DOI:10.24412/2224-9125-2022-5-15-19 NIION: 2021-0079-5/22-035 MOSURED: 77/27-025-2022-05-035
ИЛЬЯНОВА Оксана Ильинична,
кандидат юридических наук, доцент кафедрытеории и методологии государственного управления Академии управления МВД Российской Федерации, г. Москва, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Аннотация. В динамичный период развития общественно-политических отношений и совершенствования информационной политики государства средства массовой информации выступают одним из важнейших социальных институтов. Взаимодействие государственных структур, таких как ОВД со СМИ имеет множество правовых и социальных аспектов, требующих анализа и совершенствования. В работе на основе анализа основных нормативных актов рассматриваются особенности взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации.
Ключевые слова: средства массовой информации, связи с общественностью, распространение информации, информационная политика, МВД России.
ILYANOVA Oksana Ilyinichna,
PhD in Law,
Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Public Administration, Academy of Public Administration of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Moscow
FEATURES INTERACTION OF THE INTERNAL AFFAIRS WITH THE MASS MEDIA
Annotation. In a dynamic period of development of socio-political relations and improvement of the information policy of the state, the mass media are one of the most important social institutions. The interaction of state structures, such as the Department of Internal Affairs with the media, has many legal and social aspects that require analysis and improvement. Based on the analysis of the main normative acts, the work examines the features of the interaction between the internal affairs bodies and the media.
Key words: mass media, public relations, dissemination of information, information policy, Ministry of Internal Affairs of Russia.
Государственная информационная политика - это совокупность мер, направленных на оптимальное функционирование государственного аппарата, сохранение существующего государственного строя и получение одобрения со стороны населения по ключевым вопросам повестки дня и выраженных в законодательных актах, подзаконных актах, а также правилах, прописанных в кодексах редакций государственных средств массовой информации (далее - СМИ).
Одной из мер государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан является распространение информационной продукции, способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, уваже-
ние и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам.
В сложившихся современных условиях подход к организации прямой и обратной связи с институтами гражданского общества, обеспечиваемый преобладанием рациональной модели массовых коммуникаций, основополагающими методами взаимодействия правоохранительных органов с представителями СМИ является максимальная оперативность в предоставлении проверенной и достоверной информации.
Общество имеет гарантированное действующим законодательством право знать обо всем, что происходит как внутри страны, так и за ее пределами, включая аспекты касающиеся освещения результатов деятельности правоохрани-
тельных органов. Однако, в полной мере необходимо понимать о том, что диалог между представителями власти и гражданского общества должен осуществляться лишь на основе взаимного уважения и полного доверия.
Порядок взаимодействия правоохранительных органов со СМИ определяется как на законодательном, так и подзаконном уровнях. В числе тех актов, которые устанавливают обязанность указанных органов по информированию граждан через СМИ, в представлении информации для редакций и др., следует назвать государственные законы, так и ведомственные нормативные правовые акты. При этом следует отметить, что, несмотря на законодательное закрепление данного вида деятельности организация медиари-лейшнз (взаимодействия со СМИ) осуществляется как на основе формальных (т.е. упорядоченных), так и неформальных отношений.
В современных условиях под взаимодействием правоохранительных органов и средств массовой информации следует понимать постоянный управленческий процесс, осуществляемый через пресс-службы либо специально выделенных для данной деятельности сотрудников с представителями редакций СМИ на взаимовыгодных условиях для достижения собственных целей.
В России Федеральным законом «О полиции» [3]утверждены главные принципы деятельности правоохранительного органа - открытость, публичность, общественное доверие и поддержка граждан. Граждане, общественные объединения и организации имеют право получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен. Согласно закону, полиция информирует граждан о своей деятельности через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Также полиция предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций и посредством проведения пресс-конференций.
Взаимодействие подразделений системы МВД России со средствами массовой информации регулируется ведомственным приказом [8], где оговаривается порядок информирования СМИ по вопросам оперативно-служебной деятельности, перечень должностных лиц, уполномоченных представлять СМИ официальную информацию.
В настоящее время открытость управления является основополагающим принципом деятельности органов государственной власти, законодательно утвержденным Федеральным зако-
ном «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [4].
Приказ МВД России «Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» [11] на основании вышеуказанного закона определяет способы и формы предоставления информации о деятельности органов внутренних дел. В п. 11 ведомственного документа, указано, что в подразделениях, территориальных органах, организациях МВД России распространять информацию имеют право только уполномоченные должностные лица по согласованию с пресс-службами.
Одним из главных правовых документов, регулирующего взаимодействие органов государственной власти с редакциями СМИ, является Закон РФ «О средствах массовой информации» [2], согласно которому «... граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц». Органы государственно власти и их должностные лица «. предоставляют о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах».
Согласно Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» редакция средства массовой информации имеет право подать заявку в государственный орган на аккредитацию при них своих журналистов [2]. Госорганы аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных самими органами государственной власти. В 2015 г. в МВД России такой порядок был утвержден соответствующим ведомственным нормативным правовым документом [10]. Важную роль в деятельности в сфере связей с общественностью играют Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [6], который оговаривает право на доступ к информации о деятельности органов государственной власти. Государственные органы обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности, причем лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня информации о дея-
тельности МВД России, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [7] утверждает перечень информации о деятельности МВД России, размещаемой в сети Интернет, за исключением информации ограниченного доступа. МВД России после размещения информации обязано соблюдать сроки размещения информации о своей деятельности, а также ее достоверность и своевременное обновление. Приказ МВД России «О порядке подготовки и размещения о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [9] на основании вышеназванного указа утверждает порядок подготовки и размещения информации, определяет органы и подразделения, ответственные за подготовку информации.
