Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: БЕСЕДА КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВОЗДЕЙСТВИЯ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: БЕСЕДА КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВОЗДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / БЕСЕДА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТАКТ / EDUCATIONAL WORK / EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / CONVERSATION / MANAGERIAL ACTIVITY / COMMUNICATIVE CONTACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, Маздогова Заира Зауровна

В статье авторами предпринята попытка рассмотрения вопросов эффективности воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, определяются дефиниции и основные методы. Сама постановка вопроса о необходимости индивидуальной работы указывает на необходимость личностного подхода в рамках этой работы, учет индивидуальных особенностей каждого воспитуемого. Вне всестороннего изучения качеств сотрудника невозможно говорить об эффективной организации воспитательного процесса в целом, равно как и об обеспечении твердого уставного порядка, высокой дисциплины и законности в органах внутренних дел. Индивидуально-воспитательная работа выступает как важнейший элемент управленческой деятельности руководящего состава и процесса психологического воздействия, конечным результатом которого является высокий уровень эффективности несения службы сотрудниками органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, Маздогова Заира Зауровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL WORK IN BODIES OF INTERNAL AFFAIRS: INTERVIEW AS THE BASIC FORM OF EXPOSURE

In the article, the authors provide definitions and basic methods for the effectiveness of educational work with police officers. An individual approach is required to achieve successful educational results. In addition, it is necessary to take into account the characteristics of each foster. Individual preventive work is an essential element in the organization of the educational process. This process provides a solid statutory order and high discipline and legality in the police.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: БЕСЕДА КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВОЗДЕЙСТВИЯ»

ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОВД

Машекуашева М.Х. Маздогова З.З.

14.3. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: БЕСЕДА КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВОЗДЕЙСТВИЯ

Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, канд. психол. наук. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: Mashekuasheva@mail.ru Маздогова Заира Зауровна, канд. полит. наук. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин.

Аннотация: В статье авторами предпринята попытка рассмотрения вопросов эффективности воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, определяются дефиниции и основные методы. Сама постановка вопроса о необходимости индивидуальной работы указывает на необходимость личностного подхода в рамках этой работы, учет индивидуальных особенностей каждого воспи-туемого. Вне всестороннего изучения качеств сотрудника невозможно говорить об эффективной организации воспитательного процесса в целом, равно как и об обеспечении твердого уставного порядка, высокой дисциплины и законности в органах внутренних дел. Индивидуально-воспитательная работа выступает как важнейший элемент управленческой деятельности руководящего состава и процесса психологического воздействия, конечным результатом которого является высокий уровень эффективности несения службы сотрудниками органов внутренних дел.

Ключевые слова: воспитательная работа, сотрудник органов внутренних дел, беседа, управленческая деятельность, коммуникативный контакт.

SOME FEATURES OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL WORK IN BODIES OF INTERNAL AFFAIRS: INTERVIEW AS THE BASIC FORM OF EXPOSURE.

Mashekuasheva Margarita Hasanbeivna, PhD in Psychological Sciences. Position: Associate professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: state and civil law disciplines chair. E-mail: Mashekuasheva@mail.ru

Mazdogova Zaira Zaurovna, PhD in political sciences. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: state and civil law disciplines chair.

Annotation: In the article, the authors provide definitions and basic methods for the effectiveness of educational work with police officers. An individual approach is required to achieve successful educational results. In addition, it is necessary to take into account the characteristics of each foster. Individual preventive work is an essential element in the organization of the educational process.

This process provides a solid statutory order and high discipline and legality in the police. Keywords: educational work, employee of internal affairs bodies, conversation, managerial activity, communicative contact.

Введение

Всестороннее изучение личности сотрудника органов внутренних делне самоцель воспитательной работы. Изучая подчиненных, руководитель одновременно проводит воспитательную работу с ними. При этом, как показывает опыт, используются такие формы воздействия, как:

- индивидуальная воспитательная беседа;

- индивидуальная помощь;

- индивидуальные консультации;

- индивидуальный контроль;

- заслушивание отчетов и сообщений сотрудников.

Наиболее эффективной формой индивидуальной

воспитательной работы является беседа. Как определяет толковый словарь-воздействовать словом на ум и чувства с тем, чтобы выработать нужные качества. Индивидуальные беседы - основная форма воспитательного воздействия.

По своим целям могут быть:

- ознакомительными;

- поддерживающими;

- корректирующими.

Основная часть

Для того чтобы знать морально-психологическое состояние личного состава, руководителям следует регулярно беседовать с сотрудниками. Периодичность проведения бесед выработаны многолетним опытом и закреплена в нормативно правовых актах. Зачастую руководители, особенно молодые, беседуя с подчиненными, испытывают затруднения, которые связаны с разницей в возрасте, служебном опыте и др. В таких случаях весьма полезно прибегать рекомендациям социальных психологов. Достоинство беседы - в ее доверительном характере, а, следовательно, и в искренности собеседников. Она позволяет быстрее всего установить контакт, усилить целенаправленное влияние на мысли и чувства. Отметим особо, что при организации беседы необходимо соблюдать следующие правила:

- установить контакт с подчиненным, создать обстановку доверительности и откровенности;

- помочь сделать правильную оценку своих поступков;

- сформулировать положительную перспективу дальнейшей службы, вызвать желание изменить поведение, выработать в своем характере положительные качества;

- убедить, что руководители и товарищи хотят и могут помочь в выполнении добрых намерений, что их советами не следует пренебрегать.

