5.3. Связи с общественностью как функция управления органами внутренних дел
© Маздогова Заира Зауровна
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия mazdogova 76@mail. ru
Аннотация
В функционировании органов внутренних дел основные интересы проявляются в заботе о судьбе своей Родины, как деятельное участие в решении проблем нашего многонационального государства и одновременно как гордость за многовековую культуру и историю России, за достижения российского народа в разных сферах общественной деятельности. Цель: рассмотрены результаты реформирования системы органов внутренних дел, одной из главных целей которого являлось превращение полиции из авторитарного института в социальный, раскрыть и дать характеристику влияния общественного мнения на деятельность органов государственной власти. Автор считает необходимым и важным исследование концептуальных основ взаимодействия правоохранительных органов с общественными объединениями, которое в свою очередь базируется на осмыслении и понимании важности развития гражданского общества. Методы: в ходе исследования были применены такие методы как сравнительный анализ, а также институциональный и интегральный подходы к рассмотрению указанной проблемы. Результаты: в ходе исследования было выявлено, что в современных, развитых системах управления социальной информацией, которые позволяют устанавливать и поддерживать связи с общественностью, испытывают необходимость большинство организаций, независимо от их форм. Особое внимание в статье отводилось рассмотрению вопроса реализации принципа открытости и публичности, который возможен только через связи с общественностью, которые являются посредником между институтами государственной власти и общества, а от степени открытости той или иной структуры государственных органов можно говорить о прозрачности деятельности полиции. Выводы: только после того как граждане будут видеть, что деятельность полиции прозрачна, принцип общественного доверия будет реализован, а также необходимо помнить, что какие бы высоконаучные и обоснованные технологии не использовались в процессе PR, важнейшим фактором и условием успеха является высокий уровень доверия населения к органам внутренних дел.
Ключевые слова: органы внутренних дел, связи с общественностью, общественное мнение, имидж сотрудника полиции, принципы работы.
Для цитирования: Маздогова З.З. Связи с общественностью как функция управления органами внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 383-387.
Public relations as a management function bodies of the internal affair
© Mazdogova Zaira Zaurovna
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]
Abstract
In the functioning of internal Affairs bodies, the main interests are shown in caring for the fate of their homeland, as active participation in solving the problems of our multi-ethnic state, and at the same time as pride in the centuries-old culture and history of Russia, for the achievements of the Russian people in various spheres of public activity. Purpose: the author tried to reveal and characterize public relations as a function of management of internal Affairs bodies. And also consider the results of the reform of the internal Affairs system, one of the main goals of which was to transform the police from an authoritarian institution to a social one. Results: the study revealed that the majority of organizations, regardless of their forms, are in need of modern, developed social information management systems that allow establishing and maintaining public relations. Conclusions: only after citizens see that the police activity is transparent, the principle of public trust will be implemented, and it is also necessary to remember that no matter what highly scientific and justified technologies are used in the PR process, the most important factor and condition for success is a high level of public confidence in the internal Affairs bodies.
Keywords: internal affairs bodies, public relations, public opinion, image of a police officer, principles of work.
For citation: Mazdogova Z.Z. Public relations as a management function bodies of the internal affair // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 383-387. (in Russ.).
Введение
Рассматривая феномен общественных связей и управления общественным мнением необходимо отметить, что явление это не ново, современным его не назовешь в силу того, что корни его уходят глубоко в
историю. Воздействие на сознание граждан существовало во времена Шумерского государства, Китайского, Вавилона, Древней Греции, этот список можно продолжать. Граждан во все времена убеждали в необходимости соблюдения определенных ном, правил и стандартов, необходимости признания определенной
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 383
ISSN 2310-7049 (online)
религии, определенной власти правительства. Естественно, что использовались при этом самые примитивные методы, в том числе и обман. В частности, в Древнерусском государстве для трансляции необходимой идеологии и воззрения использовали неоспоримые каналы, это конечно: светский государственный аппарат и церковные структуры. Главным для специалистов в области связей с общественностью является научиться, используя «чистые» технологии, создавать благоприятные организационные контексты для деятельности государственных служб, в том числе - правоохранительных органов. До настоящего времени связь между «чистыми» и «грязными» технологиями в современном российском обществе не до конца осознана. Критерии их оценки определяются уровнем развития общества. Очевидно, что чем выше уровень криминализации общества, тем ниже в обществе мораль. В связи с чем, использование многих технологий связей с общественностью, которые считаются недопустимыми в западных странах, в нашем обществе превратились в устойчивую практику. В этом смысле связи с общественностью как проблема объективно начинает актуализироваться
Организация связей с общественностью
На современном этапе развития российского общества и отдельных государственных структур, необходимо провести изменение взаимоотношений между обществом и органами государственной власти, в частности полицией. Полиция должна прийти к тому, что будет являться неотъемлемой частью при строительстве и развитии гражданского общества.
