Научная статья на тему 'О ВОПРОСЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

О ВОПРОСЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE / VERBAL MEANS OF COMMUNICATION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, Маздогова Заира Зауровна

В представленной статье рассмотрены теоретические основы и наиболее значимые направления практической работы по формированию коммуникативной культуры сотрудников органов внутренних дел. Эти вопросы невозможно изложить исчерпывающим образом, прежде всего потому, что решение заявленных задач неотделимо от общего культурного развития человека. Коммуникативная профессиональная компетенция должна быть одной из важных целей как первоначального профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, результатом реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования в системе МВД России. Меняющаяся культурная ситуация, меняющаяся оперативная обстановка всегда вносят свои коррективы в расстановку приоритетов при формировании межкультурной коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел. Для того чтобы соответствовать этим велениям времени необходима постоянная работа по осмыслению общественной, политической и культурной жизни страны как в общенаучном плане, так и в специальном правовом аспекте. В Российской Федерации как полиэтническом и поликультурном государстве сотрудники органов внутренних дел призваны быть одним из важных факторов обеспечения общественного и государственного единства. Необходимым и неоспоримым условием эффективной коммуникации в рамках решения профессиональных задач является речь: акцентологические нормы, степень грамотности и правильность использования ударений, владение особенностями межнационального взаимодействия, умение использовать те или иные речевые элементы в конкретной ситуации формироваться на наш взгляд должны не только в рамках обучения будущих сотрудников, но совершенствоваться на протяжении всей профессиональной деятельности. Сотрудник органов внутренних дел должен представлять и утверждать в своих действиях не просто правовую основу, но и свою собственную культуру, культуру своего народа, идею братского единства культур, их взаимного уважения, их общей принадлежности к единой истории России, к ее прошлому и будущему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, Маздогова Заира Зауровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of effective communication in the framework of solving professional problems by employees of internal affairs bodies

The paper presents the theoretical basis and the most significant areas of practical work on formation of communicative culture of the employees of internal Affairs bodies. These questions cannot be exhaustively, primarily because the solution of the stated task is inseparable from the General cultural development of man. Communicative competence should be an important objective as the initial professional training of employees of internal Affairs bodies, the result of the implementation of programs of higher and additional professional education in the system of the MIA of Russia. The changing cultural situation, the changing operational environment always adjusts the priorities in the formation of the intercultural communicative competence of employees of internal Affairs bodies. In order to meet these changing times, we need constant work on comprehension of the social, political and cultural life of the country as in General scientific terms, and in the special legal aspect. In the Russian Federation as a multiethnic and multicultural state officers of the internal Affairs, bodies are called to be one of the important factors to ensure social and national unity. The essential and indisputable condition for effective communication in the framework of the solution of professional problems is speech: accentological norms, degree of literacy and the correct use of accents, possession of peculiarities of inter-ethnic interaction, the ability to use certain elements of speech in a particular situation to emerge in our view should not only in training future employees, but to improve throughout their professional activities. The employee of bodies of internal Affairs must submit and approve their actions not just the legal framework but also its own culture, the culture of its people, the idea of brotherly unity of cultures, their mutual respect, their shared belonging to a common history of Russia, its past and future.

Текст научной работы на тему «О ВОПРОСЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

О ВОПРОСЕ

ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Машекуашева М.Х. Маздогова 3.3.

8.4. О ВОПРОСЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, канд. психол. наук. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД РФ. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: mashekuasheva@mail.ru Маздогова Заира Зауровна, канд. полит. наук. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД РФ. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности.

Аннотация: В представленной статье рассмотрены теоретические основы и наиболее значимые направления практической работы по формированию коммуникативной культуры сотрудников органов внутренних дел. Эти вопросы невозможно изложить исчерпывающим образом, прежде всего потому, что решение заявленных задач неотделимо от общего культурного развития человека. Коммуникативная профессиональная компетенция должна быть одной из важных целей как первоначального профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, результатом реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования в системе МВД России. Меняющаяся культурная ситуация, меняющаяся оперативная обстановка всегда вносят свои коррективы в расстановку приоритетов при формировании межкультурной коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел. Для того чтобы соответствовать этим велениям времени необходима постоянная работа по осмыслению общественной, политической и культурной жизни страны как в общенаучном плане, так и в специальном правовом аспекте. В Российской Федерации как полиэтническом и поликультурном государстве сотрудники органов внутренних дел призваны быть одним из важных факторов обеспечения общественного и государственного единства. Необходимым и неоспоримым условием эффективной коммуникации в рамках решения профессиональных задач является речь: акцентологические нормы, степень грамотности и правильность использования ударений, владение особенностями межнационального взаимодействия, умение использовать те или иные речевые элементы в конкретной ситуации формироваться на наш взгляд должны не только в рамках обучения будущих сотрудников, но совершенствоваться на протяжении всей профессиональной деятельности. Сотрудник органов внутренних дел должен представлять и утверждать в своих действиях не просто правовую основу, но и свою собственную культуру, культуру своего народа, идею братского единства культур, их взаимного уважения, их общей принадлежности к единой истории России, к ее прошлому и будущему.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, коммуникативная компетентность, вербальные средства общения, межкультурная коммуникация, профессионально значимые качества.

