11.2. Понятие, структура и содержание административно-правового механизма «единого окна»
©Секербаева Динара Кабиевна
Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, г.Москва, Россия [email protected]
Аннотация
Задача
Проанализировать понятие, структуру и содержание административно-правового механизма «единого окна» в рамках теории права.
Выводы
Исследовательская статья посвящена вопросу развития механизма «единого окна». Предмет исследования - понятие, структура и содержание механизма единого окна. Комплексно рассматриваются подходы к определению механизма «единого окна». Анализируются правоотношения, нормы, а также институт «единого окна» в государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) в контексте теории права. Отдельное внимание уделено перспективам развития механизма «единого окна» посредством разработки эталонной модели.
Социальные последствия
Внедрение правового института механизма «единого окна» в право Евразийского экономического союза и таможенное регулирование в целом направлено на оптимизацию таможенных операций и упрощение процедур торговли.
Практическое значение
Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), могут быть использованы в рамках механизма ЕЭК, обеспечивающего выполнение плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств-членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией механизма «единого окна».
Оригинальность/ценность
Исследовательский материал основан на анализе теории права и ранее опубликованных научных материалов по тематике совершенствования права Союза в сфере таможенного администрирования.
Ключевые слова: механизм «единого окна», таможенное администрирование, Евразийская экономическая комиссия, Евразийский экономический союз.
Для цитирования: Секербаева Д.К. Понятие, структура и содержание административно-правового механизма «единого окна» // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №3. С. 298-304.
Concept, structure and content of the administrative legal mechanism of a single window
©Dinara K. Sekerbayeva
Department of Customs Legislation of the Eurasian Economic Commission, Moscow, Russia [email protected]
Abstract
Purpose
To analyze the concept, structure and content of the administrative-legal mechanism of the "single window" in the framework of the theory of law.
Design/methodology/approach
The research article is devoted to the development of the single window mechanism. The subject of the study is the concept, structure and content of the single window mechanism. The approaches to determining the mechanism of the "single window" are comprehensively considered. The legal relations, norms, as well as the single window institute in the Member States of the Eurasian Economic Union (EEU, Union) are analyzed in the context of the theory of law. Special attention is paid to the prospects for the development of the single window mechanism through the development of a reference model.
Social implications
The introduction of the legal institution of the single window mechanism into the law of the Eurasian Economic Union and customs regulation as a whole is aimed at optimizing customs operations and simplifying trade procedures.
Practical meaning
The results of the study are of interest to the customs block of the Eurasian Economic Commission (EEC), can be used within the framework of the EEC Mechanism, ensuring the implementation of the Action plan for the implementation of the guidelines for the development of the single window mechanism in the system of regulating foreign economic activity. The article is recommended to researchers, as well as experts from the customs administrations of the EEU Member
298 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №3 2020
States, whose activities are related to the improvement of customs regulation and the modernization of the single window mechanism.
Originality/value
The research material is based on an analysis of the theory of law and previously published scientific materials on the topic of improving Union law in the field of customs administration.
Keywords: single window mechanism, customs administration, Eurasian Economic Commission, Eurasian Economic Union.
For citation: Dinara K.Sekerbaeva Concept, structure and content of the administrative legal mechanism of a single window//Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №3. Pp. 298-304. (in Russ.)
Введение
В последней четверти 20 века в мире началась интенсивная реструктуризация мирохозяйственных связей, известная как «глобализация». Содержательно глобализация является процессом упрощения и унификации существующих социально-экономических процессов на национальном и международном уровнях. К таким процессам относится и международная торговля, а также обслуживающие ее технологии.
Во многом именно обменные экономические процессы и технологии выступают движущей силой глобализации, служат более эффективному использованию ресурсов, предъявляют спрос на новые организационно-технические решения, изменения правовых норм, более совершенную технику, алгоритмизацию управления на всех уровнях общественной организации - от гражданина до государства и т.д. В этом контексте следует рассматривать сложный комплекс функциональных взаимосвязей различных элементов цепей поставок, включая модели национального механизма «единого окна», представляющего собой инструмент упрощения государственных процедур, служащий снижению порога доступности внешнеэкономической деятельности.
Одним из административно-правовых инструментов обеспечения баланса интересов бизнеса и государства стала, возникшая во второй половине 20 века, концепция «единого окна». Она стала естественным ответом на возросшую интенсивность трансграничной торговли. И этому вопросу уделяется отдельное внимание в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз).
