Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел с учетом современных психотехнологий'

Формирование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел с учетом современных психотехнологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
697
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, Геляхова Лейла Абдуллаховна

В настоящее время, с учетом растущей юридической грамотности населения, сотруднику полиции необходимо повышать уровень профессиональной компетентности, в том числе и коммуникативной. Установление психологического контакта позволяет сотруднику органов внутренних дел расположить к себе собеседника, понять его позицию, а в определенных ситуациях проявить способность мыслить его категориями и оказать необходимое информационное воздействие. В статье авторами предложены формы и методы повышения коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел с учетом современных психотехнологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF EMPLOYEES OF INTERNAL ORGANIZATIONS WITH ACCOUNT OF MODERN PSYCHOTECHNOLOGIES

At present, taking into account the growing legal literacy of the population, the police officer needs to raise the level of professional competence, including communicative competence. The establishment of a psychological contact allows the employee of the internal affairs bodies to locate to himself the interlocutor, understand his position, and in certain situations show the ability to think in his categories and provide the necessary information impact. In the article the authors proposed the forms and methods of increasing the communicative competence of the employees of the law enforcement bodies taking into account modern psychotechnologies.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел с учетом современных психотехнологий»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Машекуашева М.Х. Геляхова Л.А.

16. РАЗНОЕ

16.1. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ

Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, канд. психол. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: Mashekuasheva@mail.ru

Геляхова Лейла Абдуллаховна, канд. юрид. наук, старший лейтенант полиции. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: Lel4993@rambler.ru

Аннотация: В настоящее время, с учетом растущей юридической грамотности населения, сотруднику полиции необходимо повышать уровень профессиональной компетентности, в том числе и коммуникативной.

Установление психологического контакта позволяет сотруднику органов внутренних дел расположить к себе собеседника, понять его позицию, а в определенных ситуациях проявить способность мыслить его категориями и оказать необходимое информационное воздействие.

В статье авторами предложены формы и методы повышения коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел с учетом современных психотехнологий.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, правоохранительная деятельность, компетентность, организация деятельности, психологический контакт.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF EMPLOYEES OF INTERNAL ORGANIZATIONS WITH ACCOUNT OF MODERN PSYCHOTECHNOLOGIES Mashekuasheva Margarita Khasanbievna, PhD in Psychological Sciences. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: state and civil law disciplines chair. E-mail: Mashekuasheva@mail.ru

Gelyahova Leyla Abdullahovna, PhD at law, police senior lieutenant. Position: Lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: organization of Law enforcement. E-mail: Lel4993@rambler.ru

Annotation: At present, taking into account the growing legal literacy of the population, the police officer needs to raise the level of professional competence, including communicative competence.

The establishment of a psychological contact allows the employee of the internal affairs bodies to locate to himself the interlocutor, understand his position, and in certain sit-

uations show the ability to think in his categories and provide the necessary information impact.

In the article the authors proposed the forms and methods of increasing the communicative competence of the employees of the law enforcement bodies taking into account modern psychotechnologies. Keywords: employee of law enforcement agencies, law enforcement, competence, organization of activities, psychological contact.

Стратегические направления реализации кадровой политики органов внутренних дел реализует кадровую политику по нескольким направлениям, одним из них является осуществление комплекса мер по совершенствованию управления кадровыми процессами в органах внутренних дел.

Формы и методы профессиональной подготовки могут быть различными и зависят от профессиональных и личностных качеств сотрудника. С их помощью непосредственно реализуются цели и задачи подготовки личного состава органов внутренних дел. В качестве критериев эффективности рассматриваются и уровень подготовки сотрудника, нравственные и волевые качества.

Выполнение профессиональных задач сотрудником органов внутренних дел непосредственно связано с коммуникативной спецификой, требующей высокого уровня межличностных взаимоотношений, сотрудники органов внутренних дел должны учитывать личностные особенности каждого человека [3].