При распространении информации в условиях чрезвычайной и кризисной обстановки сотрудники подразделений информации и общественных связей учитывают положения соответствующих правовых документов федерального уровня. В качестве мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения, может быть ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также установление особого порядка аккредитации журналистов [1]. Информация о деятельности органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством [5].
Критериями качества правового регулирования массовой информации является наличие или отсутствие законодательных гарантий раз-
личных аспектов деятельности СМИ: закреплён ли в конституции принцип свободы массовой информации; есть ли конституционный запрет цензуры; наличествуют ли в государстве закон, регулирующий деятельность СМИ, закон о доступе к информации, закон о телерадиовещании; каков характер процедуры регистрации СМИ (уведомительный или разрешительный); отсутствуют ли ограничения для иностранцев на владение (учреждение) средствами массовой информации; есть ли уголовная ответственность за клевету и (или) оскорбление в СМИ в отношении каждого и отдельно в отношении представителей власти.
Таким образом, в настоящее время в России идет развитие законодательства, направленного на обеспечение эффективного функционирования национального сегмента информационно-телекоммуникационного пространства. Это направление в настоящее время приобрело важнейшее значение в связи с вступлением человечества в эру постиндустриального, информационного общества.С учетом современных реалий информационное обеспечение государственной политики приобретает все большее значение в обществе.
Само наличие правовых норм в сфере массовой информации означает установление определённых правил поведения, по которым СМИ необходимо функционировать. В условиях информационного общества важно качество законов: гарантии свободы СМИ, конкретные ограничения. Анализ правового регулирования информационно-телекоммуникационного пространства показывает, что создание, получение информации, ее дальнейшее распространение, в значительной степени обусловлены конкретной обстановкой в стране, формами государственного управления, новейшими технологиями.
Список литературы:
[1] Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LA W_31866/ (дата обращения: 12.12.2021).
[2] Закон от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 12.12.2021).
[3] Федеральный закон от 7.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (посл. ред.)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165/ (дата обращения: 12.12.2021).
[4] Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения: 12.12.2021).
[5] Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите территорий и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/(дата обращения: 12.12.2021).
[6] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 12.12.2021).
[7] Указ Президента РФ от 10.08.2011 № 1060 «Об утверждении перечня информации о деятельности МВД России, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118104/ (дата обращения: 12.12.2021).
[8] Приказ МВД России от 19.06.2018 № 385 «О совершенствовании взаимодействия подразделений системы МВД России со средствами массовой информации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ordrf.ru/uchebnik/page177.html (дата обращения: 12.12.2021).
[9] Приказ МВД России от 26.02.2018 № 109 «О порядке подготовки и размещения о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ред. от 30.07.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_293832/ (дата обращения: 12.12.2021).
[10] Приказ МВД России от 27.06.2015 № 725 «Обутверждении Правил аккредитации журналистов средств массовой информации при МВД России, его территориальных органах» (ред. 11.01.2018) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186523/ (дата обращения: 12.12.2021).
[11] Приказ МВД России от 27.10.2015 № 1010 «Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. 11.01.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LA W_189264/ (дата обращения: 12.12.2021).
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj konstitucionnyjzakon ot 30.05.2001 № 3-FKZ «O chrezvychajnom polozhenii» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[2] Zakon ot 27.12.1991 № 2124-1 «O sredstvah massovoj informacii» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[3] Federal'nyj zakon ot 7.02.2011 № 3-FZ «O policii» (posl. red.)
[Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[4] Federal'nyj zakon ot 09.02.2009 № 8-FZ «Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[5] Federal'nyj zakon ot 21.12.1994 № 68-FZ «O zashchite territorij i naseleniya ot chrezvychajnyh situ-acij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/(data obrashcheniya: 12.12.2021).
[6] Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61798/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[7] Ukaz Prezidenta RF ot 10.08.2011 № 1060 «Ob utverzhdenii perechnya informacii o deyatel'nosti MVD Rossii, razmeshchaemoj v informacionno-telekommunikacionnoj seti «Internet» [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118104/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[8] Prikaz MVD Rossii ot 19.06.2018 № 385 «O sovershenstvovanii vzaimodejstviya podrazdelenij sis-temy MVD Rossii so sredstvami massovoj informacii» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ordrf.ru/ uchebnik/page177.html (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[9] Prikaz MVD Rossii ot 26.02.2018 № 109 «O poryadke podgotovki i razmeshcheniya o deyatel'nosti Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti «Internet» (red. ot 30.07.2019) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_293832/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[10] Prikaz MVD Rossii ot 27.06.2015 № 725 «Ob utverzhdenii Pravil akkreditacii zhurnalistov sredstv massovoj informacii pri MVD Rossii, ego territorial'nyh organah» (red. 11.01.2018) [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186523/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[11] Prikaz MVD Rossii ot 27.10.2015 № 1010 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii raboty po obespe-cheniyu dostupa k informacii o deyatel'nosti Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» (red. 11.01.2018) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189264/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
'■smmmmmmmmmmmmms^^