1. Подходы к определению механизма «единого окна»
В ходе исследования проблематики совершенствования административно-правового механизма «единого окна» мы обратились к массиву научных работ, посвященных развитию механизма «единого окна». Анализ научно-исследовательских материалов показал, что большая часть из них относится, не к юридической, а к экономической науке. В работах, которые мы изучили, отсутствует в принципе исследование правовой среды «единого окна», сравнительно-правовой анализ реализации механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС или за рубежом. Авторы ограничиваются цитированием актов Союза в привязке к отдельному предмету своего исследования, например, институту таможенных платежей, электронного декларирования, информационного обмена между контролирующими органами, информационно-коммуникационным технологиям. При этом комплексная картина этого правового явления не раскрывается.
Самостоятельное место занимают изыскания исследователей от экономической науки и их неудачные по-
пытки искусственно привязать действующие правовые инструменты, разработки в государствах-членах ЕАЭС по развитию правового института «единого окна» под науку о сервисной таможне. Дело в том, что в настоящее время диссертации в области таможенного дела (экономическая сфера) можно защитить в диссертационных советах вузов только в том случае, если они «зашиты» в сферу услуг. Отдельного паспорта специальности для таможенного дела не предусмотрено. Это понимают сами исследователи, однако, не имея возможности изменить ситуацию, продолжают свои изыскания о так называемой услуговой деятельности таможенных органов. Например, таможенный контроль в нашем понимании - это не услуга, которую предоставляют таможенные органы участникам ВЭД, а контрольно-надзорная функция, деятельность таможенных органов. Таможня и участники ВЭД имеют разный статус. Для данного вида отношений характерен императивный метод регулирования, это отношения власть - подчинения. В тоже время в экономических публикациях таможенный контроль, таможенные операции, действия должностных лиц таможенных органов искусственно и ошибочно относят к некоему сервису (услуге). По сути, ошибочно ставится знак равенства между таможней и экономическими операторами, а самим правоотношениям передаётся гражданско-правовой характер. К сожалению, сегодня мы наблюдаем такие же подходы в научных публикациях о механизме «единого окна». Проблема заключается и в том, что, не понимая сути этого комплексного правового явления, инструмента таможенного администрирования, института таможенного права, исследователи обильно используют математический аппарат, который не имеет отношения к анализируемому предмету исследования, не понятный для представителей как юридической, так и экономической науки.
Изучение множества публикацией по единому окну позволило сделать заключение, что «единое окно» до сего момента не рассматривалось как самостоятельный институт административного или таможенного права, инструмент правового регулирования или административно-правовой режим.
Изучение публикаций по предмету нашего исследования позволило выделить следующие определения механизма «единого окна»:
действенный реальный инструмент решения проблем для построения эффективной системы регулирования ВЭД [1;157];
система, инструмент для скоординированного контроля на границах, который поможет построить более современную и эффективную инфраструктуру очистки на границе;
организационная информационно-техническая система, которая позволяет всем участникам торгового и транспортного процесса представлять стандартизованную информацию и документацию, имеющую
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 299
ISSN 2310-7049 (online)
один общий пункт, где можно выполнить одновременно все процедуры, связанные с импортом, экспортом и транзитом товаров [2;76];
взаимосвязанные системы: традиционного маркетинга; интерактивного маркетинга;
трансграничный централизованный объект, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях представлять стандартизованную информацию в основном в электронном виде, с единой точкой входа для выполнения всех импортных, экспортных и транзитных нормативных требований;
комплексная информационная технология [2;162]; технология, которая позволяет в значительной степени упростить для участников ВЭД процедуру осуществления трансграничных торговых и транспортных операций [3;114].
В ходе изучения этого вопроса было исследовано более 40 научных публикаций из общероссийской научной базы данных исследовательских работ.1 Как
1 Абакумов Л.Л. Перспективы внедрения и развития «единого окна» в Евразийском экономическом союзе // Вестник Курганского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - 2015. - № 5 (39). - с. 108-110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26366752; Прокопьева М.Н. Развитие электронных систем платежей в целях внедрения механизма «единого окна» в евразийском экономическом союзе // Экономика. Право. Инновации. - 2018. - № 5 (2). - с. 29 -35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36815600; Коробкова М.Н. Применение механизма «единого окна» в морских портах в целях повышения качества портовых услуг // Ученые записки Санкт-петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2017. - № 2 (62). - с. 3741. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32485890; Котельников Т.П. Исследование формирования моделей логистического механизма «единого окна» // Образование и наука в современных реалиях. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 5 ноября 2017 г.
