Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ГРАЖДАНИН / МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ / ГОСУДАРСТВО / НОРМЫ ПРАВА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / POLICE OFFICER / CITIZEN / PREVENTIVE MEASURES / MEASURES OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / STATE / NORMS OF LAW / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коркмазов Алим Викторович

В представленной статье предпринята попытка рассмотрения понятия общественного порядка как целостной системы отношений, образующихся путем проведения в жизнь общественных норм: - правовые нормы; - моральные нормы; - нормы, связанные с общественной организацией; - традиционные нормы; - ритуальные составляющие жизни людей. С точки зрения теории права общественный порядок, будет определяться как общественная единица, в рамках системного понятия, включающего волевые, идеологические, общественные отношения, экономические, но обязательно характеризующиеся корреляцию поведенческих элементов их участников, предопределяющими в обществе правовыми стандартами. Следует отметить, что приоритетно рассматриваются в этой системе социально значимые связи. В рамках данной статьи приоритетным определяется на существующие отличительные характеристики общественного порядка как в широком, так и в узком смыслах. Мы рассматриваем под общественным порядком в широком смысле систему всех общественных механизмов отношений, формирующихся в рамках всех социальных норм и регулируемых правовыми стандартами. А, отсюда в широком смысле считается, что общественный порядок - это достаточно емкое понятие, включающее в себя и понятие правопорядка. Тогда как в более узком смысле общественный порядок необходимо трактовать с точки зрения системы общественных отношений, деятельности которая обеспечивает как личную так и общественную безопасность граждан, способствует функционированию важнейших социальных процессов правового государства, способствует и обеспечивает благоприятные условия для системы производства и потребления социальных благ, уважение интересов гражданского общества, защите чести и достоинства граждан, национального равноправия в соответствии с принятыми международными стандартами прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONSIDERATION OF SUBJECTS OF PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND PUBLIC SECURITY

The presented article attempts to consider the notion of public order as an integral system of relations formed by the implementation of social norms: - Legal norms, - Moral standards, - Norms related to public organization, - Traditional norms, - The ritual components of people's lives. From the point of view of law theory, public order will be defined as a public unit, within the framework of a systemic concept that includes volitional, ideological, social relations, economic, but necessarily characterized by the correlation of behavioral elements of their participants, predetermining the society by legal standards. It should not that this system prioritizes the consideration of socially significant links. Within the framework of this article, priority given to the existing distinctive characteristics of public order in both broad and narrow senses. We consider under public order in the broad sense the system of all social mechanisms of relations formed in the framework of all social norms and regulated by legal standards. A, hence, in the broad sense, it is considered that public order is a rather capacious notion, which includes the notion of law and order. Whereas, in a narrower sense, public order should be interpreted in terms of a system of public relations. Аactivities that ensure both personal and public safety of citizens, contribute to the functioning of the most important social processes of the rule of law, promote and ensure favorable conditions for the system of production and consumption of social benefits, respect for the interests of civil society, protection of the honor and dignity of citizens, national

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 034

5.5. Особенности рассмотрения субъектов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности

© Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия korkmazov@mail.ru

Аннотация

В представленной статье предпринята попытка рассмотрения понятия общественного порядка как целостной системы отношений, образующихся путем проведения в жизнь общественных норм:

- правовые нормы;

- моральные нормы;

- нормы, связанные с общественной организацией;

- традиционные нормы;

- ритуальные составляющие жизни людей.

С точки зрения теории права общественный порядок, будет определяться как общественная единица, в рамках системного понятия, включающего волевые, идеологические, общественные отношения, экономические, но обязательно характеризующиеся корреляцию поведенческих элементов их участников, предопределяющими в обществе правовыми стандартами. Следует отметить, что приоритетно рассматриваются в этой системе социально значимые связи. В рамках данной статьи приоритетным определяется на существующие отличительные характеристики общественного порядка как в широком, так и в узком смыслах. Мы рассматриваем под общественным порядком в широком смысле систему всех общественных механизмов отношений, формирующихся в рамках всех социальных норм и регулируемых правовыми стандартами. А, отсюда в широком смысле считается, что общественный порядок - это достаточно емкое понятие, включающее в себя и понятие правопорядка.