Именно в результате межличностного общения сотрудника органов внутренних дел с гражданами формируется особое состояние психологического контакта, которое способствует конструктивному обмену информацией.

В профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов психологический контакт устанавливается как в общении сотрудников между собой, так и при решении профессиональных задач: проведении профилактических бесед, установлении личности гражданина, производстве следственных, процессуальных и непроцессуальных действий и т.д.

Установление психологического контакта позволяет сотруднику органов внутренних дел расположить к себе собеседника, понять его позицию, а в определенных ситуациях проявить способность мыслить его категориями и оказать необходимое информационное воздействие.

Большая роль в общении как необходимому и всеобщему условию любой профессиональной деятельности отводится речи. В этой связи немаловажное значение в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел придается акцентологическими нормам, овладение которыми является залогом успешной коммуникации. Ведь правильное произношение слов, верная постановка ударений, грамотная речь считаются признаками культурного, образованного человека, которыми и должны быть сотрудники правоохранительных органов [2].

Думается, что навыки эффективного общения, особенности речевого поведения в конкретной ситуации должны формироваться в процессе как обучения курсантов высших учебных заведений системы МВД России, затем повышения квалификации действующих сотрудников органов внутренних дел, а также совер-

5'2018

Пробелы в российском законодательстве

шенствоваться на протяжении всей профессиональной карьеры в рамках воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел [1]. В этом направлении представляется необходимым отметить, прежде всего, обеспечение качества подготовки педагогических кадров, повышение методической компетентности преподавателей вузов МВД России, что осуществляется на уровне частных условий: организации методико-ориентированных процессов обучения на основе реализации систем проектирования и мониторинга; определения критериальной базы и методологии оценок методической компетентности преподавателя.

Говоря о коммуникативной компетентности современного сотрудника органов внутренних дел будет неверным обойти понятие психотехнологии. До недавнего времени термин «технология» являлся сугубо производственным, а в настоящее время является общеупотребительным в таких совсем не производственных областях жизни человеческого общества как, например, бизнес, политика, коммуникативная сфера в целом. Термин «политтехнологии» с легкой руки журналистов прочно вошел в наш обиход. Обучение различным новейшим бизнес-технологиям, технологии выбора и принятия решений, технологии достижения успеха - такие предложения многочисленных учебных и тренинг-центров не только никого не удивляют, но и пользуются значительным спросом. В области психологического знания достаточно широко используется понятие психотехнологии. Такой «технический» подход к изучению человека в психологической науке совсем не нов.

Если рассматривать понятие «психотехнология» в самом общем плане, как определенную совокупность методов изучения и воздействия на психику человека, то можно условно выделить два направления: во-первых, «психотехнологии диагностики» - традиционные методы психологии, такие как наблюдение, беседа и психодиагностика, давно и хорошо известные в психологической науке и позволяющие составить представление сотрудника органов внутренних дел о личности, ее поведенческих особенностях, во - вторых, эти знания дают возможность построения алгоритма взаимодействия и достижения профессиональных целей.

Определение психотипа собеседника на предварительных этапах взаимодействия полезно не только с точки зрения выбора оптимальной тактики но и степени эффективности решения поставленных задач и временных промежутков.

Основываясь на данных «психотехнологии наблюдения», сотрудник полиции получает информацию о сильных и слабых сторонах личности опрашиваемого и, зная свои собственные коммуникативные и личностные особенности, может построить более эффективную линию коммуникации.

В процессе общения партнеры по общению выполняют несколько задач, направленных на: обмен информацией (коммуникативная функция), обмен интеракциями по обеспечению совместной деятельности (содержательная функция общения) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Восприятие человека человеком является сложным многоступенчатым процессом и в научной психологии и исследовано достаточно широко. С практической точки зрения полезно обратить внимание на те приемы, которые облегчают позитивное восприятие специалиста как партнера по общению. Использование в

беседе приемов пассивного и активного слушания создает благожелательный фон для общения с опрашиваемым, способствует поддержанию той глубины контакта и эмпатии, которая в данный конкретный момент необходима. Умелое владение техниками активного и пассивного слушания достигается на практике -их применение не вызывает обычно затруднений у профессионалов.