Создание современного правового общества невозможно без создания гражданского общества, которое в свою очередь является показателем, лакмусовой бумажкой, перехода к демократическим формам управления в государстве.
В любом демократическом обществе, полиция несет ответственность в первую очередь перед населением, а показатели эффективности ее работы зависят от поддержки оказываемой со стороны общественности [4].
Организация связей с общественностью, включает в себя ряд принципиальных особенностей:
• во-первых, органы внутренних дел - это социальный институт, деятельность которого направлена на реализацию жизненно-важных для человека и гражданина потребностей и интересов, которые заключаются в обеспечении режима законности, личной и коллективной безопасности. Ярким примером здесь служит опыт западных государств, население которых, четко осознает свое право осуществлять гражданский контроль деятельности правоохранительных органов, так как они содержатся на деньги налогоплательщиков коими они являются. В свою очередь сотрудники правоохранительных органов осознают свою социальную ответственность перед населением.
• во-вторых, перед правоохранительными органами стоят определенные задачи такие как, профилактика правонарушений и борьба с преступностью, которые невозможно решить без участия и поддержки общественности, т.е. большая ответственность и важная роль в профилактике правонарушений ложится на различные структуры общества, семью, моральные устои, обычаи и традиции.
• в-третьих, охрана общественного порядка и общественной безопасности - разносторонняя и многоплановая деятельность. Справится только одними правоохранительными структурами невозможно, так как к ней должны быть привлечены и иные органы исполнительной власти, представительные органы, общественные объединения и организации, средства массовой информации [7]. Основные усилия подразделений полиции направлены на то, чтобы полицейские пользовались со стороны населения уважением, при этом уважение необходимо заслужить, профессионально выполняя свои служебные обязанности, требуя от граждан исполнения законов и оказывая обществу услуги, которые входят в основные задачи и функции полиции.
Формы управления социальной информацией
Социальная информация, в большом количестве имеющаяся в современном обществе, требует особых, разнообразных форм управления. Современные исследователи данного вопроса выделили несколько форм такого управления, на которых мы сейчас остановимся.
1. Деятельность органов внутренних дел, по созданию и распространению собственной информации. Данное положение подразумевает создание и распространение собственной информации, которая не будет зависеть от общего потока информации. Содержание такой информации, должно ставить перед собой такие цели, которые дадут возможность занять лидирующее положение в информировании населения о деятельности правоохранительных органов. Информация должна быть доступна любому гражданину, интересующемуся деятельностью ОВД, конечно, следует отметить, что информация эта должна быть открытой до тех пор, пока это не будет противоречить другим федеральным законам.
2. Разделение или сегментирование информации поставляемой населению органами внутренних дел. Указанный процесс подразумевает воздействие на существующее общественное мнение, после чего созданное общественное мнение направляется в необходимое для органов внутренних дел русло. Здесь конечно можно задать вопрос об этической стороне данного положения. Говорить, что это неэтично, можно в том случае, когда информация, исходящая из ОВД направлена на обман граждан, цифры и факты не соответствуют действительности, или в подаче информации были использованы методы воздействия на подсознательные инстинкты. Конечно, нельзя забывать, что ограничения на такого рода подачу информации содержатся и в Законах РФ «О рекламе» и «О средствах массовой информации»1.
На каждом этапе продвижения информации упор делается на различные позиции. Реализуя на практике деятельность по распространению информации, необходимо отметить, что лидирующие позиции здесь занимает тот, кто хорошо владеет современными технологиями ее подачи и распространения. В большом потоке информации «выхватываются» лишь те фрагменты, которые помогут достичь поставленной
1 О средствах массовой информации: Федер. Закон Рос.Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1-ФЗ (ред. от 01.03.2020).
