Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / PUBLIC SAFETY / LEGAL REGULATION / LEGAL NORMS / LEGAL RELATIONS / LEGAL AWARENESS / ADMINISTRATIVE SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абазов Ислам Султанович

В настоящее время в уголовном праве общественная безопасность как объект уголовно-правовой охраны в наиболее общем виде рассматривается как определенная совокупность общественных отношений, в рамках которой обеспечиваются безопасные условия жизни общества. В этом смысле она является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которых заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Цель исследования- изучение оптимальных методов сбалансированного механизма административно-правового регулирования обеспечения общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE ADMINISTRATIVE LEGAL REGULATION OF PUBLIC SECURITY

Today, in criminal law, public safety as an object of criminal law protection is considered in the most general form as a certain combination of social relations, within the framework of which safe living conditions of society are ensured. In this sense, it is not only one of the needs of society, but also a common good, a common value, in the preservation and development of which the state, society and citizens are interested. Purpose of the study-development of optimal methods for a balanced mechanism of administrative regulation of public safety.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Некоторые особенности административно-правового регулирования обеспечения общественной безопасности

Абазов И.С.

УДК 343.34

4.14. Некоторые особенности административно-правового регулирования обеспечения общественной безопасности

©Абазов Ислам Султанович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия abazov. 70@mail. ги

Аннотация

В настоящее время в уголовном праве общественная безопасность как объект уголовно-правовой охраны в наиболее общем виде рассматривается как определенная совокупность общественных отношений, в рамках которой обеспечиваются безопасные условия жизни общества. В этом смысле она является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которых заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Цель исследования- изучение оптимальных методов сбалансированного механизма административно-правового регулирования обеспечения общественной безопасности.

Ключевые слова: общественная безопасность, правовое регулирование, юридические нормы, правоотношения, правосознание, административный надзор.

Для цитирования: Абазов И.С. Некоторые особенности административно-правового регулирования обеспечения общественной безопасности //Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 341343.

Some features of the administrative legal regulation of public security

©Abazov Islam Sultanovich

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia abazov.70@mail.ru

Abstract

Today, in criminal law, public safety as an object of criminal law protection is considered in the most general form as a certain combination of social relations, within the framework of which safe living conditions of society are ensured. In this sense, it is not only one of the needs of society, but also a common good, a common value, in the preservation and development of which the state, society and citizens are interested. Purpose of the study-development of optimal methods for a balanced mechanism of administrative regulation of public safety.

Keywords: public safety, legal regulation, legal norms, legal relations, legal awareness, administrative supervision.

For citation: Abazov I.S. Some features of the administrative legal regulation of public security // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 341-343. (in Russ.).

Введение

За последние годы законодательно-правовое оформление понятия общественной безопасности претерпело существенные изменения.

В широком смысле общественная безопасность -это состояние защищенности жизненно важных интересов личности - ее прав и свобод; общества - его материальных (экономических) и духовных ценностей; государства - его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Общественная безопасность включающая в себя борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан и сохранности всех видов собственности, является составной частью государственной безопасности.

Актуальные вопросы правового регулирования общественной безопасности

Общественная безопасность обеспечивается комплексом правовых средств, который может быть определен как механизм административно-правового регулирования. На наш взгляд, выбранный И.И. Веремеен-

ко подход к исследованию проблем охраны общественного порядка представляется весьма удачным и приемлемым для изучения более широкого по своему содержанию предмета - общественной безопасности. В этом перечне наличествуют все правовые явления, так или иначе оказывающие регулирующее воздействие на общественные отношения.[2]

Общеизвестно, что элементами механизма правового регулирования в целом как и всякого специального механизма правового регулирования конкретной группы однородных общественных отношений являются юридические нормы, правоотношения, акты реализации субъективных юридических прав и обязанностей, нормативные юридические акты, правовая культура и правосознание.[1]

А.П. Шергин в свою очередь утверждает, что набор средств правового регулирования является единым для всех отраслей права, но каждая самостоятельная отрасль права имеет свой сектор общественных отношений, на которые оказывается регулирующее воздействие, использует специфические средства для этих целей. Поэтому единый набор средств, составляющих механизм правового регулирования, получает отраслевую окраску, наполняется предметным содержанием. Кроме того, А.П. Шергин относит к элементам

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Том XIII №4 2020

Пробелы в российском законодательстве

341

Уголовно - правовые, криминологические, административные и иные меры противодействия преступности в современных условиях

механизма правового регулирования нормы права, право-отношения, акты применения норм права и способы правового регулирования (дозволение, разрешение, запрет).[3]

Существует еще один известный инструмент правового регулирования - правовые режимы. Ю.А. Тихомиров предложил рассматривать их как элемент административно-правового регулирования.[4] Существует утверждение, что правовые режимы являются государственными состояниями, т.е. результатами правового регулирования. С такими представлениями о правовых режимах вряд ли можно согласиться, поскольку правовой режим является установленным правовыми нормами порядком, создающим благоприятные, безопасные (нормальные) условия для возникновения, развития, изменения и прекращения общественных отношений. В таком представлении правовой режим (в том числе и административно-правовой режим общественной безопасности) выглядит как сформированная нормативными правовыми установлениями идеальная модель - комплекс правоотношений. Но, на наш взгляд, правоотношения, составляющие правовой режим, - это лишь идеальные модели общественных отношений, мало похожие на реальные общественные отношения, которые складываются в жизни. А механизм правового регулирования в отличие от правового режима, - это живой механизм, функционирующий в условиях заранее установленного правового режима.