ON THE ISSUE OF EFFECTIVE COMMUNICATION IN THE FRAMEWORK OF SOLVING PROFESSIONAL PROBLEMS BY EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Mashekusheva Margarita Khasanbievna, PhD in psychological sciences. Position: Associate Professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: Organization of Law Enforcement activities chair. E-mail: mashekuasheva@mail.ru

Mazdogova Zaire Zaurovna, PhD in political sciences. Position: Lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: Organization of Law Enforcement activities chair.

Annotation: The paper presents the theoretical basis and the most significant areas of practical work on formation of communicative culture of the employees of internal Affairs bodies. These questions cannot be exhaustively, primarily because the solution of the stated task is inseparable from the General cultural development of man. Communicative competence should be an important objective as the initial professional training of employees of internal Affairs bodies, the result of the implementation of programs of higher and additional professional education in the system of the MIA of Russia. The changing cultural situation, the changing operational environment always adjusts the priorities in the formation of the intercultural communicative competence of employees of internal Affairs bodies. In order to meet these changing times, we need constant work on comprehension of the social, political and cultural life of the country as in General scientific terms, and in the special legal aspect. In the Russian Federation as a multiethnic and multicultural state officers of the internal Affairs, bodies are called to be one of the important factors to ensure social and national unity. The essential and indisputable condition for effective communication in the framework of the solution of professional problems is speech: accentological norms, degree of literacy and the correct use of accents, possession of peculiarities of inter-ethnic interaction, the ability to use certain elements of speech in a particular situation to emerge in our view should not only in training future employees, but to improve throughout their professional activities. The employee of bodies of internal Affairs must submit and approve their actions not just the legal framework but also its own culture, the culture of its people, the idea of brotherly unity of cultures, their mutual respect, their shared belonging to a common history of Russia, its past and future. Keywords: employee of internal affairs bodies, communicative competence, verbal means of communication, intercultural communication, professionally significant qualities.

Самой значимой формой существования культуры являются традиции, которые выражают собой ее основополагающие установки, ее духовный смысл. Сотрудник органов внутренних дел как представитель власти должен выступать от имени общенационального, общегосударственного интереса, возвышающегося над всеми различиями существующих в обществе идеологий [1]. Обряд - одна из внешних форм, закрепляющих традицию. Его главной отличительной чертой является четко выработанная форма. Сопоставляя

2'2020

Пробелы в российском законодательстве

поведение человека с определенными культурными ценностями общества, принято говорить о нормальном либо отклоняющемся поведении [2].

В ситуациях межкультурной коммуникации вероятность непонимания намного возрастает вследствие наличия фрустрации, поведение людей других культур часто не оправдывает ожидания. Соответственно негативные впечатления складываются, как правило, и о его культуре, приводит к неудаче весь процесс общения. В этом случае возникают следующие неопределенности:

- неопределенность когнитивная - человек не знает установок своего партнера;

- поведенческая неопределенность - человек не может предсказать его поведение;

- эмоциональная неопределенность - человек находится в состоянии беспокойства из-за того, что его могут неправильно понять, отрицательно оценить либо нанести ущерб его личности.

Важнейшим фактором эффективности в общении является невербальная коммуникация. Использование невербальных средств коммуникации происходит в основном спонтанно. В рамках отражения чувства собеседника, мы демонстрируем, что понимаем собеседника, поэтому формулировать ответы следует по возможности своими словами. Для облегчения отражения чувств следует употреблять слова, отражающие чувства - печаль, гнев, радость.

Овладение основами успешной коммуникации, приобретение сотрудниками правоохранительных органов компетентности в этой сфере -задача очень сложная и многоплановая. Она включает в себя формирование вполне определенных мировоззренческих установок, обретение глубоких знаний о теоретических закономерностях процесса общения, культурных особенностях и различиях, существующих в обществе, психологическую готовность к поиску общей почвы для взаимодействия с гражданами, умение донести до собеседника правовую основу взаимодействия с ним, умение понять и оценить значимость для других людей их культурных традиций.

В рамках профессиональной коммуникации важную роль играют культурные ценности, именно они образуют и основу, и предмет диалога культур, что, несомненно, должно учитываться в деятельности сотрудников органов внутренних дел [3].

Коммуникативная компетенция не может быть сведена к приобретению

внешних навыков и приемов общения. Все эти навыки и приемы должны опираться на зрелую социальную и культурную компетентность личности - только в этом случае взаимодействие с другой культурой сможет сыграть свою созидательную роль в динамике общественной жизни.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе общественных отношений в целом и в системе органов государственной власти в частности. Известны слова Петра I о том, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков, и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности». Сущность и смысл государства заключается вовсе не в чиновничьем аппарате (хотя он необходим) и политика в своем настоящем смысле состоит вовсе не в партийных интригах (хотя они неизбежны). Свой настоящий смысл государственная система и политическая жизнь обретают тогда, когда имеют целью именно «добрые порядки», «безопасность и удобность» человеческого существования [4].