384 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
цели. В сфере ОВД- это поднятие авторитета руководителей органов внутренних дел, распространения информации направленной на профилактику противоправных деяний, разъяснительной информации для населения об ответственности за те или иные правонарушения, продвижение определенных проектов направленных на правовое воспитание населения. Причем при грамотном и умелом использовании PR-технологий, они останутся незаметными для простого обывателя, при этом достигнув поставленной цели [6].
Так, например, если выдается положительная информация о руководителе органа внутренних дел, то у граждан складывается определенный позитивный образ о нем. Следующим шагом при подаче информации будет информация, свидетельствующая и оценивающая его работоспособность.
На следующем этапе акцент будет сделан на тех представителей средств массовой информации, которые критикуют деятельность органов внутренних дел, сопоставляя их задачи и задачи, поставленные государством перед представителями силовых структур [3]. И наконец, на заключительном этапе основной упор будет сделан на ту часть информации, которая предложит гражданам конструктивное взаимодействие с органами внутренних дел. Такое доверие граждан и общественных организаций к органам внутренних дел, со временем переходит в информационное сотрудничество, целью которого является решение проблем борьбы с преступностью и охраны общественного порядка[5].
Следующий момент при выдаче информации с целью управления - это оптимизация стиля и подачи материалов. Чуть выше мы говорили о доступности информации предоставляемой ОВД. Процесс управления информацией подразумевает ее обработку и «выдачу» населению в приемлемой форме. Здесь имеется в виду стиль изложения материала, что является основным требованием журналиста к представляемой ему информации, так как его основная задача, чтобы его материал прочитали или посмотрели.
Другой вопрос - это адаптация аналитического материала. Аналитический материал предназначен для различных субъектов получения информации, начиная от структур занимающихся надзорными и контрольными функциями до представления его населению (например, в ежегодных отчетах о деятельности органов внутренних дел представляемых для СМИ) [9]. Исходя из вышеизложенного, необходимо сказать, что к аналитическим материалам предъявляются особые требования, такие как объективность, доступная форма, ориентированность на различные слои населения и различные интеллектуальные запросы граждан.
Добившись внимания общества посредством правильной подачи новостной информации, одной из главных задач указанных подразделений органов внутренних дел является необходимость удержать аудиторию. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность таких подразделений в органах внутренних дел, ориентируют их в основном на конструктивное взаимодействие с гражданами [10].
Связи с общественностью как функция управления
Почему же мы называем связи с общественностью функцией управления органами внутренних дел, потому что они:
1) являют собой такой вид деятельности, основной целью которого является деятельность, направленная на организацию и функционирование, а также решения управленческих задач в органах внутренних дел;
2) управление в органах внутренних, а точнее будет эффективное управление, невозможно без применения связей с общественностью;
3) связи с общественностью - это сложное явление, которое имеет сложное содержание, имеющее помимо функций подфункции и подвиды;
4) обладают относительной самостоятельностью, осуществляются в деятельности специально для этого предназначенного технологического субъекта.
Меняющаяся культурная ситуация, меняющаяся оперативная обстановка всегда вносят свои коррективы в расстановку приоритетов при формировании стратегии и тактики работы сотрудников органов внутренних дел. Исследование общественного мнения о деятельности полиции, с момента принятия нового закона показывает, что большинство граждан считает, что полиция работает как прежде (56% опрошенных) [2]. Для того чтобы соответствовать этим велениям времени необходима постоянная работа по осмыслению общественной, политической и культурной жизни страны как в общенаучном плане, так и в специальном правовом аспекте [1]. Необходимо учитывать, что эффективность работы органов внутренних дел зависит от квалификации имеющихся специалистов, а также, что не маловажно, от сознания ими ответственности перед обществом.
В сознании россиян сложился образ полицейского, а в его лице и образ о самой структуре органов внутренних дел, как корпорации, которая служит для удовлетворения собственных интересов; как корпорации, которая достигает поставленных целей, не брезгуя никакими средствами, а сами сотрудники полиции безразличны к людям. Однако часть населения нашей страны считает, что среди полицейских есть высококвалифицированные люди, которые честно служат своему государству, берегут свою честь и исполняют свой долг. Конечно количество таких сотрудников, как считают россияне намного меньше, чем количество тех сотрудников, которые не пренебрегают нарушением закона, ставят свои личные интересы выше, чем интересы службы. Здесь хотелось бы привести результаты социологического опроса Фонда Общественного Мнения, который показал, что более 50 % опрошенных россиян считают, что полиция работает «плохо». Другой вопрос об образе современного полицейского показал, что большинство опрошенных респондентов говорили, о том, что сотрудники полиции при выполнении служебных обязанностей, прибегают к противозаконным действиям, распространено взяточничество и использование своего служебного положения в корыстных целях.