Другой взгляд на государственное управление представлен в работах Г.В. Атаманчука. Ученый различает семь стадий управленческой деятельности:

1) анализ и оценка управленческой ситуации;

2) прогнозирование и моделирование необходимых (и возможных) действий по сохранению и преобразованию состояния управленческой ситуации (в субъекте и объектах государственного управления);

3) разработка предполагаемых правовых актов или организационных мероприятий;

4) обсуждение и принятие правовых актов и осуществление организационных мероприятий;

5) организация исполнения принятых решений (правовых и организационных);

6) контроль выполнения и оперативное информирование;

7) обобщение проведенной управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации.[5]

В представленном механизме управления включен и механизм пра-вового регулирования, однако налицо переплетение элементов механизма правового регулирования: юридические факты, обусловливающие возникновение правовых отношений, присутствуют на всех стадиях цикла государственного управления, для каждой стадии имеются свои правовые нормы, на каждой стадии принимаются правоприменительные акты, которые в свою очередь становятся юридическими фактами, порождающими новые правовые отношения. Мы считаем, что ключевое место в управленческом цикле занимает стадия контроля выполнения принятых решений, поскольку очевидно, что без контроля весь механизм управления утрачивает действенность, в то время как выпадение из него прочих стадий не исключает его функционирования, пусть и неэффективного.

В этой связи возникает вопрос о месте контроля, или в узком смысле надзора (если говорить о государственном управлении не внутри самой системы государственного управления, а об управлении внешними процессами, например, об управлении в сфере обеспечения общественной безопасности), в механизме правового регулирования.

Причем, для связи административного надзора с механизмом административно-правового регулирования обеспечения общественной безопасности имеется еще одно обстоятельство - то, что глубинная цель административного надзора - обеспечение безопасности. С этой точки зрения административный надзор -важнейшее средство обеспечения общественной без-опасности.[6]

Однако, по нашему мнению, в числе правовых средств, составляющих механизм правового регулирования, нет места для административного надзора (равно как и для контроля).

С одной стороны, представляется очевидным, что нормативные правовые акты механизма административно-правового регулирования устанавливают основные элементы надзорной деятельности:

- обязательные требования режима общественной безопасности, составляющие предмет административного надзора;

- основания проведения надзорных мероприятий;

- круг субъектов, уполномоченных осуществлять административный надзор, и их компетенцию;

- административные процедуры осуществления надзорных мероприятий и оформления их результатов.

На основании этих правовых норм возникают соответствующие материальные и процессуальные административные правоотношения между субъектами государственного надзора и лицами, обязанными соблюдать требования режима общественной безопасности. Развитие процессуальных административно-надзорных правоотношений и их завершение в соответствующей процессуальной форме обеспечивает третий основной элемент механизма правового регулирования - акты применения права. Не случайно акты органов контроля и надзора рассматривают как правообеспечительные акты механизма правового регулирования.

С другой стороны, осуществление административного надзора само по себе нуждается в механизме административно-правового регулирования, на который оказывает влияние сфера надзорной деятельности -общественная безопасность, однако нельзя сказать, что это влияние принципиальным образом изменяет административный надзор.

Пожалуй, наиболее существенная особенность административного надзора в сфере обеспечения общественной безопасности заключается в том, что он осуществляется преимущественно по отношению к физическим лицам, а не к субъектам предпринимательской деятельности - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Однако данная особенность никак не меняет сущности административно-надзорной деятельности и принципов ее нормативного правового регулирования. Вывод

Представляется, что проблема определения места административно-правовых методов деятельности органов государственного управления в механизме администра-

342 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Некоторые особенности административно-правового регулирования обеспечения общественной безопасности

Абазов И.С.

тивно-правового регулирования касается не только государственного контроля и административного надзора, но и других, в частности разрешительных, методов.

В связи с этим представляется необходимым продолжить исследование механизма административно-

Список литературы:

1.Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. Ч. 1. Предмет и понятие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. С 47-48.

2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1966. С. 30, 34-35.

3. Шергин А.П. К концепции механизма административно-правового регулирования // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 102.

4. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М., 2001. С. 328.

5.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М.: Юрид. лит. 1997. С. 178.

6. Зырянов С.М. Административный надзор. М.: Юриспруденция, 2010. С. 16

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Абазов Ислам Султанович, старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: abazov.70@mail.ru

правового регулирования обеспечения общественной безопасности с учетом активной роли субъектов, уполномоченных обеспечивать реализацию правовых предписаний, оставаясь над правоотношениями, возникающими внутри указанного механизма.

References:

1.Veremeenko I.I. The mechanism of administrative regulation in the field of public order protection. Part 1. Subject and concept. M .: All-Union Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1981. With 47-48.

2. Alekseev S.S. The mechanism of legal regulation in a socialist society. M., 1966.S. 30, 34-35.

3. Shergin A.P. On the concept of the mechanism of administrative legal regulation // Administrative and administrative-procedural law. Actual problems. M .: UNITY-DANA, Law and Law, 2004.P. 102.

4. Tikhomirov Yu.A. Administrative law and process. Full course. M., 2001 .S. 328.

5.Atamanchuk G.V. Theory of public administration: lecture course. M .: Jurid. lit. 1997.S. 178.

6. Zyryanov S.M. Administrative supervision. M .: Jurisprudence, 2010.S. 16

- 82,87%

ABOUT THE AUTHOR

Abazov Islam Sultanovioh, senior lecturer of the Police Actions in Special Circumstances Department of the North Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: abazov.70@mail.ru

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 343

ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.