В целом же можно дать следующие общие пояснения:

- пассивное слушание выражается в том, что сотрудник максимально сосредоточен на контакте и всем своим видом дает понять это собеседнику. Это достигается конгруэнтностью внутреннего состояния сотрудника полиции - готовности выслушать и понять - и невербальных проявлений. Поза - голова слегка наклонена в сторону, корпус вперед, кивки головы в особо значимых для рассказчика местах повествования, поддержание зрительного контакта и подтверждающие реплики типа «да-да», «так-так» и т.п. Во время пассивного слушания не рекомендуется переспрашивать, уточнять, пытаться оценить сказанное. Дать человеку возможность выговориться - это основная задача этого вида слушания, оказать эмоциональную поддержку [4].

- активное слушание отличается более развернутой вербальной продукцией со стороны специалиста.

Слушание, направленное на отражение и уточнение информации, полученной от партнера, называется активным. Фразы, которые при этом использует сотрудник полиции, направлены и на поддержание эмоционального контакта, и на побуждение рассказать больше.

Основные приемы: повторение последнего слова или нескольких (выполняется тоном ниже), парафраз (краткое резюме только, что сказанного партнером), уточняющие вопросы, побуждение к дальнейшему рассказу (типа «ну и ...) и т.п.

В заключении следует отметить, что сотрудник полиции должен помнить, что прямое расспрашивание скорее «закрывает» собеседника, чем делает его разговорчивее. Если необходимо что-то уточнить у в процессе рассказа, следует сделать это не в форме вопроса, а с помощью фраз типа «Уточните, пожалуйста, этот момент», «Расскажите подробнее» и т.п. Компетентный сотрудник органов внутренних дел, владеющий современными психотехнологиями, должен только задавать общее направление беседы.

Список литературы:

1. Тутуков А.Ю., Машекуашева М.Х., Геляхова Л.А. «Характеристика объекта заведомо ложного сообщения об акте терроризма и террористического акта, выполненного в форме угрозы» // Теория и практика общественного развития. 2014. №16.

2. Боева М.А., Геляхова Л.А. «Суверенитет личности: понятие, признаки, гарантии»// Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. № 4 (73). С. 19-22.

3. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х., Геляхова Л.А. «Вопросы правомерного психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников ОВД» // Теория и практика общественного развития. 2014. №12.

4. Геляхова Л.А. «Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности» // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 130-132.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Машекуашева М.Х. Геляхова Л.А.

Рецензия

на статью «Формирование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел с учетом современных психотехнологии»

Выполнение профессиональных задач сотрудником органов внутренних дел непосредственно связано с коммуникативной спецификой, требующей высокого уровня межличностных взаимоотношении, сотрудники органов внутренних дел должны учитывать личностные особенности каждого человека.

Именно в результате межличностного общения сотрудника органов внутренних дел с гражданами формируется особое состояние психологического контакта, которое способствует конструктивному обмену информацией.

В профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов психологический контакт устанавливается как в общении сотрудников между собой, так и при решении профессиональных задач: проведении профилактических бесед, установлении личности гражданина, производстве следственных, процессуальных и непроцессуальных действии и т.д.

В рецензируемой статье рассматриваются элементы коммуникативной компетентности современного сотрудника полиции. При этом авторы справедливо полагают, что определение психотипа собеседника на предварительных этапах взаимодействия полезно не только с точки зрения выбора оптимальной тактики, но и степени эффективности решения поставленных задач и временных промежутков.

Основываясь на данных «психотехнологии наблюдения», сотрудник полиции получает информацию о сильных и слабых сторонах личности опрашиваемого и, зная свои собственные коммуникативные и личностные особенности, может построить более эффективную линию коммуникации. В целом, статья отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, и может быть опубликована в открытой печати.

Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, майор полиции Л.А.Кодзокова

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 88,39%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.