16.2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФАЙЛИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД
Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, канд. психол. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Геляхова Лейла Абдуллаховна, канд. юрид. наук, старший лейтенант полиции. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: [email protected]
Аннотация: Сотруднику органов внутренних дел для совершенствования своей компетентности и профессионализма необходимы не только профессиональные знания, но и развитие навыков общения, способности логически мыслить, владение разнообразными психологическими умениями, свойствами, приемами. Для установления психологического контакта работники органов правопорядка должны быть нацелены на создание благоприятных условий и психологических предпосылок эффективной коммуникаций. Важнейшая предпосылка эффективного общения - это выявление основной репрезентативной системы взаимодействующего с работником органов правопорядка человека, с опорой на нее в процессе дальнейшего контакта.
Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, правоохранительная деятельность, компетентности, профайлинг, организация деятельности.
PECULIARITIES OF PROFILING USAGE IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF LAW ENFORCEMENT EMPLOYEES
Mashekuasheva Margarita Khasanbievna, PhD in Psychological Sciences. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: state and civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Gelyahova Leyla Abdullahovna, PhD at law, police senior lieutenant. Position: Lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: organization of Law enforcement. E-mail: [email protected]
Annotation: Employees of the internal affairs bodies need not only professional knowledge, but also the development of communication skills, the ability to think logically, the possession of a variety of psychological skills, properties, techniques, in order to improve their competence and professionalism. To establish psychological contact, law enforcement officials should aim to create favorable conditions and psychological prerequisites for effective communication. The most important prerequisite for effective communication is the identification of the main representative system of a person interacting with an employee with the law and order, with the support of it in the process of further contact.
Keywords: employee of law enforcement agencies, law enforcement, competence, profiling, organization of activities.
Выполнение профессиональных задач сотрудником органов внутренних дел непосредственно связано с коммуникативной спецификой, требующей высокого уровня межличностных взаимоотношений, сотрудники органов внутренних дел должны учитывать личностные особенности каждого человека.
Именно в результате межличностного общения сотрудника органов внутренних дел с гражданами формируется особое состояние психологического контакта, которое способствует конструктивному обмену информацией и решению поставленных профессиональных задач.
Направление, о котором пойдет речь в статье появилось в России не так давно, в конце 2010 года. До этого можно было говорить отдельно о психологии, типологии личности, детекции лжи, биологии поведения человека как о составляющих будущего направления.
Само слово «профайлинг» было позаимствовано у спецслужб израильских аэропортов: именно там впервые стали применять комплекс оценки и прогнозирования поведения человека, чтобы определить, представляет ли тот или иной пассажир угрозу для окружающих^].
Однако современный профайлинг - в том числе применяемый в России - гораздо шире. Он помогает оценивать состояние любого человека, составлять его характерологический портрет, а еще давать достоверную оценку тому, что человек говорит.
Следует выделить основополагающим в применении технологии профайлинга является наблюдение и выявление подозрительных лиц. Данный этап предусматривает осуществление следующих операций:
- наблюдение за гражданами в местах их нахождения;
- анализ первичной информации и оценка каждого;
- выявление подозрительных признаков, соответствующих профилю потенциально опасного лица;
- отнесение гражданина, демонстрирующего подозрительные признаки к категории потенциально опасных.
Как правило, основными местами осуществления наблюдения являются места массового скопления, в том числе и на объектах транспортной инфраструктуры:
- контрольно-пропускные пункты при въездах на территории транспортных комплексов;
- привокзальные площади и прилегающие территории;
- пункты досмотра на вокзалах, аэропортах или станциях;
- залы ожидания;
- кассы;
- стойки регистрации в аэропортах;
- зоны пограничного и таможенного контроля;
- места посадки/высадки пассажиров и т.д.
В этих местах сотрудник, осуществляющий профайлинг, внимательно наблюдает за пассажирами и оценивает их.
На указанном этапе оценка осуществляется по следующим признакам:
- внешность;
- вещи и багаж, находящиеся при нем;
- поведение гражданина;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФАЙЛИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Машекуашева М.Х. Геляхова Л.А.
- внешность и поведение сопровождающих (провожающих) его лиц.
Сотрудник, осуществляющий профайлинг, составляет первое впечатление о пассажире и относит его к определенному типу («бизнесмен», «турист», «командировочный», «спортсмен» и т.д.).
При этом особое внимание сотрудник обращает на любые несоответствия:
- между типом и его признаками;
- между отдельными признаками гражданина;
- между признаками гражданина и ситуацией в целом.
