Научная статья на тему 'Таможенный контроль в рамках Евразийского экономического союза: некоторые новеллы законодательства в связи с принятием ТК ЕАЭС'

Таможенный контроль в рамках Евразийского экономического союза: некоторые новеллы законодательства в связи с принятием ТК ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16157
1527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS CONTROL / FORMS OF CUSTOMS CONTROL / AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR / CUSTOMS DECLARATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвинова Ю.М.

В статье рассмотрены основные изменения в таможенном законодательстве в связи с принятием ТК ЕАЭС. Особое внимание уделено осуществлению таможенного контроля, особенностям его применения. Кроме того, отмечаются некоторые изменения, коснувшиеся правового статуса уполномоченного экономического оператора, таможенного декларирования товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main changes in the customs legislation in connection with the adoption of Customs Code Of The Eurasian Economic Union. Particular attention is paid to the implementation of customs control, the specifics of its application. In addition, there are some changes that have affected the legal status of the authorized economic operator, the customs declaration of goods.

Текст научной работы на тему «Таможенный контроль в рамках Евразийского экономического союза: некоторые новеллы законодательства в связи с принятием ТК ЕАЭС»

УДК 347.73:339.923:339.543

Ю. М. Литвинова

Таможенный контроль в рамках Евразийского экономического союза: некоторые новеллы законодательства в связи с принятием ТК ЕАЭС

В статье рассмотрены основные изменения в таможенном законодательстве в связи с принятием ТК ЕАЭС. Особое внимание уделено осуществлению таможенного контроля, особенностям его применения. Кроме того, отмечаются некоторые изменения, коснувшиеся правового статуса уполномоченного экономического оператора, таможенного декларирования товаров.

The article considers the main changes in the customs legislation in connection with the adoption of Customs Code Of The Eurasian Economic Union. Particular attention is paid to the implementation of customs control, the specifics of its application. In addition, there are some changes that have affected the legal status of the authorized economic operator, the customs declaration of goods.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, таможенный контроль, формы таможенного контроля, уполномоченный экономический оператор, таможенное декларирование.

Key words: Eurasian Economic Union, customs control, forms of customs control, authorized economic operator, customs declaration.

11 апреля 2017 г. завершился этап подписания Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Одновременно с этим сформирован перечень решений Евразийской экономической комиссии, которые должны вступить в силу одновременно с новым Таможенным кодексом ЕАЭС и во исполнение его положений.

Следует отметить общую направленность ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, что в целом должно обеспечивать содействие внешней торговле. Заложенный в новом Таможенном кодексе комплекс мер призван создать более тонкие механизмы применения системы управления рисками и вообще таможенного

© Литвинова Ю. М., 2017

контроля. Таможенный контроль становится более гибким, не таким массовым, сокращается время его проведения. Отмечается, что кодекс не даст прямых и резких импульсов, но будет помогать диалогу и поиску платформы для сближения позиций участников ВЭД и таможенных органов [1].

Ряд положений и нововведений коснулись таможенного контроля вообще и в частности контроля таможенной стоимости. Так, в новом ТК ЕАЭС вводится понятие взаимосвязанных лиц (ст. 37 ТК ЕАЭС). Данное определение закреплено в гл. 5 «Таможенная стоимость товаров» путем кодификации Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза [3]. Введение указанного термина видится важным, поскольку применяется при определении таможенной стоимости товаров.

В ТК ТС под таможенным контролем понималась совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (пп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

В соответствии с ТК ЕАЭС таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пп. 41 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

Основная цель таможенного контроля заключается в определении с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками та-моженно-правовых отношений операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства, а также выявление, пресечение и предупреждение совершения нарушений в данной области правового регулирования.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств -членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

Некоторые изменения коснулись порядка проведения таможенных проверок. Под таможенной проверкой теперь понимается форма таможенного

контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных ТК ЕАЭС, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (п.1 ст.331 ТК ЕАЭС).

Содержание таможенной проверки заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в предоставленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, предоставленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией.

Особо отмечает ТК ЕАЭС таможенный контроль после выпуска товаров. В отличие от ранее действовавшего ТК ТС, ТК ЕАЭС четко закрепляет, что таможенная проверка проводится таможенным органом после выпуска товаров. Таким образом, новый кодекс фактически смещает акценты на постконтроль, т. е. контроль после выпуска товаров.

Кроме того, ТК ЕАЭС в отличие от ТК ТС, закрепляет порядок проведения камеральной и выездной таможенных проверок, права и обязанности должностных лиц таможенного органа и проверяемого лица при проведении таможенной проверки, порядок предоставления документов и сведений, необходимых для проведения таможенной проверки. Таким образом, союзное законодательство более детально регламентирует осуществление таможенного контроля. Пределы национального правового регулирования в данной сфере значительно сокращены по сравнению с ТК ТС.

С 12 до 7 сокращено количество форм таможенного контроля. Под формами таможенного контроля следует понимать совокупность приемов и способов осуществления таможенными органами и их должностными лицами своих функций в целях определения соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства, а также выявления, пресечения и предупреждения совершения нарушений в данной области правового регулирования. «Каждую форму таможенного контроля можно рассматривать как самостоятельную административную процедуру, характеризующуюся специфическими задачами, особым предметом, порядком и методами проведения, совокупностью прав и обязанностей таможенных органов и проверяемых лиц» [6, с. 112].

Такие ранее действовавшие формы таможенного контроля, как устный опрос, таможенное наблюдение, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности, объединены в качестве мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля и их применение в гл. 46 ТК ЕАЭС.