Тогда как в более узком смысле общественный порядок необходимо трактовать с точки зрения системы общественных отношений, деятельности которая обеспечивает как личную так и общественную безопасность граждан, способствует функционированию важнейших социальных процессов правового государства, способствует и обеспечивает благоприятные условия для системы производства и потребления социальных благ, уважение интересов гражданского общества, защите чести и достоинства граждан, национального равноправия в соответствии с принятыми международными стандартами прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: охрана общественного порядка, сотрудник полиции, гражданин, меры пресечения, меры административного наказания, государство, нормы права, органы внутренних дел.

Для цитирования: Коркмазов А.В. Особенности рассмотрения субъектов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 392-394.

Features of consideration of subjects of protection of public order and public security

© Korkmazov Alim Viktorovich

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia korkmazov@mail. ru

Abstract

The presented article attempts to consider the notion of public order as an integral system of relations formed by the implementation of social norms:

- Legal norms,

- Moral standards,

- Norms related to public organization,

- Traditional norms,

- The ritual components of people's lives.

From the point of view of law theory, public order will be defined as a public unit, within the framework of a systemic concept that includes volitional, ideological, social relations, economic, but necessarily characterized by the correlation of behavioral elements of their participants, predetermining the society by legal standards. It should not that this system prioritizes the consideration of socially significant links. Within the framework of this article, priority given to the existing distinctive characteristics of public order in both broad and narrow senses. We consider under public order in the broad sense the system of all social mechanisms of relations formed in the framework of all social norms and regulated by legal standards. A, hence, in the broad sense, it is considered that public order is a rather capacious notion, which includes the notion of law and order.

392 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Особенности рассмотрения субъектов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности

Коркмазов А.В.

Whereas, in a narrower sense, public order should be interpreted in terms of a system of public relations. Аactivities that ensure both personal and public safety of citizens, contribute to the functioning of the most important social processes of the rule of law, promote and ensure favorable conditions for the system of production and consumption of social benefits, respect for the interests of civil society, protection of the honor and dignity of citizens, national

Keywords: protection of public order, police officer, citizen, preventive measures, measures of administrative punishment, state, norms of law, internal affairs bodies.

For citation: Korkmazov A.V. Features of consideration of subjects of protection of public order and public security // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 392-394. (in Russ.).

Введение

Общественный порядок представляет собой совокупность общественных отношений, регулируемых нормами права и иными социальными нормами. Граждане любой страны обязаны соблюдать данные правила, для того, чтобы благоприятно жить в том или ином государстве.

Существует обоснованная необходимость в обеспечении надлежащих условий функционирования любого социума. Общество требует устойчивую систему отношений и порядок, которые в совокупности призваны предотвращать правонарушения. Общественный порядок немыслим в хаосе и безнаказанности. Однако поддержание общественного порядка - это совместная деятельность всех участников общественных отношений.

Категория общественный порядок достаточно широкая. В нее входят субъекты, находящиеся во взаимоотношениях, а также субъекты, осуществляющие непосредственную охрану общественного порядка.

В российской Федерации перечень субъектов, осуществляющих охрану общественного порядка, достаточно широк. В него входят представители органов внутренних дел, представители государственных структур, промышленные субъекты, общественные объединения конечно же сами граждане.

Среди органов исполнительной власти (правоохранительных органов) особо следует выделить МВД России. Данный орган создан для осуществления контроля в сфере обеспечения общественного порядка. Приоритетной задачей для данного органа является именно рассматриваемый нами процесс- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Основным органом внутренних дел, непосредственно отвечающим за безопасность, в том числе в общественных местах, является полиция. Полиция осуществляет все меры охраны общественного порядка, среди которых выделяются:

- меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры);

- меры пресечения (пресекательные меры);

- меры административной и уголовной ответственности;

- меры процессуального обеспечения.

От качества и эффективности работы полиции по применению административного законодательства зависит законность деятельности других субъектов административной.