- с. 313-316. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30647104; Репин Д.В., Самик М.В. Проблемы и перспективы развития механизма «единого окна» в рамках Евразийского экономического союза // Экономические отношения. - 2015. - № 2. - с. 12 - 15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29289270; Абдына-сыров У.Т. Развитие механизмов «единого окна» в сфере внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза // Вестник академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. - 2016. - № 21. - с. 17 - 24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28765209; Илюхина С.С. Реализация механизма «единого окна» в Российской Федерации // Вестник университета. - 2015. - № 13.
- с. 81 - 83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26178926; Илюхина С.С. Анализ применения механизма «единого окна» в западных странах // Вестник университета. - 2015. - № 12. -с. 80 - 83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26126868; Набиев Э.М., Саидов А.А. Концепция единое окно: нейронечеткий подход при проектировании информационных систем таможни // Проблемы информатики. - 2011. - № 3 (11). - с. 46 - 52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17013606; Гармонни-ков С.Н. О функционировании электронного портала национальное единое окно в сфере внешней торговли Республики Армения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2019.
- № 2 (70). - с. 13 - 17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38583675; Бормотова Е.Г. «Единое окно» в морских пунктах пропуска: реальность и перспективы // Вестник Российской таможенной академии. -2017. - № 4. - с. 134 - 139; Бойкова М.В. К вопросу о совершенствовании таможенного администрирования посредством «единого окна» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: экономика. - 2019. - № 2 (70).
оказалось, большинство из них относится к экономической области исследования, а сформулированные рекомендации по развитию механизма «единого окна» сложно применить на практике. Они не содержат анализ формируемого понятийного аппарата для механизма «единого окна», не характеризуют «единое окно» как комплексный институт административного права, правоотношения, субъектный состав в рамках развития, реализации механизма «единого окна».
2. Характеристики правоотношений и правовых норм «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС
Изучение теории административного права позволило охарактеризовать правоотношения, нормы, а также институт «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС следующим образом. Прежде всего, согласно теории права, административно-правовое отношение представляет собой урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой [4;21]. В зависимости от особенностей взаимоотношений участников механизма «единого окна» такие правоотношения мы можем классифицировать как вертикальные (субординационные) правоотношения, которые возникают между соподчиненными сторонами, так и горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти [5;18].
По своей направленности и целям регулирования управленческие отношения в связи с реализацией механизма «единого окна» относятся к внешним (внешне управленческим) отношениям. Напомним, что внешними называются отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти, так как управляющее воздействие со стороны органов исполнительной власти оказывается на волю и поведение управляемых внешних объектов. К внешним относят отношения между различными органами исполнительной власти (соподчиненными и не соподчиненными).2
В зависимости от особенностей участников управленческие отношения в связи с реализацией механизма «единого окна», включаемые в предмет административного права, относятся к типичному виду отношений между органами исполнительной власти, государственными и негосударственными хозяйственными объединениями, предприятиями и учреждениями (например, между таможенными, налоговыми органами, органами финансового контроля и экономическими операторами).3 В этом контексте отметим, что механизм «единого окна» задействует различных регуляторов (органы исполнительной власти, субъекты административных правоотношений). В частности, в области таможенного дела, налогообложения, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; государственные органы государств-членов, осуществляющие: выдачу разрешительных документов,
- с. 35 - 40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23804518 и др.
2 Там же. - С.12
3 Более подробно см. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юрист, 1999. - С. 9 [электронный источник]
300 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №3 2020
связанных с внешнеэкономической деятельностью, транспортный контроль, санитарный, ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный контроль (надзор), контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, экспортный, радиационный, валютный и другие виды государственного контроля [6];
Рассматривая структуру отношений в рамках механизма «единого окна» (включает субъект и объект управления, их субъективные права и юридические обязанности, поощрения и ответственность участников, а также юридические факты), отметим, что объектом управления являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность; лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы свободных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли); уполномоченные экономические операторы; транспортно-экспедиторские, логистические компании, перевозчики, экспресс-перевозчики; администрации воздушных портов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска; банки и страховые организации; патентные организации (патентные поверенные), операторы почтовой связи и иные организации [6].
Стоит добавить, согласно теории административного права, объектом управленческих отношений в рамках механизма «единого кона», а, следовательно, и административно-правового регулирования, является поведение участников этого вида общественных отношений [4;10].