Основные усилия подразделений полиции направлены на то, чтобы полицейские пользовались со стороны населения уважением, при этом уважение необходимо заслужить, профессионально выполняя свои служебные обязанности, требуя от граждан исполнения законов и оказывая обществу услуги, которые входят в основные задачи и функции полиции. ЭВ демократическом обществе, поддержка деятельности полиции со стороны населения, будет гарантией ее успешной работы, а поддержку населения невозможно
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 385
ISSN 2310-7049 (online)
будет получить, если не будет достигнуто взаимопонимание и сотрудничество.
Возвращаясь к тезису о том, что сегодня полиция ориентируется на оказание «услуг» для населения, следует отметить, что организацию их предоставления, необходимо построить так, чтобы формировать принципы доверия между полицией и гражданами. Совсем недавно органы внутренних дел, были закрытой организацией, силовой структурой, которая служила интересам не общества, а государства. Современные реалии показывают нам, что вся реформа МВД Российской Федерации была направлена на повышение профессионализма «людей в погонах», а также превращения этой организации в организацию, которая будет служить обществу, и находиться в его распоряжении.
Правоохранительные органы четко должны следовать таким общеюридическим принципам как - законность, справедливость, неотвратимость наказания.
Выводы
Повышение информационной открытости МВД России, в том числе в сети Интернет, развитие сайтов, активизация работы пресс-служб на уровне центрального аппарата Министерства и в территориальных органах МВД России позволили переломить негативное восприятие населением отдельных аспектов деятельности дореформенных органов внутренних дел. Именно эта тенденция в настоящее время закрепляется на региональном уровне с привлечением ветеранских советов, общественных советов как это происходит и в Министерстве внутренних дел России и широкой общественности при обсуждении результатов изучения общественного мнения и их практической значимости. Доверие и сотрудничество граждан и полиции во многих случаях становится решающим фактором реализации поставленных задач повышает функциональную эффективность.
Во-первых, органы внутренних дел - это социальный институт, деятельность которого направлена на реализацию жизненно-важных для человека и гражданина потребностей и интересов, которые заключаются в обеспечении режима законности, личной и коллективной безопасности. Ярким примером здесь служит опыт западных государств, население которых, четко осознает свое право осуществлять гражданский контроль
Список литературы:
1. Егорышев С.В. Социальные условия взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью в контексте проблем стратегического управления / Стратегическое управление в правоохранительной сфере: проблемы теории и практики. Сборник статей (по материалам научно-практической конференции в академии управления МВД России 31 октября 2008 г.). М.: Академия управления МВД России, 2009. С. 107-108.
2. Зуева О.В., Васильева Е.Н. Общественное мнение о деятельности полиции: практика исследования// Вестник волгоградского государственного университета. 2014. № 1(21) С. 52-58.
3. Благоразумный А. А., Коробов В. Б. Организация общественных связей органов внутренних дел. - М. : АУ МВД России, 2004. С. 164.
деятельности правоохранительных органов, так как они содержатся на деньги налогоплательщиков коими они являются. В свою очередь сотрудники правоохранительных органов осознают свою социальную ответственность перед населением.
Во-вторых, перед правоохранительными органами стоят определенные задачи такие как, профилактика правонарушений и борьба с преступностью, которые невозможно решить без участия и поддержки общественности, т.е. большая ответственность и важная роль в профилактике правонарушений ложится на различные структуры общества, семью, моральные устои, обычаи и традиции.
В-третьих, охрана ОП и ОБ - разносторонняя и многоплановая деятельность. Справится только одними правоохранительными структурами невозможно, так как к ней должны быть привлечены и иные органы исполнительной власти, представительные органы, общественные объединения и организации, средства массовой информации. Такое положение вещей приводит к возникновению сложной сети обмена информации между различными структурами. Анализ закона «О полиции» позволяет говорить о стремлении законодателя развивать партнерские отношения между МВД России и гражданами, повышать уровень доверия граждан к правоохранительной системе[8].