Любое несоответствие трактуется как подозрительный признак.
На рассматриваемом этапе сотрудник, осуществляющий наблюдение, анализ и оценку, постоянно задает себе вопросы:
- Кто перед ним?
- Что это за человек?
- Что он здесь делает?
- Куда направляется?
- С какой целью?
- Как соотносятся между собой его одежда, вещи, багаж, поведение и ситуация?
- С чем связано его эмоциональное состояние?
- Чем оно может быть вызвано?
Ответы на эти вопросы позволяют найти логическое объяснение подозрительным признакам внешности и поведения пассажира. Однако, если логическое объяснение не удовлетворяет сотрудника, он оценивает пассажира как потенциально опасного.
Внимание сотрудника на этом этапе также направлено на установление типичных признаков, характеризующих лиц, представляющих непосредственную угрозу совершения акта незаконного вмешательства.
В случае обнаружения подозрительных признаков сотрудник обязан вступить в непосредственный контакт с подозрительным гражданином и осуществить его опрос.
Указанный этап взаимодействия сотрудника органов внутренних дел с подозрительным гражданином предполагает осуществление следующих операций:
- опроса;
- наблюдения за вербальными и невербальными реакциями гражданина;
- отнесения опрашиваемого к одной из категорий потенциальной опасности.
Целью данного этапа является разрешение подозрения. При этом используются уточняющие вопросы, направленные на получение дополнительной информации, которая способна рассеять либо усилить подозрения.
Вопросы могут касаться целей, маршрута, личности, перевозочных документов, багажа, вещей и т.д. В ходе опроса сотрудник наблюдает за реакциями на задаваемые вопросы, контролирует и оценивает признаки поведения опрашиваемого. При этом особое внимание уделяется признакам физиологического и эмоционального состояния, а также его искренности и неискренности, наличие которых может влиять на оценку получаемой в ходе опроса информации. Неуместные и не соответствующие ситуации реакции, а также признаки лживости усиливают подозрения. По результатам опроса гражданина следует отнести к одной из четырех категорий потенциальной опасности:
«низкого риска»,
«обычного риска»,
«высокого риска»,
«крайне высокого риска».
К категории «низкого риска» относятся граждане, демонстрирующие положительные признаки, соответствующие профилю «неопасный гражданин».
К гражданам «обычного риска» относятся лица, подозрительные признаки которых не получили подтверждения в ходе опроса. Такие лица соответствуют профилю «обычный гражданин».
В категорию «высокого риска» входят граждане, подозрительные признаки которых получили в ходе опроса дополнительное подтверждение. Их профиль определяется как «потенциально опасный».
Гражданами «крайне высокого риска» являются лица, которые в ходе опроса демонстрируют негативные (критические) признаки. Они также относятся к профилю «потенциально опасных».
В зависимости от присвоенной категории потенциальной опасности к гражданину применяются меры дополнительной проверки, реализуемые на заключительном этапе применения технологии профайлинга.
К гражданам «высокого риска» и «крайне высокого риска» в обязательном порядке применяется детальный дополнительный опрос, личный досмотр, а также досмотр личных вещей и багажа. При этом досмотр проводится как вручную (ручной досмотр), так и с применением специальных технических средств (инструментальный досмотр).
Наряду с наблюдением важнейшим методом, применяемым при проведении профайлинга, является опрос потенциально опасного лица, проявляющего подозрительные признаки. Он проводится с целью разрешения возникшего подозрения, его подтверждения или опровержения.
К задачам опроса относятся:
1) получение значимой с точки зрения определения потенциальной угрозы вербальной и невербальной информации;
2) выявление дополнительных подозрительных признаков, которые могут проявиться в ходе общения.
Как правило, неопасные («обычные») граждане, которым нечего скрывать, охотно отвечают на вопросы, касающихся находящихся при них вещей и содержания своего багажа. Поэтому отказ от общения с сотрудником вполне может оценивается как признак, усиливающий подозрения и требующий дополнительной проверки.
Начинать взаимодействие с гражданами в рамках осмотра и опроса рекомендуется с вводной фразы, имеющей примерно следующее содержание: «Извините. В целях вашей же безопасности и безопасности окружающих, мне необходимо задать вам несколько вопросов».
Бывают случаи, когда граждане, возможно сами того не зная, могут в своих вещах перевозить определенные предметы представляющие опасность.