Вкратце охарактеризуем правовые нормы механизма «единого окна». Административно-правовые нормы, регулирующие правоотношения при реализации механизма «единого кона», представляют собой устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений в области ВЭД, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления [4;16]. Нормы, регулирующие правоотношения в рамках механизма «единого окна», устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления, определяют права, свободы и обязанности участников ВЭД в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации.
Основываясь на теории классификации норм административного права [5;11], можно утверждать, что нормы, регулирующие правоотношения в рамках механизма «единого окна», определяют основные положения по организации государственного управления в экономической сфере. По содержанию (порядку реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений) они являются, как материальными, так и процессуальными. По форме выражения (способу воздействия на субъектов административного права) - обязывающие, уполномочивающие (дозволительные), стимулирующие (поощрительные). По действию в пространстве - отраслевые и межотраслевые. По кругу лиц нормы института «единого окна» разрабатываются для специальных субъектов (отдельной группе лиц). По объему регулирования административно-правовые нормы, регулирующие правоотношения в рамках ме-
ханизма «единого окна», можно отнести к межотраслевым и отраслевым [7;35].
Под развитием механизма «единого окна» мы подразумеваем совершенствование правового института «единого окна». Исследование позволило сделать вывод, что на сегодняшний день существует отдельный участок правоотношений, которые объективно требуют обособленного регулирования комплексом нормативных предписаний [8;129]. Институт «единого окна» обособился в связи с особенностями его предмета -взаимодействие участников ВЭД и государственными регуляторами посредством организационно-правовых, технических и технологических решений в сфере таможенного администрирования, сопряженных с совершенствование таможенного администрирования, оптимизацией таможенных операций и бизнес-процессов.
Стоит отметить, что институты административного права регулируют отношения, имеющие общий для всех направлений управленческой деятельности характер [7;35]. По нашему мнению, институт «единого окна» нацелен на регламентирование общественных отношений, связанных с организацией взаимодействия участников ВЭД и органов государственной власти в области таможенного администрирования. Анализируемый институт представляет собой относительно обособленный блок отрасли административного права, в его функция - обеспечить цельное, самостоятельное, относительно законченное регулирование отношений в области таможенного регулирования в пределах сфера охвата механизма «единого окна».
Правовой институт «единого окна» отличается фактической и юридической однородностью [8;122]. Его содержание выражено в специфической группе понятий, общих положений, терминов. Например, анализ сведений», «бизнес-процессы», «гармонизация и унификация сведений», «государственная услуга», «функции государственных органов», «механизм «единого окна», «разрешительные документы», «субъекты электронного взаимодействия», «трансграничное пространство доверия», «электронная форма взаимодействия», «элементы национального механизма «единого окна» и др. Наконец, исследуемый правовой институт отличается известной внутренней организацией охватываемого им нормативного материала.
Под структурой института «единого окна» мы понимаем совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают сохранение его основных свойств в рамках эталонной модели национального механизма «единого окна» [9;21]. Структура института «единого окна» характеризуется следующим:
институт формируют несколько однопорядковых нормативных положений; юридическая разнородность предписаний; устойчивые закономерные связи между правовыми нормами, выраженные в форме общих предписаний.
Среди признаков правового института «единого окна» можно выделить:
комплексность: представляет собой комплекс правовых норм, которые связанны между собой предметом регулирования; сфера воздействия: направлен на регулирование правовых отношений в сфере ВЭД и в рамках эталонной модели национального механизма «единого окна»;
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 301
ISSN 2310-7049 (online)
систематизация норм по предмету регулирования: регулирует схожие общественные отношения в определенной последовательности;
структурность: правовые нормы, которые образуют институт «единого окна», имеют внутреннюю логическую структуру. В частности, он определяет круг объектов и субъектов, а также правовой статус участников данных отношений [10].
Важно отметить, что с 2015 года институт «единого окна» как элемент отрасли права лишь получает внешнее обособленное закрепление в праве Союза, а также в законодательстве государств-членов ЕАЭС. Безусловно, данный институт носит комплексный характер - его формируют нормы правовых субинститутов, таких как предварительное информирование, электронное декларирование, система управления рисками, таможенные платежи, автоматический выпуск товаров, выпуск товаров информационными системами таможенных органов, электронная таможня и
др.
Считается, что правовая сущность и содержание правового института определяют принципы на которых он держится.
