases and situations not similar to each other.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

2'2019

Пробелы в российском законодательстве

13.3. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Шамурзаева Юлия Викторовна. Должность: инспектор. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: отдел по работе с личным составом. E-mail: mashekuasheva@mail.ru

Аннотация: В современном мире важнейшим компонентом профессиональной деятельности выступает коммуникация. Развитие и поддержание общения между субъектами (гражданами, органами власти, должностными лицами) - важнейшее направление устранения негативных стереотипов в обществе. Основополагающим фактором построения взаимоотношений с населением сотрудниками органов внутренних дел являются специфичные условия, нестандартные и экстремальные ситуации.

Ключевые слова: профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел, профессиональный имидж, воспитательная работа, межличностная коммуникация, психотехники общения.

SOME FEATURES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS

Shamurzaeva Yulia Victorovna. Position: inspector. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: Caucasian Advanced Training Institute. Department: personnel department. E-mail: mashekuasheva@mail.ru

Annotation: In the modern world, communication is the most important component of professional activity. The development and maintenance of communication between subjects (citizens, authorities, and officials) is one of the ways to overcome the lack of mutual trust in society. The specifics of building interpersonal relations with citizens among employees of the internal affairs bodies are determined by special working conditions, unusual circumstances and cases and situations not similar to each other. Keywords: professional activity of employees of internal affairs bodies, professional image, educational work, interpersonal communication, psychotechnics of communication.

Безусловно, развитие и поддержание общения между субъектами (гражданами, органами власти, должностными лицами) - важнейший фактор установления доверительных отношений с гражданами.

Профессионал в любой области должен обладать знаниями особенностей психологии общения, навыками межличностного взаимодействия. Не являются исключением и сотрудники органов внутренних дел, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с межличностным общением, а результативность их работы во многом зависит от эффективности процесса коммуникации.

Отметим, что правоохранительная деятельность относится к системе профессиональных отношений «че-

ловек - человек», в которой умение общаться играет ключевую роль.

Основные элементы психологической структуры профессионального общения сотрудников органов внутренних дел определены В.В. Стукаловым: постановка цели профессионального общения; моделирование сценария предстоящего профессионального общения;

планирование предстоящего профессионального общения;

подготовка к предстоящему профессиональному общению;

ориентирование в ситуации профессионального общения;

привлечение внимания гражданина к себе или предмету профессионального общения;

формирование у гражданина интереса к предмету профессионального общения или к себе; оперативное знакомство;

искусственное создание сотрудником благоприятных психологических условий для профессионального общения;

завоевание авторитета (доверия); внушение сотрудником собеседнику положительных эмоций;

нейтрализация психологических барьеров; управление профессиональным общением; установление сотрудником психологического контакта с лицом, обладающим значимой информацией;

анализ и рефлексивный прогноз ситуации и позиции собеседника;

сознательное фиксирование сотрудником доверительной зоны общения;

установление сотрудником доверия со стороны собеседника;

достижение сотрудником основной или запасной цели профессионального общения;

контроль и коррекция результатов профессионального общения; окончание профессионального общения; анализ сотрудником профессионального общения[1]. Коммуникативную компетентность обеспечивают некоторые факторы:

речевые формирование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел непосредственно связано со спецификой их профессиональной деятельности, требующей особых коммуникативных характеристик.

Вступая в межличностные взаимоотношения, сотрудники органов внутренних дел должны учитывать личностные особенности каждого человека.

Особенностью коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел является многокон-тактность, вариативность, нестандартность ситуаций и их экстремальность, и конечно необходимость оказывать воздействие на правовое сознание граждан.

В предложенной ниже схеме подробно раскрыты все элементы коммуникативной компетентности рис. 1.

Именно в результате межличностного общения сотрудника органов внутренних дел с гражданами формируется особое состояние психологического контакта, которое способствует конструктивному обмену информацией. В профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел психологический контакт устанавливается как между собой, так и при производстве следственных, процессуальных и непроцессуальных действий.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Шамурзаева Ю.В.