Особая роль в обеспечении охраны общественного порядка принадлежит сотрудникам патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульные службы и участковым уполномоченным полиции. Деятельность указанных подразделений полиции связана с обеспечением правопорядка в общественных местах, очерчена границами «курируемой» территории - обслуживаемого участка. Структурная сложность и многогранность полицейской сферы обусловлена охраня-

емыми общественными отношениями, которые могут возникать в связи с защитой жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности осуществляют также Вооруженные Силы РФ, другие войска и органы в мирное время (подп. «р» п. 32 Военной доктрины Российской Федерации) и при обеспечении режима военного положения (п. 5 ч. 2 ст. 9 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» [1].

Органы местного самоуправления участвуют в обеспечении охраны общественного порядка только посредством взаимодействия с ОВД. К таковым формам взаимодействия можно отнести обмен информацией, привлечение к ООП при проведении массовых мероприятий, а так же своевременное реагирование на противоправные действия нарушителей.

Охрана общественного порядка осуществляется так же гражданами и их объединениями, которым местными органов власти оказывается поддержка и создаются условия для деятельности народных дружин.

В последние годы активно возрождается деятельность различных общественных объединений граждан по охране общественного порядка[2].

Уместным будет привести пример организации, оказывающей существенную помощь органам внутренних дел в поиске без вести пропавших лиц - «Лиза Алерт». Это волонтерская организация, осуществляющая свою деятельность с 2010 года. Движение взаимодействует с полицией и МЧС, имея договоры о взаимном обмене информацией.

Выводы

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в различных формах [3]. Это и совместное патрулирование общественных мест, поиск пропавших без вести лиц, внештатное сотрудничество и др. Следует помнить, что граждане лишь оказывают содействие и не имеют права подменять полномочия сотрудника полиции. К участию в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации могут ставиться на службу члены казачьих обществ, члены народных дружин[4], представители общественных объединений правоохранительной направленности.

Заключение

В итоге, следует отметить, что для оказания содействия сотрудникам полиции, гражданину не обязательно вступать в сообщество правоохранительной направленности. Любой законопослушный гражданин, согласно принципам морали и совести, обязан сооб-

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 393

ISSN 2310-7049 (online)

щить в ОВД о происшедшем либо готовящемся противоправном деянии. Только при общем взаимодействии

Список литературы:

1. Утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976.

2. Машекуашева М.Х., Маздогова З.З. О вопросе эффективной коммуникации в рамках решения профессиональных задач сотрудниками органов внутренних дел. Пробелы в российском законодательстве. 2020. № 2. С. 181-183.

3. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые аспекты достижения безопасного состояния религиозной среды как фактора предупреждения и нейтрализации угроз. В сборнике: Актуальные направления современной науки, образования и технологий Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 171-175.

4. Арипшев А.М., Машекуашева М.Х. Профилактическая беседа как один из способов предупреждения преступности. В сборнике: НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ 2019 сборник статей XII Международного научно-исследовательского конкурса. 2019. С. 226-227.

указанных субъектов общественного порядка можно эффективно бороться с преступностью.

References:

1. Approved by the President of the Russian Federation on December 25, 2014 No. Pr-2976.

2. Mashekusheva M.Kh., Mazdogova Z.Z. On the issue of effective communication in the framework of solving professional problems by employees of internal affairs bodies. Gaps in Russian law. 2020. No. 2. P. 181-183.

3. Mashekusheva M.Kh., Kochesokova Z.Kh. Some aspects of achieving a safe state of the religious environment as a factor in preventing and neutralizing threats. In the collection: Actual directions of modern science, education and technology Materials of the All-Russian scientific-practical conference. 2020.S. 171-175.

4. Aripshev A.M., Mashekusheva M.Kh.Preventive conversation as one of the ways to prevent crime. In the collection: SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS AND DISCOVERIES 2019 collection of articles of the XII International Research Competition. 2019.S. 226-227.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,4%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Коркмазов Алим Викторович, преподаватель кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: korkmazov@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Korkmazov Alim Viktorovioh, lecturer at the Fire Training Department of the North Caucasus Institute (branch) the Krasnodar University of the Russian Interior Ministry. E-mail: korkmazov@mail.ru

394 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.