Научная статья на тему 'Психология общения сотрудника органа внутренних дел'

Психология общения сотрудника органа внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2706
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПСИХОЛОГИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочесокова Залина Хазраталиевна

Настоящая статья посвящена исследованию коммуникативных качеств сотрудников органов внутренних дел, играющих значимую роль в их профессиональной деятельности. Отмечается, что формирование навыков общения у данной категории осуществляется посредством образовательной деятельности. В результате проведенного анализа автором сделан вывод о существенном влиянии психологии и культуры общения на становление и развитие сотрудников правоохранительных органов, а также на их компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочесокова Залина Хазраталиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF COMMUNICATION OF THE EMPLOYEE OF LAW-ENFORCEMENT BODY

The present article is devoted to a research of communicative qualities of staff of bodies of the internal affairs playing a significant role in their professional activity. It is noted that formation of skills of communication at this category is carried out by means of educational activity. As a result of the carried-out analysis the author has drawn a conclusion on significant influence of psychology and the culture of communication on formation and development of law enforcement officers and also on their competence.

Текст научной работы на тему «Психология общения сотрудника органа внутренних дел»

3'2018

Пробелы в российском законодательстве

1.26. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Кочесокова Залина Хазраталиевна, канд. экон. наук, доцент, профессор РАЕ. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специальных дисциплин.

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию коммуникативных качеств сотрудников органов внутренних дел, играющих значимую роль в их профессиональной деятельности. Отмечается, что формирование навыков общения у данной категории осуществляется посредством образовательной деятельности. В результате проведенного анализа автором сделан вывод о существенном влиянии психологии и культуры общения на становление и развитие сотрудников правоохранительных органов, а также на их компетентность.

Ключевые слова: органы внутренних дел, правоохранительные органы, психология, коммуникация, компетентность, межличностное взаимодействие.

PSYCHOLOGY OF COMMUNICATION OF THE EMPLOYEE OF LAW-ENFORCEMENT BODY

Koсhesоkova Zalina Khazratalievna, PhD in Economics, associate professor, Professor of RAE. Position: Associate Professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: special disciplines chair.

Annotation: The present article is devoted to a research of communicative qualities of staff of bodies of the internal affairs playing a significant role in their professional activity. It is noted that formation of skills of communication at this category is carried out by means of educational activity. As a result of the carried-out analysis the author has drawn a conclusion on significant influence of psychology and the culture of communication on formation and development of law enforcement officers and also on their competence.

Keywords: law-enforcement bodies, law enforcement agencies, psychology, communication, competence, interpersonal interaction.

В современном мире важнейшим компонентом профессиональной деятельности выступает коммуникация. Безусловно, развитие и поддержание общения между субъектами (гражданами, органами власти, должностными лицами) - один из путей преодоления нехватки взаимного доверия в обществе.

Профессионал в любой области должен обладать знаниями особенностей психологии общения, навыками межличностного взаимодействия. Не являются исключением и сотрудники органов внутренних дел, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с межличностным общением, а результативность их работы во многом зависит от эффективности процесса коммуникации.

В результате межличностного общения сотрудника ОВД с гражданами формируется особое состояние психологического контакта, которое способствует конструктивному обмену информацией. В профессиональной деятельности правоохранительных органов психологический контакт устанавливается как в общении сотрудников между собой, так и при производстве следственных, процессуальных и непроцессуальных действий.

По мнению М.И. Еникеева, «установление психологического контакта предполагает проявление подчеркнуто чуткого, внимательного, уважительного отношения к допрашиваемому лицу, спокойствие и уравновешенность в обращении с ним. Для установления психологического контакта психологи рекомендуют перед началом допроса провести с ним беседу на второстепенную, нейтральную тему; подробно расспросить об образе жизни, связях, увлечениях, круге интересов» [1, с. 388].

Девицкая Е.И. рассматривает психологический контакт как «основанное на обратной связи взаимодействие участников допроса, предполагающее установление особых доверительных отношений между ними и позволяющее благодаря этому следователю получить от допрашиваемого наиболее полную и достоверную информацию об обстоятельствах расследуемого преступления» [2, с. 17].

Установление психологического контакта позволяет сотруднику ОВД расположить к себе собеседника, понять его позицию, а в некоторых случаях начать мыслить его категориями и оказать на него необходимое информационное воздействие. Высокий уровень культуры речи, ее убедительность, логичность - условия успеха сотрудника ОВД при формировании психологического контакта [6, с. 101].

Большая роль в общении как необходимому и всеобщему условию любой профессиональной деятельности отводится речи. В этой связи немаловажное значение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД придается акцентологическими нормам, овладение которыми является залогом успешной коммуникации. Ведь правильное произношение слов, верная постановка ударений, грамотная речь считаются признаками культурного, образованного человека, которыми и должны быть сотрудники правоохранительных органов. В межличностном общении сотрудника ОВД с иными субъектами недопустимы слишком громкая и резкая речь, которая вызывает нервозность и может создать конфликтную ситуацию, целесообразен небыстрый темп и спокойный тон речи.

Думается, что навыки эффективного общения, особенности речевого поведения в конкретной ситуации должны формироваться в процессе обучения курсантов высших учебных заведений системы МВД России, повышения квалификации действующих сотрудников ОВД, а также совершенствоваться на протяжении всей профессиональной карьеры в рамках воспитательной работы с личным составом ОВД.

Коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел всегда уделялось и сейчас уделяется самое большое внимание. В настоящее время данный вопрос актуален, особенно в силу того, что общество и государство находятся в процессе большого ожидания перемен, направление которых однозначно указано в федеральном законе «О полиции» - необходимо упрочить связи общества, гражданского населения с сотрудниками правоохранительных органов. Определённое место в этом процессе отводится совершенствованию навыков общения, соблюдению норм речевого этикета и культуре речи. Любой сотрудник должен уметь грамотно, с соблюдением всех норм современного языка, логически последовательно излагать свои мысли.

Письменная служебная речь должна быть очень точной, лишённой двусмысленности, строгой, отвечающей требованиям официально-делового функционально стиля, в котором обязательно употребление клишированных слов и словосочетаний, а также специфических терминов.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Кочесокова З.Х.

Исследователи, занимающиеся выявлением особенностей данного стиля, часто обращают внимание на следующие типичные ошибки в служебных документах: неразличение паронимов, неумение выбирать лексемы из синонимических рядов, нарушение норм сочетаемости, речевая избыточность, речевая недостаточность. Наряду с вышеперечисленными ошибками в письменной речи сотрудников правоохранительных органов встречаются ошибки орфографического и пунктуационного характера. Такого рода ошибки особенно заметны и снижают качество любого служебного документа.

Профессиональную подготовленность сотрудника органов внутренних дел образует сумма профессиональных знаний, навыков и умений, которыми он обладает, в числе которых конечно и коммуникативная компетентность [4].

Возрастание требований к уровню профессиональной готовности, личностным и деловым качествам сотрудников органов, подразделений и учреждений внутренних дел обусловливает необходимость совершенствования их психологической подготовки, ориентацию на формирование и развитие личности. Успешному решению этих задач способствует психологическое обеспечение профессиональной деятельности, предполагающее комплексное использование возможностей психологической науки, ее средств, методов и технологий [6].

В заключение отметим, что психология и культура общения имеют огромное значение в нравственном развитии и профессиональном становлении личности сотрудника органов внутренних дел и способствуют эффективному осуществлению ими поставленных задач.

Психологически грамотная коммуникация с каждым гражданином, реализация личностного подхода обусловливают не только результативность профессиональной деятельности, но и влияют на престиж и авторитет сотрудника органа внутренних дел. А соответственно отсутствие коммуникативных компетентности у сотрудников органов внутренних дел, безусловно, будет негативно сказываться на эффективности выполнения оперативно-служебных задач.

Список литературы:

1. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2013.

2. Девицкая Е.И. Основы криминалистического учения о следственном наблюдении: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

3. Кораблев С.Е., Красненкова С.А. Психологические аспекты деятельности сотрудников правоохранительных органов в контексте формирования позитивного образа у лиц гражданского общества // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2013. № 1.

4. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 133-134.

5. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х., Геляхова Л.А. Вопросы правомерного психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 12. С. 208.

6. Карданов Р.Р., Машекуашева М.Х. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки сотрудника полиции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 6-2. С. 104-107

7. Шхагапсоев З.Л., Голяндин Н.П. Борьба с псевдорелигиозным экстремизмом на Северном Кавказе. Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4. С. 168-171.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 75,5%

Рецензия

на научную статью «Психология общения сотрудника ОВД» подготовленную доцентом кафедры СД Северо -Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидатом экономических наук Кочесоковой Залиной Хазратали-евной

Настоящая статья посвящена исследованию коммуникативных качеств сотрудников органов внутренних дел, играющих значимую роль в их профессиональной деятельности. Автором отмечается, что формирование навыков общения у данной категории осуществляется посредством образовательной деятельности. В результате проведенного анализа автором сделан вывод о существенном влиянии психологии и культуры общения на становление и развитие сотрудников правоохранительных органов, а также на их компетентность. В современном мире важнейшим компонентом профессиональной деятельности выступает коммуникация. Безусловно, развитие и поддержание общения между субъектами (гражданами, органами власти, должностными лицами) -один из путей преодоления нехватки взаимного доверия в обществе. Профессионал в любой области должен обладать знаниями особенностей психологии общения, навыками межличностного взаимодействия. Не являются исключением и сотрудники органов внутренних дел, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с межличностным общением, а результативность их работы во многом зависит от эффективности процесса коммуникации.

В результате межличностного общения сотрудника ОВД с гражданами формируется особое состояние психологического контакта, которое способствует конструктивному обмену информацией. В профессиональной деятельности правоохранительных органов психологический контакт устанавливается как в общении сотрудников между собой, так и при производстве следственных, процессуальных и непроцессуальных действий.

Установление психологического контакта позволяет сотруднику ОВД расположить к себе собеседника, понять его позицию, а в некоторых случаях начать мыслить его категориями и оказать на него необходимое информационное воздействие. Высокий уровень культуры речи, ее убедительность, логичность - условия успеха сотрудника ОВД при формировании психологического контакта.

Справедливо отмечает автор, что большая роль в общении как необходимому и всеобщему условию любой профессиональной деятельности отводится речи. В этой связи немаловажное значение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД придается акцентологическими нормам, овладение которыми является залогом успешной коммуникации.

В заключение отмечено, что психология и культура общения имеют огромное значение в нравственном развитии и профессиональном становлении личности сотрудника органов внутренних дел и способствуют эффективному осуществлению ими поставленных задач. Психологически грамотная коммуникация с каждым гражданином, реализация личностного подхода обусловливают не только результативность профессиональной деятельности, но и влияют на престиж и авторитет сотрудника органа внутренних дел. А соответственно отсутствие коммуникативных компетентности у сотрудников органов внутренних дел, безусловно, будет негативно сказываться на эффективности выполнения оперативно-служебных задач.

Статья полностью соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.

Рецензент: начальник кафедры СТП, кандидат юридических наук, полковник полиции Х.А.Аккаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.