ЛАМИИИСТРЛТИВИОЕ ПРАВО
DOI: 10.24412/2224-9125-2022-10-181-183 NIION: 2022-0079-10/22-169 MOSURED: 77/27-025-2022-10-169
МАЗДОГОВА Заира Зауровна,
Профессор кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД, e-mail: [email protected]
МАКОЕВА Евгения Руслановна,
к.ф.н., доцент кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, e-mail: [email protected]
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация. По мнению авторов статьи, правоохранительная служба является результатом взаимодействия граждан и государства. Необходимость четкого правового регулирования данной сферы не вызывает сомнения, причем обусловливаются предпосылки, основания и условия, при которых возникают государственно-служебные отношения.
Полиция несет ответственность в первую очередь перед населением, а показатели эффективности ее работы зависят от поддержки, оказываемой со стороны общественности. В заключительной части сделаны выводы, позволяющие заключить, что существенная часть основных принципов и форм взаимодействия общественных организаций и органов внутренних дел связана с налаживанием связей с общественностью.
Ключевые слова: полиция, закон, прохождение службы, государство, общество, кандидаты, отбор.
ON SOME ISSUES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE STATE LAW ENFORCEMENT SERVICE
Annotation. According to the authors of the article, the law enforcement service is the result of interaction between citizens and the state. The need for a clear legal regulation of this area is beyond doubt, and the prerequisites, grounds and conditions under which public-service relations arise are determined.
The police are primarily accountable to the public and their performance depends on the support of the public. In the final part, conclusions are drawn that allow us to conclude that a significant part of the basic principles and forms of interaction between public organizations and internal affairs bodies is related to the establishment of public relations.
Key words: police, law, service, state, society, candidates, selection.
MAZDOGOVA Zaira Zaurovna,
Professor of the GiGPD of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs, candidate of рolitical sciences
MAKOEVA Evgenija Ruslanovna,
Police lieutenant colonel, Docent the Department of State and Civil Disciplines of the North-Caucasian Institute for Continuing Education (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russian Federation, PhD in Philosophy
Правоохранительная служба является результатом взаимодействия граждан и государства. Необходимость четкого правового регулирования данной сферы не вызывает сомнения, причем обусловливаются предпосылки, основания и условия, при которых возникают государственно-служебные отношения.
Говоря о методах, взаимодействия органов внутренних дел и общественных организаций следует отметить, что среди основных принципов деятельности полиции, законодатель называет такой, как взаимодействие и сотрудничество (ст.10). Говоря об основных методах реализации данного принципа необходимо выделить следующие их формы:
- совместное выявление наиболее острых и значимых проблем, выяснение отношения к ним общественности и выработка путей их решения;
- общая экспертиза законопроектов и документов затрагивающих права и свободы граждан;
- взаимодействие при разработке и реализации федеральных программ, а также программ субъектов РФ по проблемам в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности;
- организация деятельности информационных и аналитических центров по налаживанию взаимосотрудничества правоохранительных структур и представителей общественных организаций;
- изучение и внедрение опыта работы общественных организаций с органами внутренних дел;
- взаимодействие СМИ и представителей правоохранительных органов в работе по поднятию авторитета и имиджа российского полицейского (на этом вопросе мы остановимся более подробно чуть дальше).
Из всего, что было сказано выше, несложно заметить, что существенная часть основных принципов и форм взаимодействия общественных организаций и органов внутренних дел связана с налаживанием связей с общественностью.
Службы полиции должны быть готовы предоставлять населению объективную информацию о своей деятельности с выработкой профессиональных установок в отношении контактов со средствами массовой информации.
В сознании россиян сложился образ полицейского, а в его лице и образ о самой структуре органов внутренних дел, как корпорации, которая служит для удовлетворения собственных интересов; как корпорации, которая достигает поставленных целей, не брезгуя никакими средствами, а сами сотрудники полиции безразличны к людям. Однако часть населения нашей страны считает, что среди полицейских есть высококвалифицированные люди, которые честно служат
своему государству, берегут свою честь и исполняют свой долг. Конечно, количество таких сотрудников, как считают россияне намного меньше, чем количество тех сотрудников, которые не пренебрегают нарушением закона, ставят свои личные интересы выше, чем интересы службы. Здесь хотелось бы привести результаты социологического опроса Фонда Общественного Мнения, который показал, что более 50 % опрошенных россиян считают, что полиция работает «плохо». Другой вопрос об образе современного полицейского показал, что большинство опрошенных респондентов говорили, о том, что сотрудники полиции при выполнении служебных обязанностей, прибегают к противозаконным действиям, распространено взяточничество и использование своего служебного положения в корыстных целях.