В процессе взаимодействия с гражданами сотрудник должен контролировать изменение психического состояния собеседника и его реакции. Особую настороженность при этом вызывают проявления неискренности, лжи и обмана, которые относятся к критическим признакам потенциально опасных лиц.
Остановимся на их внешних проявлениях подробнее. Человек, говорящий неправду, отличается тем, что его поведение часто отрепетировано и наиграно, в нем отсутствуют признаки спонтанности, естественности. Поэтому его реакции часто выглядят неестественно,
театрально и неуместно. Наблюдаются несогласованность между тем, что он говорит, и тем, как он это делает.
К невербальным признакам обмана относятся:
- прямой взгляд (при продуманной и заранее подготовленной лжи);
- отведение взгляда наискосок вниз;
- невыразительная мимика;
- неуместная, ассиметричная улыбка;
- пожимание плечами;
- прикрывание рта рукой (когда человек говорит);
- прикосновения к губам, носу, затылку, шее;
- покусывание губ;
- потирание ладоней;
- поворот тела в сторону от собеседника;
- голос сухой и безэмоциональный.
К вербальным признакам можно отнести:
- схематичность, заученность речевых сообщений;
- структурированность, хронологическая манера передачи информации;
- ограниченное количество подробностей (в том числе неожиданных и избыточных);
- незнание обстоятельств, которые должны были попасть в поле непроизвольного внимания и запоминания;
- отстраненная речь (отсутствие описания своего психического состояния);
- использование негативных высказываний (с использованием частиц «не» и «ни»);
- показная искренность и правдивость.
Необходимо отметить, что демонстрация указанных
особенностей поведения не всегда говорит о его неискренности или виновности в чем-то. Однако их проявление должно усиливать подозрения сотрудника, в ходе выполнения им профессиональных задач. Это становится основанием для более тщательной проверки данного лица.
Достижение устойчивого понимания основных форм и тенденций формирования международного сотрудничества в этом вопросе, является одним из ключевых факторов способствующих выработке эффективных механизмов противодействия данному общественно опасному явлению [3].
Необходимо так же отметить коммуникативный аспект деятельности сотрудников в ходе переговоров, рассматривать особенности, функции, методы и задачи коммуникативной стороны переговорной деятельности сотрудников правоохранительных органов [2].
В заключение следует отметить что, качественное проведение опроса подозрительного гражданина позволяет разрешить возникающие подозрения. В ходе общения они могут как развеяться, так и усилиться. При этом опрос позволяет более точно отнести гражданина к категории потенциальной опасности и действовать в соответствии с ней.
Список литературы:
1. Тарасенко Ю. «Профайлинг: как научится разбираться в людях» [Электронный ресурс] http://www.psychologies.ru/self-knowledge/profayling-kak-nauchitsya-razbiratsya-v-lyudyah/.
2. Кочесокова З.Х., Геляхова Л.А., Машекуашева М.Х. Некоторые особенности религиозного фундаментализма. Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 4 (6). С. 230-231.
3. Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, Кочесоко-ва Залина Хазраталиевна, Геляхова Лейла Абдулла-ховна «Вопросы правомерного психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников ОВД» // Теория и практика общественного развития. 2014. №12.
Рецензия
на статью «Особенности использования профайлин-га в профессиональной деятельности сотрудника ОВД»
Выполнение профессиональных задач сотрудником органов внутренних дел непосредственно связано с коммуникативной спецификой, требующей высокого уровня межличностных взаимоотношении, сотрудники органов внутренних дел должны учитывать личностные особенности каждого человека.
Именно в результате межличностного общения сотрудника органов внутренних дел с гражданами формируется особое состояние психологического контакта, которое способствует конструктивному обмену информацией и решению поставленных профессиональных задач.
В рецензируемой статье рассматривается понятие «профайлинга» и его основные элементы. Интересным представляется вывод авторов о том, что в зависимости от присвоенной категории потенциальной опасности к гражданину применяются меры дополнительной проверки, реализуемые на заключительном этапе применения технологии профайлинга.
К гражданам «высокого риска» и «крайне высокого риска» в обязательном порядке применяется детальный дополнительный опрос, личный досмотр, а также досмотр личных вещей и багажа. При этом досмотр проводится как вручную (ручной досмотр), так и с применением специальных технических средств (инструментальный досмотр).
В целом, статья отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, и может быть опубликована в открытой печати.
Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, майор полиции Л.А.Кодзокова
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 91,08%