С чего начать и как вести беседу? Беседа и называется индивидуальной именно потому, что форма каждого разговора, его содержание носят свой особый характер. Опытные руководители начинают беседу с вопросов о семье, о здоровье, о близких. Интерес, проявленный к дорогому сотруднику людям, вызывает чувство доверия. Не дает результата беседа, начинающаяся с упреков, грубостей, обвинений. Они вызывают замкнутость подчиненного и отрицательное отношение ко всему, что бы ему ни говорили. Беседа,

6'2019

Пробелы в российском законодательстве

как и вся индивидуальная работа, должна быть проникнута максимумом внимания к человеку. Было бы ошибкой судить о человеке по первому впечатлению. За плечами большинства сотрудников достаточно серьезный служебный и житейский опыт. Многие имеют немало заслуг. Поэтому нельзя приписывать отрицательные черты из-за незначительных ошибок. Необходимо глубоко разбираться в мотивах поступков. Среди сотрудников есть значительная категория людей, у которых на пути к достижению хороших результатов в службе преобладают личные мотивы. Управлять такими людьми нелегко. Они имеют обо всем свое (и не только свое) мнение и слабо учитывают мнение коллектива, любят, чтобы их старание руководитель вовремя заметил. Все это необходимо учитывать.

Иной подход нужен к тем, кто наделен коллективистскими признаками. Руководить такими людьми легко. Есть также группа людей, предпочитающих сложные задачи, требующие творческого подхода, нестандартного решения. Такого рода лица часто встречаются среди опытных сотрудников. Они требуют самостоятельности и не любят, когда им мешают делать свое дело или слишком опекают их. Поэтому необходимо проявлять гибкость в отношении к каждому отдельно взятому человеку, воспринимать его как неповторимую личность. Изменять характер взаимоотношений, манеру разговора в зависимости от личностных особенностей. Одним, имеющим свою точку зрения на все происходящее, с повышенной чувствительностью к власти, распоряжение лучше всего отдавать форме личного поручения, особого доверия, избегать приказных интонаций. Другим, предпочитающим официальный стиль обращения с руководителем, любящим четко определенные установки, лучше говорить категорично, задачи ставить корректно и четко.

В беседе с сотрудниками нельзя подчеркивать свою власть, служебное положение, информированность, опыт и т. д. В противном случае руководителю не преодолеть барьера отчужденности, откровенного разговора не получится. Следует вести речь не только о том, что разъединяет, а и о том,что сближает - так возникает доверие, общий язык. Правильно сочетать элементы как демократического, так и руководящего стиля общения. При серьезном разговоре с нарушителем дисциплины целесообразен тон руководителя, начальника. Однако в ходе такой беседы не следует допускать замечаний, затрагивающих самолюбие провинившегося, ее содержание недолжно выводить из равновесия ни руководителя, ни подчиненного. Не вступать в спор с собеседником, особенно если суть беседы еще впереди.

Свести воспитательную работу только к беседам крайне ошибочно. Результат воспитания тем выше, чем разнообразнее его формы. Поэтому правильно поступают те руководители, которые наряду с беседами широко применяют и другие формы индивидуальной работы. В воспитательных целях широко используется оказание товарищеской помощи в преодолении возникших трудностей в службе и личной жизни сотрудников, индивидуальные советы и рекомендации о том, как поступить в том или ином конкретном случае. Помощь может быть самой разнообразной по содержанию. Она может оказываться руководителями, а также активистами в виде советов, разъяснения непонятных вопросов политического характера, а также служебных и личных вопросов. Помощь оказывается и в том случае, если кого-либо из сотрудников необхо-

димо убедить в правильности или неправильности тех или иных взглядов и поступков.

Очень важна помощь, которая выражается в моральной поддержке при острых переживаниях во время семейно-бытовых неурядиц и при разрешении других вопросов. Самой большой помощью со стороны старших является совет руководителя в определении перспектив службы и жизни вообще. Большое значение в воспитании личного состава имеет взаимопомощь между самими сотрудниками. Она развивает дух коллективизма, товарищества, сплоченность, чувство ответственности коллектива за службу товарища, рождает уверенность в том, что в трудную минуту он не останется один. Деятельность руководителей свидетельствует, что, применяя этот эффективный прием воспитания, они соблюдают следующие правила:

- помощь должна быть конкретной, с использованием различных ее видов помощи отстающему;

- помощь в освоении обязанностей службы, на занятиях;

- повседневная помощь и внимание во всем и др.);

- применение помощи должно осуществляться с учетом особенностей личности, успехов в службе, учебе и поведении;

- учитывать особенности психологии сотрудника;

- помнить, что действенность помощи зависит от доброжелательности, чуткости, искренности, уважения к сотруднику, веры руководителя в силу и возможности подчиненного.