Следует обратить внимание на изменения, коснувшиеся правового статуса уполномоченного экономического оператора. Так, уполномоченным экономическим операторам предоставляются специальные упрощения, под которыми понимаются особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля и иные особенности положений ТК ЕАЭС, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора. Например, свидетельство первого и третьего типов дает право уполномоченному экономическому оператору совершать таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС, убытием товаров с таможенной территории ЕАЭС, таможенным декларированием и выпуском товаров в первоочередном порядке. Мероприятия таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в отношении уполномоченного экономического оператора (при наличии свидетельства первого и второго типов) проводятся в первоочередном порядке. Таким образом, предусмотрены специальные упрощения для уполномоченных экономических операторов с низким уровнем риска.

Кодифицированы некоторые Соглашения государств - членов Таможенного союза, например, Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля [5], Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного союза [4].

Одним из принципов таможенного регулирования в ЕАЭС провозглашается применение современных методов таможенного контроля и максимальное использование информационных технологий в деятельности таможенных органов (п. 3 ст. 1 ТК ЕАЭС). Так, предварительная информация может представляться в виде электронного документа (п. 4 ст. 11 ТК ЕАЭС). Заявление о принятии предварительного решения о классификации товара может быть подано в виде электронного документа или документа на бумажном носителе (п. 1 ст. 24 ТК ЕАЭС). Документы, необходимые для совершения таможенных операций, предоставляются в электронном виде или на бумажном носителе

(п. 6 ст. 80 ТК ЕАЭС). Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных ТК ЕАЭС (п. 3,4 ст. 104 ТК ЕАЭС).

В рамках единого экономического пространства (ЕЭП) предполагается взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности [2]. Данное положение реализуется в рамках применения механизма «единого окна». Под «единым окном» понимается взаимодействие между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками внешнеэкономической деятельности, которое позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно предоставлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности.

Применение указанного механизма позволит:

а) для государственных органов государств-членов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность:

- повысить качество и сократить сроки предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций;

- повысить уровень управления рисками и минимизировать случаи несоблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных законодательством государств-членов;

- сократить расходы бюджетов государств-членов на предоставление государственных услуг и осуществление государственных функций;

- упростить административные процедуры и повысить их эффективность;

б) для участников внешнеэкономической деятельности:

- сократить стоимостные и временные издержки, связанные с обработкой информации и документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности;

- упростить технологию информационного взаимодействия с государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность;

- оптимизировать ресурсы, в том числе трудовые, при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- повысить транспарентность и предсказуемость бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Таким образом, ТК ЕАЭС в качестве приоритетного определяет электронное таможенное декларирование. Письменное же декларирование применяется только в определенных случаях. Электронный документооборот и максимальное применение информационных технологий в деятельности таможенных органов ставится приоритетным в соответствии с новым ТК.

В новом ТК ЕАЭС заложены основы повышения эффективности функционирования единого экономического пространства. «В целях повышения эффективности функционирования ЕАЭС важно установление постоянного консолидированного обмена информацией, необходимой для осуществления таможенного контроля, который позволил бы более тщательно отслеживать товарные потоки во взаимной торговле государств - членов ЕАЭС» [1].

Список литературы

1. Боброва В.В. Новый таможенный кодекс ЕАЭС как эффективный инструмент государственного регулирования внешней торговли // Региональная экономика и управление: электрон. науч. журн. - 2017. - № 1 (49).

2. Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности: решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68 // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - URL:http://www.eurasiancommission.org/.

3. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. (в ред. от 23 апр. 2012 г.) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» // СЗ РФ. - 2012. - № 32. - Ст. 4471.

4. Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного союза (Заключено в Санкт-Петербурге 19.10.2011) // Бюлл. междунар. договоров. - 2012. - № 4.

5. Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля (Заключено в Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 08.05.2015) // Бюлл. междунар. договоров. - 2012. - № 7.

6. Щерба М.Ю., Шевчук П.С. Новые подходы к таможенному администрированию в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Управление инвестициями и инновациями. - 2016. - № 2.

ТРУДОВОЕ ПРАВО

УДК 349.2:331.45

К. А. Тарасевич

О некоторых вопросах соблюдения прав работников в сфере охраны труда

В статье рассматривается проблематика нарушений прав работников в области охраны труда. Изучаются наиболее типичные ошибки работодателей, допускаемые в отношении работников при соблюдении прав последних в трудовых правоотношениях.

The article deals with the problems of violations of workers' rights in the field of labor protection. The most common mistakes made by employers in employee relations are observed, while observing the rights of the latter in labor relations.

Ключевые слова: охрана труда, работодатель, работник, дистанционный работник, несчастный случай на производстве.

Key words: labor protection, employer, employee, remote worker, work accident.

Право на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены, закреплено законодательством Российской Федерации [5]. Каждый работник трудится в определенных специфических условиях, представляющих собой совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, которые способны оказывать влияние на работоспособность и здоровье работника. Поэтому для сохранения жизни и здоровья работников необходимо создавать такие условия труда, чтобы влияние вредных и опасных факторов было исключено или минимизировано.

Особое внимание в трудовых правоотношениях уделяется улучшению условий охраны труда [3]. С учетом повышенной социальной значимости жизни и здоровья граждан специальным федеральным законодательством предусмотрен механизм обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеющий своей целью установление дополнительных социальных и правовых гарантий

© Тарасевич К. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.