Понятность и ответственность в своих действиях сотрудников полиции, в конечном счете, может оказать не менее сильное воздействие на общественное мнение, чем объективные статистические показатели снижения преступности.
В ходе исследования мы также определили, что:
• система связей с общественностью органов внутренних дел функционирует и развивается на основе государственной системы взаимодействия;
• государство осуществляет взаимодействие через органы внутренних дел России через свои подсистемы общественных организаций, иных организаций, территориальных органов реализует поставленные задачи;
• важным условием совершенствования и повышения эффективности системы связей с общественностью является развитие кооперации и сотрудничества не только субъектов системы внутренних дел, но и иных систем, включенных в работу по формированию стабильного функционирования государства.
References:
1. Egoryshev S. V. Social conditions of interaction of internal Affairs bodies with civil society institutions and the public in the context of strategic management problems / Strategic management in the law enforcement sphere: problems of theory and practice. A collection of articles (materials of scientific-practical conference in the Academy of management of MIA of Russia on October 31, 2008). M.: Academy of management of MIA of Russia, 2009. S. 107-108.
2. Zueva O. V., Vasileva E. N. Public opinion on police activity: research practice// Bulletin of Volgograd state University. 2014. no. 1(21) P. 52-58.
3. Prudent A. A., Korobov V. B. Organization of public relations of internal Affairs bodies. - Moscow: AU MVD of Russia, 2004. P. 164.
386 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
4. Осипова Е. С. Взаимодействие СМИ и ОВД в предупреждении и профилактике преступлений// Правовая культура. 2010. № 2. С. 178-184.
5. Осипова Е.С. Проблемы коммуникативной деятельности органов внутренних дел//Информационная безопасность регионов. 2011.№ 1(8). С.69-71.
6. Комлев Ю.Ю. Органы внутренних дел и средства массовой информации: от общественной осведомленности к оптимальному взаимодействию. Казань: Изд-во Казанского университета, 2011 С.25-31
7. Комлев Ю.Ю. Совершенствование взаимодействия правовых институтов и средств массовой информации на принципах социально ориентированной организации и представления правоохранительной деятельности//Вестник экономики, права и социоло-гии.2007.№ 4. С.103-108.
8. Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и общества: опыт зарубежных стран и России// Вестник Пермского университета. Юридические науки.2017. Вып.35.С.95-106.
9. Машекуашева М.Х. Современные подходы к формированию коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел// Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 3. С. 140-141.
10. Машекуашева М.Х., Маздогова З.З. О вопросе эффективной коммуникации в рамках решения профессиональных задач сотрудниками органов внутренних дел// Пробелы в российском законодательстве. 2020. № 2. С. 181-183.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Маздогова Заира Зауровна, канд. полит. наук, преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: [email protected]
4. Osipova E. S. Interaction of mass media and internal Affairs in crime prevention and prevention// Legal culture.
2010. no. 2. Pp. 178-184.
5. Osipova E. S. Problems of communication activity of internal Affairs bodies//Information security of regions.
2011. no. 1(8). Pp. 69-71.
6. Komlev Yu. y. internal Affairs Bodies and mass media: from public awareness to optimal interaction. Kazan: Kazan University publishing House, 2011 P. 25-31
7. Komlev Yu. y. Improving the interaction of legal institutions and mass media on the principles of socially oriented organization and representation of law enforcement activities//Bulletin of Economics, law and sociology.2007. No. 4. P. 103-108.
8. Mayorov V. I., Sevryugin V. E. Counteraction of crime on the basis of modern concepts of interaction of police and society: experience of foreign countries and Russia// Bulletin of Perm University. Legal Sciences, 2017, Issue 35, Pp. 95-106.
9. Mashekuasheva M. H. Modern approaches to the formation of communicative competence of employees of internal Affairs bodies// Problems of Economics and legal practice. 2019. Vol. 15. No. 3. Pp. 140-141.
10. Mashekuasheva M. H., Z. Z. Mazdogova On the issue of effective communication within the framework of solving professional tasks by employees of internal Affairs bodies// Gaps in Russian legislation. 2020. no. 2. Pp. 181183.
- 80,09%
ABOUT THE AUTHOR
Mazdogova Zaira Zaurovna, PhD (Politics), lecturer of the State, Civil and Law disciplines Department, North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected]
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 387
ISSN 2310-7049 (online)