Рис. 1.Элементы коммуникативной компетентности

В общении как необходимому и всеобщему условию любой профессиональной деятельности особое значение отводится грамотной речи.

В этой связи немаловажное значение в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел придается акцентологическими нормам, овладение которыми является залогом успешной коммуникации.

Профессиональную подготовленность сотрудника органов внутренних дел образует сумма профессиональных знаний, навыков и умений, которыми он обладает. Современные условия развития российского общества предъявляют повышенные требования к эффективности и качеству выполнения служебных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов [4].

Ведь правильное произношение слов, верная постановка ударений, грамотная речь считаются признаками культурного, образованного человека, которыми и должны быть сотрудники правоохранительных органов.

Думается, что навыки эффективного общения, особенности речевого поведения в конкретной ситуации должны формироваться в процессе обучения курсантов высших учебных заведений системы МВД России, повышения квалификации действующих сотрудников, а также совершенствоваться на протяжении всей профессиональной карьеры в рамках воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел.

Представляется, что при этом весьма значима роль психологической подготовки, задачей которой является содействие в формировании коммуникативных навыков как необходимых профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел [2].

В заключение отметим, что этика и психология общения выступают доминантами становления и развития личности сотрудника органов внутренних дел и способствуют эффективному осуществлению ими профессиональной деятельности.

Становление профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел заключается в системном единстве психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и целенаправленно организовывать процессы профессионального общения [5].

Эффективное и профессионально поставленное взаимодействие сотрудников органов внутренних дел с каждым гражданином, реализация индивидуального подхода обусловливают не только результативность профессиональной деятельности, но и влияют на престиж и авторитет отдельного представителя, и имидж профессии в целом [3].

Отсутствие либо несформированность коммуникативных навыков у сотрудников ОВД, безусловно, будет отрицательно сказываться на эффективности выполнения оперативно-служебных задач.

Список литературы:

1. Усенко С.В., В.В. Стукалов. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения для всех специальностей (направлений подготовки) - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. С.109с.

2. Ходжич, М. В.Теоретико-методологические аспекты стратегического планирования в органах внутренних дел. Монография. Акад. упр. МВД России. - Москва, 2009. С.166.

3. Шаповалов В.А. Психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел как предмет исследования ведомственных психологов: новые подходы к оценке и прогнозированию. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. Издательство: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской. №3 2019. С.243.

4. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 133-134.

5. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Коммуникативные компетенции сотрудников полиции как фактор эффективности профессиональной деятельности. Современные наукоемкие технологии. 2014. № 4. С. 167-168.

Рецензия

на научную статью «Некоторые особенности формирования и развития коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел» Юлии Викторовны Шамурзаевой, инспектора ОРЛС, Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал), Краснодарского университета МВД России

В представленной на рецензирование статье рассматривается актуальность вопроса коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Развитие и поддержание общения между субъектами (гражданами, органами власти, должностными лицами) -важнейшее направление устранения негативных стереотипов в обществе. Основополагающим фактором построения взаимоотношений с населением сотрудниками органов внутренних дел являются специфичные условия, нестандартные и экстремальные ситуации.

Автор справедливо отмечает в своей работе, что профессионал в любой области должен обладать знаниями особенностей психологии общения, навыками межличностного взаимодействия. Не являются исключением и сотрудники органов внутренних дел, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с межличностным общением, а результативность их работы во многом зависит от эффективности процесса коммуникации.

Систематизированы факторы, обеспечивающие коммуникативную компетентность, речевые - формирование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел непосредственно связано со спецификой их профессиональной деятельности, требующей особых коммуникативных характеристик.

Особенностью коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел является многокон-тактность, вариативность, нестандартность ситуаций и их экстремальность, и конечно необходимость оказывать воздействие на правовое сознание граждан.

Рецензент:

Старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин кандидат психологических наук М.Х.Машекуашева

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 77,42%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.