Как показывает многолетний опыт, воспитанию чувства коллективизма и ответственности способствуют индивидуальные задания и поручения. Они помогают дойти до каждого сотрудника, лучше использовать индивидуальные качества личности решении различных задач, поставленных перед подразделением и работе в целом. Особенно продуманно должны даваться первые поручения. Именно они помогают оценить силы, способности сотрудника заблаговременно наметить систему мер по воспитанию необходимых качеств сотрудника. В то же время первое поручение на личном примере убеждает сотрудника в том, как высока в коллективе степень ответственности за порученное дело.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что важнейшим аспектом профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел является морально - психологическая подготовка и сложно переоценить роль психологической составляющей[2] как и педагогической в рамках индивидуально - воспитательной работы. Она непременно предполагает систематичность, комплексность, толерантность, наличие непрерывного контроля за деятельностью подчиненных. Основное назначение беседы как метода воздействия на сотрудников заключается в повышении ответственности, добросовестности, дисциплинированности, сознательности в выполнении поставленных задач. Главным достоинством беседы в этой работе является ее доверительность, непринужденность и успех обусловлен знаниями руководителя личностных особенностей сотрудника и умением установить психологический контакт, создание обстановки доверия. Не следует переоценивать значение беседы в рамках индивидуально- воспитательной работы. Об этом предупреждал еще А.С.Макаренко. Беседа должна сочетаться и с другими формами индивидуальной работы. «Ценность планомерной работы руководителя состоит в том, что значительный накопленный опыт должен передавать-

ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОВД

Машекуашева М.Х. Маздогова З.З.

ся молодым и можно ли тут обойтись только беседами?» [3]. С помощью только бесед невозможно решить все педагогические задачи, но именно беседа является тем воспитательным мостиком, соединяющим опыт руководителя и инициативу молодого сотрудника. Полиция призвана защищать права и свободы человека и гражданина, поэтому вполне естественно ожидать, что ряды полицейских должны пополнять только самые подготовленные и преданные профессии люди [4].

Список литературы:

1. Станислав Зыбин. Избранные труды. Том I. https://iknigi.net/avtor-stanislav-zybin/98520

2. Машекуашева М.Х.Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции: морально-психологический аспект. Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 4. С. 254-255.

3. Макаренко А. С. Трудовое воспитание. М., 1964, с. 65.

4. Маздогова З.З.Профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел Российской федерации: порядок и трудности. Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 3. С. 202-204.

Reference list:

1. Stanislav Zubin. Selected Works. Volume I. https://iknigi.net/avtor-stanislav-zybin/98520.

2. Mashekusheva M.Kh. Actual issues of training police officers: moral and psychological aspect. Gaps in Russian law. 2017. No. 4. P. 254-255.

3. Makarenko A. S. Labor education. M., 1964, p. 65.

4. Mazdogova Z.Z. Professional psychological selection for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation: order and difficulties. Gaps in Russian law. 2019.No 3.P. 202-204.

Рецензия

На научную статью «Некоторые особенности индивидуально- воспитательной работы в органах внутренних дел: беседа как основная форма воздействия», подготовленную доцентом кафедры государственных и гражданско - правовых дисциплин Северо - Кавказского института повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России Машекуа-шевой М.Х. и преподавателем кафедры государственных и гражданско - правовых дисциплин Маздоговой З.З.

В представленной на рецензирование статье рассматривается основной метод реализации индивидуального воспитательного воздействия, который выражает меру его способности при соразмерных затратах своевременно обеспечивать достижение определенного социально значимого результата, направленного на достижение поставленных целей, к которым в первую очередь следует отнести реализацию и рост кадрового потенциала органов внутренних дел.

Авторы справедливо отмечают, что эффективность индивидуальной воспитательной работы можно считать параметром, который описывает степень разрешимости «кадрового вопроса», стоящего перед руководством органов внутренних дел, и измерять ее с помощью критерия обеспеченности деятельности органов внутренних дел качественными людскими ресурсами, отражающего изменения показателя кадрового потенциала в различных параметрах. При этом социальный эффект от индивидуальной воспитательной работы должен определяться как степень достижения поставленных целей по реализации и росту кадрового потенциала в процентном или абсолютном выражении при условии позитивной оценки мер индивидуальной воспитательной работы сотрудниками органов внутренних дел и населением.

В заключение отмечено, что актуальным направлением повышения социальной эффективности индивидуальной воспитательной работы является совершенствование методического обеспечения на основе использования передового педагогического опыта, с помощью которого возможно оптимизировать процесс принятия управленческих решений результатом которого является высокий уровень эффективности несения службы сотрудниками органов внутренних дел.

Статья соответствует предъявляемым требованиям и может быть опубликована в открытой печати.

Рецензент - старший преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук Л. А. Геляхова

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста 91,71%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.