Рассмотрим характеристику правового института «единого окна». По предметно-отраслевому признаку (своей значимости) он является отраслевым институтом, поскольку представляет собой однородные группы юридических норм внутри одной отрасли права (административного) [11]. По функциональной роли (назначению) является регулятивным, а по способу регулирования общественных отношений (в зависимости от характера) - материальным и процессуальным (точнее, процедурным). Материальный характер норм в данном случае проявляется в целях, которые преследует институт «единого окна», - оптимизация таможенных операций и бизнес процессов (административных процедур), а также совершенствование таможенного администрирования и упрощения процедур торговли. В тоже время реализация правоотношений в рамках «единого окна» осуществляется благодаря процедурным нормам.
Что касается функциональной роли, то исследуемый институт выполняет юридическую функцию права -
Список литературы:
1. Дроздова С.А. Создание и функционирование механизма «Единое окно»: перспективы и развитие института таможенного декларирования // Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационное развитие юридической науки как фактор укрепления российской государственности». Сибирская академия государственной службы, 2014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23410845
2. Бормотова Е.Г, Липатова Н.Г. и Шипилов Д.Б. Таможенный контроль в морском пункте пропуска с использованием механизма «единого окна» // Вестник российской таможенной академии. - 2015. - № 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23572101
3. Красильников А.А. Особенности реализации технологии «единое окно» в государствах-членах Евразийского экономического союза. Вестник Калужского филиала РАНХИГС. - 2016. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=29311087
4. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. -М.: Юрист, 1999. - С. 21 [электронный источник]
регулирует административно-правовые отношения в области таможенного администрирования посредством определения субъектного состава таких отношений, юридических фактов, с которыми административные нормы связывают наступление правовых последствий, а также формирования прав и обязанностей субъектов правоотношений в рамках механизма «единого окна» [9;20].
По сфере правового регулирования институт «единого окна» является специальным. Дело в том, что он регулирует специфические общественные отношения в рамках эталонной модели национального «единого окна». А по своей структуре его можно назвать сложным, поскольку он состоит из правовых подинститутов (предварительного информирования, электронного декларировании, электронной таможни и др.). Более того, институт «единого окна» регулирует таможенные операции, бизнес-процессы, административные процедуры, связанные с такими субинститутами, как временное хранение, таможенный представитель, таможенный перевозчик, свободный склад, магазин беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор, таможенные платежи и др.). Наконец, по форме законодательного закрепления механизм «единого окна» является правовым институтом, нормы которого закреплены в нескольких нормативных актах.
Вывод
Проведенное исследование позволило нам сделать вывод, что институт «единого окна» является комплексным правовым явлением, правовым институтом таможенного права, а также эффективным инструментом таможенного администрирования. Основные его характеристики представлены выше.
В завершении исследования мы полагаем, что в практическом аспекте на сегодня важно создать лучшую практику в ЕАЭС, стать лидерами в этой области без оглядки на устоявшиеся штампы и рекомендации, а фокусируясь только на новых и зарождающихся технологиях и методах управления в цепях поставок. Для этого потребовалась эталонная модель национального механизма «единого окна», которая была успешно утверждена в рамках евразийского проекта.
References:
1. Drozdova S.A. Creation and functioning of the Single Window mechanism: prospects and development of the customs declaration institution // Materials of the III Interregional Scientific and Practical Conference "Innovative Development of Legal Science as a Factor in Strengthening Russian Statehood". Siberian Academy of Public Administration, 2014. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id= 23410845
2. Bormotova E.G., Lipatova N.G. and Shipilov D.B. Customs control at a sea checkpoint using the "single window" mechanism // Bulletin of the Russian Customs Academy. - 2015. - No. 2. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23572101
3. Krasilnikov A.A. Features of the implementation of the Single Window technology in the member states of the Eurasian Economic Union. Bulletin of the Kaluga branch of the RANHIGS. - 2016. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=29311087
4. Kozlov Yu.M. Administrative Law: Textbook. - M.: Lawyer, 1999. - S. 21 [electronic source]
302 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №3 2020
5. Овсянко Д.М. Административное право: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. и исправл. - М.: Юристъ, 2000.
6. Пп. 3 п. 7 Раздела V Плана мероприятий по реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Утвержден Решением Высшего Евразийского экономического совета ЕЭК «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» от 8 мая 20115 г. № 19 // Инф. ресурс ЕАЭС. URL: https://docs. eaeunion.org/docs/ru-ru/0147689/scd_ 12052015_19
7. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). М.: Проспект, 2010.
8. Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. - Том 2: Специальные вопросы правоведения. - М.: 2010. URL: https://lawbook.online/gosu-darstva-prava-teoriya/ponyatie-pravovogo-instituta-ego-51887.html
9. Керимова Е.А. Правовой институт (теоретико-правовое исследование): автореф. дис ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1998. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/ bitstream/handle/net/32011/739567.pdf
10. Джалилова Е.А. проблемы определения понятия и сущности института права // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - № 2. - Том 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-opredeleni-ya-ponyatiya-i-suschnosti-instituta-prava
11. Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева - М.: Финансовый контроль, 2004. -§ 4.3. - (Серия «Учебники для вузов»). [электронный источник]
5. Ovsyanko D.M. Administrative law: study guide. - 3rd ed., Revised. and add. and corrected. - M.: Lawyer, 2000.
6. Subparagraph 3 of Point 7 Paragraph V of the Action Plan for the implementation of the main directions of the development of the "single window" mechanism in the regulation of foreign economic activity. Approved by the Decision of the EEC Supreme Eurasian Economic Council "On the plan of measures for the implementation of the Guidelines for the development of the Single Window mechanism in the system of regulating foreign economic activity" dated May 8, 2011 No. 19 // Information resource of the EEU. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0147689/scd_12052015_19
7. Popov L.L., Migachev Yu.I., Tikhomirov S.V. Administrative law of Russia: a textbook. - 2nd ed., Revised. and add. (Ed. Ed. Popov L.L.). M .: Prospect, 2010.
8. Alekseev S.S. Collected works. In 10 t. [+ Reference Tom]. - Volume 2: Special Law Issues. - M.: 2010. URL: https://lawbook.online/gosudarstva-prava-teoriya/ponyatie-pravovogo-instituta-ego-51887.html
9. Kerimova E.A. Law Institute (theoretical and legal research): author. dis ... cand. legal sciences. - Saratov, 1998. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/ net/32011/739567.pdf
10. Jalilova E.A. problems of determining the concept and essence of the institute of law // Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishchev. - 2018. - No. 2. - Volume 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-opredelen-iya-ponyatiya-i-suschnosti-instituta-prava
11. Jurisprudence: Textbook for universities / Edited by M.I. Abdulaeva - M.: Financial control, 2004. - § 4.3. - (Series "Textbooks for universities"). [electronic source]
Рецензия
на статью Секербаевой Динары Кабиевны «Понятие, структура и содержание административно-правового механизма «единого окна»
Представленная на рецензирование статья Секербаевой Д.К. посвящена исследованию теоретическим аспектам формирования административно-правового механизма «единого окна» в Евразийском экономической союзе (далее - ЕАЭС, Союз).
В настоящий момент автор статьи работает над проектом по развитию правового механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС, а также непосредственно вовлечена в нормотворческую деятельности таможенного блока Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК). Анализируемая проблематика хорошо известна ей с практической точки зрения и представляет интерес для академических кругов при исследовании тематики совершенствования таможенного администрирования в государствах-членах ЕАЭС.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в научной среде отсутствуют комплексные исследования теоретических аспектов формирования механизма «единого окна сквозь призму теории права». В научных работах, как правило, акценты делаются на экономической составляющей анализируемого правового явления через так называемую «услуговую деятельность» таможенных органов или «сервисную таможню». В то время как правовой аспект нивелируется. Перечисленные тезисы определяют актуальность данного исследовательского материала.
Секербаева Д.К. анализирует понятие, структуру и содержание механизма единого окна. В комплексе исследуются правоотношения, нормы, а также институт «единого окна» в государствах-членах Союза на основе теории административного права.
Научная статья Секербаевой Д.К. обращена к широкому кругу специалистов, деятельность которых связана с созданием механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС.
Полученные в рамках исследования Секербаевой Д.К. выводы представляют теоретический интерес в рамках функционирования Рабочей группы ЕЭК по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, а также для организации соответствующих лекций в рамках учебного процесса в Российской таможенной академии.
Статья Секербаевой Д.К. представляет научный и практический интерес и заслуживает опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве» в мае 2020.
Старший научный сотрудник НИИ Российской таможенной академии, канд. юрид. наук С.В. Мозер
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 79,13%
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 303
ISSN 2310-7049 (online)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Секербаева Динара Кабиевна, Начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, аспирант Российской таможенной академии. E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Dinara K. Sekerbayeva, Head of Division of Advanced Customs Technologies, Department of Customs Legislation of the Eurasian Economic Commission, postgraduate student of Russian Customs Academy. E-mail: [email protected]
304 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №3 2020