Основным источником информации для формирования отношения к органам внутренних дел являются СМИ. В законе «О средствах массовой информации» говорится, что «... под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» [2].
Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о роли средств массовой информации в организации взаимоотношений с общественными объединениями. В рамках нашей статьи, у нас нет, цели оценить деятельность российских СМИ в целом, но мы хотели бы остановиться на рассмотрении их роли как важнейшего компонента распространения среди населения общественно-важной информации. Задачи, которые стоят перед средствами массовой информации можно представить по мнению опрошенных следующим образом:
- на первом месте способность СМИ выдавать населению практическую информацию;
- на втором месте возможность проводить анализ происходящих событий, а также возможность высказывать различные мнения;
- на третьем месте контроль за деятельностью политических и хозяйственных структур.
Средства массовой информации в нашем, современном обществе выполняют определенные функции, среди которых преимущество у функции политического характера (информационной, образовательной, оперативной, формирования общественного мнения, мобилизационной). Особенно это наиболее заметно на примере проблем взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации, когда МВД решает эти проблемы с помощью административных ресурсов.
Говоря о работе рядовых сотрудниках ОВД, следует отметить, что в современных условиях они имеют возможность:
- организовывать регулярные встречи-отчеты с населением, в том числе с инициативными группами;
- образовывать сети общественных юридических консультаций для населения;
- обеспечивать координацию работы Общественных советов при общественных пунктах охраны порядка;
- активизировать работу по профилактике преступлений, с целью предупреждения подростковой преступности расширять контакты с учреждениями образования [5].
Полиция несет ответственность в первую очередь перед населением, а показатели эффективности ее работы зависят от поддержки, оказываемой со стороны общественности [7]. В этом плане для осуществления репрессивной функции важное значение приобретает социальная функция полиции и миссия выполнения публичной службы.
Основные усилия подразделений полиции направлены на то, чтобы полицейские пользовались со стороны населения уважением, при этом уважение необходимо заслужить, профессионально выполняя свои служебные обязанности, требуя от граждан исполнения законов и оказы-
вая обществу услуги, которые входят в основные задачи и функции полиции.
Добившись внимания общества посредством правильной подачи новостной информации, одной из главных задач указанных подразделений органов внутренних дел является необходимость удержать аудиторию. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность таких подразделений в органах внутренних дел, ориентируют их в основном на конструктивное взаимодействие с гражданами.
Таким образом, в настоящее время проявилась и получила тенденцию к росту готовность полиции и общественных объединений взаимодействовать друг с другом в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Важность и необходимость такого взаимодействия коренятся не только в вопросах имиджа органов внутренних дел и достаточно низкого доверия к их деятельности со стороны населения, но и в том, что вызовы современного правового демократического многонационального государства и поступательно развивающегося общества обязывают полицию и общественность находить пути к взаимопониманию и сотрудничеству [6].
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/
[2] Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: h ttp://www. consultan t.ru/
[3] Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/
[4] Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П. и др. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / М.: Проспект, 2019.
[5] Бобров А.М. Поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации как элемент прохождения государственной правоохранительной службы // Административное право и процесс. 2020. № 3. С. 43.
[6] Бережкова Н.Ф. Современные этические требования к сотрудникам полиции России // Административное право и процесс. 2017. № 3. С. 61.
[7] Маздогова З.З., Макоева Е.Р. Актуальные вопросы и современные реалии прохождения службы В органах внутренних дел РФ//Образование и право. 2022. № 4. С. 340-343.
Spisok literatury:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g.) [Elektronnyj resurs]// Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/
[2] Zakon RFot 27.12.1991 № 2124-1 «O sredstvah massovoj informacii» [Elektronnyj resurs]//Rezhim dostupa: http://www. consultant. ru/
[3] Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ «O policii» [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/
[4] Avrutin YU.E., Bulavin S.P., Solovej YU.P. i dr. Kommentarij k Federal'nomu zakonu "O policii" (postatejnyj) / M.: Prospekt, 2019.
[5] Bobrov A.M. Postuplenie na sluzhbu v organy vnutrennih del Rossijskoj Federacii kak element pro-hozhdeniya gosudarstvennoj pravoohranitel'noj sluzhby // Administrativnoe pravo i process. 2020. № 3. S. 43.
[6] Berezhkova N.F. Sovremennye eticheskie trebovaniya k sotrudnikam policii Rossii // Administrativnoe pravo i process. 2017. № 3. S. 61.
[7] Mazdogova Z.Z., Makoeva E.R. Aktual'nye voprosy i sovremennye realii prohozhdeniya sluzhby V organah vnutrennih del RF//Obrazovanie i pravo. 2022. № 4. S. 340-343.
'^mmmmmmmmmmmmiiimmmmmsmmmmm^