Внешняя безопасность государства, обеспечиваемая дипломатией и армией, составляет необходимое условие мира внутри него, но суть и предназначение государства заключается именно в обеспечении этого мирного устроения внутренних дел и общественной жизни. В этом смысле сотрудники органов внутренних дел, в повседневной жизни, представляет собой «душу гражданства», живую основу общества и государства.

Именно профессионально построенная коммуникация позволяет более точно продиагностировать с точки зрения потенциальной опасности, и действовать в соответствии с ситуацией. В рамках эффективного противодействия преступлениям, когда необходимо достижение устойчивого понимания тенденции сотрудничества в вопросе выработки механизмов и методов противодействия социально - опасным явлениям. В рамках эффективного взаимодействия, так же видится необходимым прийти к общему знаменателю в плане формирования коммуникативной компетентности специалистов, знающих основы психотехник и умеющих использовать их в современных условиях несения службы. Одним из перспективных направлений формирования коммуникативной культуры сотрудников является метод моделируемых ситуаций служебной деятельности, направленный на активизацию их мыслительной, коммуникативной и творческой активности, развитие профессионально важных качеств личности и как следствие - повышение эффективности всего процесса профессиональной подготовки [5].

В заключение отметим, многоаспектность и многоплановость процесса профессионального общения сотрудников органов внутренних дел, предполагающий определенный набор личностных базисных характеристик, наличия желания и соответствующей профессионально-коммуникативной психологической подготовки. В связи, с чем необходимо постоянное совершенствование системы подготовки кадров в образовательных организациях МВД России с учетом многонационального и многоконфессионального состава государства. Наиболее значимо и востребовано такое совершенствование межкультурной компетенции в системе дополнительного профессионального образования, призванной оперативно откликаться на потребности практической деятельности.

Список литературы:

1. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Пробелы в Российском законодательстве. №6. 2016. С. 133-135.

2. Кочесокова З.Х. Профессионально-коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел. В сборнике: Лучшая научная статья 2019. 2019. С. 57-58.

3. Голяндин Н.П., Машекуашева М.Х. Коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел: вопросы межэтнической толерантности. Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 6. С. 165-167

4. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: Государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования: диссертация... доктора юридических наук. Санкт-Петербург. 1998.

5. Карданов P.P., Машекуашева М.Х. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки сотрудника полиции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 6-2. С. 104-107.

О ВОПРОСЕ

ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Машекуашева М.Х. Маздогова 3.3.

References:

1. Mashekusheva M.Kh. Actual issues of professional development of employees of internal affairs bodies. Gaps in Russian law. No. 6. 2016.S. 133-135.

2. Kochesokova Z.Kh. Professional and communicative competence of employees of internal affairs bodies. In the collection: The Best Scientific Article 2019. 2019. S. 57-58.

3. Golyandin NP, Mashekusheva M.Kh. Communicative competence of employees of law enforcement bodies: issues of interethnic tolerance. Gaps in Russian law. 2019.No 6.P. 165-167

4. Avrutin Yu.E. The effectiveness of the activities of the internal affairs bodies: State-legal, social and organizational aspects of the study, evaluation, design: dissertation ... Doctors of legal sciences. St. Petersburg. 1998.

5. Kardanov R.R., Mashekusheva M.Kh.

The communicative aspect of the training of a police officer. Historical and socio-educational thought. 2016.V. 8. No. 6-2. S. 104-107.

Рецензия

на научную статью «О вопросе эффективной коммуникации в рамках решения профессиональных задач сотрудниками органов внутренних дел» подготовленную Машекуашевой Маргаритой Хасанбиевной - доцентом кафедры ОПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ, кандидатом психологических наук и Маздоговой Заирой Зауровной - преподавателем кафедры ОПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ, кандидатом политических наук.

В представленной на рецензирование статье авторы анализируют уровень согласованности поведения человека с его речевыми высказываниями, подробно

разбирая особенности формирования коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел. Авторы справедливо отмечают, что приобретение сотрудниками правоохранительных органов компетентности в этой сфере -задача очень сложная и многоплановая. Она включает в себя формирование вполне определенных мировоззренческих установок, обретение глубоких знаний о теоретических закономерностях процесса общения, культурных особенностях и различиях, существующих в обществе, психологическую готовность к поиску общей почвы для взаимодействия с гражданами, умение донести до собеседника правовую основу взаимодействия с ним, умение понять и оценить значимость для других людей их культурных традиций. В рамках профессиональной коммуникации, по мнению авторов статьи, важную роль играют культурные ценности, именно они образуют и основу, и предмет диалога культур, что, несомненно, должно учитываться в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Авторы справедливо отмечают, что умение сотрудника органов внутренних дел в данной ситуации правильно и профессионально выстроить свое общение, а также умение установить психологический контакт будет являться залогом успешного выполнения профессиональных задач, а умение сотрудником органов внутренних дел своевременно распознать опасного человека предотвратит различные критические ситуации и совершение противоправных действий.

Работа полностью соответствует требованиям и может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.

Рецензент: Доцент кафедры ГиГПД, кандидат филологических наук 3. И. Дадова

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста- 84,15%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.